СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии как фактор развития коммуникативных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии как фактор развития коммуникативных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как фактор развития коммуникативных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»








ДОКЛАД


Игровые технологии как фактор развития коммуникативных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

































Хоронхой

2022г


Игровые технологии как фактор развития коммуникативных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно новым требованиям государственного стандарта российского образования в качестве ориентира образования определена нацеленность на развитие ключевых компетенций обучающихся. Одной из базовых компетентностей является коммуникативная - умение эффективно сотрудничать с другими людьми.

Источниками коммуникативных умений являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Профессиональные коммуникативные умения не могут быть сформированы стихийно, необходимы специальная работа и определенные условия.

В Хоронхойской филиале ГБПОУ «БРТСиПТ» с 2012г. мы обучаем детей из числа выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида по профессии «Маляр (строительный)» и с 2019г. по профессии «Повар».

Развитие коммуникативных умений у обучающихся с ОВЗ является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Эти обучающиеся испытывают определенные затруднения в общении с другими детьми. Поэтому процесс их социализации значительно затруднен.

Опираясь на общие методические рекомендации по формированию у обучающимися с ОВЗ коммуникативных компетенций, в своей работе используем в том числе и игровые технологии.

Цель: раскрыть специфику использования игровых технологий в развитии коммуникативных умений обучающихся с ОВЗ.

Объект: коммуникативные умения обучающихся с ОВЗ.

Предмет: игровые технологии как средство развития коммуникативных умений обучающихся с ОВЗ.

Педагоги отмечают существенные отклонения в развитии коммуникативных умений при общении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости как с взрослыми, так и со сверстниками.

Несформированность коммуникативного умения, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивен­честву является большой проблемой при социализации таких подростков.

Задача СПО – дать обучающимся с ОВЗ правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества.

Для преодоления у обучающихся с ОВЗ трудностей мы используем специально разработанные комплексы занятий. В структуру каждого занятия включаются игровые коррекционно-развивающие упражнения, направленные на умение принимать и передавать информацию, принимать самого себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки, умение не создавать или безболезненно выходить из конфликтных ситуаций.

Главные черты игровых технологий по развитию коммуникативных умений: свободная развивающая деятельность; творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры, по нашему мнению, входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Реализация игровых приемов и ситуаций во время занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Обучающиеся с большим желанием выполняют предложенные им задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, и как следствие стремление быть быстрым, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях нет скучающих обучающихся.

Опыт показывает, что игровые технологии, применяемые на учебных и внеклассных занятиях, имеют положительное значение для развития коммуникативных умений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Афанасьева, Т. Л. Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления образования [Текст] / Т. Л. Афанасьева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, 2015г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 156-159.

  2. Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций. /Е.В. Руденский - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 2011.- С. 224.

  3. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специально (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гавриловичева, В.В. Титова // Пособие для воспитателей и учителей.-5-е изд., и доп. (Метод. биб-ка) - М.: АРКИ, 2012. - С. 312.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!