СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-квест "Авиамоделисты"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИГРА-КВЕСТ «Авиамоделисты»

Цель: популяризация авиамоделирования как одного из видов детского технического творчества и создание условий для коллективной деятельности обучающихся детских объединений по авиамоделированию и их родителей.

Задачи:

  • систематизировать знания детей в области авиации и авиамоделирования;
  • создать условия для демонстрации начальных умений обучающихся в области технического моделирования (авиамоделирования);
  • вовлечь участников в активный познавательный процесс;
  • формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес детей к занятиям техническим творчеством (авиамоделированием);
  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь);
  • создать условия для развития социального партнерства в системе «педагог – ребенок – родитель»;
  • формировать навыки работы в команде;
  • воспитывать чувство личной ответственности за выполнение задания.

Просмотр содержимого документа
«Игра-квест "Авиамоделисты"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр технологического образования и детского технического творчества»

г. Белгорода






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИГРЫ-КВЕСТА


«Авиамоделисты»








Подготовили: педагог-организатор,

Педагог дополнительного

образования

Волокушин Вадим Михайлович











Белгород 2018

ИГРА-КВЕСТ «Авиамоделисты»

Цель: популяризация авиамоделирования как одного из видов детского технического творчества и создание условий для коллективной деятельности обучающихся детских объединений по авиамоделированию и их родителей.

Задачи:

  • систематизировать знания детей в области авиации и авиамоделирования;

  • создать условия для демонстрации начальных умений обучающихся в области технического моделирования (авиамоделирования);

  • вовлечь участников в активный познавательный процесс;

  • формировать устойчивую мотивацию и познавательный интерес детей к занятиям техническим творчеством (авиамоделированием);

  • развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, речь);

  • создать условия для развития социального партнерства в системе «педагог – ребенок – родитель»;

  • формировать навыки работы в команде;

  • воспитывать чувство личной ответственности за выполнение задания.

Участники: учащиеся МБУДО ЦТОиДТТ, занимающиеся в детских объединениях по авиамоделированию 9-11 лет и их родители (возможен вариант по схеме ребенок + родитель)

Состав команд: 6 человек

Время и место проведения квест-игры: игра проходит в помещениях МБУДО ЦТОиДТТ.

Оформление, оборудование и материалы: импровизированные ПП (поворотные пункты) движения по заданному маршруту, бортовые журналы команд, полетные листы, тематические плакаты, информационные стенды, форма с логотипом команды, музыкальное сопровождение, конверты с заданиями, сантиметровая лента, мишень/мел, наборы фломастеров/ручек, бумага формата А4, секундомер, ножницы (по количеству членов команды), фрагменты финальной фразы (по количеству команд), грамоты для награждения победителей, призы.

Общая продолжительность игры-квеста: 1-1,5 часа.

Рекомендации к проведению игры-квеста:

Игра-квест проводится с учащимися в возрасте 9-11 лет и их родителями (или только учащимися). В ходе игры команды (экипажи), выполняя задания, предлагаемые им организаторами на каждом этапе (поворотном пункте), набирают призовые баллы. Баллы записываются в бортовой журнал, и организатор на каждом ПП удостоверяет их своей подписью. Побеждает команда (экипаж), набравшая наибольшее количество баллов. Награждение победителей проходит как в командном, так и в индивидуальном зачете (по мнению участников и организаторов). Возможна такая организация игры-квеста, когда на каждом ПП, у организатора может быть 2 типа заданий: для учащихся и для родителей (задание сложнее) или же игровые задания могут быть одинаковыми.

Желательно иметь возможность привлечения к игре-квесту учащихся старшего возраста из тех же детских объединений в роли организаторов на ПП. В случае участия родителей и наличии для них отдельных заданий возможна такая организация игры, когда на каждом ПП находятся 2 организатора (по количеству заданий). Тогда по прибытии на ПП команда делится на 2 группы, и каждый организатор проводит свое задание с частью команды (экипажа), при этом группы работают параллельно, в одно и то же время. При такой организации достигается некоторая экономия времени.

Организация квест-игры:

  • сбор команд

  • явка команд обеспечивается педагогами дополнительного образования;

  • команды должны заранее придумать название своей команды, логотип и иметь единую форму.

Общие правила проведения игры-квеста:

Проводится инструктаж о правилах игры-квеста:

1) Для выполнения игры-квеста педагоги предварительно формируют 3 команды по 6 человек, состоящие из обучающихся и родителей.

