СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное»

Открытый урок обобщающего повторения по теме

«Имя числительное»

В 6 А классе

Учитель Москалева О. В.



Цель урока обобщить изученный материал по теме «Имя числительное».

Задачи урока: Повторить

  1. Простые, сложные и составные числительные

  2. Количественные и порядковые, дробные и собирательные

  3. Склонение количественных числительных

  4. Употребление числительных в речи

Ход урока

  1. Слово учителя

Что такое экскурсия? С этого вопроса мы начнём сегодня урок.

«Это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью», - ответите вы.

Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, пройдём по современным улицам, и вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.


  1. Фронтальный опрос – повторение


Текст № 1 (читает ученик)

Вот с чего начал свой рассказ экскурсовод. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте.


Задания

Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как о части речи.

  • Какие бывают числительные по значению и составу?

  • Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

  • У вас на партах путевые листы экскурсовода. В ходе «экскурсии» мы будем заполнять их. Сделайте первую запись: встречающиеся в тексте словосочетания существительное + числительное занести в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.



Числительные

Значение: количественные, порядковые

Состав: простые, сложные, составные


Количественные : – целые

– дробные

– собирательные

  • Как склоняются порядковые числительные? (Устно просклонять числительное 1703 г.)


  1. Работа с текстом и путевым листом.


Слово учителя

Сколько островов в дельте Невы? С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.


Текст № 2 (читает ученик)


  • Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания существительное + числительное из текста.

  • В каких числительных пишется Ь в середине? Приведите примеры из текста.

  • Третья запись в путевом листе – склонение числительного пятьдесят.

  • В чём особенность склонения сложных числительных?


  1. Слово учителя

Очень красив наш город. Грандиозные площади, прямые набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают ему «строгий, стройный вид», о котором писал Пушкин. Петербург с первых лет строился по продуманному плану. Город рос необыкновенно быстро. К концу XVIII века в Петербурге имелось уже свыше 200 улиц, а к середине XIX века более 500. Сейчас насчитывается около 1,5 тысячи улиц, проспектов и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся числительные: 27-я линия В. О., Миллионная улица, 10-я Советская.

Задания

  • Письменно просклоняйте словосочетания: пятьсот улиц (1 вариант) и полторы тысячи (второй вариант).


  1. Слово учителя.

Наш город раскинулся над реками, каналами, расположился он на

побережье Финского залива. Сколько же рек и каналов в Санкт-Петербурге? Какую часть территории города занимает его водная поверхность?


Текст № 3


Задания

  • Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

  • В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

  • Как склоняются дробные числительные?


  1. Слово учителя

Наша экскурсия продолжается.


Текст № 4


Задания

  • Определите стиль текста.

  • Куда мы запишем словосочетание полтора метра? В какую графу путевого листа? Сколько падежных форм имеет это числительное?

  • Спишите с доски предложение, записывая числительные словами (по вариантам).


1 вариант

За всю историю города вода поднималась выше ординара около 400 раз.

  • Напишите числительные 200, 300, 400 в им. падеже.

2 вариант

Одно из самых крупных наводнений произошло в сентябре 1777 г.

  • Сформулируйте правила написания Ь в середине и на конце числительных.


3 вариант

Общие убытки составили 15 миллионов рублей.

  • Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительные 3-го склонения.


  1. Слово учителя.

Транспорт города. Его история тоже очень интересна. Послушаем экскурсовода.


Текст № 5


Сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени. Ваша задача – найти в тексте числительное, о котором мы сегодня ещё не говорили.


Текст № 6


Задания

  • Запишите числительное пятеро в путевой лист в нужную графу.

  • С помощью чего образуются собирательные числительные?

  • Выберите из данных существительных только те, с которыми сочетаются собирательные числительные и запишите получившиеся словосочетания.


Текст № 7


  1. Слово учителя.

А заканчивается наше путешествие в современном городе.


Текст № 8


Задания

  • Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих количественное значение?

  • Распределите имеющиеся в тексте примеры таким образом:

Существительные - ….

Прилагательные - …

Глаголы - …

Числительные - …


  1. Слово учителя.

Наше путешествие подошло к концу. Путевые листы сейчас сдадим на

проверку диспетчерам экскурсионного бюро. Последняя запись в листе – словарный диктант: километр, секунда, расстояние, миллиметр, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, миллион, миллиард.


  1. Домашнее задание.

Пословицы и поговорки с именами числительными.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!