СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по сказкам Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной игры является закрепление знаний о героях сказок Пушкина, развитие наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения.

Просмотр содержимого документа
«Игра по сказкам Пушкина»

Внеклассное мероприятие по литературе для 5 класса

по сказкам Пушкина А.С. «Лукоморье»

 

Цели:

1.                 Способствовать повышению познавательного интереса в изучении творчества А.С.Пушкина, приобщению к высокому художественному слову.

2.                 Воспитывать бережное отношение к художественному слову.

3.                 Развивать умение работать в группе.



  1. 4.      Прививать желание проявлять свои способности творчески.

       

   Оборудование





  • иллюстрации учащихся к сказкам А.С.Пушкина;

  • плакаты с изречениями о сказках А.С.Пушкина;

  • фонограмма удара гонга, музыка;



  • табличка ЖЮРИ.



  • Подготовка



  • Чтение сказок А.С.Пушкина



  • Подготовить иллюстрации к прочитанным сказкам



  • Оформление выставки книг А.С.Пушкина

 

Эпиграф: Что за прелесть эти сказки!

А.С.Пушкин

Ход мероприятия

Учитель:  Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на литературной игре, посвященной сказкам А.С.Пушкина. А прежде чем начать, скажите, ребята, вы любите сказки?

- Назовите сказки А.С.Пушкина.

Я с Пушкиным знакома с малых лет,

Его стихи читала в детстве мама.

О том, что самый лучший он поэт,

Мне кажется, с пеленок еще знала.

Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки . И на всю жизнь зачаровывает:» Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»или «У лукоморья дуб зеленый…»

Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев ( таких как золотая рыбка , исполняющая желания , или нежная царевна-Лебедь) встречаются живописные описания природы и магии.

 

- Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну?

- Тогда в путь!

Звучит песня Н.Королевой «Маленькая страна»

-Наш класс разбит на две команды. Их оружием будут знания, находчивость и быстрота. Обе команды готовы к любым неожиданностям. Чтобы справедливость восторжествовала, мы пригласили  мудрых судей. Представляю вам…

         Итак, начнем с представления команд.

 

Ребята по очереди представляют свои команды: название, девиз.

 

 

 

Учитель: Прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Надеюсь, что во время ринга члены команды   узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Ответы команд будут оценивать члены жюри.

 

 Итак, мы объявляем первый раунд.

 

1 раунд – Из какой сказки эти строки?

Раздается удар гонга

- Определите, из какой сказки эти строки? Правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела, 
И в светлицу входит царь, 
Стороны той государь...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

…Ладно.
Не будет нам обоим накладно
Поживи-ка на моём подворье, 
Окажи своё усердие и проворье...

«Сказка о попе и его работнике Балде».

 

…Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
…(там какая-то ) царица
вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя...

«Сказка о золотом петушке».

 

Перед утренней зарёю 
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Диких уток пострелять,
Руку правую потешить, 
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч.
У татарина отсечь...

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

 

В синем небе звёзды блещут, 
В синем море волны хлещут:
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

Вся столица 
Содрогнулась, а девица-
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Не боится знать греха!

«Сказка о золотом петушке».

 

И в суму его пустую
Суют грамоту другую...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

В море остров был крутой,
Не привольный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь...

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

Вот проходит восемь дней, 
А от войска нет вестей:
Было ль, не было ль сраженья_,
Нет Дадону донесенья...

«Сказка о золотом петушке».

Учитель: Первый раунд окончен, слово предоставляется жюри.

 

2 раунд – Викторина.

Раздается удар гонга

1-й ведущий: А теперь викторина! Прошу капитанов принять участие в жребии.

(Выходят капитаны, и при помощи жребия решается, на вопросы какой сказки будет отвечать команда).

 

«Сказка о рыбаке и рыбке».

1.                 Сколько лет старик со старухой жили у синего моря? (Они жили в ветхой землянке. / Ровно тридцать лет и три года.)

2.                 Чем занимались старик со старухой, пока старик не поймал золотую рыбку? (Старик ловил неводом рыбу. / Старуха пряла свою пряжу.)

3.                 Сколько раз старик ходил к морю, чтобы просить рыбку выполнить желания старухи? (5 раз.)

4.                 Назовите, что в первый раз попросила старуха, во второй, в третий и так далее (1 раз: «Надобно ей новое корыто». 2 раз: «Избу просит сварливая баба». 3 раз: «Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой». 4 раз: «Уж не хочет быть она дворянкой, / Хочет быть вольною царицей». 5 раз: «Уж не хочет быть она царицей, / хочет быть владычицей морскою».)

5.                 Куда отправила старуха служить своего мужа, когда стала столбовою дворянкой? (На него прикрикнула старуха./ На конюшне служить его послала.)

 

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1.                 Где был царь Салтан, когда царица родила дочь? (В те поры война была. / Царь Салтан, с женой простяся,/На добра-коня садяся,/Ей наказывал себя/Поберечь, его любя./Между тем, как он далеко/Бьется долго и жестоко.)

2.                 Кем приходились ткачиха с поварихой царице? (Кабы я была царица, -Говорит ее сестрица, -То на весь бы мир одна /Наткала я полотна" ./"Кабы я была царица, -Третья молвила сестрица, …)

3.                 Как ткачиха с поварихой подменили гонцу письмо для царя Салтана? (Допьяна гонца поят/И в суму его пустую/Суют грамоту другую.)

4.                 От кого спас князь Гвидон Лебедя? (Ты не коршуна убил, /Чародея подстрелил.)