2) В каждой команде выбирается капитан, у которого во время игры находится полетный лист (план выполнения метеорологических заданий).

ПОЛЕТНЫЙ ЛИСТ

(ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ)

полетный лист 1 команды: 1 поворотный пункт – 2 поворотный пункт – 3 поворотный пункт – 4 поворотный пункт – 5 поворотный пункт – 6 поворотный пункт

полетный лист 2 команды: 2 поворотный пункт – 3 поворотный пункт – 4 поворотный пункт – 5 поворотный пункт – 6 поворотный пункт – 1 поворотный пункт

полетный лист 3 команды: 3 поворотный пункт – 4 поворотный пункт – 5 поворотный пункт – 6 поворотный пункт – 1 поворотный пункт – 2 поворотный пункт

3) Полетный лист содержит поворотные пункты (ПП), места их нахождения, порядок прохождения.

4) ПП располагаются в учебных кабинетах (холлах, коридорах, рекреациях).

5) На каждом ПП присутствует организатор (методист, психолог, учащийся), который проводит с каждой командой свое задание.

6) Результаты прохождения ПП будут фиксироваться в бортовом журнале. На каждом этапе подводятся итоги прохождения поворотного пункта, и каждый экипаж получает конверт с фрагментом финальной фразы, которую участники должны будут сложить на заключительном ПП игры.

7) Для оценки результативности игры-квеста создается счетная комиссия (учащиеся, педагоги).

8) По окончании игры-квеста полетные листы сдаются в комиссию, члены комиссии подсчитывают баллы, оглашают результаты игры, проводят награждение.

ХОД ИГРЫ-КВЕСТА

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Участники собираются в актовом зале (большом холле, рекреации).

Вступительное слово ведущего

Уважаемые участники игры, вы распределены для прохождения квест-испытаний на 3 группы авиаторов. Ваша задача заключается в последовательном выполнении метеорологических заданий. Каждый экипаж сегодня выполнит маршрутный полет в соответствии с данными вашего полетного листа. В бортовом журнале, который также будет иметь каждый экипаж фиксируется допуск к полету после прохождения предполетного досмотра, определяются действия в заданных метеорологических условиях (полетные листы), выполняются задания на поворотных пунктах. На каждом поворотном пункте, в случае правильного ответа, экипаж получает баллы, а также фрагмент фразы одного из великих людей в истории и развитии авиации, русского механика, основоположника гидро- и аэродинамики, которую в конце игры нужно будет сложить. Всем понятна поставленная задача? Если все понятно, делимся на команды и начинаем игру.

Построение и деление на три команды, вручение бортовых журналов экипажам (названия по номеру)

2. КОМАНДНАЯ ЧАСТЬ

Все организаторы занимают свои места. Экипажи прибывают на 1-й ПП согласно своим полетным листам. Организаторы на ПП по часам одновременно начинают работу с экипажами. Когда задание выполнено, организатор выставляет баллы в бортовой журнал. Экипаж отправляется на следующий ПП.

Инструктаж для организаторов:

На каждом ПП экипажам предлагается задание.

По всем этапам (ПП) критерии оценки задания, количество баллов и штрафные баллы указаны в задании.

Результаты прохождения ПП необходимо фиксировать в бортовом журнале экипажа.

Организатор в процессе взаимодействия с ребятами в игровой форме стремится донести важную информацию до учащихся-участников, исправляет ошибки.

ПУНКТ 0. «ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ДОСМОТР»

Необходимые условия: 3 организатора, каждый отвечает за один показатель с записью в бортовом журнале, досмотр проходит весь состав экипажа.

Задания:

  • Проверка зрения (не сбиваясь, читают строки)

  • Уточнение размеров (измерение общего роста «в колибри»)

  • Проверка уровня громкости голоса (одновременно называю каждый свое имя)

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ 1. «ВИДЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ»

Необходимые условия: 1 организатор

Задание: Участникам предлагаются цветные иллюстрации с сопровождением текстового сообщения разнообразных летательных аппаратов. На этом этапе необходимо установить соответствие между иллюстрацией и текстом.

Иллюстрации: воздушный шар, орнитоптер, парашют, воздушный змей, дирижабль, планер, биплан, самолет, вертолет, дельтаплан.

