СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Умницы и Умники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для  учителей  истории, работающих в 5-х классах и служит псобием для проведения урока- повторения  по теме «Поэмы гомера «Илиада» и «Одиссея»». Урок разработан в форме игры «Умницы и Умники».

 

Просмотр содержимого документа
«Игра "Умницы и Умники"»

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для учителей истории, работающих в 5-х классах и служит псобием для проведения урока- повторения по теме «Поэмы гомера «Илиада» и «Одиссея»». Урок разработан в форме игры «Умницы и Умники».



Методическая разработка урока :Поэмы Гомера «Илиада» и Одиссея»»


Цель: формировать умения применять знания на практике, развивать интеллект, память, эрудированность, логическое мышление у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению гуманитарных наук


Задачи урока: 
образовательные:
закрепить знания учащихся о поэмах Гомера, как памятника мировой культуры и важныго исторического источника;
 формировать комплекс умений учащихся, необходимых для доказательства или
опровержения спорных утверждений, характеризующих события исторического содержания
(познавательные и регулятивные УУД); 
развивающие:
способствовать развитию у учащихся УУД поиска и отбора исследовательского материала на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей (познавательные УУД); 
 формировать умения составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний;
воспитательные
способствовать развитию у учащихся УУД нравственно­- этического оценивания ситуаций;
межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);
способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД);
на положительных образах гомеровских героев воспитывать трудолюбие, смекалку,стремление помочь людям, презрение к опасностям (личностные УУД).


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, игровые дорожки, карточки с вопросами, карточки с именами, ордена “Умников”(жетоны).


Участники: учащиеся 5-х классов

Поэтапное описание.


Подготовительный этап.

1. Составление заданий для каждого тура.

2. Подготовка необходимого для игры реквизита, изготовление орденов “Умников”. (Жетонов)

3. Формирование списка участников

4. Выбор членов ареопага.


Ход игры

Организационный момент.

Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление судей - членов ареопага.


Правила игры:


Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.

1. В ходе отборочного тура необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов (жетонов), переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками).

2. Условия второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать неправильно.3. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.

4. Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков.


Отбор агонистов:

  1. 1.Когда прозвучал приказ «По машинам!», я вспомнил, о чём просили меня родители, нашёл их в толпе провожающих и сделал это. Что именно? (родители попросили: «Помаши нам!»)

  2. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» (Гомер)

  3. В долине какой реки расположен Египет (Нил)

  4. Правитель Египта –титул. (Фараон)

  5. Первый коллектив людей (Стадо)

  6. Имя фараона, совершившего самые крупные походы (Тутмос3)

  7. Священная книга христиан (Библия)

  8. Главный бог греков. (Зевс)

  9. «Живой товар» (раб)

  10. Где распложена Греция? Полуостров.(Балканский)

  11. В долине какой реки проживали евреи? (Иордан)

  12. Когда человек выделился из мира животных (когда научился изготавливать орудия труда)

  13. Какой титул носил правитель Двуречья Хаммурапи? (Царь)

  14. Служители храмов в древности. (Жрецы)

  15. Между какими реками расположено Двуречье? (Тигр и Евфрат)

  16. Когда люди стали использовать железо? (10 век до. н.э.)

  17. Бронза-это сплав каких металлов? (Олова и меди)

  18. Китайский мудрец (Конфуций)

  19. Группы людей в Индии, с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Касты)

  20. Какой год следует за 30 г. до н.э.? (29)

Учащиеся набравшие наибольшее количество орденов, определяют право на выбор игровой дорожки. Проводится между тремя агонистами. Им выдаются листы с терминами, в которых допущены ошибки. Агонисты должны за минуту найти ошибки и правильно исправить их.


Димократия (Демократия)

Калонии (Колонии)

Одисей (Одиссей)

Иллиада (Илиада)

Конфуцый (Конфуций)


Вопросы 1 агона.

1.Вы жена Одиссея –Пенелопа. В отсутствие мужа к вам сватаются женихи. Какую хитрость вы придумали, чтобы обмануть их? (Днем ткала погребальное покрывало для отца Одиссея, а ночью его распускала)

2. Ваш обман раскрылся. Какое испытание вы придумали для женихов? (Станет женой того, кто победит в стрельбе из лука, принадлежащего Одиссею. Сама же надеялась, что никто не сумеет даже согнуть могучий лук)

3. По всей Греции восхищались подвигами Геракла- сына Зевса и смертной женщины.

Что сделал Геракл, чтобы очистить конюшни царя Авгия за один день? Животные там стояли чуть ли не по шею в навозной жиже ( Завалил камнями русло двух рек направил их течение в конюшни и очистил их от навозной жижи).

4. Вы Ахиллес-греческий герой, о котором в своей поэме рассказывает Гомер. Что сделала для вас ваша мать, чтобы спасти от гибели на войне? (Искупала в подземной реке)

5. Вы Прометей, который подарил людям….?-Огонь. У кого вы его похитили, чтобы отдать людям? (У своего друга Гефеста в кузнице).

6. Вы придумали очень жестокие законы для жителей Афин, когда даже за кражу кисти винограда или овощей полагалась смертная казнь. Ваше имя (архонт Дракон).

7. Простой народ в Греции?-Демос. До того, как добились своих прав наравне с аристократий, довольно часто на их земельных участках можно было увидеть некий предмет, который им напоминал о чем то. Что это за предмет, и о чем он напоминал народу? (Долговые камни о долге).

