СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Импровизация как способ развития творческого потенциала в хореографии.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа - подведение итогов работы с методом импровизации.

Просмотр содержимого документа
«Импровизация как способ развития творческого потенциала в хореографии.»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение дополнительного образования Бутурлиновский Дом детского творчества.













Импровизация как способ развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.













Выполнила Сушкова Т.И.,

педагог дополнительного

образования МБОУ ДО

Бутурлиновский ДДТ.











г.Бутурлиновка, 2023

СОДЕРЖАНИЕ.



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Импровизация в хореографии……………………………………………………………………...5

    1. Понятие импровизации и её роль в многообразие способов и методов развития творческого потенциала в хореографии………………………………………………………………….5

1.2 Влияние импровизации на развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста……………………………………………………...9

ГЛАВА II. Развитие творческого потенциала средствами импровизации………………12

2.1 Многообразие способов и методов развития творческого потенциала в современной хореографии………………………………………………………......................12

2.2 Опыт развития творческого потенциала в детском хореографическом коллективе……………………………………………………………………….16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

Список литературы ……………………………………………………… ……20 Приложение …………………………………………………………………….22

  1. ВВЕДЕНИЕ.



















ВВЕДЕНИЕ.

В современной культуре во внутреннем, неосознанном определении танца существуют две противоречивые тенденции: с одной стороны, танец всегда ассоциируется со свободой выражения, раскрепощением, "полетом"; с другой - уметь танцевать - значит, знать правильные движения. Это противоречие связано со все еще существующим противопоставлением двух различных тенденций внутри танца: импровизации и хореографии. Естественно, что танец изначально рождался из импровизации, а хореография (исторически) появилась только тогда, когда возникла необходимость передачи определенного опыта, закодированного в танце. Естественный эволюционный источник импровизации - радость движения и игры. Естественный эволюционный источник хореографии - удовольствие от подражания и единства в движении. Импровизация изначально более индивидуалистична, а хореография основывается, если можно так выразится, на "стадных инстинктах", значимость которых для человека очевидна. В современной культуре (преимущественно в России) среди профессионалов танца существует недоверие по отношению к импровизации, она приемлема лишь для социального танца ("грязных танцев") и поиска новых движений, но не может быть сценическим жанром. Это недоверие выражается в том, что люди, получившие российское (советское) хореографическое образование в большинстве своем не только не умеют, но даже просто не могут импровизировать, что неоднократно наблюдалось на классах по импровизации. [3] С точки зрения многих хореографов, импровизация и хореография - равноправные партнеры в танце, играющие разные, но одинаково важные роли. Современное развитие танцевальной культуры, когда импровизация все больше становится частью обучения танцоров и находит свое место среди других видов сценических искусств, доказывает это Александр Гиршон (кандидат психологических наук, танцевально-двигательный терапевт, преподаватель импровизации, хореограф). 4 Актуальность данной работы заключается в следующем. В настоящее время импровизация большинством исследователей рассматривается только в рамках презентации произведения. Тем самым сущность импровизации, ее место и роль в творческом процессе остается вне поля их зрения. В тоже время широко разрабатываемая проблема субъект-объектных отношений в творчестве диктует необходимость создания философской концепции импровизации.

Цель работы - раскрыть особенности развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста на занятиях по хореографии через импровизацию.

Задачи работы.

1. Изучить теоретические основы развитие творческого потенциала и характеристику импровизации.

2. Определить методы и способы развития творческого потенциала на занятиях хореографии с младшими школьниками.

3. Проанализировать опыт занятий по хореографии с элементами импровизации.

Гипотеза. Предполагается, что включение в занятия по хореографии элементов импровизации, значительно повысит степень развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА I. ИМПРОВИЗАЦИЯ В ХОРЕОГРАФИИ.

    1. ПОНЯТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В МНОГООБРАЗИИ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ХОРЕОГРАФИИ.

