СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "По родному краю" - Ленинградская область (вопросы- ответы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересный материал о Ленинградской области для учителей, работающих летнем школьном лагере

Просмотр содержимого документа
«Игра "По родному краю" - Ленинградская область (вопросы- ответы)»

Краеведческая викторина


1. Назовите город Ленинградской области носящий имя великого поэта. Как он назывался ранее?

( Пушкин . Царское село )

2. В каком селе Волховского района , на берегу какой реки насыпан «Курган бессмертия»? В память о каких событиях?

(1974г.,135 километр Киевского шоссе Памятник партизанской Славы.)

3.Назовите высоты, окружающие Санкт – Петербург в радиусе 30 – 40 км. Какая из них служит науке? Какой мемореал увековечил память защитников Ленинграда?

(Пулковская – служит науке,ныне там обсерватория.

4. Когда началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков и когда закончилась? ( 22 июня 1941 года –началась, 9 мая 1945 года – окончилась)

5. Где и когда прошел военный парад советских войск в честь победы над фашистской Германией?

( В Москве , на Красной площади, 24 июня 1945 года.)

6.Когда и где начались военные действия на территории Ленинградской области в годы ВО войны? Когда они закончились?

( 13 июля 1941 года у деревни Рель,( 14 июля захватили Осьмино) вторглись фашистские войска в пределы области,)

(, Освобождением Ивангорода 26.07 44г.)

7. Когда и где сомкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда?

( 8 сентября 1941 года, со взятием фашистскими войсками Шлиссельбургской крепости.

8. Когда начала действовать и где проходила дорога № 101 –« Дорога жизни»?

( 23 ноября 1941 года из Кобоны по неокрепшему льду Ладоги ушла в блокированный Ленинград первая колонна -60 машин с продовольствием. Начиналась «Дорога жизни под городом Тихвином у ж/дорожных станций Заборье и Подборовье, длина всей трассы -308 км. наиболее трудный участок пути были 30 км по льду Ладожского озера от Кобоны до Осиновца, линия фронта здесь проходила всего в 10 км от дороги.)

9. Сколько граммов суррогатного хлеба получали жители и бойцы Ленинграда в наиболее тяжелые дни блокады? Где сейчас можно увидеть эти крохотные кусочки хлеба?

( Рабочие-250 грамм хлеба,бойцы на передовой- 500г, другие в армии – 300г..,иждевенцы и дети -125г. хлеба на день)

(как экспонаты в Музее истории Ленинграда, в залах , посвященных блокаде)

10. Какие «пятачки» наиболее памятны защитникам Ленинграда?

( Ораниенбаумский и Невский )

11. Какие художественные произведения были созданы в осажденном городе в тяжелые дни блокады?

( Шестая симфония – Шостакович, поэма «Пулковский Меридиан» - В. Инбер и др.)

12. Назовите место основного захоронения жертв блокадного Ленинграда.

(Пискаревское и Серафимовское кладбища)

13. Как называлась, когда началась и когда закончилась операция по прорыву блокады Ленинграда?

( операция «Искра», Началась 12 дек. . Законч. – 18 дек. 1943 года.)

14. Когда и по какому поводу Ленинград салютовал воинам советской армии?

(27 января 1944 года, в честь снятия блокады.)

15. Где в Ломоносовском районе встретились Вторая Ударная Армия и 42 Армия при снятии блокады с г. Ленинграда?

( д. Ропша, 20 января 1944 года.)

16. Когда и каких правительственных наград был удостоин город Ленинград?

( 1919г. –Орден Боевого Красного Знамени,

1945г. И 1957г. –Орден Ленина и Орден Ленина

1967г. – Орден Октябрьской Революции

22 дек. 1942г. –медаль за Оборону Ленинграда

1957г. – 250-летия Ленинграда

1965г.- Золотая Звезда, звание Город – Герой.

17. Какой памятник мужеству и героизму ленинградцев имеет протяженность 200 км.?

( Зеленый пояс Славы. 26 монумента плюс 9 памятников установлены на Ораниенбаумском пятачке плюс 7 на Дороге Жизни.)

18. Какой город Ленинградской области был первым освобожден от фашистской оккупации и когда?

( г. Тихвин, 9 дек. 1941 года, был оккупирован ровно месяц с 8 .11.41г. по 9.12.41г. )

18а Какой город области был освобожден от фашистских захватчиков партизанами в 1944г?

( город Сланцы).

19. Где установлен монумент «Разорванное кольцо» и в честь какого события?

( на южном берегу Ладожского озера, здесь 18 января 1943 года было прорвано кольцо блокады Ленинграда.)

20. В каком районном центре Ленинградской области находится мемореал «Невский пятачок»?

( Кировский район )

21. Когда и как менялись названия нашего города Кингисеппа?

(1384г. – крепость Ям

1703г. –Ямбург

1922г. –Кингисепп

1935г. –Кингисеппский округ

1944г. – в Кингисеппский р – он вошел Ивангород

1945г. – сложилась территория настоящего Кингисеппского р – она

1992г. –вышел Ивангород

200 вошел Ивангород

22. Когда и какую правительственную награду получил г. Кингисепп?

( 11 октября 1984 года, Орден Отечественной войны Первой степени.)

23 Где проходил и как назывался рубеж обороны Ленинграда, который захватывал город Кингисепп, назовите его протяженность?

( Лужский рубеж, начинался от Финского залива, далее шел по реке Луге, заканчивался озером Ильмень, его протяженность 250 км.)

24. Какое орудие было применено под Кингисеппом 3 августа 1941г., о котором гитлеровцы доносили в ставку Гитлеру: «…Перед нами машины адской силы ….Мы несем большие потери …»

(Катюша – скорострельная реактивная зенитная установка.)

25. В течении какого периода город Кингисепп находился во вражеской оккупации?

( С 16 августа 1941 года по 1 февраля 1944 года)

26. Назовите известных вам руководителей Кингисеппского подполья в годы В.О. войны.

(Пасхин Николай Петровмч, члены:Д. Львов, И. Черноусов, О. Васильева, Н. Панфилов и другие )

27. Назовите улицы города Кингисеппа , названные в честь героев В.О. войны.

( Ковалевского, Графова)

28. Где в Лужском районе находится музей «Партизанская землянка»? Назовите имя отважной партизанки Лужского района.

(дер. Стрешево, Тося Петрова )

29. Сколько лет Санкт – Петербург был столицей нашей Родины?

( 206 лет, с 1712г. по 1918 г.)

30. Какую крепость основал сын Александра Невского?

( Копорье, сын Дмитрий,

31. Где и когда в нашей области был построен первый оружейный завод?

(казенный оружейный завад построен в 1724 году на реке Сестре – сестрорецкий.

32.Назовите русского композитора, который окончил морской кадетский корпус и служил морским оыфицером. Где он родился?

( Римский – Корсаков , родился в г. Тихвин)

33. Назовите единственный заповедник Ленинградской области.

( Нижнее – Свирский,41,4 тыс. га, образован в 1980 году.)

34. Как называется запрещенная для охоты зона и где в Кингисеппском районе она находится?

( ООПП-особо охраняемая природная территория. Котельский и Кургольский заказники, дубравы в деревне Велькота.)

35. Какой город Ленинградской области самый молодой?

(Сосновый Бор,с 1974г.)

36.Самая высокая возвышенность Ленинградской области.

(Вепсовская возв. -291 метр над уровнем моря).

37. Перечислить полезные ископаемые Ленинградской обл. и места их залегания.

