СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и игрушки народа Коми

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры и игрушки народа Коми»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



КОСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема занятия «Игры и игрушки народа Коми»



Студентки 731 группы 
социально-педагогического отделения:

по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»
Тетериной Софии Александровны,
Место проведения мероприятия:


ФИО преподавателя:

Пружинская Вера Борисовна

Допуск к проведению занятия:


____________________________

Дата: 18.11.2021































Сыктывкар, 2021

Тема. Игры и игрушки народа Коми

Цель: Познакомить детей с играми и игрушками Коми народа.

Задачи:

Обучающие

-Дать представление об истории возникновения игр и игрушек Коми народа

- Значение игр и игрушек у народов Коми

Развивающие

- Продолжить развивать внимание и координацию

Воспитательные

- Продолжить воспитывать уважение и любовь к Коми краю


Возраст участников – дети нач. классов


Инвентарь


Оборудование – колонки (для музыкального сопровождения)


Список использованной литературы:

- https://infourok.ru/konspekt-uchebnogo-zanyatiya-vvedenie-v-programmu-komi-narodnie-igri-3599993.html

- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/12/23/issledovatelskaya-rabota-traditsionnye-komi-igrushki-i-ih-rol-v

- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-komi-podvizhnyh-igr.html



























Ход занятия

Этапы, время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Орг. этап


Добрый день, ребята!

Мы с вами поприветствовали друг друга по-русски. А кто знает, как можно поздороваться на коми языке.

На доске плакат:

Доброе утро – бур асыв.

Добрый день – бур лун.

Добрый вечер – бур рыт.

Здравствуйте – видза оланныд.

- А теперь давайте знакомиться: зовут меня София. Я студентка третьего курса педагогического колледжа.

Приветствие

Выход на тему занятия

- Ребята взгляните на слайд и что у меня в руках. Что это?

- Каждый человек не может без игры. Играет он дома, на улице, в гостях, в семье, на праздниках, вечерами. В игре он может показать свои умения, навыки, проявить способности и творчество.

Есть игры всем знакомые:

Какие вы спортивные игры знаете?

Настольные-

Уличные-

В семейном кругу-

Но есть такие игры, которые знают лишь немногие. Мы с вами живем в Коми республике. У Республики есть своя история, свои традиции, есть и свои игры, которые передавались из поколения в поколение. 


- игры

Основной этап






Ловля оленей
























Воробышек




















Игра …





























Шур-Шар
























«Шег»
















































«Вошлы»

















«Кукла»

- Оленеводство в Коми - это традиционный вид занятий народов Крайнего Севера. Республика относится к числу крупных оленеводческих регионов России, находится на шестом месте по численности поголовья животных. Первая игра у нас называется «Ловля оленей»

Правила игры.

Я выберу двух пастухов, остальные — олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По моему сигналу «Раз, два, три — лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого, попал мяч, считается пойманным. Игра начинается, только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги оленей. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.


-Итак, сколько наши пастухи поймали оленей? Давайте у нас пастухи будут…

Ух, какие ловки у нас были пастухи, а кого пастухи вообще не поймали?


В следующую игру мы поиграем под названием «Воробышек»

Я выберу водящего – воробья, завязываю глаза, остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел как соловей.

- Эй, ты, птичка не зевай, кто мяукнет, угадай.


Все молчат. Кто-нибудь скажет «мяу», стараясь изменить голос. Если воробышек угадает правильно, то становится в круг, а глаза завязываю тому, кто мяукнул. А если не угадает, то продолжает водить дальше.


- Кого воробышек не узнал? А этот воробышек у нас с первого раза догадался кто мяукал.




- Ребята, взгляните. А что это? (Показаны игрушки народов коми)

Игрушка – один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш взгляд. Игрушку любят все – дети и взрослые. Для детей она забава, игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Игрушка всегда сопутствовала человеку. С самого детства игрушки помогают познавать окружающий мир. Кроме этого с древности игры и игрушки учат детей труду и правилам поведения. И, конечно, начинается это познание с семьи, которая во все времена была основой общества. Именно в семье зарождаются традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. У каждого народа они свои.

Традиционные игрушки.

- Что это? Для чего она использовалась? А из чего она делалась?

1. Шур - шар - это национальный музыкальный инструмент народа Коми, который представляет собой погремушку. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты (коры березы),  лёгкого, прочного, тёплого на ощупь материала. Уронишь такую погремушку – не разобьётся, только огня боится, так говорят про шур – шар. Так называли эту игрушку потому, что она шуршит. Звук у шур-шара приятный, успокаивающий. Тембр звучания этого инструмента зависел от его внутреннего наполнения  и приемов игры. Береста обладает антисептическими, антигрибковыми, антивирусными свойствами, она устойчива к гниению.


