Открытый урок обобщающего повторения по теме
«Имя числительное»
В 6 А классе
Учитель Москалева О. В.
Цель урока обобщить изученный материал по теме «Имя числительное».
Задачи урока: Повторить
Простые, сложные и составные числительные
Количественные и порядковые, дробные и собирательные
Склонение количественных числительных
Употребление числительных в речи
Ход урока
Слово учителя
Что такое экскурсия? С этого вопроса мы начнём сегодня урок.
«Это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью», - ответите вы.
Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, пройдём по современным улицам, и вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Фронтальный опрос – повторение
Текст № 1 (читает ученик)
Вот с чего начал свой рассказ экскурсовод. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.
Задания
Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как о части речи.
Какие бывают числительные по значению и составу?
Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
У вас на партах путевые листы экскурсовода. В ходе «экскурсии» мы будем заполнять их. Сделайте первую запись: встречающиеся в тексте словосочетания существительное + числительное занести в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
Числительные
Значение: количественные, порядковые
Состав: простые, сложные, составные
Количественные : – целые
– дробные
– собирательные
Работа с текстом и путевым листом.
Слово учителя
Сколько островов в дельте Невы? С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.
Текст № 2 (читает ученик)
Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания существительное + числительное из текста.
В каких числительных пишется Ь в середине? Приведите примеры из текста.
Третья запись в путевом листе – склонение числительного пятьдесят.
В чём особенность склонения сложных числительных?
Слово учителя
Очень красив наш город. Грандиозные площади, прямые набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают ему «строгий, стройный вид», о котором писал Пушкин. Петербург с первых лет строился по продуманному плану. Город рос необыкновенно быстро. К концу XVIII века в Петербурге имелось уже свыше 200 улиц, а к середине XIX века более 500. Сейчас насчитывается около 1,5 тысячи улиц, проспектов и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся числительные: 27-я линия В. О., Миллионная улица, 10-я Советская.
Задания
Слово учителя.
Наш город раскинулся над реками, каналами, расположился он на
побережье Финского залива. Сколько же рек и каналов в Санкт-Петербурге? Какую часть территории города занимает его водная поверхность?
Текст № 3
Задания
Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.
В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
Как склоняются дробные числительные?
Слово учителя
Наша экскурсия продолжается.
Текст № 4
Задания
Определите стиль текста.
Куда мы запишем словосочетание полтора метра? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это числительное?
Спишите с доски предложение, записывая числительные словами (по вариантам).
1 вариант
За всю историю города вода поднималась выше ординара около 400 раз.
Напишите числительные 200, 300, 400 в им. падеже.
2 вариант
Одно из самых крупных наводнений произошло в сентябре 1777 г.
3 вариант
Общие убытки составили 15 миллионов рублей.
Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительные 3-го склонения.
Слово учителя.
Транспорт города. Его история тоже очень интересна. Послушаем экскурсовода.
Текст № 5
Сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени. Ваша задача – найти в тексте числительное, о котором мы сегодня ещё не говорили.
Текст № 6
Задания
Запишите числительное пятеро в путевой лист в нужную графу.
С помощью чего образуются собирательные числительные?
Выберите из данных существительных только те, с которыми сочетаются собирательные числительные и запишите получившиеся словосочетания.
Текст № 7
Слово учителя.
А заканчивается наше путешествие в современном городе.
Текст № 8
Задания
Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих количественное значение?
Распределите имеющиеся в тексте примеры таким образом:
Существительные - ….
Прилагательные - …
Глаголы - …
Числительные - …
Слово учителя.
Наше путешествие подошло к концу. Путевые листы сейчас сдадим на
проверку диспетчерам экскурсионного бюро. Последняя запись в листе – словарный диктант: километр, секунда, расстояние, миллиметр, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, миллион, миллиард.
Домашнее задание.
Пословицы и поговорки с именами числительными.