8. Об одном из царей Древнего мира- царя Лидии ходили легенды, связанные с его несметными богатствами. Его имя стало нарицательным для характеристики очень богатого человека, продолжите фразу «Богат как…» (Крез)

9. Вы мудрый царь Соломон. Как вы рассудили двух женщин, которые спорили из-за ребенка? Не могли его поделить.( Предложил рарубить его пополам).

2 агон:

Выбор дорожек.

1.Какой подарок подарила богиня Афина жителям города, покровительницей которого она позже станет. (Оливковое дерево)

2. С кем спорила Афина по поводу покровительства над этим городом (Посейдоном).

3. Как использовали оливковое масло жители Афин? Назовите три случая его применения. (Лучшие сорта в пищу, в остальных случаях для освещения помещений, в качестве лекарства, для натирания тела во время спортивной борьбы)

4. При сборе оливок нужно было соблюдать осторожность.Почему? ( Чтобы не мялись плоды. Помятые плоды сохли и портились)

5. Сколько букв в греческом алфавите?-24. В чем отличие греческого алфавита от египетского? (В греции буквенное обозначение, в Египте иероглифы»

6. Вы Одиссей- герой Троянской войны. Царь острова Итаки. О встрече с кем вы произносите следующие слова?

Уши товарищам воском тогда заклеил я, меня же

Плотной веревкой они порукам и ногам привязали

К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться. (Встреча с сиренами.)

7. Одиссей кому рассказывает о своих странствиях. (Царю Алкиною)

8. Кто угрожал Одиссею, что он вернётся на родину на чужом корабле и найдёт несчастье у себя дома.( Циклоп Полифем)

9. Сколько лет длилась Троянская война?-10 лет.

3 агон.

  1. Какую хитрость придумал Одиссей, чтобы взять Трою? (Троянский конь)

  2. Кто сказал эти слова, и по какому поводу?:

«Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой

Пал он, - и в этой беде я на помощь ему не явился!

Им, как своей головой дорожил. И его погубил я. (Ахиллес по поволу гибели своего друга Патрокла).

3 Все помним миф о яблоке раздора. Богини полетели к царю Трои Парису, чтобы он присудил яблоко одной из богинь. Парис присуждает яблоко Афродите. Почему ей? (За обещание найти в жены самую прекрасную женщину в мире).

4.О каком периоде Троянской войны рассказывает поэма Гомера «Илиада»? -О последнем 10 годе войны.

5. Мы знаем, что греки сочинили большое количество мифов. Вот начало одного из них: «Жестокий царь не отпускал с острова искусного мастера и его сына». О каком острове идёт речь? Кто это-искусный мастер и его сын? (Крит, Дедал и Икар)


6.Почему в Древнем Двуречье существовал миф о потопе, а в Египте нет? (Нил не разливался так бурно как Тигр и Евфрат. Разливы Нила не приводили к наводнениям).

7. Зажиточные греки не любили есть в одиночку. На званых обедах главным считалась не еда, а беседа. За столом разговаривали, рассказывали занимательные истории, слушали музыку, пели, устраивали игры в вопросы и ответы. Вот их загадка:

Когда ты на меня смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. Когда ты говоришь, глядя на меня, я открываю рот и двигаю губами, но молча, ибо у меня нет голоса. (Зеркало)

  • 8. Кому принадлежат слова:

«Мать чёрная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы, рабыня раньше, а теперь свободная.» (Солон)

9.

Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях

  • Яблоко с древа познания

  • Яблоко раздора

  • Яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения

Финал


  • 1. Чем занимались египетские крестьяне времён фараона Хеопса в период разлива Нила?

По приказу фараона крестьяне работали на строительстве знаменитой пирамиды, так как в этот период были свободны от полевых работ

2..Почему гробницы фараоны приказывали строить на западном берегу Нила? (На Западе заходит солнце, оно там умирает заканчивается жизнь. И на западе находится страна мертвых)

3. У многих народов издавна значительную рольв хозяйстве играли собаки. В Египте же священным животным считалась кошка, из них делали мумии, хоронили на специальных кладбищах. К собакам такого отношения не было. Почему? (В Египте собаку редко использовали в хозяйстве, потому что там главным занятием было земледелие. Египтянам надо было сохранить зерно от грызунов. Кошки сберегали зерно от мышей, поэтому и пользовались таким почтением).

4. Древние греки назвали его “пожиратель плоти”, египтяне считали его лучшим подарком ко дню рождения, он бывает деревянный, каменный и даже золотой. (Саркофаг).

5. Имя, под которым Одиссей представился циклопу Полифему (Никто)

6. Вещество, благодаря которому спутнки Одиссея не услышали пения Сирен.(Воск).

7. Почему поэма Гомера о Троянской войне называется «Илиада»?  (по второму названию г. Трои)

8. Чьи слова?

«Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков»! ( мастер Дедал, который построил лабиринт)


9. Чьи слова?

«Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло»? (Тесей)



Подведение итогов.

Награждение победителя игры.



Заключение

Используя в педагогической практике данную методическуя разработку, можно прийти к решению обозначенных в разработке целей и задач как образовательных, так и воспитательных.Урок можно использовать как технологию фомирования УУД школьников.Данная разработка может быль использована как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели.

Уроки в форме игры «Умницы и Умники»я практикую в каждом классе, результат использования был описан выше.Следует ометить атмосферу таких уроков и огромное желание детей проявить себя.Возрастает познавательная активность учащихся на уроках истории, повышается интерес к изучению предмета.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!