Игры на тему «Состав слова»
Как зовут мастера?
(3 команды по 5 человек.)
На доске для каждой команды записан столбик слов – названий предметов, от которых игроки должны образовать названия соответствующих профессий:
барабан – ... гитара – ... рыба – ...
баян – ... груз – ... кран – ...
стол – ... суд – ... машина – ...
сапог – ... касса – ... мотор – ...
пожар – ... комбайн – ... трактор – ...
Побеждает команда, которая правильно и быстрее других справится с заданием.
Игру можно повторить с другими словами.
П р и м е ч а н и е: Игру можно усложнить, предложив игрокам найти и обозначить корни в каждой паре слов.
Найди слово по окончанию.
(3 человека или 3 команды.)
На доске даны схемы слов с пропущенными основами и с окончаниями множественного числа существительных.
Игроки подбирают подходящие существительные во множественном числе и вставляют основы.
В о з м о ж н ы е с л о в а : дома, реки, поля, грибы, руки, звери .
Игра «Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили. огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.