Описания летательных аппаратов:

  • Человек всегда завидовал птицам и ему очень хотелось научиться летать. В древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны. Люди давно заметили, что вверх поднимается не просто дым, а нагретый воздух. Два учёных – француза, братья Монгольфье, сделали из бумаги и полотна … (ВОЗДУШНЫЙ ШАР), наполнили его нагретым воздухом, и он взвился вверх. Но далеко на нем не улетишь: куда ветер, туда и он. А люди хотели летать туда, куда им надо. Впервые в свободный полет человек отправился на этом летательном аппарате, который поднялся из сада замка де ла Мюэт в западном пригороде Парижа 21 ноября 1783 г. Его пассажирами были молодой директор Парижского музея науки Пилатр де Розье и армейский офицер маркиз д'Арланд, имевший широкие связи при дворе Людовика XVI. На этом летательном аппарате, построенном братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье, они провели в воздухе около 25 мин.

  • … (ОРНИТОПТЕР) представляет собой самолет, который летит, хлопая крыльями. Большинство этих летательных аппаратов беспилотные, но также было построено несколько пилотируемых моделей. Одна из самых ранних концепций такого летательного аппарата была разработана Леонардо да Винчи еще в 15 веке. В 1894 году Отто Лилиенталь, немецкий пионер авиации, впервые в истории совершил пилотируемый полет на ... (орнитоптере).

  • Изготавливаемый из легкой и прочной ткани (подобной нейлону) … (ПАРАШЮТ) представляет собой устройство, которое используется, чтобы замедлить движение объекта через атмосферу. Описание самого древнего такого устройства было найдено в анонимной итальянской рукописи, датируемой 1470 годом. В современные дни эти устройства используются для спуска различных грузов, в том числе людей, продуктов питания, оборудования, космических капсул и даже бомб.

  • Первоначально построенный путем растяжения шелка над рамкой из расщепленного бамбука, … (ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ) был изобретен в Китае в 5 веке до нашей эры. В течение длительного времени много других культур переняли это устройство, а некоторые из них даже продолжали дальнейшее усовершенствование этого простого летательного аппарата. Например, такие устройства, даже способные переносить человека, как полагают, существовали в древнем Китае и Японии.

  • … (ДИРИЖАБЛЬ) стал первым летательным аппаратом, способным на управляемые взлет и посадку. В начале в нем использовали водород, но из-за большой взрывоопасности этого газа, в большинстве таких летательных аппаратов, построенных после 1960-х годов, начали использовать гелий. Данный летательный аппарат также может оснащаться двигателями, а экипаж и/или полезная нагрузка в нем расположены в одной или нескольких "гондолах", подвешенных под баллоном с газом.

  • … (ПЛАНЕР) (параплан) — летательный аппарат тяжелее воздуха, который поддерживается в полете динамической реакцией воздуха на его несущие поверхности, т.е. он не зависит от двигателя. Таким образом, большинство этих летательных аппаратов не имеют двигателя, хотя некоторые парапланы могут быть оснащены ими, чтобы продлить полет в случае необходимости.

  • … (БИПЛАН) — это самолет с двумя неподвижными крыльями, которые расположены друг над другом. Он имеет ряд преимуществ по сравнению с обычными конструкциями крыла (монопланами): они позволяют добиться большей площади крыльев и подъемной силы при меньшем размахе крыла. Такой летательный аппарат «Флайер – 1» братьев Райт в 1903 году стал первым успешно поднявшимся в воздух самолетом.

  • … (САМОЛЕТ) (аэроплан) — воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу, и неподвижного, относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу. Они делятся на гражданские, спасательные и военные. В России над проблемами полета человека долго и упорно работал морской офицер А.Ф.Можайский. В Красном селе, под Петербургом, был построен деревянный покатый настил, по которому, как по взлетной полосе, должен был разгоняться этот летательный аппарат. Рядом возвышался дощатый сарай, где Можайский со своим механиком проводил сборку и регулировку аппарата. Первый пробный полет такой летающей машины был осуществлен в июле 1882 года.

  • … (ВЕРТОЛЕТ) — винтокрылый летательный аппарат, который может взлетать и садиться вертикально, парить и лететь в любом направлении. На протяжении последних столетий было много концепций, похожих на современные модели, но только в 1936 году был построен первый рабочий летательный аппарат Фокке-Вульф Fw 61.

