СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрена специфика организации коррекционно-педагогической работы  с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности посредством использования в образовательной деятельности игровых педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Игровые педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности»

Игровые педагогические технологии

в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в группе компенсирующей направленности


Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Банникова Ирина Николаевна,

воспитатель МКДОУ

«Детский сад № 9 компенсирующего вида»

г. Ефремова Тульской области


Аннотация. В статье рассмотрена специфика организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности посредством использования в образовательной деятельности игровых педагогических технологий.

Ключевые слова: игровые педагогические технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-педагогическая работа, группа компенсирующей направленности.



Игровые педагогические технологии, применяемые в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), представляют собой соединение психолого-педагогических методов, способов и приёмов обучения игре, воспитательных средств и педагогических находок.

Игровые технологии дают возможность для формирования личности путём организации разносторонней игровой деятельности в совместной и самостоятельной форме с учётом психофизических возможностей, реализации специальных игровых программ, имеющих как классический, так и специализированный характер.

В контакте «педагог - ребёнок» отслеживается прямое направление на диалогическое общение, дифференциацию и индивидуализацию, которая прямым образом даёт развитие социализации. Ребёнок в процессе взаимодействия приобретает указатель к достижению результатов и путь к успешности, а педагог параллельно диагностирует воспитанника и намечает этапы коррекции развития.

Дети с речевыми проблемами имеют ряд сопутствующих отклонений психо – эмоционального развития, поэтому в организации образовательного процесса важна мотивация на общение как способа социализации и индивидуализации. При этом происходит укрепление межличностных отношений в процессе игры и возможность проявить себя с лучшей стороны, показать свои умения, выразить свою симпатию. Это хорошо работает в том случае, если ребёнок уже положительно социализирован. Если же у него проблемы с адаптацией в коллективе, то педагогу следует заранее создать такие условия для малыша, чтобы он не боялся вступать в игру, создать атмосферу «абсолютной успешности» в ходе игры.

Другая особенность детей с проблемами - создание ситуации успеха. Это трудная задача, реализуемая в совместной деятельности с педагогом. Решение этой задачи связано с получением радости, удовольствия от участия в игре. Для этого необходимо чтобы игровая задача была предельно ясна, содержание игры должно способствовать проявлению умений дошкольников, показать качество их знаний, способности, уровень подготовленности детей.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) становление предпосылок игровой деятельности происходит медленно, что обусловлено задержкой интеллектуального и сенсомоторного развития. Целесообразность использования игротерапии при организации работы с особенными детьми обусловлено тем, что игра является самым действенным способом психофизической коррекции развития ребенка. Дети с ОВЗ напоминают рачка в ракушке: при малейшем уровне тревожности он прячется. Наибольшую сложность для усвоения представляют правила игры, порог волевых усилий у таких детей очень невысок, малейший неуспех выводит их из душевного равновесия, не оставляя практически шансов на завершение игры с хорошим результатом. В этом случае педагогу надо помнить про игротерапевтическую функцию в назначении самой игры – умение преодолевать различные трудности – и использовать это в преодолении ребёнком самого себя.

Когда этот рубеж будет пройден, следует перейти к другим целям педагогической работы с использованием игровых технологий:

- помочь ребёнку получать удовольствие от самого процесса игры;

- научить ребёнка выполнять правила игры, умению играть роль до конца, сохранять в действиях сюжет – быть функциональным игроком;

- создать условия для решения творческих задач игры с успехом: угадать, добиться результатов.

Ребёнку следует научиться играть роли, совершать игровые действия для реализации этих ролей, правильно использовать предметы для игры, которые бывают условными и заместительными, поддерживать сюжетные отношения с играющими.

Чтобы игра получилась, дошкольнику надо обладать определёнными качествами, которые необходимо в нём воспитать. Он должен быть самостоятельным, иметь определённые нравственные и этические представления, желать сотрудничать и общаться с другими людьми, позитивно и открыто. Тогда игровая деятельность любой направленности будет сама как педагогическая мера воздействия способствовать развитию и обогащению социального опыта ребенка.

Современная педагогика дошкольного образования, ориентированная ФГОС ДО требует от педагога применения в образовательном процессе игровой педагогической технологии как инструмента использования совокупности всех образовательных областей. При этом особое внимание уделяется определению целей и задач образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей и совместной с детьми деятельности по схеме « ребёнок – педагог – ребёнок – ребёнок».

Игровая педагогическая технология имеет большую группу методов и приёмов организации педагогических процессов в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают одним отличительным признаком – чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом.

Использование игровых приёмов педагогом в процессе непосредственной образовательной деятельности должно происходить так, чтобы дидактическая цель ставилась перед детьми в форме игровой задачи. В содержание познавательной деятельности вводится элемент соревнования, который превращает дидактическую задачу в игровую. При этом успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры подразделяются по виду деятельности на подвижные, познавательные, социальные и психологические. При этом при подборе игр для детей с ОВЗ следует придерживаться некоторых правил:

- соответствие игры возрасту ребёнка и его актуальному уровню развития;

- учёт структуры речевого развития и особенностей психо-эмоционального состояния;

- подбор игрового материала с постепенным усложнением;

- содержание игры должно быть доступно восприятию ребёнка;

- учёт принципа смены видов деятельности;

- использования безопасных, соответствующих требованиям игрушек и пособий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!