5.                 В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, в муху, в шмеля.)

 

«Сказка о золотом петушке».

1.                 Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Вот мудрец перед Дадоном/Стал и вынул из мешка Золотого петушка.)

2.                 Что попросил мудрец у царя Дадона за свою услугу? (Помнишь? за мою услугу/Обещался мне, как другу,/Волю первую мою/Ты исполнить, как свою./Подари ж ты мне девицу,/Шамаханскую царицу.)

3.                 Опишите, что за страшную картину перед шатром увидел царь Дадон? б(Что за страшная картина!/Перед ним его два сына/Без шеломов и без лат/Оба мертвые лежат,/Меч вонзивши друг во друга. Бродят кони их средь луга.)

4.                 Как погиб мудрец? Как погиб царь Дадон?  (Мудрец: Царь хватил его жезлом/По лбу; тот упал ничком,/Да и дух вон. Царь Дадон: И в глазах у всей столицы/Петушок спорхнул со спицы,/К колеснице полетел/И царю на темя сел,/Встрепенулся, клюнул в темя/И взвился... и в то же время/С колесницы пал Дадон -/Охнул раз, - и умер он.)

5.                 Кому же досталась шамаханская царица? (А царица вдруг пропала,/Будто вовсе не бывало.)

 

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1.                 Что было дано в приданое царевне – дочке царя? Что было дано в приданое царице- мачехе?(Царевне – дочке царя: Семь торговых городов/Да сто сорок теремов. Царице- мачехе: Ей в приданое дано/Было зеркальце одно.)

2.                 Почему служанка в первый раз не погубила царевну? (Та, в душе ее любя, /Не убила, не связала,/Отпустила и сказала:/"Не кручинься, бог с тобой"./А сама пришла домой.)

3.                 Как звали верного пса, с которым оставалась царевна в доме богатырей? (Соколко:"Что, Соколко, что с тобою?/Ляг!" - и в комнату вошла.)

4.                 Что делала царевна, когда ждала богатырей? (А хозяюшкой она/В терему меж тем одна/Приберет и приготовит./……Раз царевна молодая,/Милых братьев поджидая,/Пряла, сидя под окном.)

5.                 Перечислите, кто в сказке помогал царевне? (7 богатырей, Соколко, Елисей, Ветер, Месяц, Солнце.)

 

3 раунд – Узнай героя.

Раздается удар гонга

Учитель: В следующем раунде командам надо назвать героя и сказку. Ответить на вопросы.

 

1.      Ест за четверых,/Работает за семерых (Балда, «Сказка о попе и его работнике Балде».)

2.      В дорогой собольей душегрейке,/Парчовая на маковке кичка,/Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни,/На ногах красные сапожки. (Старуха - столбовая дворянка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3.      За морем царевна есть,/Что не можно глаз отвесть:/Днем свет божий затмевает,/Ночью землю освещает (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

4.      До светла все у него пляшет,/Лошадь запряжет, полосу вспашет,/Печь затопит, все заготовит, закупит,/Яичко испечет да сам и облупит. (Балда :«Сказка о попе и его работнике Балде».)

5.      За столом сидит она царицей,/Служат ей бояре да дворяне (Старуха - царица: «Сказка о рыбаке и рыбке».)

6.      А сама-то величава,/Выплывает, будто пава;/А как речь-то говорит,/Словно реченька журчит (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

7.      Высока, стройна, бела,/И умом и всем взяла; (Царица-мачеха: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

8.      Месяц под косой блестит,/А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

9.      Вкруг ее стоит грозная стража,/На плечах топорики держат.( Старуха – царица:« Сказка о рыбаке и рыбке»)

10.  … а девица -/Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!/Не боится, знать, греха. (Шамаханская царица: «Сказка о золотом петушке».)

11.  Белолица, черноброва,/Нраву кроткого такого. (Царевна-дочь :«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

12.  Все красавцы молодые,/Великаны удалые,/Все равны, как на подбор,/С ними дядька Черномор. (33 богатыря:«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

13.  Наливают ей заморские вины;/Заедает она пряником печатным; (Старуха – царица:«Сказка о рыбаке и рыбке».)

14.  Смолоду был грозен он/И соседям то и дело/Наносил обиды смело; (Царь Дадон: «Сказка о золотом петушке».)

15.  Семь румяных усачей. (7 богатырей: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».)

16.  Видит, весь сияя в злате,/Царь (какой?) сидит в палате/На престоле и в венце,/С грустной думой на лице. (Царь Салтан :«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

17. С какими словами обращалась злая царица к своему зеркальцу?(«Свет мой .зеркальце! Скахи да всю правду доложи»)

18 На какую работу нанял поп Балду?( «Нужен мне работник :повар, конюх ,плотник)

19 Как звали пса, который сторожил терем братьев-богатырей? (Соколко)

20. Какие 3 дива были у князя Гвидона?( Белка с золотыми орешками, 33 богатыря, царевна Лебедь)

21 Сколько человек насчитывала семья попа? (4 : поп, попадья. поповна, попенок)

22. Как назывался остров, где жил князь Гвидон с царицей? (Буян)

 

 

 

 

Учитель: Я думаю, что теперь вы полюбите сказки Пушкина еще больше. Они не только прекрасны но и поучительны. В них всегда побеждает добро .И я желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра.

 

Учитель: А теперь настало время подвести итог нашей игры. Просим жюри огласить результат всех конкурсов и назвать команду-победителя.



Награждение

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!