  • … (ДЕЛЬТАПЛАН) – немоторизованный летательный аппарат тяжелее воздуха, в котором отсутствует хвост. Современные модели изготовлены из алюминиевого сплава или композитных материалов, а крыло - из синтетической парусины. Эти аппараты имеют высокое соотношение подъемной силы, что позволяет пилотам летать в течение нескольких часов на высоте тысяч метров над уровнем моря в восходящих потоках теплого воздуха и исполнять фигуры высшего пилотажа.

Критерий оценки: точность установленного соответствия.

Максимальное количество баллов: 10 баллов.

Штрафные баллы: по 1 баллу за каждое неверно установленное соответствие.

Фрагмент фразы: «Самолет –

Зашифрованный фрагмент фразы: - теломаС»

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ 2. «ЛЕТНАЯ ВИКТОРИНА».

Необходимые условия: 1 организатор.

Задание: Викторина.

Чтобы ответить на вопрос, нужно выбрать правильный ответ из 3х предложенных.

1. Прибор, определяющий количество оборотов двигателя?

А. Спидометр

Б. Тахометр (правильный ответ)

В. Термометр

2. Что в переводе с латинского означает «авиация»?

А. Птица (правильный ответ)

Б. Летающий

В. Полёт

3. Каких самолётов не бывает по скорости полёта?

А. Гигазвуковых (правильный ответ)

Б. Сверхзвуковые

В. Трансзвуковые

4. Какой военный деятель и изобретатель построил в 1883 году самолёт на собственные средства?

А. Александр Можайский (правильный ответ)

Б. Игорь Сикорский

В. Лев Толстой

5. Кто одними из первых изобрели летательный аппарат тяжелее воздуха?

А. Братья Карамазовы.

Б. Братья Райт (правильный ответ)

В. Братья Грим

6. Как называется данный летательный аппарат?

А. Железный Цеппелин.

Б. Истребитель F-16 Falcon.

В. Биплан/Самолет Breguet-14. (правильный ответ)

7. Как называется данный летательный аппарат?

А. Пластилиновая ворона

Б. Пассажирский самолет "Ту-104"

В. F-117 "Stealth" (правильный ответ)

8. По преданию, первый летательный аппарат был разработан древнегреческим философом Архитом Тарентским. Как он назывался?

А. Ворон

Б. Голубь (правильный ответ)

В. Орел

9. Как звали первую женщину-пилота в истории авиации?

А. Лидия Зверева

Б. Мелли Бесе

В. Раймонда Дерош (правильный ответ)

10. Система опор, необходимых для разбега самолёта при взлёте, пробега при посадке, а также передвижения и стоянки его на земле?

А. закрылки

Б. шасси (правильный ответ)

В. колеса

Критерий оценки: правильность.

Максимальное количество баллов: 10 баллов.

Штрафные баллы: по 1 баллу за каждый неверный ответ.

Фрагмент фразы: величайшее творение разума

Зашифрованный фрагмент фразы: амузар еинеровт еешйачилев

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ 3. «ДРУДЛЫ»

Необходимые условия: 2 организатора.

Задание: Друдлы.

Примечание для участников: Друдлы /от англ. droodle/ (головоломки для развития воображения и креативности) – задачи, в которых требуется домыслить изображение на рисунке. Интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950 годах. Название происходит как комбинация 3х слов: «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок), «riddle» (загадка). Любители головоломок-друдлов не ограничиваются одним ответом. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что однозначно правильного ответа в друдлах нет.

Иллюстрации:












Критерий оценки: ответ считается правильным, если дано хотя бы 2 ответа-рассуждения на предложенную картинку.

Максимальное количество баллов: 12 баллов.

Штрафные баллы: по 1 баллу за отсутствие какого-либо ответа-рассуждения на каждую предложенную картинку.

Фрагмент фразы: и рук человеческих.

Зашифрованный фрагмент фразы: .хиксечеволеч кур и

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ 4. «ВНЕШТАТНАЯ СИТУАЦИЯ»

Необходимые условия: 1 организатор

Задания (на выбор):

  1. Отказ двигателя – вынужденная посадка – Кения – племя «масаи» – ИСПОЛНЕНИЕ ГРУППОВОГО ТАНЦА КАК УСЛОВИЕ

  2. Потеря ориентировки – вынужденная посадка – Тибет – монастырь – ПРИСЕДАНИЯ КАК УСЛОВИЕ

  3. Закончилось топливо – вынужденная посадка – Австралия – пастбище кенгуру – ПРЫЖКИ КАК УСЛОВИЕ

Критерий оценки: артистизм и групповое исполнение условия задания.

