СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры на развитие музыкальных способностей

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале содержатся задания и упражнения и игры на развитие ритма, музыкального слуха, на развитие ладового чувства, творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Игры на развитие музыкальных способностей»

Задания и упражнения для развития музыкальных способностей

младших школьников с ЗПР



Задания и упражнения, включенные в уроки, различались по способу выполнения, по степени сложности, по характеру взаимодействия педагога с учащимися, а также по цели. Перед проведением урока с учащимися проводились упражнения и задания, способствующие эмоциональной подготовке к предстоящей работе. Во время проведения уроков для снятия эмоционального напряжения и физической усталости использовались динамические паузы (физминутки, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения). В конце урока проводилась рефлексия учебной деятельности. Работа по развитию творческих способностей у младших школьников с задержкой психического развития на уроках музыки, а именно, ладового чувства, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, творческого восприятия и творческого мышления, проводилась целенаправленно и систематически с помощью комплекса музыкально-дидактических игр и упражнений и занятий в течение года.

Комплекс игр и упражнений составлен таким образом, чтобы младшие школьники с задержкой психического развития разного возраста и классов могли справиться с простыми заданиями и перейти к более сложным.

Для развития ладового чувства (эмоционального восприятия музыки) младшим школьникам с ЗПР предлагались следующие игры - задания: театрально-дидактическая игра «Тренируем эмоции». Цель: Добиваться выразительности в мимике и жестах. Задачи: 1. Дать понятие положительных и отрицательных эмоций. 2. Расширить круг эмоций, знакомых детям 3. Развивать мимические мышцы лица. Учитель показывал школьнику карточку с эмоцией, школьник изображал эмоцию с помощью мимики мышц лица. Если не получается, педагог сам показывал ту или иную эмоцию или показывал видеосюжет из знакомого мультфильма, фильма.

Игра «Три цветка». Цель: Развивать умение младших школьников различать характер музыкальных произведений . Игровой материал: записи с инструментальной музыкой, карточки с изображением веселого, грустного и спящего цветков. Ход игры: школьники слушали музыкальные произведения в исполнении педагога или в записи, определяли настроение в музыке и поднимали условно обозначенную карточку: веселый цветок – веселая музыка, грустный – грустная, спящий – спокойная. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Различать знакомые произведения. Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра. Ход игры: «Ребята,— говорит педагог,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывал мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Учитель проигрывал мелодии знакомых детям произведений или включал запись: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Школьники узнают музыку, кто-либо из них доставал из мешочка соответствующую игрушку и показывал всем.

Игра «Кружатся листья, падают снежинки». Игровой материал — карточки с изображением времен года, музыкальные произведения («Осенняя мелодия», «Снежинки», «Весенняя капель») Цель: Развивать у младших школьников эмоциональную отзывчивость на музыку, учить вслушиваться в музыку и согласовывать свои движения с её темпом. Учитель включал музыкальное произведение, школьник слушал и поднимал соответствующую карточку. Младшим школьникам справившихся с простыми заданиями, предлагались задания более высокого уровня: упражнение «Изобрази». Педагог включал музыкальное произведение, школьник изображал характер музыки в движении и находил карточку с изображением нужной эмоции. При включении музыкального произведения «Вальс цветов» П.И.Чайковского, школьники двигались медленно, плавно, а затем находили нужную эмоцию.

Упражнение “Мама зовёт”. Цель — спеть и правильно изобразить эмоцию. Учитель поет: “Оля, иди домой”. Ученик отвечает: “Не хочу”. Школьники старались правильно изобразить эмоцию. Сдвигали брови, округляли глаза. Показывали эмоцию «нежелание идти домой». Упражнение “Ёжик”. Учитель поет: “Что за шар, не разберёшь?” Ученик отвечает: “Это я, колючий ёж”. Школьники изображали радостное, веселое настроение, рассказывали о своем присутствии.

На развитие музыкального ритма с младшими школьниками с задержкой психического развития предлагались задания, где совместно (педагог и школьник) работают над развитием чувства ритма используя, простейшие музыкально дидактические упражнения; «Три медведя», «Веселые подружки», «Катюша учит танцевать», «Послушай, запомни, повтори», и т.д. Также школьники развивали чувства музыкального ритма исполняя, простейшие попевки, песенки, музыкально – ритмические и танцевальные упражнения: "Ёжик и барабан", "Осень", "Скворушки".

Ритмическое упражнение "Ёжик и барабан" было направлено на развитие умения выполнять ритмические движения согласно тексту стихотворения, а также на развитие чувства ритма. Содержание. С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! (На слова "Бум-бум-бум!" школьники равномерно ударяли ладонями по коленям).