- Кто знает, что это? А кого животного? Может быть кто-то играл в нее?

 2.  «Шег» или «бабки» - игрушка из  суставов  задних ног (у копыта) овцы.  У северных коми, занимающихся оленеводством – из  суставов ног оленей.  Уже в 40-е г.г. ХХв. На реке Печоре осталось только название «бабки». Применялись они для очень азартной игры, которая называлась также «бабки». В «бабки» играли на столе или на полу. Игровым полем было полотенце (гасило шум, производимый при сбрасывании костяшек, а также тормозило «бабки», не давая им далеко разлетаться за пределы игрового поля). На реке Печоре в «бабки» играли не только мальчики, но и девочки. Однако игры девочек проходили менее шумно. Мальчики никогда не брали девочек в свою игру, даже не позволяли находиться рядом момент игры, боясь сглаза.

    У детей оленеводов   костяшки изображали стада оленей, оленью упряжку. Дети играли в бабки,  подражая родителям: перегоняли оленьи  стада с одного пастбища на  другое, следом перевозили и чум (жилище  оленеводов), тем самым с ранних лет приобщались к традиционным видам деятельности коми оленеводов.                                            

    На севере основным материалом для игрушек была древесина. Из неё делали фигурки оленей, собак, игрушечные сани и т.д. Всё это и сегодня приобщает детей к природе северного края, к традиционным занятиям родителей, воспитывает любовь к родным местам.


- Как вы думаете для чего использовалась эта кость? А как при помощи нее играли?

3. «Вошлы» – грудная кость курицы или дичи.

У Печорских коми игра проходила следующим образом: двое соперников растягивали вошлы за ее концы до полного разлома,  при этом произносили: «Тебе каметь, мне память…». Победителем считался тот, у кого в руках оставалась память – более крупный обломок вошлы. Меньший обломок – каметь – доставался проигравшему. Победитель назначал условия пари.


- Посмотрите, что это? Из чего она состоит? Что в ней необычного?    

4.Кукла – играет особую роль в развитии ребенка. Через игру в куклы передаются духовно-нравственные ценности, наработанные веками. Через куклу можно увидеть сам народ, приобщиться к его культуре.

 В толковых словарях русского языка объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека. Как известно кукла сопровождала наших предков практически всю жизнь. В куклу – талисман вкладывалась вся материнская забота, вся ее сила, которая будет защищать младенца.

    У коми существовали куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая.         Оберег – оберегает от невзгод и болезней. Таких кукол клали в постель детям, украшали ими дом.

 Одна из таких кукол у коми  – кукла-скрутка «берегиня детского сна». В старину кукла для мальчиков и девочек была знаком продолжения рода – символом материнства. По поверьям многих народов Севера, кукла охраняла детский сон, была «берегиней» ребёнка. Её делали из лоскутков только новой ткани. Коми верили, что ткань одежды, ношенной человеком, хранит в себе его «вуджöр» - «тень» и поэтому не пригодна для изготовления оберега. Лицо куколки выполняли из светлой ткани, украшали кружевом или узорной тесьмой. Черты лица не рисовали, оставляли куклу безликой, помня народную мудрость, что «глаза – зеркало души» и оберегая себя от «недобрых глаз куклы». Пеленая «берегиню сна», напевали колыбельную песню и придумывали ей ласковое имя – Солнышко, Звёздочка, Сахарочек, мой сладенький. Именами близких и друзей  куклу-оберег не называли.

    Обрядовую куклу использовали на праздниках. Например, на свадьбу для невесты шили куклу. А когда провожают зиму -  устраивают чучело, которое по обряду сжигают. У обрядовой, как и обереговой куклы не было лица. Предки предполагали, что у кукол есть душа. Считалось, что если бы мастеру не удалось выражение лица куклы, то исказило бы душу куклы.

 Игровая тряпичная  самодельная  кукла, по коми – Акань. Основа – столбик (туловище), скрученный кусочек трикотажа бежевого или белого  цвета. У неё есть нижняя рубаха, сарафан, передник с абстрактным рисунком, шаль. У северных коми оленеводов – это  кукла – ижемка  разных размеров в национальной одежде.   



Итоговый этап

- А сейчас я проверю, кто из вас был самым внимательным

- Как можно поздороваться на коми языке?

- В какие игры мы с вами играли?

- А с какими игрушками мы с вами познакомились?


- Великая культура коми народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. К сожалению, в наше время, многое утрачено, позабыто, в силу того, что неузнаваемо изменились жизненные условия народа.

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

                                       (В.Высоцкий)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!