Игра «Тайна мистера Синтаксиса»
Оборудование: ручки, постер, листы с правилами, видео для 1 этапа, 4 половинки ватмана, 4 правила, которые рассыпались, звездочки с баллами, названия команд(1,2,3,4), 4 кроссворда, конверты, листы, 4 задания для кроссворда, 4 листа с предложениями, значки Мастерам, маркеры 4, листы с предложениями для словосочетаний, призы
Правила игры
Дети делятся на 4 команды. В каждой команде должен быть капитан-хранитель Знаний. За месяц до игры в классе учитель вывешивает постер (рекламу игры). Капитанам раздаёт листы с правилами, знания которых необходимо для участия в игре. Ответственность капитана, следить за разучиванием правил. Готовность можно проверять раз неделю. Каждый участник, не знающий правил, отнимает у команды 2 балла.
Игра состоит из четырёх этапов.
В первом, дети смотрят видео.
Текст из видео
Здравствуйте, команды! Приветствую вас на первом этапе нашей игры. Слушайте и запоминайте. Люди владеют большим словарным запасом. Но этого мало для общения. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства?
Представьте, вы раскрываете листок, а там написано.
РЫЖИЙ, МАЛЬЧИК, ЛОХМАТЫЙ, БЕЖАТЬ, ПЁС, ЗА.
Какую картинку вы себе представили?
После этих слов на видео появятся вопросительные знаки. Учитель может приостановить воспроизведение и обсудить с детьми то, что они представили. Смогут ли люди понимать друг друга без знания правил синтаксиса.
Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот?
Кто из них рыжий, а кто лохматый?
Чтобы лучше понимать речь окружающих, правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис. Синтаксис - греческое слово. Переводится на русский язык как «построение» или «порядок». Синтаксис - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.
Затем в течение 5 минут собирают и наклеивают на половинку ватмана правило, которое «рассыпалось».
Ватманы вывешивают на доску и сверяют с эталоном. Побеждает команда, которая точнее других справилась с заданием. 7 баллов начисляют за первое место, 5 за второе и 3 за 3.
Второе этап «Кроссворд», проверит знания детей на тему «Текст. Предложение. Словосочетание.»
Задание к кроссворду
| Подлежащее и сказуемое – это грамматическая … предложения. |
| Сказуемое — это главный … предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего. |
| Как называется слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль? |
| Как называется слово в словосочетании, от которого ставят вопрос к зависимому слову? |
| Часть речи, которая соединяет простые предложения в составе сложного. |
| Какой знак ставится в конце восклицательного предложения? |
| Как называется предложение, в котором может быть две и более грамматические основы? |
| В конце повествовательного предложения ставится … или восклицательный знак. |
| Главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?». |
| Как называется предложение, в котором есть только одна грамматическая основа? |
| … — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. |
| Манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон – это ин…. |
| Как называется слово в словосочетании, к которому ставят вопрос от главного слова? |
| … - это высказывание, в котором два или несколько предложений. |
После того, как дети отгадают кроссворд, в строке, выделенной серым цветом, образуется слово. Капитан записывает это слово на листке. Листок помещает в конверт и сдаёт. На выполнение задания детям отводится 15 минут. За правильно выполненное задание команда получает 15 баллов. Если ответ на листке не верный, учитель с капитанами команд проверяет ответы в кроссворде, начисляя команде по 1 баллу за каждый верный ответ.
Синтаксическая эстафета 3 этап
Для 3 этапа нужен лист с 7 предложениями (по количеству участников), которые нужно разобрать. Для этого конкурса нужен особый участник – Мастер, в конце эстафеты у него будет возможность исправить 2 любые ошибки (Мастер выбирается рандомно). Дети строятся в колонну по одному. У первого участника в руках маркер. Он подходит к доске, разбирает предложение. Возвращается и передает маркер следующему участнику эстафеты. После окончания эстафеты Мастер делает два исправления и начинается подсчет баллов. За каждое правильно разобранное предложение команда получает 2 балла.
Задание для участников команд
Перед вами 7 предложений, ваша задача выполнить синтаксический разбор каждого из них. Для этого вы должны:
Найти и подчеркнуть главные члены предложения.
Волнистой линией подчеркнуть второстепенный член предложения – определение.
Надписать над каждым членом предложения часть речи.
Предлоги обвести треугольниками, союзы кружками.
1. | В зоопарке живут белые медведи. |
2. | Из кустов я услышал голосок иволги. |
3. | На берег накатывались морские волны. |
4. | Крик кукушки доносится из ближнего леса. |
5. | Мама купила Феде новый велосипед! |
6. | Солнце скрылось за тучами, ударил гром. |
7. | Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. |
Последний этап связан с третьим
Учитель раздаёт детям предложения, которые они разбирали. Задача детей, выписать из предложений словосочетания. Обозначить главное и зависимое слово. Поставить вопрос. Работу каждого участника команды проверяет капитан. После сдаёт правильные работы учителю. За каждую правильно выполненную работу команда набирает 2 балла, за каждую ошибочную теряет столько же.
Подведение итогов игры
Участники команды-победителя получают призы.