Максимальное количество баллов: 5 баллов.

Штрафные баллы: 5 баллов за невыполнение задания.

Фрагмент фразы: Он не подвластен никаким

Зашифрованный фрагмент фразы: микакин нетсалвдоп ен нО

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ 5. «ОРИЕНТИРОВАНИЕ».

Необходимые условия: 1 организатор

Задание: По заданному плану местности составить описание и возможность посадки летательного аппарата.

Критерий оценки: точность описания и правильный расчет возможности посадки летательного аппарата.

Максимальное количество баллов: 10 баллов.

Штрафные баллы: от 1 до 3 баллов за неточности в описании и расчетах, 5 баллов за невыполнение задания.

Фрагмент фразы: авторитетам, кроме лиц,

Зашифрованный фрагмент фразы: ,цил еморк ,матетиротва

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ 6. «КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО».

Необходимые условия: 1 организатор

Задание: За 1 минуту каждому члену команды сделать бумажный самолёт, раскрасить его по своему усмотрению и потом запустить его на точность в цель (мишень).

Альтерантивное задание: За 1 минуту нужно сделать бумажный самолёт и осуществить перелёт с аэродрома на аэродром. Пока один участник делает самолёт (роль конструктора), другой – мелом очерчивает 2 круга: 1-й диаметром 2 м, 2-ой на расстоянии от 1-го 3 м, диаметром 1 м (роль строителя); 3-й участник команды (роль пилота) должен осуществить перелёт с одного аэродрома на другой, не выходя за пределы очертаний аэродромов.

Критерий оценки: время и точность полета.

Максимальное количество баллов: 10 баллов.

Штрафные баллы: по 1 баллу за промах при посадке на аэродром, 1 балл за неточное расположение аэродромов, от 1 до 3 баллов за неточное конструирование самолёта. Следовательно, штрафных баллов может быть от 0 до 5 баллов.

Фрагмент фразы: уважающих летные законы»

Зашифрованный фрагмент фразы: «ыноказ еынтёл хищюажаву

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

КОНЕЧНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ.

После прохождения всего маршрута по полетному листу экипажи направляются в счетную комиссию, чтобы отдать свои результаты.

Необходимые условия: 1 организатор

Задание: Из полученных зашифрованных фрагментов сложить фразу одного из великих людей, внесших огромный вклад в развитие авиации в России. Разгадать зашифрованную фамилию человека, произнесшего эту фразу.

Зашифрованный фрагмент фразы:

О

С

К

И

Ж

Й

У

К

В

573192846

Ответ: «Самолет – величайшее творение разума и рук человеческих. Он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих летные законы» Н.Е. Жуковский

Критерий оценки: правильность.

Максимальное количество баллов: 10 баллов.

Штрафные баллы: от 1 до 3 баллов за неточности в воспроизведении фразы, 5 баллов за невыполнение задания.

Заключительное слово ведущего.

Уважаемые участники игры! Все поворотные пункты успешно пройдены. Счетная комиссия уже подвела итоги. Предоставляем ей слово…

Подведение итогов. Награждение команд и отдельных участников.

Поздравляем победителей! Ребята, не останавливайтесь на достигнутом, шагайте вперед! Ведь впереди еще столько непокоренных вершин, столько открытий и творческих дел. Мы ждем от вас новых технических идей и проектов. До свидания! До новой встречи!

Список использованных ресурсов:
  1. Греем И. Всё обо всем: Большая энциклопедия/И. Грем, П. Стери. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

  2. Новый политехнический словарь/Отв. ред. А.Ю. Ишлинский. – М.: БРЭ, 2003.

  3. Энциклопедия для детей. Т.14. Техника/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2003.

  4. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования/Г.К.Селевко – М: НИИ школьных технологий, 2005.

  5. Мохов Е.С., Щекотова Л.А. Квест - игра «Покорение неба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/kursy/coursePP?doc_dwn=2299060, свободный. (дата обращения: 10.05.2018)

  6. Цитаты. Цитаты и афоризмы об авиации. URL: http://aviaengeneer.ru/tcitaty (дата обращения: 14.05.2018).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!