Русский язык (Модуль)
Тема: Имя существительное – часть страны Речь
Цель: развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных.
Задачи: закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении данной темы; развивать творческие способности, мышление, воображение, внимание; воспитывать интерес к русскому языку.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование: ноутбуки, компьютер, презентация, тетрадь, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА.
Мотивация к учебной деятельности
Пусть наша добрая улыбка
Наполнит всех своим теплом.
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром.
Пусть ваше хорошее настроение будет с вами весь урок.
-Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас совершить путешествие по безграничным сокровищам русского языка. Владимир Луговской писал «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Влади́мир Алекса́ндрович Луговско́й — русский советский поэт, журналист, военный корреспондент.
Сегодня на уроке вам предстоит ещё раз в этом убедиться. Посмотрите на волшебный сундучок, в нём что-то есть. Хотите узнать? Тогда вы должны выполнить задания, которые есть в ваших сундучках. А помогут вам ваши знания, находчивость, смекалка и правильно организованная работа в группе.
Итак, начинаем наше путешествие.
Формулирование темы урока, постановка цели.
2.Игра «Третий лишний СЛАЙД 3
- Найдёте в каждой группе лишнее слово и назовите тему сегодняшнего урока-путешествия.
СЛАЙД 4
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И СТРАНА постав. в форму Р.п.
КОРЕНЬ НО БЫСТРО
ОКОНЧАНИЕ ЧАСТЬ РАНО
РЕЧЬ
УЧИТЬСЯ
СТАРАТЬ
СЛАЙД 5
-Молодцы! Тема нашего путешествия «Имя существительное – часть страны РЕЧЬ»
- Какую цель поставим?
Закрепить полученные знания об имени существительном. Постараемся расширить свои знания в области русского языка, будем учиться понимать красоту и силу русского слова.
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — писал поэт В. Шефнер.
Вади́м Серге́евич Ше́фнер — советский русский прозаик, поэт и переводчик, фантаст, журналист, фронтовой корреспондент.
III. Актуализация опорных знаний
1.Станция «Теоретики» СЛАЙД
1)Повторение
-Ну, что готовы к преодолению трудностей?
Вопросы каждой группе:
1группа
1.Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая предмет. имя существительное
2. Как изменяются им. сущ.? (числам, падежам)
3. Бывает мужской, средний, женский. /род
2группа
Бывают им. сущ.1, 2, 3 … склонения
К 1 склонению относятся ….. сущ. м. р. и ж. рода, с оконч. –а, -я.
3. К 2 склонению относятся …сущ. м.р. с нул. окончанием, ср. р. -о,-е
3группа
1. К 3 склонению относятся …им. сущ. ж.р. с нул. оконч.
2.Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое)
3. Какой частью речи чаще выражено подлежащее? (им. сущ.)
4группа
В именительном падеже имя существительное является в предложении … подлежащим.
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово,…. от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос.
По падежному вопросу и предлогу …. определить падеж.
5 группа
Начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа.
2. Все падежи, кроме именительного, называются … косвенными падежами.
3. Изменение существительных по падежам называется склонением.
-Молодцы!
III. Добывание и применение знаний
2.«Грамматическая эстафета»
1) Словарно-орфографическая работа
-Кто готов попробовать свои силы в «Грамматической эстафете»?
1 этап.
Я буду называет лексическое значение слов, а вы определяете слова и записываете их в два столбика, решая орфографические задачи: имена существительные 1 -го и 2-го склонения.
1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)
2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)
3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)
4) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал.)
5) Книгохранилище. (Библиотека.)
6) То же, что и разговор. (Беседа.)
7) Крупное морское судно. (Корабль.) Проверка СЛАЙД
(объясняют, доказывают)
2 этап
2) Самостоятельная работа
Карточка 1
Прочитайте текст. Выпишите 2 предложение, решите орфографические задачи. Подчеркните грамматическую основу. У имён существительных укажите падеж.
Тишина в лесу. Грустно ш.лестит под н.гами мя.кий к.вёр л.ствы. Воздух свежий и прозрачный. Слайд Проверка
(объясняют, доказывают)
Физминутка
3 этап
3)Работа в паре
Карточка 2 Слайд
Выпишите только имена существительные 1 склонения и образуйте от них однокоренные существительные 3 склонения. Объясните орфограммы.
