СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра «Заповеди мира (основные этические принципы взаимоотношений)»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра «Заповеди мира (основные этические принципы взаимоотношений)»»

Методическая разработка по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» игра «Заповеди мира (основные этические принципы взаимо­отношений)»



Направление: лучшая методическая разработка

по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Войтенко Наталья Сергеевна

учитель истории и обществознания

номер регистрации: 32218.2.3.2002

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Левокумского муниципального округа

Ставропольского края

Николо-Александровское, Левокумского района

Георгиевская епархия

тел.:9633817156, e-mail: vojtenko79@inbox.ru







2022 год

Игра «Заповеди мира (основные этические принципы взаимоотношений)»

Цели: - знакомство учащихся с религиозным многообразием и их общими этическими принципами; осознание единства этических принципов в многообра­зии религий и народов; анализ связей заповедей с повседневностью.
-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности;

-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

-способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Оборудование: Карточки с заданиями

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля.

Формы: индивидуальная, групповая (командная), фронтальная

Основные понятия: Заповеди, совесть

Принцип обучения:

-принцип научности обучения и связи его с практикой;

-принцип систематичности и последовательности в обучении;

-принцип оптимального сочетания словесных, практических, поисковых, информационных методов и приемов обучения;

-принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов.

Форма: игра

Ожидаемый результат:

   Учащиеся научатся работать с текстом; высказывать собственное мнение, применять полученные ранее знания; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

Ход мероприятия:

I Вступительное слово учителя

«Если друг на день рожденья

 Пригласил тебя к себе,

 Ты оставь подарок дома —

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

 Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

 Чтоб быстрее проглотить.

 Не хватай салат руками —

 Ложкой больше зачерпнёшь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье —

Трудно будет вынимать».

(Г.Остер «Вредные советы»)

Беседа:

-Вы узнали стихотворение и его автора? Чему учат строки?

- Почему советы называются вредными?

- Что помогает вам в жизни поступать так, чтобы не обидеть другого человека?

- Какие правила поведения в обществе вам известны?

Предположительные ответы детей – советы названы вредными, потому что советуют неправильно поступать в конкретной ситуации. Нужно действовать так, чтобы не обидеть другого человека своим поведением. Такому поведению учат особые правила – этикет, мораль, законы, христианские заповеди.

II Основная часть

-Дорогие ребята! Я вижу ваши внимательные глаза, добрые и умные, значит, мы готовы работать. Давайте улыбнемся друг другу, и с хорошим настроением начнем нашу игру «Заповеди мира».

-Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью игры "Пазлы". Учащимся нужно раздать по 1 пазлу. Ребята должны собрать изображение, путём сопоставления и сбора картинок. Одна собранная картина - одна команда (Приложение 1)

-Для многих поколений главным учителем этики и морали была религия. Любая религия, основополагающая философия и этичес­кая система призывают своих последователей к толерантности и взаимному уважению. Используемые при этом слова могут быть различны, однако суть их всегда одна и та же, что подтверждает­ся этическими принципами десяти мировых религий, которые мы с вами обсудим.

-Самые мудрые люди мира всегда вели нас к пониманию и милосердию. Прочитайте высказывания и попробуйте объяснить их своими словами (Приложение 2)

- Заповеди – нравственные предписания, которые помогают сделать нравственный выбор, учат человека правильно жить, почитать Бога и относиться к людям. У народов разных конфессий и вероисповеданий существуют одинаковые духовные ценности, что позволяет людям лучше понять друг друга, не зависимо от их религий. Поведение человека зависит от его духовного состояния – совести, исходит из почитания и любви к Богу. Следующие задания выполняем на скорость. Кто быстрее? (Приложения 3 и 4)

III Физминутка

-Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы опускаете руки вниз. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.


-Обратимся к текстам художественных произведений. Вам необходимо прочитать текст и определить о какой заповеди идёт речь в тексте. (Приложение 5)

-Мы знаем, что нашу страну населяют многие народы, исповедующие различные религии.

Детям предлагается познакомиться с текстами (Приложение 6) и соотнести заповеди других конфессий с заповедями христианства.

IV Подведение итогов урока.

-Что нового мы узнали на уроке?

Перед вами лежат чистые листочки, напишите на них пожелания себе.

- А, теперь передайте свой листок рядом сидящему соседу, ведь то, что вы желаете другим, обязательно вернётся к вам. Да не оскудеет рука дающего!                                              

V Домашнее задание

1. Записать пословицы и поговорки, касающиеся заповедей. (Например: «На лжи далеко не уйдешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»).

























Приложение 1

Мечеть в г. Баку



Храм Александра Невского





Приложение 2

Буддизм:

«Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».

Конфуцианство:

«Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других».

Христианство:

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Индуизм:

«Не делай другому того, от чего больно тебе».

Ислам:

«Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».

Джайнизм:

«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Иудаизм:

«Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

Сикхизм:

«Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны».

Даосизм:

«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

Зороастризм:

«Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой»



Приложение 3

 

ЗАДАНИЕ: «Соотнеси заповедь и пословицу»

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает

Почитай отца твоего и матерь твою

Раз солгал, а навек лгуном стал

Не лги

Сколько вору не воровать, а кнута не миновать

Не убивай

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит

Не укради

Сгубить легко, да душе каково?

Не завидуй

Где любовь да совет, там и горя нет

Не прелюбодействуй


Приложение 4


ЗАДАНИЕ: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она отражает. Запиши заповедь»

«Насилие и убийство -  яд для души.» 


«Без спроса взял, да не сказал - так украл.»


«Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.»


«Кто не врет, тот спокойно живет. 


«Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.» 


«Злой плачет от зависти, а добрый от радости»








Приложение 5

      1 группа - СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Заповедь:

2 группа - МУЖИК И ОГУРЦЫ

Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.
Заповедь:

    Приложение 6

                                         

   1. Источники о Духовных Заповедях

(для работы первой группы) 14 заповедей Будды

1.    Самый большой враг в жизни человека – это он сам.

2.    Самая большая глупость в жизни человека – это ложь.

3.    Самое большое поражение в жизни человека – надменность.

4.    Самая большая печаль в жизни человека – зависть.

5.    Самая большая ошибка в жизни человека – потерять самого себя.

6.    Самая большая вина – неблагодарность.

7.    Самое большое достойное сожаление – умаление своего достоинства.

8.    Самое большое достойное восхищение в жизни человека – подняться после падения.

9.    Самая большая утрата в жизни человека – потеря надежды.

10.  Самое большое достояние в жизни человека – здоровье и разум.

11.  Самый большой долг в жизни человека – искренние чувства.

12.  Самый большой дар в жизни человека – великодушие.

13.  Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание.

14.  Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела.

 

2. Хадисы (слова и высказывания Пророка Мухаммеда), записанные в Сулле (для работы второй группы).

1.    Навещайте больных. Желайте выздоровления им, а они будут молиться за вас.

2.    Даже улыбка и доброе слово являются благотворительным пожертвованием.

3.    Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не подглядывайте друг за другом.

4.    Знай, что нет победы без терпения, находки – без потери.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!