(Сланцевский район – сланец

Кингисеппский - фосфориты

Тихвинские гряды - бокситы

Карельский перешеек-гранит, кварцевые пески,глины , известняки, песчаники

Синявино, Кингисеппский район – торф)

38 Назвать самое большое озеро Европы.

( Ладожское , 18100 кв. км.)

39. Дата образования Санкт – Петербурга и как менялось его название?

( с 26 мая 1703г.- Санкт –Петербург

С 1914г. –Петроград

С 1924г. – Ленинград

С!991г. – Санкт – Петербург )

40 Название канала связывающего Россию и Финляндию.

( Сайменский, построен в 1968 году).

41. Назовите города Ленинградской области, которые получили свои названия от рек на которых стоят.

( Луга, Волхов, Тосно, Тихвин, Сясьстрой.)

42. Назовите город Ленинградской области, который в 1992 году получил статус города областного подчинения, из какого района он выделился, когда он снова вернулся в данный район?

( Ивангород, из Кингисеппского района, снова вернулся в 2006 г.)

43. Назовите 7 древних крепостей Ленинградской области.

( Старая Ладога -753г. В ней находится один из древнейших храмов Руси, храм Георгия Победоносца, построен в 12-м веке, здесь Александр Невский святил свой меч перед битвой на р. Неве.

Орешек -1323г, ныне Шлиссельбур (Ключ – город).

Копорье 1240г.,построена сыном Александра Невского и находилась в 13 км. от Финского залива,использовалась как маяк. В 1297г. построена каменная крепость.

Выборгский замок -1293г., построен шведами, но отвоеван русичами.

Корела -1295г, названа по названию племен, населявших данные земли.

Ям - 1384г., построена за 33 дня новгородцами.

Ивангородская -1492г. При великом князе Московском Иване 3.

44. Сколько рек впадает в Ладожское озеро и сколько вытекает из него?

( впадает -32 реки, а вытекает – одна Нева).

45. Строительство какой крепости положило начало Санкт –Петербургу?

( Петропавловской, 16 мая 1703 года)

46. Когда и какими орденами награждена Ленинградская область?

( 1966год –Орден Ленина

1984год –Орден Октябрьской Революции0

47. Когда и кем в России был основан первый публичный музей,как он назывался?

(в 17 году, Петром Первым, кунсткамера).

48. Какому известному художнику открыт музей в Волосовском районе и где?

(Рериху, дер. Извары.)

49 . В каком районе находится и как называется почтовая станция, где не раз проезжал А.С. Пушкин, путешествуя из Петербурга в село Михайловское? Какая его повесть связана с этим местом?

( станция Выра Гатчинского района, повесть « Станционный смотритель».)

50. В честь кого названа деревня Котельниково Гатчинского района? Чем он знаменит ?

( в честь Котельникова ,который изобрел парашют).

51. Какой город является родиной русского воздухоплавания?

( Гатчина, ).

52. Сколько и где старинных почтовых станций 19 века сохранились.на Нарвском почтовом тракте?

(четыре: Ополье, Чирковицы, Каськово, Кипень )

53. В каком городе полководец А.В. Суворов и по его распоряжению солдатами Суздальского полка в 1764 году построена рубленная церковь святых Петра и Павла?

(Новая Ладога ).

54. Имя какого императора носил Новоладожский канал ?

(Императора Петра Великого).

55. Какая река соединяет Онежское и Ладожское озера и входит в состав Водно – Балтийского пути?

( река Волхов )

56. В каком году учреждена медаль « За оборону Ленинграда» ?

( в 1942 году )

57. На гербе какого города изображен силуэт гидроэлектростанции?

( г. Волхов).

58. Какие города Ленинградской области в 1985 году были награждены Орденами «Знак почета»?

(Петродворец и Лодейное Поле –«Знак Почета»

Орденом Красного Знамени – Кронштадт

Орденами Отечественной войны 1степени – Кингисепп, Ломоносов, Луга , Тихвин)

59. Районы Ленинградской области. Их 17-ть.+ Сосновый Бор.

( 1.Бокситогорский, 10.Лодейнопольский

2.Волосовский 11.Ломоносовский

, 3Волховский 12.Лужский

4.Всеволожский 13.Подпорожский

5.Выборгский 14.Приозеррский

6.Гатчинский 15.Сланцевский

7. Киришский 16.Тихвинский

8. Кингисеппский 17.Тосненский

9.Кировский 18.Сосновый Бор

60. Звание «Почетный гражданин Ленинградской области» учреждено в каком году?

(12 июля 2001 года)

61.Какие города Ленинградской области основаны Петром Первым?

(г. Лодейное Поле и г. Новая Ладога).

62. Перевозки по «Дороге Жизни» в годы Великой Отечественной войны проводились .

( по льду Ладожского озера и по водной трассе проводились с22 ноября 1941 года – 23 апреля 1942 года)

63. Какие водопады существуют в Ленинградской области?

(водопады: тосненский(Гертовский) и саблинский)

64. Когда был принят закон о гербе и флаге Ленинградской области?

(9 декабря 1997 года)

65. Где находились сокровища Эрмитажа во время нашествия Наполеона?

(

66. Какой остров за подвиг его защитников во время Великой Отечественной войны был назван «Ладожской Брестской крепостью»

(о. Коневец)

67 Где была построена первая в мире электростанция на наскальных грунтах?

(

68. Как называлось место , в котором строители балтийских кораблей создали песню:

« Там садилась моя волюшка,

Да на мачту корабельную,

Отъезжала моя волюшка

В горда да незнакомые

По названьицу _ тяжелые…»

( Олонец )

69. Известные россияне родились:

(Композитор Н.А. Римский- Корсаков – город Тихвин

Поэт А.А Прокофьев - д. Кобона , Кировский район

Шахматист М.И. Чигорин – г. Гатчина

Художник О.А.Кипренский -мыза Нежново , Кингисеппский район

70. Названия музеев и места их расположения:

(Музей – панорама «Прорыв блокады Ленинграда» - г. Кировск

Музей под открытым небом «Партизанская землянка» -Лужский район

Музей «Дорога Жизни» -Осиновец, Всеволожского района.

Первый в стране музей литературного героя «Дом станционного смотрителя»- станция Выра Гатчинского района.

71. Названия фольклорных праздников и фестивалей и места их проведения.

(1.» Древо жизни»- вепсский фольклорный праздник – Винницы Подпорожского р-на

2.Кинофестиваль « Литература и кино» - г. Гатчина

3.Фестиваль камерной классической музыки «Вечера в Монрепо- г. Выборг

4.Фестиваль «Венок славы Александра Невского»- Старая Ладога Волховского района.

72. Места проведения и даты сражений:

(Освобождение г. Тихвина – 9 дек. 1941г.

Выборг -20 .06. 1944г.

Кингисепп -1.02. 1944г.

Тосно - 26.01 1944г.

Шлиссельбургская крепость -18.01.1943г.

Волхов – не был захвачен

Снятие блокады с Ленинграда -27.01 .1944г.

Начало Синявинской операции – с15.09.1943г. – 18.09.1943г.-враг разгромлен.

73. Как называлась система укреплений, созданных на Карельском перешейке?

( линия Маннергейма)

74. Расположите в хронологическом порядке ввод объектов водной системы:

(Тихвинская водная система – Ладожский канал – Сясьский канал)

75. Крепость Ивангород получила название в честь русского царя Ивана Третьего.

76. Столбовский мирный договор между Московским царством и Швецией был подписан в 1617 году.

