СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра как метод реализации познавательных УУД на уроках технологии и географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем?

Просмотр содержимого документа
«Игра как метод реализации познавательных УУД на уроках технологии и географии»

Игра как метод реализации познавательных УУД

на уроках технологии и географии.


Васильев А.Л. учитель географии и технологии МБОУ « СОШ № 24 имени В.Г. Столля


Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?

Здесь на помощь приходят так называемые нетрадиционные или игровые уроки. Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний, где основным средством является монологическое объяснение при помощи рассказа, беседы, лекции. От учащихся требуется воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д. 

Не совсем обычным для традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и других методов обучения, которые могут быть представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.

Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности педагога и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности имеет развивающую направленность.

Творчество педагога создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предметов школьной программы. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая учебное пространство кабинета, состав обучающихся, уровень подготовленности класса. При создании нетрадиционного урока или отдельных его элементов, педагогу следует отойти от шаблона стандартного урока, придумать и предложить некие новые варианты получения знаний, которые заинтересовали бы детей, привлекли бы их внимание, активизировали деятельность, заставили мыслить, искать, действовать, принимать важные решения и в этом может помочь урок - игра.

Нетрадиционный урок (урок – игра) – это иногда импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (строго не установленную) структуру. Нетрадиционный урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он основан на совместной деятельности педагога и обучающихся, совместном поиске, отработке новых форм деятельности, что в итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках и повышение эффективности преподавания. В соответствии с ФГОС приоритетная роль на учебном занятии отводится деятельности учащихся. Происходит отступление от традиционных уроков и предлагаются варианты нетрадиционных уроков. ФГОС предлагает новую классификацию типов уроков. Формы их проведения выбираются свободно. Это такие уроки как:

  • уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль;

  • уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет;

  • урок-конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут, настольные тематические игры;

  • деловая и ролевая игра, следствие, ученый совет;

  • уроки в форме мероприятий: экскурсия, путешествие, прогулка, концерт;

  • уроки-фантазии: сказка, виртуальное путешествие (по карте или видеофильму), спектакль, сюрприз;

  • интегрированные уроки (технология +домоводство + география).

Выбор игровой формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

  • специфика предмета и класса,

  • характеристика темы (материала),

  • возрастные особенности учащихся.

На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:

  • особенности и возможности выбранной формы урока;

  • характеристики класса.

Этап организации урока «Игры» включает следующие составляющие:

  1. Написание сценария урока.

  2. Распределение обязанностей между учителем и учащимися.

  3. Подбор методов, средств обучения.

  4. Разработка заданий, вопросов, тестов и др. и критериев их оценки.

  5. Разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Написание сценария - самый ответственный и трудный этап при подготовке игрового (нетрадиционного урока. Его могут писать учитель (группа учителей) либо учитель совместно с группой учащихся.

Сценарий должен отражать следующие моменты:

  • подробный план урока (с указанием целей урока);

  • инструкции по проведению каждого этапа урока;

  • список ролей участников (роли сразу распределяются между учащимися);

  • необходимый реквизит;

  • подборку заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решениями и критерии их оценки;

  • критерии оценки деятельности учащихся;

  • вопросы для анализа урока.

Задания для игрового урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) учитель может подбирать как самостоятельно, так и совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Задания должны иметь различный уровень сложности, быть занимательными, поучительными, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.

Одним из сложных составляющих в проведении игровых уроков является «временной фактор», который очень сложно с прогнозировать, поэтому игровые моменты необходимо включать в уроки постепенно (10 мин., 20 мин., 30 мин., весь урок), при этом стараться моделировать разные ситуации которые могут возникнуть.

Критерии оценки работы учащихся на нетрадиционном уроке разрабатываются учителем (возможно, вместе с учениками) заранее и объявляются до урока или в начале урока; оцениваться могут все ученики или только некоторые из них (это зависит от активности на уроке, целей урока, специфики выбранной нетрадиционной формы); критерии оценки могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы; итоговая отметка обычно включает оценку работы на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценку работы непосредственно на уроке. Стоит отметить, что выставить отметку могут учитель или сами учащиеся. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ различны. Например, при устном ответе обязательно оценивается речь, логика, умение формулировать проблему и др., а при письменном ответе основное внимание обращается на правильность решения и оформление задачи.

Заключительным этапом проведения «Игрового» урока является его анализ. Анализ - это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы:

- Что получилось, а что нет?

- В чем причины неудач?

При осуществлении анализа необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

  • проводить анализ урока можно в разных формах: устно коллективно, когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования);

  • анализ урока можно проводить сразу после урока («по горячим следам»), либо некоторое время спустя (через несколько дней или через месяц), чтобы проверить, что осталось в памяти; при желании можно проводить двойной анализ;

  • анализ нетрадиционного( игрового) урока должен проводиться как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.

На любом уроке сохраняется роль учителя – человека, руководящего учебным процессом, несущим ответственность за результат. Но если на обычном уроке роль учителя центральная, то на нетрадиционном уроке учитель – консультант, соучастник процесса. Конечно, не с каждым классом такая работа получается, и даже не с каждым учеником в классе. Есть дети пассивные, со сниженной мотивацией к учебе, ленивые, безответственные в обычной жизни. Но даже такие дети рано или поздно загораются желанием сделать что-то для своей группы, поучаствовать в чем-либо, проявить себя хоть чуть-чуть. И обычные, и традиционные уроки не всегда проходят гладко и успешно, не всегда дают высокий результат. Данная форма уроков – это поиск путей повышения качества процесса обучения, формирования универсальных учебных действий, а также один из способов повышения самооценки у учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!