Страна "Словария"
Игра-викторина по русскому языку между 4-ми классами.
Подготовила
учитель начальных классов
ГОУЛНР"Артёмовская
средняя школа№8"
Куликова Елена Николаевна
Игра-викторина по русскому языку между 4-ми классами.
Цель мероприятия:
углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами;
в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями игры слов: анаграммами, шарадами, метаграммами и т.д.;
дать учащимся простейшие знания о многозначности слов, синонимах, омонимах, и других языковых явлениях;
воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству;
воспитывать у детей дисциплину, внимательность и сосредоточенность;
способствовать развитию логического мышления учащихся.
Оборудование:
мультимедийная установка, презентация с заданиями для конкурсов;
карточки с заданиями для команд.
(Задания для детей представлены на экране, для лучшего восприятия заданий). См. презентацию.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались не просто так, а для того, чтобы узнать какие чудеса есть в русском языке, обобщить знания по родному языку за 3 с половиной года обучения и, может быть, немножко поиграть… в слова. Ведь даже великие и знаменитые писатели говорили о русском слове так… Слайд 2,3
Каждый класс – это одна команда, которая разделена на 2 группы :
Знатоки получают задание и выполняют его, а у помощников будут свои задания, внимательно их слушайте, т.к. за каждый правильный ответ вся команда получает фишки.
Девиз нашей викторины: Выучи русский язык!
Ведущий:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Все: Выучи русский язык!
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Все: Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Все: Выучи русский язык!
Ведущий:
И вот первое задание как раз на определение звуков, а именно, их количества.
Итак, разминка! Общий конкурс для всех.
Каждому классу будут предложены слова, команда считает, сколько звуков и сколько букв.
Конкурс 1. "Ответь на пять!». Общий для всех. слайд 4,5
– А. Деньки.(5зв,6б) Юла. (4зв, 3б) Касса (4зв, 5б) Солнце.. (5зв, 6б).
– Б. Пеньки. Яма. Грамм Сердце.
Ведущий:
Вспомнили звуки и буквы, давайте вспомним, чтобы звуки и буквы стали словом, что для этого надо?
Конкурс 2. Составь слово. Командный. слайд 6,7
о л и г с слоги
в а о л с слова
ы к б у в буквы
у и к в з звуки
Конкурс 3.Игра со слогами. Общий для всех.
Каждому классу мы предлагаем набор букв , переставив которые, у вас получатся слова.
Тикси. Тарпа. Ганик. (Кисти, парта, книга).
Ланпе. Кадос. Вонзок. (Пенал, доска, звонок).
Проверка заданий Слайд 8
Ведущий:
Между прочим, некоторые слова способны поставить в тупик кого угодно! Вот попалось мне недавно слово стрекоза. Стрекоза – существительное женского рода - это она, а как же тогда будет звучать он в мужском роде? Стрекозел? Не может быть! Не бывает ведь такого слова. А ведь такое безобидное на вид слово стрекоза. Никогда бы не ожидала от слова такого коварства!
Конкурс №4 Общий для всех.
Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы. Но будьте внимательны. Найдите «хитрые» слова, которые нельзя употреблять во множественном числе.
Кот – (коты) Плот – (плоты) Крот – (кроты) Шило – (---) Рука – (руки) День – (дни) | Село – (сёла) Дом – (дома) Радио – (---) Нога – (ноги) Дуга – (дуги) Еда – (---) | Тень – (тени) Слива – (сливы) Грива – (гривы) Метро – (---) Пень – (пни) Ведро – (вёдра) |
Проверка Слайд № 9
Ведущий: Давайте вспомним, в какой части слова заключён основной смысл родственных слов?
Конкурс 5. Слова – «родственники». Общий для всех. Слайд № 10.
Каждому класс у предлагаются ряд слов, в котором нужно найти лишнее слово.
Где слова родные, однокоренные?