77. Санкт – Петербург переименован в Петроград по указанию царя Николая Второго в 1914г.

78. Старые и новые названия:

(Царское село –г. Пушкин

Ямбург -г. Кингисепп

Кроншлот –Кронштадт

Кексгольм –г. Приозерск

Териоки - г. Зеленогорск

79. На территории Ленинградской области во время ВО войны действовало около 177 партизанских отрядов, 3 партизанских края от 5 до 24 тысяч человек. На территории Кингисеппского района действовали два крупных партизанских отряда, –К.И. Поляков и В.С. Смирнов.

80. Усадьбы и их владельцы:

(Приютино -А.Н. Оленин

Пенаты - усадьба И.Е. Репина

Монрепо – П. Николаи

Суйда - прадеду А.С. Пушкина –А.П. Ганнибалу

Рождествено –В.Д. Набоков

«Русская Швейцария»- поселок Токсово

81. Кто автор и кому посвящен памятник в парке Романовка?

(автор архитектор Клодт, посвящен, герою Отечественной войны 1812 года генералу Бистрому К. И.( бронзовый лев на пьедестале)

82. Какие народности жили на территории нашего района в 9 – 12 веках?

(ижоры, водь, чудь, славяне, вепсы)

83. Когда и где произошли события, послужившие началом Северной войны?

( 1700 год – сражение под Нарвой)

84. Назовите дату полного освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков

( 26 июля 1944 года с освобождением Ивангорода)

85. Кому принадлежат слова , высеченные на граните Пискаревского мемореального кладбища:

«Никто не забыт и ничто не забыто»?

( поэтессе Ольге Бергольц)

86. Какой город области ровестник Санкт – Петербургу?

( Новая Ладога ,в устье реки Волхов)

87. С именем какого вельможи петровского времени связан наш Ямбург и чем?

(А.Д. Меншиков, с мая 1703г. – губернатор Ингерманландии , в1706г. получил во владение Ям и Копорье)

88. Назовите известного русского художника, нашего земляка, нарисовавшего портрет

А.С. Пушкина.

( Орест Адамович Кипренский, родился на мызе Нежново Кингисеппского района)

89. Когда и чем закончилась Северная Война?

( в 1721 году победой над Швецией и подписанием Ништадтского мирного договора)

90. Опишите герб Кингисеппского района.

(На гербе Кингисеппского района изображен орел- знак бесстрашия, мудрости и величия. Солнце символизирует жизненную силу и бессмертие. Зеленый цвет означает возрождение, а черный скромность и вечность жизни)

91. Назовите известные вам памятники архитектуры в Кингисеппе.

( Екатерининский собор, Манеж ,Гостинный двор(военные казармы).

92. В честь кого названа деревня Котельниково в Гатчинском районе?

( в честь Г.Е. Котельникова, который первым в мире изобрел парашют)

93. Назвать ботанический памятник Кингисеппского района и что подлежит в нем охране?

(Дубравы у деревни Велькота, посадки дуба, клена, липы и др. широколиственные деревья.)

94. Назовите город- герой , который за все свое существование ни разу не был захвачен врагом.

( Ленинград )

95.Сколько дней выдерживали вражескую осаду защитники Шлиссельбургской крепости?

( 500 дней )

96. Где и когда родился первый русский император,выдающийся политический и военный деятель?

( Петр Первый родился в Москве 9 июня 1672 года)

97. Какой театр открылся в Ленинграде в дни блокады? Когда это произошло?

( 18 октября 1942 года, театр им. Комиссаржевской)

98. Где в Ленинградской области мы могли бы походить по дюнам , а где по скалам?

( по дюнам –дер. Лисьи горы, Ладожский берег, по скалам – Выборгский район)

99. В каком году был утвержден герб Санкт – Петербурга?

(1729г.)

100. Назовите памятные даты блокады Ленинграда..

( начало – 8 сентября 1941 года

Прорыв – 18 января 1943 года

Снятие – 27 января 1944 года )

101. Какая организация в годы войны в Кингисеппском районе носила кодовое название «Буран»?

(Кингисеппский межрайонный партизанский центр, позднее приморская партизанская бригада)

102.Какие исторические музеи расположены на территории Ленинградской области?

(«Партизанская землянка»- Лужский район, «Дорога Жизни» -Всеволожский район,Ивангородский краеведческий музей, Кингисеппский краеведческий городской музей,» Музей под открытым небом» -Выборг,»Прорыв блокады» - г. Кировск

103. Во время В.О.войны Воронья гора- господствующая над окрестностями высота, имела огромное значение в битве за Ленинград. В грозные дни 1941года здесь были установлены тяжелые орудия , снятые с крейсера «Аврора».

104. Сподвижники Петра Первого: Меншиков А.Д., Петр Матвеевич, Головин Н.Ф.

105. 18 дек. 1708г. своим указом Петр Первый учредил в государстве Российском 8 губерний.К одной из них были приписаны города: Нарва, Шлиссельбург, Великий Новгород, Псков , Ладога, Изборск. Как называлась эта губерния? Какой город был ее центром? Как эта губерния называлась в 1710 году?

(Ингерманландская губерния, центр – Сант- Петербург, с 1710 года стала называться Санкт – Петербургская)

106. Назовите памятники культуры, которые находятся на территории Ленинградской области:

( Бокситогорский район –

Волховский район –

Выборгский район –« музей под открытым небом»

Гатчинский район – Приоратский парк ,дворец

Кингисеппский район –Екатерининский собор, манеж, гостиный двор, почтовая станция в д. Ополье, Ивангородская крепость и др.

Кировский район – Музей прорыва блокады

Лодейнопольский район –

Ломоносовский район –крепость Копорье, серия музеев посв Ораниенбаумскому плацдарму

Лужский район –Манумент «Партизанская Слава». 1975г. Скульпторы : В.Э. Горевой,

В.И. Неймарк и др.

Подпорожский район –

Приозерский район –крепость Корела

Сланцевский район –

Тихвинский район – дом –музей Римского – Корсакова, успенский монастырь

Тосненский район –

107. Назовите имена Героев Советского Союза, получивших это высокое звание в боях 1944 года на территории Кингисеппского района.

(Игорь Графов, Павел Шитов, А.Е. Румянцев, Евдокимов)

108. Назовите имя нашего земляка, одного из первых удостоенного звания Герой Советского Союза,награжденного Золотой звездой № 5? За что был награжден?

( 1934 год, Слепнев Маврикий Трофимович, за спасение членов экспедиции с раздавленного льдами в Северном Ледовитом океане теплохода «Челюскин».)

109. Как называлась районная газета со вреени ее выпуска, как менялось название газеты?

( «Серп и молот» - «Кингисеппский колхозник» - «Колхозник» - «За коммунизм» - «Время»)

110. В каком году и какой государственной наградой был награжден комбинат «Фосфорит»?

(апрель 1981г. –Орденом Трудового Красного Знамени.)

111. Укажите основные этапы формирования города Кингисеппа и района.

(1384г. –крепость Ям

1703г. – Ямбург

1922г. – Кингисепп

1922г. – Ямбургский уезд

1927г. – Кингисеппский район

1935г. - Кингисеппский округ

1944г. – Кингисеппский район

1944г. – часть земель передана Сланцевскому и Волосовскому районам

1992г. – из состава района вышел г. Ивангород

2006г. – Ивангород вернулся в состав Кингисеппского района.

112. В каком году Кингисепп был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки?

(1957г.)

113. Население Кингисеппского района – 81 тыс. чел.

