СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАСС

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

6 КЛАСС

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММЫ Гра(м, мм)атика, м..рфология, с..мост..ятельные части речи, синт..ксис, пр..открытый, др..мать, извес(?)но, мыш(?), деревья в ине.., сказать ш..потом, (не)годование.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММЫ

Гра(м, мм)атика, м..рфология, с..мост..ятельные части речи, синт..ксис, пр..открытый, др..мать, извес(?)но, мыш(?), деревья в ине.., сказать ш..потом, (не)годование.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММЫ Гра ММ атика – словарное слово (непров. гласная) м О рфология – словарное слово (непров. гласная) с А мост О ятельные части речи – сам+стоя синт А ксис – словарное слово (непров. гласная) пр И открытый – ПРИ в значении «неполное действие» др Е мать – дремлет извес Т но – известие мыш Ь – сущ. III склонение деревья в ине Е – П.П. сказать ш Ё потом – шепчет Н ег одование – без НЕ не употребляется

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММЫ

Гра ММ атика – словарное слово (непров. гласная)

м О рфология – словарное слово (непров. гласная)

с А мост О ятельные части речи – сам+стоя

синт А ксис – словарное слово (непров. гласная)

пр И открытый – ПРИ в значении «неполное действие»

др Е мать – дремлет

извес Т но – известие

мыш Ь – сущ. III склонение

деревья в ине Е – П.П.

сказать ш Ё потом – шепчет

Н ег одование – без НЕ не употребляется

Как называется раздел науки о языке, который изучает части речи? МОРФОЛОГИЯ На какие группы делятся части речи в русском языке?

Как называется раздел науки о языке, который изучает части речи?

МОРФОЛОГИЯ

На какие группы делятся части речи в русском языке?

 Чем отличаются самостоятельные от других групп частей речи? Каждая самостоятельная часть речи характеризуется:   единством общего грамматического значения  (имена существительные выражают значение предмета, имена прилагательные — значение признака, глаголы — значение действия);   общими морфологическими признаками  (например, у имени существительного это род, число, падеж, одушевлённость, склонение; у имени прилагательного это род, число, падеж);   одинаковой синтаксической ролью  (например, имя существительное в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением).

Чем отличаются самостоятельные от других групп частей речи?

Каждая самостоятельная часть речи характеризуется:

  •   единством общего грамматического значения  (имена существительные выражают значение предмета, имена прилагательные — значение признака, глаголы — значение действия);
  •   общими морфологическими признаками  (например, у имени существительного это род, число, падеж, одушевлённость, склонение; у имени прилагательного это род, число, падеж);
  •   одинаковой синтаксической ролью  (например, имя существительное в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением).
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА   Всему название дано –  И зверю и предмету.  Вещей вокруг полным-полно,  А безымянных – нету!   И всё, что может видеть глаз, —  Над нами и под нами, —  И всё, что в памяти у нас, —  Означено словами.   Они слышны и здесь, и там,  На улице и дома:  Одно – давно привычно нам,  Другое – незнакомо…   Язык – и стар и вечно нов!  И это так прекрасно –  В огромном море – море слов –  Купаться ежечасно!  Удивительные слова русского языка В русском языке есть удивительные слова. О них можно прочитать в стихотворениях Александра Шибаева. Этот автор сумел подметить у некоторых русских слов необычные свойства, на которые другой человек просто бы не обратил внимание. Но мы-то знаем, что «удивительное – рядом». Нам надо только внимательно прислушаться и присмотреться к словам, которые мы употребляем в речи каждый день.  Автор: А.Шибаев

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз, — Над нами и под нами, — И всё, что в памяти у нас, — Означено словами. Они слышны и здесь, и там, На улице и дома: Одно – давно привычно нам, Другое – незнакомо… Язык – и стар и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!

Удивительные слова русского языка

В русском языке есть удивительные слова. О них можно прочитать в стихотворениях Александра Шибаева. Этот автор сумел подметить у некоторых русских слов необычные свойства, на которые другой человек просто бы не обратил внимание. Но мы-то знаем, что «удивительное – рядом». Нам надо только внимательно прислушаться и присмотреться к словам, которые мы употребляем в речи каждый день.