Белка, беленький, белить
Лист, лиса, лисёнок
Носик, носит и носок
.
Пёс, песочный и песок.
Проверка конкурса Слайд № 11
Ведущий: Хитрыми бывают даже не сами слова, но их части.
Конкурс 6. "Где приставка, где предлог?" Командный.
"Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"
(С) кресла шарф С кресла шарф стащил щенок.
(С) тащил щенок… Поволок за уголок.
(По) волок
(За) уголок...
(По) трепал Потрепал со всех сторон
(Со) всех сторон… И помчался на балкон.
И (по) мчался
(На) балкон.
Проверка конкурса Слайд № 12
Ведущий:
Слова могут прятаться и в загадках.
Конкурс 7. Шарада. Общий для всех Слайд № 13.
Шарада – это вид загадки, прочитайте внимательно шараду и запишите свой ответ на маркерной доске.
Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).
Проверка конкурса Слайд № 14
Ведущий:
Хитрыми могут быть не только отдельные слова, но и целые фразы. Например. Устойчивые речевые обороты. Такие как фразеологизмы.
Конкурс 8. Фразеологизмы. Командный. Слайд 15-21
«А»
Совать нос –
Надуть губы –
Выходить из себя -
«Б»
Зарубить на носу –
Ломать голову –
Чесать языки –
Конкурс 9. «Угадайте слово». Общий для всех болельщиков Слайд 22
Необходимо прочитать фразы и догадаться, о чём идёт речь.
Внимание на экран.
- Его вешают, приходя в уныние;
- его задирают, зазнаваясь;
- его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
- Не цветы, а вянут;
- не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
- не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
- Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить;
- он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;
- за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться;
-его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
(Болельщики заработали дополнительные баллы своим командам)
Ведущий:
Ещё одна хитрость содержится в других устойчивых речевых оборотах. Их называют пословицы и поговорки. В них заключена вековая народная мудрость.
Конкурс 10. “Отгадай пословицу”. Командный.
По опорным словам узнайте пословицы и поговорки. Объясните их значение.Слайд № 23
“труд”, “лень”.
“погибай”, “выручай”.
“встречаются”, “провожают”.
“свет”, “тьма”.
Проверка конкурса Слайд № 24
Ведущий:
А мы продолжим работу с ещё одними хитрыми выражениями, так называемыми крылатыми выражениями.
Конкурс 11 «Устойчивые выражения». Общий для всех. Слайд № 25.
Внимательно прочитайте строки стихотворения и дополни крылатым выражением.( в этом конкурсе можно попросить помощь болельщиков)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто ...
Ребята слушать их не станут:
От этой песни...
Проверка конкурса Слайд № 26.
Ведущий:
Часто слова скрывают своё значение под хитрым речевым оборотом или похожим написанием. Попробуем разгадать значение слова.
Конкурс 12. Энтомологический. Командный.
1. Седьмая вода на киселе – это:
1) компот
2) сказочный родник
3) зелье
4) какой-то дальний родственник (+)
2. Какой из них означает «знаменитый, прославленный»
1) легендарный (+)
2) мифический
3) мифологический
Проверка конкурса Слайд № 27.
Ведущий:
Чтобы нас всегда понимали, необходимо, чтобы наша речь была грамотная не только при разговоре, но и при написании.
Конкурс 13. Грамматический. Командный. Слайд №28
К нам пришло письмо из страны невыученных уроков от Виктора Перестукина
«Ушол, скора вирнус »
Проверка конкурса Слайд № 29
Ведущий:
Ребята, а как раньше называлась наука. Которую мы с вами сейчас изучаем на уроках русского языка?
Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье.
Сколько правил, сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным - и только!
Все запомнишь, все поймешь.
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Подведение итогов викторины.
Мы сегодня учились, играя. Говорили и о звуках, и о буквах, значении слов, повторяли грамматические правила правописания. Как называется наука, которая учит нас быть грамотными?
Жюри называет победителей.