113а.Население Ленинградской области по переписи 2010г.- 1 млн. 713 тыс. чел., прож. В городах –

1 млн.130 тыс. чел., 583 тыс. в сельской местности.

114 Площадь Кингисеппского района – 2,9 тыс. кв. км.

115. Ленинградская область образована 1 августа 1927 года

116. Кингисеппский район образован в августе 1927г.

117. Когда и кто совершил первый таран во время В.О. войны в Ленинградской области?

( 25.06.1941г., П. Харитонов)

118. Санкт – Петербург - Петроград был столицей нашего государства с 1712 года по 14 марта 1918 года, когда столица была перенесена в Москву.

119. 16 мая 1703 года заложена по приказу Петра 1, крепость на Заячьем остраве в дельте реки Невы в праздник святых апостолов Петра и Павла, получила Название Санкт –Питерхбург

Петр 1 называл город –Пародиз ( греч. парк ,сад),Петрос ( камень), Петрополь , Питерполь, Петри,

Позднее – Северная Пальмира, Северная Венеция)

( 1703г. Санкт – Петербург

1914г. Петроград

1924 – Ленинград

1992г. Санкт – Петербург

120. Как называется памятник,вошедший в состав памятников мемореального комплекса Зеленый пояс Славы, посвященный детям блокадного Ленинграда?

( Цветок Жизни )

121. В 2012 году исполнилось ровно 200 лет со времен событий Отечественной войны 1812г. с французами). !2 июня 1812г. войска Наполеона вторглись на территорию России. 6 июля 1812г. русский император, Александр Первый, издал Манифест, призывая создать народное ополчение. Ополчением Петербургской и Новгородской губерний командовал М.И. Кутузов. В Петербургском ополчении было более

15-ти тысяч человек. 3 сентября 1812 г. первый отряд ополченцев выступил в поход.6 октября 1912 г. петербургские ополченцы под Полоцком вступили в первый бой. Вместе с регулярной русской армией ополченцы преследуют врага до реки Березины, а затем помогают русской армии освобождать Европу.

22 января 1813 года император подписывает указ о роспуске ополчения. В этот день на Исаакиевской площади в прощальном строю стояло 3887 человек из 15-ти тысяч. Остальные погибли в боях. Мужество и героизм проявленные ополченцами навсегда останутся в народной памяти.

Мужество и героизм проявил в Отечественную войну 1812 г. и наш земляк Карл Иванович Бистром, участник многих сражений , особо отличившийся в Бородинском сражении , Сражался с врагом, как лев , поэтому и памятник ему в парке Романовка сделан в виде бронзового льва на мраморном пьедестале. Ахитектор Клодт. Этот памятник имеет свою историю . Во время Великой Отечественной войны фашисты решили увезти этот памятник , в качестве трофея, в Германию . Однако по пути следования эшелона с трофеями , памятник К.И. Бистрому спрятали рижские рабочие, а затем он

был возвращен в наш Кингисепп.

122. В 2012 году Ленинградская область отмечала свое 85-летие ( 1-го августа 1927 года она образовалась, в том же году был образован и Кингисеппский район).

123. Памятники Великой Отечественной войны в нашем городе:

Памятник советским воинам в Роще-500.

Мемориал землякам , погибшим в годы ВО войны в Роще-500.

Оборонительное орудие ,принимавшее участие в ьоях за Кингисепп в августе 1941г. (у Касколовки)

Памятный знак на месте переправы советских войск через р. Лугу 1.02.1944г.

Памятник кингисеппским партизанам в Летнем саду.

Памятник воинам Кингисеппского укрепрайона (напротив гимназии).

Стела и противотанковые надолбы на бывшем Лужском рубеже (за Тикописью)

Камень-валун. Памятник ополченцам нарвского рабочего полка (у Касколовки).

Пушка-гаубица, принимала участие в освобождении нашего города.

Памятник узникам концлагерей в Роще -500.

Мемореальные доски на зданиях героям ВО войны:

А.А. Иванову на бывшей школе 1 (теперь это гор. Музей).

А. Н. Ковалескому на гимназии.

Мемореальная доска советским воинам, освобождавшим Кингисепп 31 января – 1 февраля 1944 года.

На доме 4 ул. Жукова.

Мемореальная доскав память работников ГОВД, погибших на фронтах войны ( на здании ГОВД).

Полине Зайцевой на бывшей школе 2, ул. Театральная, филиал Пушкинского университета.

Игорю Графову на одном из домов ул. Графова за ж/ дорогой. И др

.

124.Лекарственные растения (33 вида) Ленинградской области:

Валерьяна, ромашка аптечная, зверобой продырявленный, подорожник, череда, мать-и-мачеха,

гриб на березе-чага, тысячелистник, хвощ полевой, одуванчик, мох сфагнум, брусника, малина, калина, смородина, черника , можжевельник и другие.


Ядовитые растения области:

Волчье лыко, вех ядовитый, едкий лютик, дурман, белена, багульник, борщевик, вороний глаз и др.3.

. Пряно-ароматические растения:

укроп, аир, хмель, тмин, чеснок, горчица белая, хрен и др.


125. Насекомые Ленинградской области:

38 видов насекомых Ленинградской области занесены в красную книгу




















Познавательная игра по станциям для учащихся четвертых классов

«Умники и умницы»

        Тема игры.  История, культура и природа Ленинградской области.

         Пояснительная записка

        Познавательная игра для четвероклассников расширяет и углубляет знания учащихся о Ленинградской области, об исторических событиях, связанных с ее развитием; о природе области, обитателях Балтийского моря и его охране; вызывает интерес к памятным местам и достопримечательностям края, воспитывает уважение и бережное отношение ко всем историческим и природным ценностям области; игра также необходима для культурологического и экологического воспитания учащихся.

        Цель. Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе актуального познавательного материала.

        Задачи:

  • расширение кругозора четвероклассников;

  • сформировать интерес к истории и культуре родного края;

  • развитие творческих способностей учащихся на основе богатейшего познавательного материала;

  • вызвать чувство гордости за свою родную землю, желание сохранить и сберечь ее историческое и природное наследие;

  • закрепить приобретенные в начальной школе навыки работать в команде, проявляя при этом свои творческие возможности.

                Подготовительный период длится не менее месяца, чтобы изучить рекомендованную познавательную литературу. Ученики в каждом классе делятсяна три команды, каждая из команд придумала название и эмблему. Учащиеся в течение весенних каникул и последующего учебного времени собирают познавательный материал об истории Ленинградской области, о ее культурных памятниках, об охране животного и растительного мира на территории области.

Оборудование к игре:

-        таблички с названиями трех станций:

  • «Почему так названы?»;

  • «Живая природа Ленинградской области и ее охрана»;

  • «Путешествие по родному краю».

  • маршрутные листы для каждой команды;

  • поощрительные жетоны и открытки для участников;

  • диск с фотографиями памятных мест и экран;

  • круги красного, желтого и зеленого цвета для игры «Светофор»;

  • кроссворд;

  • видеофильмы об истории Ленинградской области;

  • грамоты для награждения победителей.

        Список используемой литературы:

  • Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги.-М.: «Лесная промышленность», 1987.

  • Заповедники СССР/Под ред.А.М.Бородина и Е.Е.Сыроечковского. - М.: «Лесная промышленность», 1983.

  • Даринский А.В., Фролов А.И. География Ленинградской области. - Санкт-Петербург, «Глагол», 2003.

  • Природа Ленинградской области и ее охрана/Сост. Т.И.Миронова, Э.И.Слепян.-Л. : Лениздат, 1983.

