Игра «Школа детективов»
Учитель:
– Добро пожаловать в школу детективов! Сегодня вас ждут трудные испытания, и только лучшие из лучших смогут поступить в нашу школу. Моим помощником сегодня будет Главный Сыщик.
Сейчас я раздам Вам анкету, которую Вам необходимо заполнить. Пока вы будете проходить испытания, Главный Сыщик их обработает и сообщит нам полученные результаты. (Приложение 1).
К испытаниям готовы? Тогда начинаем. По завершении испытания вы будете получать оценки. По результатам экзаменов будет принято решение о вашем зачислении.
Миссия 1. Догадливость.
Детектив должен проявлять догадливость при расследовании, иначе дела не раскроешь. Вот вам записка, догадайтесь, что здесь написано.
Записка:
Тыпрогрики
Шелгрики
Этогрики
Испыгрики
Таниегрики
(Если откинуть в каждом слове часть "грики", читаем: "Ты прошел это испытание".)
Миссия 2. Интерпретация.
– Часто детективу приходится записывать сведения в спешке, лишь намеком обозначая нужную информацию. У вас у всех есть листы, на них 20 клеток. У меня список из двадцати слов. Я назову первое слово и мысленно сосчитаю до трех. За это время вы должны в первой клетке сделать рисунок, символизирующий заключенное в этом слове понятие. По своим рисункам вы должны будете потом, когда заполните все 20 клеток, воспроизвести те самые слова, которые эти рисунки обозначают. Кто сумеет воспроизвести больше слов, тот и победитель. Так, если названо слово заяц, можно нарисовать два длинных уха; тигр - несколько полосок и т.д. Когда все клетки заполнятся рисунками, дети должны сделать к ним подписи.
Учащиеся заполняют таблицу, воспроизводят слова. Главный Сыщик собирает ответы и обрабатывает их.
Миссия 3. Дешифровка.
Для передачи и получения секретной информации детективы должны уметь пользоваться разными шифрами, уметь прятать шифровки и т.п. Показывает на картинке шифры, рассказывает о способах шифрования, хранения и передачи шифровок. Раздает всем шифр (например, пляшущих человечков) и карточки, на которых зашифрованы разные слова (можно зашифровать имена детей). Дети должны расшифровать. (Приложение 2)
Миссия 4. «Следователь»
Сыщик должен уметь задавать вопросы пойманным преступникам и делать правильные выводы из их ответов. Предлагаю вам сыграть в увлекательную игру под названием «Следователь». Ее правила очень простые: я рассказываю короткую загадочную историю, а вы по очереди задаете вопросы и пытаетесь ее разгадать. На все вопросы я буду отвечать только «Да», «Нет» и «Не имеет значения». (Приложение 3).
Миссия 5. «Кроссворд» (Приложение 4)
Сыщики всё время что-то ищут. Поэтому им очень нравятся кроссворды, где слова нужно искать, так как они прячутся внутри других слов. Кто, например, спрятался в слове МАРТЫШКА? Первый весенний месяц — МАРТ. А в слове ТЕЛЕВИЗОР? Там затаился большой косматый ЛЕВ!
Детям такой кроссворд. Им нужно отыскать внутри длинных слов спрятавшиеся короткие слова и записать их в клеточки.
Примечание: Буквы Ей Ё можно не различать.
Можно предложить разрезной кроссворд.
Миссия 6. «Кроссенс»
Как вы думаете, какая связь между Шерлоком Холмсом и собакой-ищейкой? Да очень простая - они оба замечательно идут по следу! А между английской королевой и шахматами? Здесь цепочка подлиннее: английская королева — ферзь (иначе эту шахматную фигуру называют королевой) - шахматы.
Теперь вам понятен принцип, по которому надо разгадывать эту головоломку из восьми картинок: надо просто найти связи между любыми двумя соседними картинками.
Такая головоломка называется кроссенсом.
Обучение в школе «Детективов» окончено.
Главный Сыщик поздравляет всех с успешным выполнением секретной миссии, вручает дипломы. После вручения дипломов все произносят клятву юного детектива.
Вся игра сопровождается презентацией.