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум! С барабаном за плечами... Бум-бум-бум! Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум! И удары раздавались: Бум-бум-бум! Благодаря стихотворению школьники учились отрабатывать размер ритма. Ритмическое упражнение "Осень". Цель: Учить детей выполнять ритмические движения согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма. Содержание. Младшие школьники изображали дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению «Осень»: Дождь, дождь Целый день Барабанит в стёкла. Вся земля, Вся земля От воды промокла… Ритмическое упражнение "Скворушки". Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма. Содержание. Педагог читает стихотворение. Школьники ритмично поднимались на носочки и опускались на пятки в текст чтению. Сквору-сквору-скворушки, Распушили пёрушки, Птицы в стаю собрались, Птицы к югу понеслись. 3

На развитие музыкального слуха для младших школьников с ЗПР с низким уровнем развития проведены: - игра «Громко — тихо». Педагог учил самостоятельно определять динамический оттенок. Младшие школьники брали музыкальные инструменты. Учитель показывал карточку динамического оттенка (f или р), школьники играли громко или тихо. Игра «Найди инструмент, который играет так». Цель — учить слышать и распознавать звуки музыкальных инструментов. Учитель показывает карточку, школьники искали инструменты, которые звучали. Игра «Лесенка». Цель — учить определять высокие и низкие звуки. Младшие школьники научились довольно свободно петь «по руке» простые упражнения, подобно приведенным выше. Для лучшей наглядности нужно применить «подвижный нотоносец» (где левая рука поющего служит нотным станом, а указательный палец правой руки показывает местонахождение звуков), или нарисованную «лесенку» .

Ход игры «Лесенка». 1 задание: педагог говорил школьнику: «Мальчик забрался наверх и потом спускается по ступенькам вниз». Он поет и показывает, например, по нарисованной лесенке, на музыкальном инструменте пианино или металлофоне. 2 задание: Мальчик прыгнул прямо с верхней ступеньки на нижнюю (пели и показывали рукой соль – до). 3 задание: Затем он стал шагать сверху вниз через ступеньку (соль – ми – до). 4 задание: Потом забрался наверх и снова стал спускаться по ступенькам, дошел до «ми» и решил вернуться обратно (соль, фа, ми, фа, соль). 5 задание: Случилось так, что мальчик наколол себе ногу, и, спускаясь, стал останавливаться на каждой ступеньке (соль, соль, фа, фа, и т.д.). 4) Задания на развитие творческого мышления — восприятие музыки младшим школьникам предлагались задания: - игра «Что делают дети?». Цель: развивать умение различать характер музыкальных произведений. Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки. Ход игры: школьникам раздали по одной карточке. Педагог исполнял знакомые музыкальные произведения (можно в записи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют младшие школьники). Тот, кто узнавал музыкальное произведение, закрывал фишкой пустую половину карты. Игра «Укрась музыку». Цель: Развивать умение младших школьников воспринимать музыкальные произведения, различать характер музыкальных произведений и соотносить их с тембровой окраской. Игровой материал: записи с инструментальной музыкой, знакомой младшим школьникам; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.). Ход игры: школьник слушал музыкальное произведение, определял настроение в музыке и выбирал музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывал на выбранном инструменте, украшая звучание.

Для развития творческого мышления проведены игры «Сочини мелодию», «Цвет настроение». Младшие школьники сочиняли музыкальные загадки «что я слышал в лесу?». Образцом выполнения таких заданий послужила пьеса М. Ройтерштейна «Кукушка и дятел», «Эхо». Школьники слушали пьесы и придумывали образы к загадкам, например, школьник пел «я услышал белочку, которая бегает по веточкам...». Сочиняли музыкальные иллюстрации к сказке, предложенной учителем. По ходу содержания сказки «О музыкальной принцессе», которую рассказывает учитель, учащиеся сочиняли мелодию звона колоколов, извещающих о приближении ночи, колыбельную песенку, веселый танец польку. При проведении музыкальных игр «Сказка», «Музыкальная история» школьникам нужно было сочинить музыкальные иллюстрации с помощью сюжетной подсказки. Этот прием способствовал созданию на уроке атмосферы непринужденности, в которой наиболее полно раскрывались музыкально – творческие способности учащихся младших классов. Также учащимся предлагалось импровизировать окончания музыкальных фраз. Подготовкой для импровизации мелодий звучала песни – игры Тиличеевой Е. «Наш дом», «Лифт».

Песенное творчество использовалось и в инсценировании песен, представляющих собой небольшие сюжетные игры, в которых эпизод за эпизодом раскрывается содержание песен. Например, песни «Жили у бабуси», «А я по лугу», песня В.Калинникова «Тень, тень, потетень», Т.Попатенко «Скворушка прощается», Л.Книппера «Почему медведь зимой спит» и т.д. Моделирование направления движения мелодии в музыкальнодидактических играх и упражнениях осуществлялось многими способами: 1) использованием музыкальной лесенки, набора разнозвучащих колокольчиков; 2) выкладыванием на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это задание было дано младшим школьникам в образной форме – передвижение кузнечика (бабочки) с цветка на цветок, нарисованных на различной высоте, в соответствии со звуками мелодии (она звучит в тот момент, когда дети выполняют задание). К музыкально-слуховым ощущениям относятся и чувство тембра, поэтому музыкально-дидактическая игра «Определили инструмент» была направлена на развитие у школьников чувства тембра. В ней также был использован наглядный материал: музыкальные инструменты, карточки, фишки, которые способствовали активизации мышления учеников.

В младшем школьном возрасте ритмическая деятельность детей характеризуется подражательностью. Это было видно по результатам диагностического исследования младших школьников на первом этапе нашего исследования. В связи с этим, мы ставили перед собой задачи, которые были направлены на развитие чувства ритма: – способность активно переживать музыку; – способность ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точного его воспроизведения. Для этого мы использовали музыкально- дидактические игры и упражнения, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, в исполнении на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!