  • Ленинградская область : Знаете ли вы? (Учебное пособие)/ Сост. В.А.Уланов.- Спб.: Издательство «Паритет», 2007. Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы.

  • Сборник. - Спб.: «Паритет», 2006.

Станция «Природа Ленинградской области»

        Задание №1.

- Узнай обитателя нашей области по описанию. Расскажи, что ты о нем знаешь?

  1. Маленькая безухая голова с большими грустными глазами. Задние ласты широкие и гибкие, а передник похожи на куцые лапки. Хвост - небольшой, шерсть - короткая, жесткая, обильно смазанная жиром. (нерпа)

  2. Эти земноводные приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, но их внешний вид (кожа скользкая, покрыта многочисленными выступами - бородавками) издавна отталкивал от них человека, порождая разные небылицы. (жаба)

3 .Они никогда не удаляются от большой воды, отдыхая у кромки льда. В воде они только кормятся. Эти обитатели - прекрасные ныряльщики, развивают скорость в воде до 30 км/ч, а на суше становятся такими беспомощными, (тюлени)

4. Хищная, красивая птица, с мощным клювом, распространен в лесной зоне, размах крыльев около двух метров. Голос звучный, клекот птицы доносится издалека. Он издает звуки «Кать.. .Кать.. .Кать...», как будто кличет неведомую Катю. (орлан-белохвост)

5.Главная промысловая рыба Невы и Маркизовой лужи. Серебристая, с запахом свежих огурцов, она заходит на нерест из Балтийского моря в Неву, а также в реку Волхов, (корюшка).

6. Эта рыба крупная, из семейства лососевых, и раньше, в начале XX века, была распространена в Ладожском озере и реке Волхов. Но при постройке плотины Волховской ГЭС рыба не могла пройти на нерест и погибала тысячами. (сиг)

        Задание №2.

        Познавательная игра «Светофор». ( команды садятся группой, получают сигнальные круги красного, желтого и зеленого цвета).

  1. Коренные сосновые и еловые леса Ленинградской области постепенно замещаются мелколиственными и молодым подлеском.

  2. На территории природного заказника «Котельский» в Кингисеппском районе производится строительство автомобильной дороги.

  3. Территория Нижне-Свирского заповедника расширена на 25 км.

  4. Уменьшение количества зоопланктона и мелких живых организмов (рачки, медузы, водяная блоха) и увеличение количества водорослей на дне Балтийского моря.

  5. В плотине Волховской ГЭС сооружен специальный рыбоход, через который может проходить рыба.

  6. После добычи гранита, руды, глины на почве Ленинградской области остаются глубокие карьеры, глубиной до 10 и более метров.

  7. В Ленинградской области   увеличился рыбный промысел корюшки, семги и форели.

  8. В некоторых районах Ленинградской области разрешено добывать полезные ископаемые (песок, глина, торф и др.) без специального разрешения - лицензии.

9.        В порту Приморска Выборгского района планируется построить новую
судоверфь.

        Задание №3.

        Назови какие заповедники и заказники нашего края ты знаешь?

        Задание №4. (творческое).

        Сочини четверостишие о нашем крае, об охране природы, (работа в команде).

В лесу... В воде... А в небе... Это ....

Подведение итогов.

Станция «Почему так названы?»

        Задание №1.

        Какой город в нашем крае известен уже в IX веке ? Он открывает историю нашей области, является своего рода «столичным» городом Севера Руси. Он был первой жемчужиной, которую встречали иноземцы на пути «из варяг в греки».

        Задание №2.

        На карте Ленинградской области много интересных географических названий, отражающих ценные и полезные сведения. Наука, которая изучает происхождение географических названий, именуется Топонимика.

А что означают названия населенных пунктов Волосовского района: Вруда, Гостятино, Извары, Смердовицы?

        Задание № 3.

        В своей родословной А.С. Пушкин отмечал, что его прадеду Ганнибалу «Елизавета пожаловала несколько деревень в губерниях Псковской и Петербургской, в первой - Зуево, Бор, Петровское и другие, во второй -...»

        Какие места в нашей области, связанные с предками А.С.Пушкина, мы называем Пушкинскими?

        Задание №4.

        Недалеко от Петербурга расположен Дом-музей, в первой трети XIX века у хозяина усадьбы, первого директора Императорской Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина, здесь бывали многие видные деятели русской культуры - Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, И.А.Крылов, А.С. Пушкин и другие.

        Задание № 5.

        Императрица Екатерина II в 1777 году повелела: «На реке Луге учредить новый город, где река Вревка в Лугу впадает...». Какой город возник с повеления Екатерины II?

        Задание № 6 .

         В нашей области встречаются названия населенных пунктов, которые начинаются со слов: Ям, Усть ( Ям-Тесово, Ям-Ижора, Усть-Луга, Усть-Рыбежно...». Что они означают?

        Задание №7.

         Многие населенные пункты Ленинградской области носят имена защитников нашего Отечества. В вашем районе это...

        Задание №8.

        Какие крупные города Ленинградской области выросли на ее карте за 75-летний исторический отрезок времени? Какие из них звучат как полезные ископаемые?

        Подведение итогов.

Станция: «Путешествие по родному краю»

(сопровождается презентацией)

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайды 5,6,7,8

Приглашаю вас совершить путешествие по Ленинградской области. Поможет нам в этом современная техника.

1. Начнём с того давнего времени, когда не было ещё нашего города. О каком князе идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина:

Из мёртвой главы гробовая змия,

Шипя между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Конечно, это Вещий Олег.

В 1820 г. Возле старинной русской крепости, на берегу реки Волхов, проводились раскопки кургана (древнего захоронения). Там были обнаружены останки мужчины-воина, рядом лежал оружие. Учёные историки считают, что здесь и был похоронен князь Олег. О каком городе Ленинградской области идёт речь?

Это Старая Ладога.

Знаете ли вы, что жители Старой Ладоги проложили подземный ход под дном реки Волхов, для того, чтобы в случае беды можно было незаметно для врага покинуть крепость.

Какие ещё вам известны крепости на территории Ленинградской области? (звучат ответы детей)

Проверим, всё ли вы вспомнили.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

2. А теперь приглашаю вас во времена Петра 1. При Петре началось активное освоение земель вдоль южного берега Финского залива. Царю очень понравилось место, где бурная, полноводная в то время река Стрелка впадает в залив. Это навело его на мысль о создании здесь грандиозной системы фонтанов. Петр даёт приказ начать здесь строительство дворца. Но, как свойственно всем горячим людям, через какое-то время он остыл, а увидев построенный к тому времени Петергофский дворец, решил создать прекрасный парк и систему фонтанов в Петергофе, а дворец на берегу реки Стрелки так и оставался долгое время недостроенным. О каком месте идёт речь?

Стрельна.

Как сегодня называется Стрельненский дворец?

Константиновский дворец.

Стрельне не удалось прославиться фонтанами, но зато стрельнинские огороды были лучшими в России. Здесь выращивали яблони, груши, вишни, смородину, виноград, абрикосы и персики. В Стрельне был впервые посажен и стал давать урожаи овощ до этого неизвестный в стране. Какой?

Картофель.

Слайд 12

  1. Продолжаем путешествие. Где можно увидеть:

Самсон стоит знакомый и любимый,

В сплетенье струй, за пеленою брызг,

И в бронзовой фигуре исполина

Сверкает торжествующая жизнь.

Это фонтан Самсон в Петергофе.

Что вам известно об этом фонтане?

Какие ещё знаете фонтаны в Петергофе?

