Имя прилагательное.
Обобщение
4 класс
Составила: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №21» г. Стерлитамак
Республики Башкортостан Носан Анастасия Григорьевна
Что мы еще знаем об имени прилагательном
1. Что такое имя прилагательное?
2. Что оно обозначает
3. На какие вопросы отвечает
4. С какой частью речи связано?
5. Как изменяется?
6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?
7.Как определить падеж имени прилагательного?
1 раунд «Словарная работа»
Вставьте пропущенные буквы о или а, поставить ударение
__вощная з __ бавный
__ втобусный ___синовое
п ___ ссажирский ___ктивная
Можно ли в данных словах проверить безударные гласные?
да _______ нет _____
почему_________________________________________________
2 раунд «Фразеологизмы»
Прочитайте словосочетания. Вставьте в них
пропущенные слова
Искать ______________ день
Хуже _____________ редьки
Под ________________ руку
К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы?
Докажите.
Искать (вчерашний) день
Хуже (горькой) редьки
Под (горячую) руку
3 раунд «Устное народное творчество»
- Загадки
Каких камней нет ни в одном море?
На какое дерево садится ворона во время дождя?
В каком прилагательном пишется подряд три буквы е ?
Из какого полотна нельзя сшить рубашку?
Из какого крана нельзя напиться?
Каким поясом не подвяжешься?
- Пословицы
Держись друга старого, а дома _____________.
Сладким портят, ____________________ лечат.
Маленькая ложь за собой ________________ ведет.
Закончите пословицы, используя прилагательные – антонимы.
Определите грамматические признаки у имен прилагательных.
Держись друга старого, а дома (нового).
Сладким портят, (горьким) лечат.
Маленькая ложь за собой (большую) ведет.
4 Раунд «Эпитет»
- Прочитайте стихотворение.
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
( С.Есенин )
4 Раунд «Эпитет»
- Прочитайте стихотворение.
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
( С.Есенин )
5 раунд « Синонимы»
Прочитайте словосочетания:
1. Теплая погода
2. Холодный ветер
3. Сладкая ягода
Слова для справок : кофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.
Теплая беседа
Холодный разговор
Сладкая речь
6 раунд «Игра большая разница»
Соедините слова из левой колонки с их правильной парой во второй колонке.
Жёсткий поступок
Жестокий диван
Каменная дорога
Каменистая стена
Серебряное платье
Серебристое кольцо
Можно ли назвать их однокоренными словами?
Да________________
Нет_____________________
выделить корень
7 раунд «Синтаксис»
Каким членом предложения может быть выделенное слово:
1. в зависимости от ударения в предложении:
На сверкающем золотом шпиле развевался флаг.
2. в зависимости от знака препинания в конце предложения:
Как он смел !
Как он смел ?
(омонимы)
8 раунд 2 «Части речи»
Что нужно сделать с существительными
дорога, сера,
чтобы превратить их в прилагательные.
Какую стали иметь форму прилагательные?
9 раунд Игра « Что лишнее?»
Что «лишнее»? По какому признаку определили
1. Смелый, трусливый, храбрый, отважный;
2. Хороший, замечательный, прекрасный, молодой
3. Белый, синий, нежный, зеленый.
1. трусливый
2. молодой
3. нежный
10 раунд « Морфологические признаки»
Конкурс капитанов
Соберите и распределите слова по родам, выделите окончания
зимний спелая весёлые серое колючий
пушистая низкое
звонкий белая примерное новый
широкая густое забавный
родная кривое
морские
Для членов команды
Вставьте и выделите окончания у прилагательных, укажите их грамматические признаки (число, падеж)
Из Цветочн… города(____________), за Огурцов… рекой(_____________),по Васильков…. бульвару(___________), в голуб…. шляпе(______________).
11 раунд « Работа с текстом»
-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.
1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.
2. Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.
3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.
Найдите прилагательные, в которых все звонкие согласные,
выполните разбор по составу
12 раунд «Падеж»
Соотнесите вопросы и окончания прилагательных, укажите падеж
Какого? ым, им Ип
Какому? ое, ее Рп
Какое? ого, его Пп
Каким? ой, ый, ий Дп
Какой? ом, ем Вп
О каком? ому, ему Тп
Как определить, какое окончание надо писать у прилагательных?
Спасибо!