Игровые педагогические технологии
в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в группе компенсирующей направленности
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Банникова Ирина Николаевна,
воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 9 компенсирующего вида»
г. Ефремова Тульской области
Аннотация. В статье рассмотрена специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности посредством использования в образовательной деятельности игровых педагогических технологий.
Ключевые слова: игровые педагогические технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-педагогическая работа, группа компенсирующей направленности.
Игровые педагогические технологии, применяемые в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), представляют собой соединение психолого-педагогических методов, способов и приёмов обучения игре, воспитательных средств и педагогических находок.
Игровые технологии дают возможность для формирования личности путём организации разносторонней игровой деятельности в совместной и самостоятельной форме с учётом психофизических возможностей, реализации специальных игровых программ, имеющих как классический, так и специализированный характер.
В контакте «педагог - ребёнок» отслеживается прямое направление на диалогическое общение, дифференциацию и индивидуализацию, которая прямым образом даёт развитие социализации. Ребёнок в процессе взаимодействия приобретает указатель к достижению результатов и путь к успешности, а педагог параллельно диагностирует воспитанника и намечает этапы коррекции развития.
Дети с речевыми проблемами имеют ряд сопутствующих отклонений психо – эмоционального развития, поэтому в организации образовательного процесса важна мотивация на общение как способа социализации и индивидуализации. При этом происходит укрепление межличностных отношений в процессе игры и возможность проявить себя с лучшей стороны, показать свои умения, выразить свою симпатию. Это хорошо работает в том случае, если ребёнок уже положительно социализирован. Если же у него проблемы с адаптацией в коллективе, то педагогу следует заранее создать такие условия для малыша, чтобы он не боялся вступать в игру, создать атмосферу «абсолютной успешности» в ходе игры.
Другая особенность детей с проблемами - создание ситуации успеха. Это трудная задача, реализуемая в совместной деятельности с педагогом. Решение этой задачи связано с получением радости, удовольствия от участия в игре. Для этого необходимо чтобы игровая задача была предельно ясна, содержание игры должно способствовать проявлению умений дошкольников, показать качество их знаний, способности, уровень подготовленности детей.
У детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) становление предпосылок игровой деятельности происходит медленно, что обусловлено задержкой интеллектуального и сенсомоторного развития. Целесообразность использования игротерапии при организации работы с особенными детьми обусловлено тем, что игра является самым действенным способом психофизической коррекции развития ребенка. Дети с ОВЗ напоминают рачка в ракушке: при малейшем уровне тревожности он прячется. Наибольшую сложность для усвоения представляют правила игры, порог волевых усилий у таких детей очень невысок, малейший неуспех выводит их из душевного равновесия, не оставляя практически шансов на завершение игры с хорошим результатом. В этом случае педагогу надо помнить про игротерапевтическую функцию в назначении самой игры – умение преодолевать различные трудности – и использовать это в преодолении ребёнком самого себя.
Когда этот рубеж будет пройден, следует перейти к другим целям педагогической работы с использованием игровых технологий:
- помочь ребёнку получать удовольствие от самого процесса игры;
- научить ребёнка выполнять правила игры, умению играть роль до конца, сохранять в действиях сюжет – быть функциональным игроком;
- создать условия для решения творческих задач игры с успехом: угадать, добиться результатов.
Ребёнку следует научиться играть роли, совершать игровые действия для реализации этих ролей, правильно использовать предметы для игры, которые бывают условными и заместительными, поддерживать сюжетные отношения с играющими.
Чтобы игра получилась, дошкольнику надо обладать определёнными качествами, которые необходимо в нём воспитать. Он должен быть самостоятельным, иметь определённые нравственные и этические представления, желать сотрудничать и общаться с другими людьми, позитивно и открыто. Тогда игровая деятельность любой направленности будет сама как педагогическая мера воздействия способствовать развитию и обогащению социального опыта ребенка.
Современная педагогика дошкольного образования, ориентированная ФГОС ДО требует от педагога применения в образовательном процессе игровой педагогической технологии как инструмента использования совокупности всех образовательных областей. При этом особое внимание уделяется определению целей и задач образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей и совместной с детьми деятельности по схеме « ребёнок – педагог – ребёнок – ребёнок».
Игровая педагогическая технология имеет большую группу методов и приёмов организации педагогических процессов в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают одним отличительным признаком – чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом.
Использование игровых приёмов педагогом в процессе непосредственной образовательной деятельности должно происходить так, чтобы дидактическая цель ставилась перед детьми в форме игровой задачи. В содержание познавательной деятельности вводится элемент соревнования, который превращает дидактическую задачу в игровую. При этом успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игры подразделяются по виду деятельности на подвижные, познавательные, социальные и психологические. При этом при подборе игр для детей с ОВЗ следует придерживаться некоторых правил:
- соответствие игры возрасту ребёнка и его актуальному уровню развития;
- учёт структуры речевого развития и особенностей психо-эмоционального состояния;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- содержание игры должно быть доступно восприятию ребёнка;
- учёт принципа смены видов деятельности;
- использования безопасных, соответствующих требованиям игрушек и пособий.