Автор: А.Шибаев

   О чем это стихотворение? О РОЛИ СЛОВ В ЯЗЫКЕ О словах какой части речи написано это стихотворение и почему вы так думаете? Имя существительное.  Имена существительные появились в связи с необходимостью назвать предметы и явления окружающего мира. Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

   О чем это стихотворение?

О РОЛИ СЛОВ В ЯЗЫКЕ

О словах какой части речи написано это стихотворение и почему вы так думаете?

Имя существительное.  Имена существительные появились в связи с необходимостью назвать предметы и явления окружающего мира.

Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

 ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ЭТИМОЛОГИЯ) Из латинского языка. Из старославянского языка. Другие исследователи указывают, что термин «имя существительное» был заимствован из латинского языка и является переводом словосочетания «nomen substantivum» («имя сущности, субстанции») – термина, обозначающего существительное в латинском языке, от которого потом произошли многие европейские языки. ВЫВОД? Некоторые считают, что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», то есть «существующий», «тот, который есть». Такие слова издревле называют предметы, явления и лица, которые «реально существуют»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(ЭТИМОЛОГИЯ)

Из латинского языка.

Из старославянского языка.

Другие исследователи указывают, что термин «имя существительное» был заимствован из латинского языка и является переводом словосочетания «nomen substantivum» («имя сущности, субстанции») – термина, обозначающего существительное в латинском языке, от которого потом произошли многие европейские языки.

ВЫВОД?

Некоторые считают, что слово «существительное» произошло от старославянского слова «сущий», то есть «существующий», «тот, который есть». Такие слова издревле называют предметы, явления и лица, которые «реально существуют»

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – САМАЯ ДРЕВНЯЯ ЧАСТЬ РЕЧИ, И В ЭТОМ ЕГО УДИВИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ –

САМАЯ ДРЕВНЯЯ ЧАСТЬ РЕЧИ,

И В ЭТОМ ЕГО УДИВИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО

Имя существительное – хлеб языка.   ( Л.В.Успенский) « Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». Лев Васильевич Успенский 1900 - 1978

Имя существительное – хлеб языка. 

( Л.В.Успенский)

« Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».

Лев Васильевич Успенский

1900 - 1978

ЗАПИШИТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КОЛОНКИ ТАБЛИЦЫ. Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.    названия   лиц названия живых существ и организмов  названия вещей  названия веществ географические названия   названия фактов, событий, явлений  названия признаков  название действий

ЗАПИШИТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КОЛОНКИ ТАБЛИЦЫ.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.

названия

лиц

названия живых существ и организмов

названия вещей

названия веществ

географические названия

названия фактов, событий, явлений

названия признаков

название действий

ЗАПИШИТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КОЛОНКИ ТАБЛИЦЫ.    ребенок девочка юноша ножницыстол окно  названия  названия вещей лиц  названия живых существ и организмов мука крупа сливки щука,   микроб кошка названия веществ  Байкал Россия Белгород  географические названия названия фактов, событий, явлений пожар   спектакль  названия признаков белизна синева свежесть  бег, стрельбабеседа прыжок название действий

ЗАПИШИТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ КОЛОНКИ ТАБЛИЦЫ.

ребенок девочка юноша

ножницыстол окно

названия

названия вещей

лиц

названия живых существ и организмов

мука крупа сливки

щука,   микроб кошка

названия веществ

Байкал Россия Белгород

географические названия

названия фактов, событий, явлений

пожар 

спектакль

названия признаков

белизна синева свежесть

бег, стрельбабеседа прыжок

название действий

Сделайте синтаксический разбор предложения. Есть ли в данном предложении существительные? Докажите. что? Петя замолчал, сел и взял книгу. Как доказать свой ответ? Повествовательное Невосклицательное Простое 2/составное Распрастраненное Осложнённое Что обозначает, на какой вопрос отвечает? Определить род, падеж, число, склонение. Каким членом предложения является? Вывод. Имя существительное, т. к. обладает всеми признаками этой части речи. , и

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Есть ли в данном предложении существительные? Докажите.