Мышка, олень, дочка, степь, печка, поле, ночка, морковка.
мышка – мышь
дочка – дочь
печка – печь
ночка – ночь
морковка – морковь
-Объясните орфограммы. Проверка
-Молодцы!
ІV. Обобщение и систематизация знаний
3.Станция «Лабиринтов»
Что такое лабиринт?
- Это сооружение со сложным и запутанным планом проходов.
1)Работа по карточкам в паре Слайд Проверка
Карточка 3
Обведи номер ряда, в котором все слова — это имена
существительные 3-го склонения. Докажи.
рысь, апрель, молодёжь, мелочь
ель, фасоль, тополь, жимолость
радость, ложь, лошадь, сирень
тюлень, картофель, медведь, лосось
4.Станция «Мозговой штурм» СЛАЙД
Самостоятельная работа с тестом на ноутбуке
Тест 1 вариант.
1.Какая часть речи отвечает на вопросы Кто? Что?
А) глагол Б) имя существительное В) имя прилагательное
2. Имя существительное кукле стоит в:
А) Д. п. Б) П. п В) Т. п
3. Укажите имя существительное 2-го склонения
А) старость Б) лето В) вишня)
4. Имена существительные ж.р. с нулевым окончанием относятся к:
А) 1-му скл. Б) 2-му скл. В) 3-му скл.
5. Укажите словосочетание с именем существительным в Т. п
А) подбежал к проруби Б) пришёл из кино В) обожгло холодом
6. Укажи имя существительное в начальной форме
А) калиной Б) снега В) зима
7. Укажи имя существительное, которое употребляется только в единственном числе
А) картина Б) сметана В) поляна
8 Укажи словосочетание в Д.п
А) подошли к библиотеке Б) катались на лодке В) горжусь отцом
9.Изменятся ли окончания существительных кафе, какаду, пальто при их склонении
А) да, изменятся Б) нет, они несклоняемые
10. Имя существительное в предложении может быть
А) только главным членом предложения
Б) и главным, и второстепенным членом предложения
Тест 2 вариант
1.Среди указанных вопросов выбери те, на которые отвечает имя сущесвительное
А) Что делать? Б) Кто? Что? В) Какой? Какая?
2.Имя существительное птицей стоит в:
А) Д.п. Б) П.п В) Т.п
3. Среди записанных слов укажи имя существительное 3-го склонения.
А) старость Б) лето В) вишня
4. Имена существительные м.р. с нулевым окончанием относятся к:
А) 1-му скл. Б) 2-му скл В) 3-му скл
5.Укажи словосочетание с существительным в Д.п
А) подбежал к проруби Б) пришёл из школы В) обожгло холодом
6. Укажи имя существительное в начальной форме
А) дождём Б) луга В) парта
7. Укажи существительное, которое употребляется только во множетвенном числе
А) вороны Б) ножницы В) тетради
8. Укажи словосочетание, стоящее в П.п
А) подошли к библиотеке Б) катались на лодке В) горжусь отцом
9. Изменятся ли окончания существительных радио, такси, кенгуру при склонении?
А) да, изменятся Б) нет, они несклоняемые
10. Имя существительное в предложении может быть
А) только главным членом предложения
Б) и главным, и второстепенным членом предложения
-Молодцы! Проверка
V. Итог
– Мы справились со всеми испытаниями. Что же в сундучке?
(рассыпалась пословица)
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу?
(Учиться, познавать новое тяжело, много труда, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области.)
-Учиться тяжело, зато потом знания помогут в жизни.
-А какие вы знаете пословицы на эту тему?
Сила в знании, знания – в книгах.
Сильный победит одного – ученый в тысячу.
– Итак, подведем итог нашего путешествия. Молодцы, вы открыли волшебный сундучок. Что является для нас главное сокровище?
– ЗНАНИЕ!
-Какие знания мы сегодня расширяли?
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке
«Незаконченные предложения»
Я на уроке запомнил…, узнал…, научился…. Мне понравилось…. Было интересно…
–Спасибо за урок!
VII. Домашнее задание
Задание на выбор:
Тест «Имя существительное» на сайте МетаШкола, ссылка https://metaschool.ru/
Стр.101, упр.179
4