Известно ли вам, что после освобождения Петродворца от гитлеровских захватчиков на территории парка осталось много мин. При разминировании сапёры столкнулись с трудной проблемой: под землёй тянулась сложная система труб, питающих фонтаны, поэтому в наушниках миноискателей то и дело раздавался писк, сигнализирующий о присутствии какого-либо металла. Работать приходилось в очень сложных условиях, погибло около 20 человек, столько же было ранено. Гитлеровцы оставили очень много мин-сюрпризов, которые грозили смертельной опасностью. Пришлось призывать на помощь специально обученных … кого, как вы думаете? (собак)

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

  1. Некоторые земли вдоль Финского залива Пётр дарил своим приближённым. Так небольшую рыбачью деревушку, которая позже стала называться Ораниенбаум, царь подарил своему другу, первому губернатору Петербурга. Кому же?

Александру Даниловичу Меньшикову

На высоком берегу залива для князя был построен дворец, разбит парк с фонтанами и статуями. Известно, что Пётр любил бывать у Меньшикова в гостях и даже оставался у него ночевать в специально отведённых  покоях. Однажды Пётр 1 попытался подойти к Ораниенбауму на шлюпке, но это не удалось. Всё побережье густо заросло камышом, и к тому же шлюпка застревала на мелководье. «Видит око, да зуб неймёт» - произнёс император и велел плыть обратно. Когда Меньшиков узнал об этом, он собрал 1,5 тыс. крепостных и приказал … Что же приказал Александр Данилович своим крепостным? (строить канал)

За три дня был построен канал длиной около 1 км.

На территории Ораниенбаумского парка можно увидеть ворота, оставшиеся от потешной крепости. Что это за крепость? Для кого построена?

На территории парка в Ораниенбауме можно увидеть павильон Катальная горка. Почему так назван этот павильон?

200 лет назад сюда приходили не только обозревать окрестности, но прежде всего для того, чтобы со скоростью ветра скатиться вниз на одной из небольших колясок в виде колесницы, льва, медведя, гондолы и т.п.

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайды 21, 22

Слайд 23

6. И вновь стихи А.С.Пушкина:

В те дни в таинственных долинах,

Весной при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Где же впервые поэта стала посещать муза? Куда мы отправляемся?

Царское Село.

Почему этот пригород Петербурга называют вторым после Калининграда «янтарным городом» России?

В Екатерининском дворце находится янтарная комната. (Слушаем рассказы детей)

Символ Пушкина – Чесменская колонна. В память о каком событии она воздвигнута?

Единственная в мире колонна на воде воздвигнута в честь победы Русского флота в Русско-турецкой войне.

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черенок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.

Дева над вечной струёй, вечно печально сидит.

О какой деве идёт речь в этих строках? Где можно увидеть её?

В парке города Пушкина есть фонтан скульптора Соколова. Его называют «Молочница» или  «Девушка с кувшином».

Не знаете ли вы, откуда заимствован этот сюжет? (из басни Лафонтена)

Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.





















Урок по окружающему миру по теме «Природа родноrо края. Ленинградская область», 4 класс,

проведенный учителем

ГБОУ СОШ №78

г. С – Петербург

Селиховой В. Г.

































Цель: познакомить с расположением родного края на политико­ административной карте РФ, некоторыми сведениями о родном крае, особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, особенностями экономики, проблемами экологии.



Планируемые результаты:

Метапредметные

  1. Личностные УУД:

  • формировагь положительное и осознанное отношение к изучению окружающего мира,

  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения и

взаимодействия с учителем и одноклассниками.

  1. Познавательные УУД:

  • формировать умение выполнять мыслительные операции анализа и синтеза изучаемых объектов,

  • давать характеристики изучаемым объектам,

  • работать с текстовым и иллюстративным материалом,

  • осуществлять обобщение, делать выводы.

  1. Коммуникативные УУД:

  • понимать задаваемые вопросы, формулировать на них ответы , используя изученные термины и опираясь на свой опыт, знания,

  • развивать умение выступать перед классом,

  • выражать свою точку зрения.

  • совершенствовать умение работать в группах.

  1. Регулятивные УУД:

  • формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя,

  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, работать по заданному правилу,

  • формировать умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Предметные

  1. Расширить знания об окружающем мире,

  2. Формировать умение находить и показывать свой регион на карте России.

  3. Развивать умение находить объекты на контурной карте.

  4. Иметь представление о природных зонах Ленинградской области.

  5. Повторить знания о полезных ископаемых родного края.

  6. Составлять экологические цепи и предлагать пути решения экологических проблем.



Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

1 Организационный момент П Определение темы урока Учитель:

    • Скажите, ребята, какую большую и важную тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Природные зоны России)

    • Посмотрите на экран. Перед нами карта России. Вы видите, какая у нас огромная страна, она занимает первое место в мире по своей площади.

Протяженность России с севера на юг 4 тысячи км, а с запада на восток - около 1О тысяч км.

Посмотрите на доску и прочтите тему нашего сегодняшнего урока. (Наш край)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(Учитель включает аудиозапись песни « Наш край». ( То березка, то рябина…)

- Как вы понимаете выражение «мой край»? (Это край, где мы родились, учимся, живём. Это наша родина.)

- Если посмотреть на административную карту России, то можно увидеть Ленинградскую область, похожую на бабочку, которая раскинула свои крылья на северо-западе нашей страны.

— Это наша малая родина, которую мы очень любим. А любить родину – значит знать её, изучать. Цель нашего урока - сделать очередные шаги в изучении нашего края.

    • Правильно. Наверное, вы уже путешествовали по Ленинградской области, отдыхали за городом, на даче; были в санатории или спортивном лагере.

    • Сегодня у нас необычный урок. Чему он будет посвящен? (Ленинградской области).

    • Правильно. Мы будем изучать природу родного края, путешествуя по Ленинградской области.



    • При подготовке к уроку вы провели большую работу, каждая группа внимательно изучала свою тему.

    • Назовите вопросы, которые мы будем рассматривать сегодня.



l) Климат и рельеф

  1. Полезные ископаемые

  2. Водоемы

  3. Растения

  4. Животные

  5. Красная книга

111. Знакомство с новым материалом Учитель:

-Лен. обл. находится на С-3 России. Она образованна в 1927 году, как первая область в составе Советского союза, а с 1944 года она имеет такие границы, как сейчас. Лен. обл. граничит с Псковской, Новгородской областями и с двумя иностранными государствами - Финляндией и Эстонией. Площадь Лен. области 85км2  Она включает в себя 17 районов (на карте).

-Очень важно, изучая природу родного края, знать его рельеф и климат. Давайте послушаем ребят, которые готовились по этой теме.



Работа детей по группам.



1 группа. «Климат и рельеф»



-Мы изучали климат и рельеф Лен. области. Область целиком расположена на территории Восточно-Европейской равнины. Поэтому рельеф Лен. области имеет равнинный характер, встречаются незначительные высоты, в основном 50-150 метров над уровнем моря. На Карельском перешейке находится много скал и большое кол-во озёр.

-Низменности в основном расположены по берегам Финского залива и Ладожского озера.

-Наивысшая точка у области - гора Гапсельrа, 291 метр над уровнем моря (показ на карте).



-А сейчас наши ребята познакомят вас с климатом Лен. области.



Первый ученик



-Климат области атлантико-континентальный. Морские и воздушные массы обуславливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями (что мы уже наблюдали в январе 2011 года). Средняя температура января -8, -11. Абсолютный минимум t -52 градуса.