что?

Петя замолчал, сел и взял книгу.

Как доказать свой ответ?

  • Повествовательное
  • Невосклицательное
  • Простое
  • 2/составное
  • Распрастраненное
  • Осложнённое
  • Что обозначает, на какой вопрос отвечает?
  • Определить род, падеж, число, склонение.
  • Каким членом предложения является?
  • Вывод.

Имя существительное, т. к. обладает всеми признаками этой части речи.

,

и

Проанализируйте предложения и скажите, какова синтаксическая роль имен существительных? В доме у дороги зажглись огни. Грачи вьют гнезда на старых березах. Пахра – небольшая река. Синтаксические признаки имён существительных — в предложении существительное может быть всеми членами предложения. ВЫВОД:

Проанализируйте предложения и скажите, какова синтаксическая роль имен существительных?

В доме у дороги зажглись огни.

Грачи вьют гнезда на старых березах.

Пахра – небольшая река.

Синтаксические признаки имён существительных — в предложении существительное может быть всеми членами предложения.

ВЫВОД:

ЧИСЛО РОД ПАДЕЖ МОРФОЛОГИЯ СКЛОНЕНИЕ Одушевленное СОБСТВЕННОЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ Неодушевленное СИНТАКСИЧЕСКАЯ  РОЛЬ

ЧИСЛО

РОД

ПАДЕЖ

МОРФОЛОГИЯ

СКЛОНЕНИЕ

Одушевленное

СОБСТВЕННОЕ

НАРИЦАТЕЛЬНОЕ

Неодушевленное

СИНТАКСИЧЕСКАЯ

РОЛЬ

ВЫВОД  Имя существительное  — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы  кто? что?

ВЫВОД

Имя существительное  — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы 

кто? что?

 Постоянные  морфологические признаки имени существительного — нарицательное/собственное, одушевлённое/неодушевлённое, род, склонение;  непостоянные признаки — число, падеж. В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.

Постоянные  морфологические признаки имени существительного — нарицательное/собственное, одушевлённое/неодушевлённое, род, склонение;

непостоянные признаки — число, падеж.

В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.

Знание правил правописания имен существительных  помогают безошибочно применять существительные при письме опушк е к о локольчики  незабу д ки ш и повник р о машки со л нцу пт е нцы м е двежата в берлог е Найти и исправить орфографические ошибки. Время лесных малышей   Пришло тёплое лето.  На лесной опушки рапускаются калокольчики, незабутки, шыповник. Белые рамашки протягивают к сонцу свои нежные лепестки.  Вылетают из уютных гнёзд птинцы.  Мидвижата старше всех. Они родились ещё холодной зимой в берлоги.

Знание правил правописания

имен существительных

помогают безошибочно применять существительные при письме

опушк е

к о локольчики

незабу д ки

ш и повник

р о машки

со л нцу

пт е нцы

м е двежата

в берлог е

Найти и исправить орфографические

ошибки.

Время лесных малышей

Пришло тёплое лето.

На лесной опушки рапускаются

калокольчики, незабутки, шыповник.

Белые рамашки протягивают к сонцу свои нежные лепестки.

Вылетают из уютных гнёзд птинцы.

Мидвижата старше всех. Они родились ещё холодной зимой в берлоги.

1. Найдите неверное утверждение.   А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.  Б. Имена существительные изменяются по родам.  В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.  2.   Укажите имя существительное   А. смелость Б. смело   В. смелый 3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении   «Берёзы украшают леса»:   а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.  4. Определить род существительных: честность, правда, книги.  5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?  Имена существительные изменяются по родам. смелость дополнением женский  неодушевленные 

1. Найдите неверное утверждение.  А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б. Имена существительные изменяются по родам. В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

2.   Укажите имя существительное  А. смелость Б. смело   В. смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении   «Берёзы украшают леса»:  а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 

4. Определить род существительных: честность, правда, книги. 

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 

Имена существительные изменяются по родам.

смелость

дополнением

женский 

неодушевленные 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!