СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-путешествие по Царству Русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия в 7 классе в формате игры по русскому языку. Может быть использован для проведения соревнований в рамках предметной недели по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие по Царству Русского языка»

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов

«Путешествие по царству русского языка»

Цель: показывать языковое богатство русского языка,
прививать интерес к языку своей страны

Задачи мероприятия:

Образовательные: вспомнить основные разделы языка и их особенности.

Развивающие: развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать образное мышление учащихся.

Воспитательные: прививать любовь и внимательное отношение к родному языку: воспитывать познавательную активность, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок. Прежде, чем мы его начнем, я бы хотела познакомиться с каждым из вас. А поможет нам в этом клубочек: вы называете свое имя и ваше качество на ту же букву.
Я начну: Олеся – отзывчивая….

Спасибо! Очень приятно со всеми вами познакомиться. Наверное, вы обратили внимание, что для знакомства мы использовали необычный предмет – клубочек. Давайте вспомним, как использовали этот предмет в русских сказках?

-его использовали для того, чтобы показывал путь.

Верно, а как вы думаете, как связан клубок и наше занятие, чем мы будем заниматься?

отправимся в путешествие

Верно, ничто так не объединяет, как совместное дело, мы отправимся в путешествие по прекрасной, удивительной и интересной стране. В ходе путешествия мы выясним, какая команда окажется самой находчивой, быстрой и артистичной. А как называется эта страна, вам предстоит угадать, для этого выполните задание на слайде:

“Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А” 

Сегодня мы отправимся в путешествие по Лингвистике – науке о языке.

Чтобы наше путешествие удалось, каждой команде необходимо придумать себе название и выбрать капитана, у вас есть несколько минут на размышление.

Представление команд

Отлично. Как и любое государство, Лингвистика состоит из отдельных областей, которые мы сегодня посетим. Чтобы не заблудиться, нам потребуется путеводитель. В него входят основные понятия, которыми должен владеть знаток русского языка.

Станция №1. Путеводитель по царству Русского языка:

Каждой команде нужно ответить на 7 вопросов, касающихся понятий русского языка, если команда не дает верного ответа, то право ответить на вопрос переходит к команде-сопернице.

1

2

3

1

Сколько букв содержит русский алфавит (33)


Сколько частей речи в русском языке (10)

Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

2

Какие члены предложения вы знаете?
(подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство)

Сколько падежей в современном русском языке? (6)

Что такое имя существительное? (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет)

3

Как называются предложения, которые содержат 2 и более основ? (сложные предложения)

Как пишутся частицы то-, либо-, кое-,
-нибудь? (через дефис)

Какую синтаксическую роль выполняют в предложении глаголы? (сказумое)

4

Назовите возвратное местоимение (себя)

Какую синтаксическую роль выполняют наречия (обстоятельство)

Сколько спряжения глагола вы знаете? (2)

5

Перечислите личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами)

Каким членом предложения в большинстве случаев являются причастия (определение)

6

Что такое наречие? (самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака)

Как называется прием, основанный на переносе свойств и качеств человека на неодушевленные предметы (олицетворение)

Какое предложение называют простым? (предложение, в котором одна основа)

7

Какой писатель в своем стихотворении называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным» (Тургенев И.С.)

Кто является автором самого известного толкового словаря современного русского языка (С.И. Ожегов)

Назовите служебные части речи (предлог, союз, частица)



Ребята, мы вспомнили с вами основные понятия русского языка, надеюсь, они пригодятся нам в путешествии.

Станция №2 Первая область, в которую привел нас клубочек, называется Фонетика. Как вам известно, фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

Есть в нашем языке такие гласные буквы, которые в некоторых позициях могут давать два звука. У вас на столах лежат конверты с заданием. Вам нужно найти и подчеркнуть все слова, где гласные будут давать 2 звука.



Арена, учёба, маяк, звезда, поют, лисята, юмор, тётя, юла, овёс, утёнок, капля, ноябрь, пиявка.

Арена, учёба, маяк, звезда, поют, лисята, юмор, тётя, юла, овёс, утёнок, капля, ноябрь, пиявка.



Станция №3 Следующая область – морфемика и словообразование, в этой области изучаются морфемы русского языка, что к ним относится?

корень, суффикс, приставка, окончание


Как известно, морфема – это минимальная значимая часть слова. У вас на столах лежат конверты с морфемами, правда, пока я несла их сюда, они рассыпались и перемешались, Ваша задача, найти среди представленных морфем суффиксы и приставки и вклеить их на листы



еньк, я, по, воз, ск, за, про, ость, тель, из, над, обо, ушк, ек, а, до, без

еньк, я, по, воз, ск, за, про, ость, тель, из, над, обо, ушк, ек, а, до, без



Станция №4 Следующая область, которую мы посетим, называется морфология. Она изучает части речи русского языка, традиционно в русском языке выделяют 10 частей речи. Перечислим их.


Лев Владимирович Щерба, русский лингвист, в 1928 году придумал необычное предложение, которое доказывает, что мы сможем определить часть речи и синтаксическую роль слова, даже если не будем знать его лексического значения.

Посмотрим, справитесь ли вы с его загадкой. Перед вами выражение, придуманное лингвистом, нужно подписать часть речи над каждым словом:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

привал
Путешествие у нас продолжительное, поэтому нужно сделать привал и отдохнуть, я вам предлагаю поиграть. Я буду называть эмоции, ваша же задача - их изобразить:

Постарайтесь

  • нахмуриться, как осенняя туча,

  • улыбнуться, как кот на солнце,

  • устать, как папа после работы,

  • отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак,

  • нахмуриться, как рассерженный человек

  • улыбнуться, как хитрая лиса,

  • устать, как муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть, как ребенок, который много потрудился





Молодцы! Клубочек привел нас к станции «Лексика». Это самая большая область Лингвистики. Мы коснемся такого яркого явления, как фразеологизм, что это?

Капитану каждой команды нужно с помощью пантомимы изобразить фразеологизм, который будет написан на листочке, если ваша команда угадывает, что вы показали, то вы получаете балл. У каждой команды по 2 фразеологизма.

  • засучить рукава

  • водить за нос

  • дело в шляпе

  • льет как из ведра

  • ушки на макушке

  • прикусить язык

Станция №7 Финальная остановка – станция орфография. По-настоящему грамотным можно назвать человека, который не делает орфографических ошибок. Ко мне попало сочинение одного двоечника, вам, как знатокам русского языка, нужно исправить все орфографические ошибки в этом тексте.

Солнце.

          Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.



Итак, наше путешествие подошло к концу, мы заглянули во все уголки такой интересной страны, как Лингвистика. Пока жюри подсчитывает баллы каждой команды, мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжим предложения:

мне понравилось….

я узнал, что…

я рад, что…



оцените работу своей команды на уроке с помощью фразеологизмов…

- спустя рукава

- краем уха

- как рыба о лед

- шевелить мозгами

- ловить ворон

- комар носа не подточит

- в два счета

- войти во вкус

- зарубить на носу

- держать ухо востро



слово жюри

Наше путешествие, к сожалению, закончилось. Но не закончилось знакомство со страной Русского языка. В ней столько неисхоженных тропинок, куда давно не ступала нога человека. Дерзайте, путешествуйте! Его Величество Русский Язык будет с нетерпением ждать вас!
Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!