-В зимний период осадки выпадают в основном в виде снега. Постоянный снежный покров появляется в конце ноября - начале декабря.

-Самые холодные районы - северные.



Второй ученик:



-Ну, теперь о лете. Средняя t июля +16 +18 градусов. Абсолютный максимум +39. Наиболее теплые - юго-восточные районы.





-За год выпадает 600-700мм осадков. Наибольшее кол-во осадков в виде дождя выпадает летом и осенью.





-





2 группа. «Полезные ископаемые))



Учитель:

-А сейчас мы узнаем, чем богата Ленинградская область.



Дети:

1-Наша группа изучала полезные ископаемые Лен. области. Мы познакомим вас с некоторыми из них. Послушайте загадки.



2 Сто лет гниёт на болотах живёт,

Им топили, а теперь забыли.

(торф) -показ



3-Правильно. Торф добывается на большей части области. Обнаружено 2300 месторождений. Самые крупные находятся на юге и востоке (на карте).

-Нас поразил такой случай. В толще торфа обнаружен рыцарь в полном вооружении и его конь, которые провалились в болото много столетий назад. Это говорит о том, что торф препятствует разложению живой материи.





  1. Он прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

(гранит) -показ







  1. Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

(песок) -показ





-Правильно. Гранит и песок добывают на северо-западе области.

  1. Покрывают им дороги, Улицы в селеньях.

А ещё он есть в цементе,

Сам он - удобрение.

(известняк) -показ



-Добыча ведётся в городе Пикалёво.



-Огромное значение имеют бокситы, их добывают открытым способом в районе города Бокситогорска. Фосфатные руды и марганец добывают в акватории Финского залива.



Учитель:



-Молодцы .после уроков вы можете ознакомиться с выставкой полезных

ископаемых. j

-Наша область отличается большим количеством водоёмов, мы можем увидеть красивые реки и озёра. Подробнее о них расскажут ребята.



3 группа. «Водоёмы»



-Наша группа изучала водоёмы Лен. области. Мы узнали, что почти вся территория относится к бассейну Балтийского моря. Мы нарисовали схему рек, где показали основные водоёмы Лен. Области (показ схемы)

Самые крупные реки – Нева, Свирь, Волхов, Вуокса, Нарва, Луга. Река Нева – очень глубокая и широкая судоходная река, хотя и короткая. Её протяжённость всего 74км







Протекай спокойно, плавно, Горделивая Нева, Государей зданье славно И тенисты острова!




-Общая протяженность всех рек Лен. области - 50 ООО км. Мы удивились, что у нас 1800 озёр, а значительная часть области заболочена.

-Многие из наших ребят отдыхали на реках и озёрах Лен. области.



Первый ученик:



-Этим летом я отдыхал на реке Неве. Я узнал, что Нева довольно молодая река, она возникла около 2-3 тысяч лет назад. Протяженность Невы - 74км, ширина достигает 1250м. Встречаются подводные течения, круговороты. Вода в реке холодная. Поэтому купаться в Неве - опасно.



Второй ученик:



-В сентябре этого года мы с классом ездили на экскурсию в крепость Орешек. Мы узнали, что Ладожское озеро самое большое озеро в Европе, его площадь

равна 18 000 км2. Поэтому на Ладоге, как и на море, бывают штормы.





Ладожское озеро
Спокойное и буйное,
Ладожское озеро
Тихое и шумное.

Штиль и шторм, пугающий
Волны поднимающий.
Ветер, лодку кренящий,
Свистящий, воду пенящий

-Мы гуляли по берегу Ладожского озера, он покрыт огромными валунами.

-В этом районе шли ожесточенные бои с фашистами. Мы возложили цветы

к памятнику павшим бойцам.





Учитель:








Закат Онежский. Небеса пылают
Безумством красок и палитрою огня.
И золотой фольгою воды томно отражают
Небесные причуды.

Спокойно озеро, широко,
Как чаша полная водой,
Зарёй подёрнуто с востока,
Хранит пленительный покой.

Красивое как море
С прибрежными холмами,
С водой небесно- синей
В сверкающих лучах,

l V Физкультминутка.

Звучит музыка.



Ученик:



Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу.

В сторону руки - плавно помашем, это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад.



Учитель:

-Растительный мир Ленинградской области богат и разнообразен и сейчас нам об этом расскажет следующая группа.

V Работа по группам



4 группа. «Растения Лен. области» ·



Дети:



-Мы узнали, что территория Лен. области расположена в зоне тайги. На севере преобладают хвойные леса, на юге области-смешанные(на карте).

Леса занимают больше половины территории Лен. области. Мы подготовили коллаж «Ярусы леса».



  1. Верхний ярус - деревья: ели, сосна, берёза, осина, ольха.

  2. Кустарники (подлесок): можжевельник, волчье лыко, крушина.

  3. Кустарнички и травянистые растения: брусника, черника, голубика и др.

  4. Мхи и лишайники




-Все ярусы леса тесно связанны друг с другом.



-Леса Лен. области больше по площади лесов нескольких европейских государств. Они очень красивы. Там сохранились такие уголки, куда не ступала нога человека.

Но в наше время мы должны охранять леса. К сожалению, постепенно хвойные деревья вытесняются лиственными.





Учитель:



-Скажите ребята, как человек может навредить лесу? (Ответы детей)



Дети:



Браконьеры часто вырубают лес, по вине человека случаются пожары. И на месте уничтоженных лесов появляются берёзовые и осиновые леса. А ведь лес - это наше богатство, «лёгкие» Земли.

В Ленинградской области создан федеральный заповедник Нижнесвирский. Более 15 заказников.



Учитель:



-Лес важен ещё и тем, что он является домом для многих животных. Итак, давайте послушаем рассказ детей.

V группа. «Животные Ленинградской области»



-Наша группа изучала животный мир Ленинградской области. Он очень разнообразен. В основном в области обитают лесные животные. Среди них 68 видов млекопитающих.

Основными из них являются белка, хорь, крот, заяц. Различные грызуны - мыши и крысы.

Реже встречаются волк, кабан, косуля, лисица, лось, медведь, рысь, олень.



В водоёмах области водятся около 80 видов рыб. Морские - салака, килька, треска, морская щука. Пресноводные - сиг, окунь, судак, лещ.



А сейчас мы вам покажем сказку - загадку.



Автор:



-Встретились на опушке леса лиса и зайчишка. Идёт лиса, за живот держится, а у зайчишки лапка перевязана. Спрашивает лиса зайца:

-Что с тобой, зайка?

Играл я в лесу с другими зайчишками. Вдруг откуда не возьмись - огонь стеной. Все испугались и разбежались в разные стороны. А я замешкался, вот лапку и обжёг.

-Бедненький.

-А с тобой что, лисонька?

-Плохо мне зайчик. Надоело мне мышами да землеройками питаться. Решила я чем-нибудь вкусненьким полакомиться. Подкралась я к дачному посёлку, а там на окраине огромная куча мусора и пахнет так вкусно. Стала я есть, да тут и подавилась, чуть не задохнулась. (вытаскивает пакет)

-Знаешь зайчик, что это такое?

-Не знаю, лисонька.



Автор:



-А вы, ребята подскажите нам, что это? И почему так плохо стало лисе?



-Чего нельзя делать в лесу?



  1. группа. «Красная книга»



Учитель:



-А сейчас наши ребята расскажут нам об охране животных и охране растений.



Дети:



-Мы подготовили макеты Красной книги.

