Имена существительные общего рода 6 класс
Тип урока: «открытие» нового знания.
Задачи:
- углубить знания об имени существительном;
- узнать об именах существительных общего рода;
- сформировать умение находить в тексте имена существительные общего рода.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь открывать новые знания, совершенствовать имеющиеся; выработать положительное отношение к познавательной деятельности.
Метапредметные: улучшить навыки целеполагания и самоконтроля, навыки сотрудничества с одноклассниками, умение анализировать полученную новую информацию, владеть приёмами систематизации материала.
Предметные: умение находить имена существительные общего рода среди других существительных в тексте, согласовывать с другими частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными.
Оборудование: учебник, тетрадь для правил, рабочая тетрадь, опорный конспект, карточки.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем уроки русского языка.
- Какое у вас, ребята, настроение? Поднимите левую руку – некомфортно и неуютно, правую – если вам не очень комфортно, но вы готовы работать, встаньте – если у вас прекрасное настроение и вам хочется узнать на этом уроке много нового и интересного.
- Записываем число, классная работа.
Оставляем пустую строчку.
2. Актуализация знаний.
1. Словарная работа (записываем в рабочую тетрадь).
– Перед началом работы на уроке, давайте отгадаем слово, послушайте:
Не куст,
А с листочками,
Не рубашка,
А сшита,
Не человека,
А рассказывает (книга).
- Давайте определим грамматические признаки слова (ж.р., ед.ч., 1 скл., нариц., неодуш, И.п.)
- Каждый урок мы с вами узнаем что-то новое. Сейчас мы работаем с темой имя существительное, но для начала давайте вспомним, что это такое? (Ученик дает определение).
А давайте вспомним, какие морфологические признаки есть у имени существительного? (ученики называют: одуш., собств или нариц., род, скл., падеж, число).
Сегодня мы откроем что-то новое об этой части речи. А в конце мы подведем итоги и узнаем, кто лучше всего усвоил новую тему.
Работаем сейчас со словарными словами.
- На доске вы видите слова. Прочитаем их вместе.
- Выпишите слова, в которых ошибки. Списать надо вам без ошибок.
Слова на доске: ПАЛИСАДНИК, АВТОМОБИЛЬ, ВАСТОК, КОНЬКИ, КОСМОНАВТ, СЧАСТЬЕ.
- Проверяем. (самопроверка, отмечаются ребята, у которых работа выполнена правильно).
- Ребята, что нового мы уже узнали об этой части речи? (разносклоняемые сущ., написание падежных окончаний разносклоняемых сущ. о несклоняемых существительных, научились определять род несклоняемых существительных)
- Проверим, как вы умеете применять знания.
2. Работаем с карточками: вставить пропущенные буквы, написать падеж, скл.
1.Шли весело от деревн…
2. Ловят в проруб…
3. Идти по улицам…
4. Кошки на ладошк…
5 Налил кака…
6. Идти по лестницам…
7.Ехать на лошади…
- Взаимопроверка, ученики меняются тетрадями с соседом. Оцениваем по пятибалльной системе. На полях карточки напишите баллы.
3) Повторяющий диктант.
Цель: повторить особую группу существительных, а название скажем после диктанта
- Я диктую значение слова, а вы записываете слово, которое узнали в тетрадь.
1 Вещь, предназначенная для ношения в холодное время года, обычно длинная и может быть слегка пушистой(пальто).
2 Большой экран, на котором автоматически показываются какие-либо цифры, буквы (табло). Длинная дорога для автомобилей, которая соединяет большие города (шоссе). Маленькая лошадка, которую любят дети и взрослые (пони). Напиток, который любят дети, он придает сил и поднимает настроение, его разбавляют водой или молоком (какао).
- Как называются существительные, которые вы выписали? (несклоняемые).
- Проверяем сами. Оцениваем снова по 5 бальной системе. Пишем на полях.
3. Изучение нового материала.
— Вот вам одно слово. Как называют человека, который усидеть на месте? (непоседа)
- Какой род у слова?
- Почему? А можно сказать о Паше, что он непоседа? А о Маше? Какого рода слово? Мужского или женского?
- Давите определим, какова цель нашего урока?
- Мы должны узнать с вами, что это за существительные, к какой группе они относятся. Чтобы это узнать ответы на наши вопросы, надо выполнить задание.
Попробуйте определить род следующих слов. (на доске вывешены распечатанные слова: молодец, почемучка, трудяга)
«Молодец»,- сказала мама Ангелине
«Ты такой почемучка!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку.
«Ну и трудяга же ты, Оксана»,- восхитился отец.
- Что помогло вам определить род? (Слова, стоящие рядом, контекст.)
- Как вы думаете, можно ли употребить их говоря о мальчиках?
Попробуйте поставить в этих предложениях вместо женских имен – мужские.
- С какими существительными сегодня познакомились?
В чем особенность их? (Они могут употребляться по отношению к мальчику и девочке, то есть и в женском, и в мужском роде.)
- Как определить род существительных? (по контексту, рядом стоящему слову)
- Можно ли их род назвать общим? (да)
Вывод: итак, мы определили тему нашего урока «Существительные общего рода».
Записываем её в пустую строчку.
Работа с учебником. Прочитайте материал на стр. 145 (один учащийся читает вслух).
Один из учеников делает краткий вывод, который все дети записывают тетрадку для правил. (опорный конспект).
Физкультминутка.
«Кто вы?» (Если Ваш ответ:«Да», то встаем, руки вверх, если – «Нет», то приседаем, руки вбок)
- Ты сладкоежка?
- Ты неряха?
- Ты злюка?
- Ты молодец?
- Ты соня?
- Ты трудяга?
- Ты милашка?
- Ты чистюля?
- Ты умница?
4. Закрепление изученного материала.
- А сейчас мы с вами закрепим изученный материал
Задание: выпишите существительные общего рода, там, где можно определите род. Работаем коллективно. Выполним упражнение 277.
Работа со словарями.
-На доске два слова невежа и невежда, дети записывают в тетрадку краткое объяснение.
Невежа – невоспитанный, невежда – необразованный.
5. Итог урока. Вывод по уроку.
Вывод: Для чего нужны сущ. общего рода? Чтобы дать герою более точно характеристику. Какую оценку могут давать такие существительные? (Положительную или отрицательную).
- Назовите примеры положительных (молодец,сластена, умница, трудяга,)
- А в разговоре мы произносим такие такие существительные? (Да. Плакса, вакса, гуталин, Жадина – говядина).
6. Рефлексия.
- Подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?
Посчитайте количество баллов у соседа. Запишите в тетради на полях.Мы так узнаем, кто работал на уроке.
7. Домашнее задание. Параграф 49, упражнение 278.