СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если педагоги устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса.

Чаще всего, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа педагогической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.

Постановка звука – это кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, а автоматизация звуков – тесное сотрудничество логопеда, ребенка и педагога. Параллельно автоматизации звуков вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью.

Сегодня я предложу вам игровые задания и упражнения, игры, направленные на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью. Могут выполняться не только в условиях группы, но и на прогулке.

Но перед тем, как начать работу по автоматизации звуков вы должны запомнить некоторые правила:

 

  • Систематичность: Занятия должны быть систематическими, т.к. так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения;

 

  • Время: старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 15-20 минут;

 

  • Поддержка: ребёнок нуждается в похвале, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;

 

  • Задания: инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова. Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать.

 

В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

 

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности:

  • от проговаривания звука в слогах,
  • затем в словах
  • в предложениях
  • и в самостоятельной речи

 

Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов.

  1. «Кнопочки»

Ребёнок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов

  1. Песочные часы

Ребёнок проговаривает речевой материал на закрепляемый звук, пока течёт песок в часах (1 или 3 минуты).

3.“Раз – шажок, два – шажок…”

  • Ребёнок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук. (Можно использовать пальчиковый тренажёр «Твистер»).
  • Пальчики шагают по отверстиям по выложенным дорожкам из мелких камней, ракушек и т.п.
  • На пальчики надевают штампики. Ребёнок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.

 

4.«Лабиринт»

 

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребёнок проводит пальчиком, проговаривая слоговые ряды. «Поднимись на горку»: поднимаемся на горку вверх – громко, чётко произносим слог, спускаемся вниз – тихо, шёпотом, чётко артикулируя звуки.

 

5.«Пальчики здороваются»

Ребёнок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.

 

Автоматизация звука в слове

  1. «Улиточка»

Ребёнок проговаривает изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки. Следить за чётким, правильным произношением звука. Например, закрепление звука [Р]: чётко называть картинки, спрятавшиеся в домике улитки. Какой звук часто встречается в названии этих картинок?

Игры с мячом на автоматизацию звука в слове:

 

  1. Игра «Волшебная палочка»

Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый. Например, на звук Ш: тапки-шапки, жаль-шаль, губы-шубы, майка-шайка, мыло-шило, фланг-шланг, мах-шах.

 

 

 

 

  1.  «Назови ласково».

Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - …, угол - …, и др.

 

  1. «Звуковой домик»

Предлагается ряд картинок на заданный звук (звук стоит в начале, в середине, в конце слова). Ребенку необходимо положить картинку в нужное окошко, проговаривая слова со сложным звуком. Позиция звука в слове графически обозначена.

Например, звук «Л»: луна (звук стоит в начале слова-первое окошко), колос (середина слова- второе окошко), осёл (конец слова- третье окошко),

  1. «Слово – шаг»

Когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

  1. «Звуковая дорожка»

Пройти (проехать) по дорожке, на которой находится автоматизированный звук. (Повторяются слова по картинкам).

 

Автоматизация звука в предложении

  1. «Исправь предложения» 

Ребенку предлагается ряд предложений со смысловой ошибкой. Необходимо исправить ошибки, проговаривая предложения с трудным звуком.

  1. «Составь предложения по картинкам» 

Предлагается картинка. Ребенку нужно придумать простое предложение с трудным звуком.

  1. «Исправь ошибки художника» 

Предлагается картинки с графически изображенными ошибками» Ребенок проговаривает каждую ошибку с заданным трудным звуком. Ошибки в картинках идут по сериям (на свистящие, шипящие, соноры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях.»

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если педагоги устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса.

Чаще всего, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа педагогической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.

Постановка звука – это кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, а автоматизация звуков – тесное сотрудничество логопеда, ребенка и педагога. Параллельно автоматизации звуков вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью.

Сегодня я предложу вам игровые задания и упражнения, игры, направленные на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью. Могут выполняться не только в условиях группы, но и на прогулке.

Но перед тем, как начать работу по автоматизации звуков вы должны запомнить некоторые правила:


  • Систематичность: Занятия должны быть систематическими, т.к. так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения;


  • Время: старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 15-20 минут;


  • Поддержка: ребёнок нуждается в похвале, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;


  • Задания: инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова. Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать.


В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!


Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности:

  • от проговаривания звука в слогах,

  • затем в словах

  • в предложениях

  • и в самостоятельной речи


Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов.

  1. «Кнопочки»

Ребёнок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов

  1. Песочные часы

Ребёнок проговаривает речевой материал на закрепляемый звук, пока течёт песок в часах (1 или 3 минуты).

3.“Раз – шажок, два – шажок…”

  • Ребёнок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук. (Можно использовать пальчиковый тренажёр «Твистер»).

  • Пальчики шагают по отверстиям по выложенным дорожкам из мелких камней, ракушек и т.п.

  • На пальчики надевают штампики. Ребёнок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.


4.«Лабиринт»


По нарисованному лабиринту (дорожке) ребёнок проводит пальчиком, проговаривая слоговые ряды. «Поднимись на горку»: поднимаемся на горку вверх – громко, чётко произносим слог, спускаемся вниз – тихо, шёпотом, чётко артикулируя звуки.


5.«Пальчики здороваются»

Ребёнок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.


Автоматизация звука в слове

  1. «Улиточка»

Ребёнок проговаривает изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки. Следить за чётким, правильным произношением звука. Например, закрепление звука [Р]: чётко называть картинки, спрятавшиеся в домике улитки. Какой звук часто встречается в названии этих картинок?

Игры с мячом на автоматизацию звука в слове:


  1. Игра «Волшебная палочка»

Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый. Например, на звук Ш: тапки-шапки, жаль-шаль, губы-шубы, майка-шайка, мыло-шило, фланг-шланг, мах-шах.





  1. «Назови ласково».

Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - …, угол - …, и др.


  1. «Звуковой домик»

Предлагается ряд картинок на заданный звук (звук стоит в начале, в середине, в конце слова). Ребенку необходимо положить картинку в нужное окошко, проговаривая слова со сложным звуком. Позиция звука в слове графически обозначена.

Например, звук «Л»: луна (звук стоит в начале слова-первое окошко), колос (середина слова- второе окошко), осёл (конец слова- третье окошко),

  1. «Слово – шаг»

Когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

  1. «Звуковая дорожка»

Пройти (проехать) по дорожке, на которой находится автоматизированный звук. (Повторяются слова по картинкам).



Автоматизация звука в предложении

  1. «Исправь предложения» 

Ребенку предлагается ряд предложений со смысловой ошибкой. Необходимо исправить ошибки, проговаривая предложения с трудным звуком.

  1. «Составь предложения по картинкам» 

Предлагается картинка. Ребенку нужно придумать простое предложение с трудным звуком.

  1. «Исправь ошибки художника» 

Предлагается картинки с графически изображенными ошибками» Ребенок проговаривает каждую ошибку с заданным трудным звуком. Ошибки в картинках идут по сериям (на свистящие, шипящие, соноры)



























































Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях












Подготовила:

учитель-логопед:

Савкина Н.Г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!