Подготовила
педагог дополнительного образования
Марченко Е.В.
Конспект
Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»
Цель: выполнить на листах иллюстрации к сказке «Колобок».
Планируемые результаты:
Предметные:Расширение кругозора учащихся и знаний о художниках -иллюстраторах,обобщения знаний, полученных в процессе изучения нового материала.
Регулятивные:
учебная : в течение всего урока, выполнять задания под руководством педагога . Удовлетворенность или неудовлетворенность своей работой на занятии.
Познавательные: Развитие познавательных мотивов и стремление к изучению нового материала , развитие фантазии, образного мышления ,воображения и умение выполнить иллюстрацию к народной сказке , развивать интерес к народному сказочному творчеству, развивать навыки и умения создания композиции, передачи пропорций главных героев сказки, навыков композиционного решения композиции.
Коммуникативные :
познакомить обучающихся с творчеством художников М. Врубеля, Ю. Васнецова;
Личностные: воспитывать любовь к русским народным сказкам, личного отношения к положительным и отрицательным героям сказок, способность сопереживать настроениям героев сказки.
Ход занятия
1.Организация учащихся.
2.Проверка готовности учащихся к занятию.
Ход занятия
Рассмотрим сказки разных народов и русские народные сказки.
-Какие народные сказки вы знаете? (дети называют сказки)
- Какую бы вы выбрали для иллюстрирования? Почему? ( предлагают сказку «Колобок». потому что уже умеют рисовать различных животных на фоне лесного пейзажа)
-Посмотрите на эту книгу, какая она яркая и красочная.
- Кто составляет эти рисунки, которые называются иллюстрации? (художники-иллюстраторы)
-Для чего в книгах нужны иллюстрации, особенно для детей? ( для образного представления места сказочных событий, главных героев, а также для развития любви и интереса детей к книгам, бережного отношения к ним , для желания читать и развивать свои знания)
Практическая часть
Педагог предлагает ребятам представить себя художником-иллюстратором и создать свою уникальную, красочную и интересную композицию, которая должна понравиться малышам и заинтересовать их не только к просмотру иллюстраций в книге, но и ее прочтению.
Художник - иллюстратор придумывает к книгам разные рисунки, выбирая при этом самые интересные сюжеты произведения.
Эти рисунки называются – иллюстрации.
- Ребята, а иллюстрацию к какой сказке будем рисовать ? Давайте я вам прочту отрывок из одной сказки:
Я от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
А от тебя, волк,
И подавно уйду.
-Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока? Верно, сегодняшняя тема нашего занятия: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».
-Вам знакома эта сказка?
- Ребята, а чему учит эта сказка? (В общении с разными людьми остерегаться обмана, хитрости и лести. Не уходить из дома самостоятельно. Слушаться родителей, не доверять посторонним и незнакомым людям, которые могут быть опасны)
- Ребята, скажите какой по характеру Колобок ? ( хвастливый, доверчивый, неосторожный)
- Сегодня познакомимся с творчеством знаменитых художников-иллюстраторов Васнецовым М.В. и Врубелем М.А . Эти великие художники в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.
- Кто знает, почему некоторые сказки называются русскими народными? Кто их сочинял?
- Какие ещё сказки бывают?
-Народные и авторские.
К авторским относятся замечательные сказки А.С. Пушкина, с которыми мы познакомимся позже.
Изучение нового материала.
Ознакомление с творчеством художников М.В. Васнецова и М.А.Врубеля.
- На прошлых занятиях мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни : пейзажи, портреты, натюрморты и различные сюжетные или исторические композици;
- А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Для этого художники-иллюстраторы придумывают сказочных героев, создавая им особый образ. Ведь в разных иллюстрациях или мультфильмах образы животных не похожи на их реальных представителей.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) замечательный русский художник -Виктор Васнецов. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок.
Актуализация знаний учащихся.
Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Царевна лягушка».
В картине «Алёнушка» художник изобразил застывшую позу девочки, склонённую голову, печальный взгляд ,говорящий о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки..
А на следующей картине мы видим «Царевну – лягушку»,
Михаил Александрович Врубель – знаменитый русский художник конца 19 – начала 20 века. Его произведения – это воплощение в живописи образов русских народных сказок, былин, легенд. Знаменитая картина «Царевна-Лебедь». Героиня сказки А.С.Пушкина.
-Ребята, вы посмотрели репродукции знаменитых картин великих художников.
-Хочу обратить ваше внимание на то , что главные герои изображаются крупным планом в центре композиции, а вокруг персонажей создан фон и место, где находятся главные герои. Будем учитывать это при создании иллюстрации.
- Вспомним главных героев сказки.
- Кто первым встретился колобку?
- Кого встретил вторым? Третьим? Последним?
- Отгадайте загадки .
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? … (зайка)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? … (лиса)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный. (волк)
Физкультминутка.
Практическая работа. Этапы выполнения рисунка:
Линейный рисунок
Создание композиции.
Работа в цвете.
VII. Итог уроков. Рефлексия. (5 мин.)
В ы с т а в к а работ учащихся.
Заключительное слово педагога.
Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке.
Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен).
- При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на тёмном, тёмное ни светлом,
контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне.
И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
Ребята, что сегодня было важным на занятии?
( нарисовать иллюстрации к сказкам).
А что для вас в этой работе самым трудным, самым интересным?
(передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение, разукрашивать их наряды).
Что больше всего понравилось?
- Если вам урок понравился, у вас все получилось, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.
Молодцы , ребята! Вы все сегодня постарались, у вас все хорошо получилось!