Красная книга Ленинградской области была создана в 1999 году. (Дети показывают книги, называют растения и животных)



Учитель:



-А сейчас наши ребята расскажут нам об охране животных и охране растений.



Дети:





Красная книга Ленинградской области была создана в 1999 году. (Дети показывают книги, называют растения и животных)



Красная книга Ленинградской области

В соответствии с федеральными законами от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  Правительство Ленинградской области 8 апреля  2014 г. приняло постановление № 106 «О Красной книге Ленинградской области». Согласно этому постановлению «Красная книга Ленинградской области является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и специальных мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Ленинградской области.

 











VI этап. Итоги урока.

-Ребята, что главное вы поняли из нашего урока? (Нужно беречь природу)

- Молодцы. Вы очень хорошо подготовились к уроку и, подводя итог, нашего урока, я хочу, чтобы вы послушали такие важные слова:



Не губи последнего болота! Загнанного волка пощади!

Чтобы на Земле осталось что-то

Отчего щемит в моей rруди.



Пришел момент, когда вам нужно оценить свою работу. У вас на партах лежат оценочные листы, поставьте себе отметку.

.





  1. этап. Домашнее задание.



Учитель:



-Вы отлично поработали, и у вас будет необычное задание.

-Кто чувствует себя писателем - найдите пословицы, поговорки загадки о птицах и животных.

-Кто чувствует себя художником - нарисуйте рисунок в защиту природы.

У кого золотые руки - сделайте кормушку для птиц.























ЛЕНИНГРАДСКАЯ ЗЕМЛЯ: МЫ ЗДЕСЬ ЖИВЕМ!

Викторина о Ленинградской области

 Вопросы
 Литература
 Ответы
 О конкурсе

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

Проверьте себя, что вы знаете о нашем крае!!

1. Ленинградская область по своей конфигурации напоминает бабочку. Мы это видим воочию, когда начинается передача Ленинградского областного телевидения (ЛОТ), и бабочка с огромными крыльями ложится между Финским заливом, Ладожским озером, соседними областями. Рассмотрите карту Ленинградской области.

Какие крупные реки, озера располагаются в нашем крае. Что о них можно рассказать, чтобы представить географическое положение области?

2. Каменными твердынями Руси называли крепости. На территории Ленинградской области несколько таких крепостей. Начиная с 9-го века защищают они жителей Северной Руси от врагов.

Что это за крепости, где они располагаются? Какая крепость связана с именем Александра Невского?

3. Какой город в нашем крае известен уже в IX веке?

Он открывает историю нашей области. Он был своего рода "столичным" городом Севера Руси. Именно он был первой жемчужиной, которую встречали иноземцы на пути "из варяг в греки". Он часто упоминается в летописях. Атмосферу этого города в IX веке хорошо передала петербургская писательница Мария Семенова в книге "Лебеди улетают".

Какие города расположены на этом пути сегодня?

4. На карте Ленинградской области много интересных географических названий, отражающих ценные и полезные сведения, связанные с особенностями ландшафта, естественных богатств, отражающие язык народов, заселявших нашу область. Наука, которая изучает происхождение географических названий - именуется Топонимика. Предлагаем вам стать исследователями названий Волосовского района, используя книгу: Кисловской С.В. Знаете ли вы? Словарь географических названий Ленинградской области.- Л.: Лениздат, 1968. Само название Волосово связано, как полагают исследователи, с языческим славянским богом скота Велесом.

А что означают названия населенных пунктов Волосовского района: Вруда, Гостятино, Извары, Смердовицы?

5. Этот город ведет свою родословную с XIV века по приказу Ивана Грозного. До наших дней композиционным центром является монастырский ансамбль. Этот город - родина композитора Н.А.Римского-Корсакова.

О каком городе идет речь?

6. В своей "Родословной" Александр Сергеевич Пушкин отмечал, что его прадеду Ганнибалу "Елизавета пожаловала несколько деревень в губерниях Псковской и Петербургской, в первой - Зуево, Бор, Петровское и другие, во второй - ...".

Какие места нашей области, связанные с предками А.С.Пушкина, мы называем Пушкинскими?

7. "4 июля 1819 года военные шлюпы "Мирный" и "Восток" из Петербурга ушли в плавание к неведомому материку." Шлюп "Мирный" был построен на Олонецкой верфи, шлюпы совершили кругосветные путешествия, выдержали суровые испытания географических.

Какая неизвестная тогда земля была открыта и кем? Как называется сегодня город Ленинградской области, связанный с историей Российского флота?

8. Недалеко от Петербурга расположен Дом-музей, в первой трети XIX века у хозяина усадьбы, первого директора Императорской Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина, здесь бывали многие видные деятели русской культуры - Гаврила Романович Державин, Николай Михайлович Карамзин, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов.

Как называется эта знаменитая усадьба?

9. На нашей земле в 1882 году состоялось испытание первого в России летательного аппарата. Он приводился в движение двумя паровыми машинами, которые вращала 3 воздушных винта. А известный летчик гатчинской летной школы первым в истории авиации сделал в 1913 году фигуру высшего пилотажа - "мертвую петлю".

Кто эти замечательные люди?

10. Никакой, даже самый маленький старый русский город невозможно представить себе без храма. Собор Святой Екатерины в г.Кингисепп - "белый, легкий, словно воздушный". Создал этот прекрасный собор знаменитый архитектор, создавший немало ансамблей в Петербурге и пригородах.

Кто этот знаменитый архитектор?

11. Императрица Екатерина II в 1777 году повелела: "...На реке Луге учредить новый город близ урочища, где река Вревка в Лугу впадает..."

Какой город возник в нашей области с повеления Екатерины II?

12. Всем известны прекрасные поэтические строки об осени поэта Аполлона Николаевича Майкова:

"Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу."

Поэт многие годы жил в ... Петербургской губернии. Неподалеку от места его дачи в 2001 году открыта мемориальная доска.

О каком месте в нашей области идет речь?

13. Какие знаменитые художники, музыканты, писатели родились на нашей земле?

14. В 1921 году по предложению В.И. Ленина в нашей области началось строительство электростанции. В те времена (гражданская война) это было неслыханной дерзостью. Эта электростанции дает электрический ток и сегодня. Она была первой ГЭС в России.

Что это за электростанция?

15. В нашей области встречаются названия населенных пунктов, которые начинаются со слов: Ям, Усть (Ям-Тесово, Ям-Ижора, Усть-Луга, Усть-Рыбежно...

Что они означают?

16. Многие населенные пункты Ленинградской области носят имена защитников нашего Отечества. В вашем районе это.

17. С берегов Ладожского озера в Волховском районе начиналась Дорога жизни в осажденный фашистами Ленинград: в поселке Кобона, у начала Дороги, стоит памятник - белый грузовик, на котором везли хлеб в город и людей из него.

Какие памятники, посвященные Дороге жизни можно увидеть, если проехать по ней сегодня?

18. Какими знаменитыми дворцово-парковыми и усадебными ансамблями славится наша область?

19. Из архитектурных сооружений - шедевров деревянного зодчества в альбомы о Ленинградской земле всегда помещают фотографии живописных шатровых деревянных церквей.

Какой район особенно славится и гордится памятниками деревянной архитектуры?

20. Какие коренные малые народности населяют Ленинградскую область?

21. Какие крупные города Ленинградской области выросли на ее карте за 75-летний исторический отрезок времени? Какие из них звучат как полезные ископаемые?

22. В последнее десятилетие в Ленинградской области развернулось грандиозное строительство.

Это строятся ...

Викторина вмещает основной круг сведений о Ленинградской области.

2002 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!