Импровизации — это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение авторского произведения в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя. Возможна ли такая импровизация в хореографии? Да, но без использования новых движений, а только для интерпретации созданного хореографом и зафиксированного на репетициях хореографического текста. Особенно сложно импровизировать исполнителю в дуэте или ансамбле, поскольку нарушение в исполнении заранее отрепетированного расположения может привести к полной дисгармонии в отношении с партнером или партнерами. Импровизация всегда существовала внутри какой-либо танцевальной стилистики, она обычно являлась частью народных обрядов, игр и празднеств. Импровизация особенно отчетливо проявляется в современных танцах, когда в ответ на «вызов» соперника, исполнитель выходит за рамки устойчивых танцевальных форм. Импровизация достаточно широко используется и в социальном танце, когда исполнитель растворяется в музыке и начинает движенческий выражать свое эмоциональное состояние в той или иной манере популярного танца. Состояние движенческой импровизации, когда исполнитель прислушивается к импульсам своего тела, реагирует на окружающее пространство и партнеров, может помочь нам определить особое состояние импровизационного творчества, но,к сожалению, такая импровизация не имеет сценической ценности как произведение искусства. Этот тип импровизации скорее можно назвать «тусовочная» или включением в определенную молодежную субкультуру. Импровизация — это соединение осознанного выбора и 6 спонтанной реакции. Она содержит в себе элемент творчества, который никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через движенческие реакции. [4] Импровизация – школа иного структурного уровня. В отличие от хореографии, обучение которой вполне понятно для понимания, импровизация чаще всего представляется как отсутствие школы и техники. Вопреки этому распространенному заблуждению, школа импровизации существует – но существует как бы на ином структурном уровне. Техника импровизации – это техника восприятия импульсов движения и внутренних сигналов, техника релаксации и особое чувствование партнера, осознание собственного тела, пространства и времени в качестве элементов, из которых рождается композиция. [28] Импровизация не терпит многочасовых занятий у станка: в отличие от танцоров традиционных направлений, танцор-импровизатор занят многочасовым осознанием связей внутри своего тела. Если хореография представляется техникой построения структуры из стандартных «кирпичиков», то импровизация предполагает технику поиска потенциальных возможностей, скрытых в пустом пространстве. По сложности техника импровизации не уступает техникам модерна или балета, и именно импровизация зачастую лежит у истоков поиска новых движений, которые впоследствии становятся частью техники хореографии и обретают точность и огранку, превращаясь, подобно драгоценному камню, из несколько рыхлой формы в сияющий гранями кристалл. Правда, породившие это движение чувства, которыми оно буквально дышит в момент рождения, становятся все более трудноуловимыми. [6]

Хореография как наука владения собственным телом восходит к совокупным достижениями научно-технического прогресса, в основу которого был положен лозунг о бесполезности ожидания милостей от Природы. Импровизация – это не столько управление телом, сколько сотворчество с ним, 7 признание равноправия сиюминутных импульсов и заранее продуманных действий, и в этом смысле импровизация восходит к древним культурам, в основу которых был положен принцип единства с Природой.[3] Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах. Соотнося процесс творчества и процесс обучения, вероятно, необходимо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности. Если говорить о творчестве в процессе обучения, то необходимо иметь в виду и творчество педагога. [5] Творческий подход педагога может проявиться в создании новых, интересных процессов обучения, которые влекут за собой изменения содержания программы или создание новых комбинаций из известных методов и приёмов обучения. В первую очередь педагогу необходимо развивать у детей фантазию, нестандартное мышление, воображение и т.д. Главное в этом - доброжелательное отношение к ребенку, желание помочь ему в развитии его способностей и склонностей. Конечно, сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно. Можно выделить ряд эффективных форм развития и совершенствования творческих способностей, сущность которых заключается в формировании их активной деятельности. Опыт работы показывает, что занятия по развитию творческих начал должны идти по двум направлениям. 1. Организация коллективной творческой и мыслительной деятельности на практических занятиях по специальным дисциплинам. 2. Самостоятельное выполнение индивидуальных творческих начал. [1] Методика коллективной творческой деятельности представляет собой, прежде всего, состязание в творчестве, а не в чём-нибудь другом. Это даёт возможность научить детей умению слушать и слышать друг друга. 8 Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: - развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; -задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; - творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, так как создают атмосферу свободного и радостного творчества. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Поэтому в педагогическом процессе игровую деятельность я использую как метод обучения и развития творческих способностей воспитанников. Для меня ценность этой деятельности в том, что, она постепенно перерастает в обучение, в творчество. Практически каждое танцевальное занятие традиционно заканчивается полюбившейся игрой. Овладев техникой исполнения движений, ребенок с удовольствием танцует самостоятельно, придумывает движения, играет, перевоплощаясь в музыкальный образ, варьируя движения в соответствии с характером музыки, выраженным в ней настроением. Творческие способности детей я развиваю на основе слушания музыки и накопления музыкальных представлений, овладения навыками двигаться под музыку. Проявление творческих способностей наблюдается и в процессе музыкально-ритмической деятельности ребенка: при выполнении образных упражнений, упражнений типа «что мы показываем» с реальными предметами, инсценировании сюжетов песен, исполнении танцев, сочинении танцевальныхимпровизаций (это я провожу в целях развития творческой инициативы детей); инсценировании несюжетных и сюжетных игр и этюдов. [8] Таким образом, музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие 9 игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, танец. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. [15]

    1. ВЛИЯНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Практический опыт введения импровизации на занятиях хореографией показывает не только большую заинтересованность ребят творчеством, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие ребенка. Импровизация в хореографии используется для творческого развития ребенка, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально – слухового опыта. Дети импровизируют выразительно – изобразительные движения в характере музыки, которую слушают и исполняют; участвуют в играх - импровизациях по русским народным сказкам и сказкам других народов. К творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке. [12] Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, его форму, темп исполнения, динамические оттенки. Включаясь 10 своими движениями в ход восприятия музыки, дети становятся ее соисполнителями реализуя свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки. Так, импровизируя выразительные движения, изображающие "падающие листья" под песню М. Красева "Осень", дети лучше воспринимают характер "осенней песни", ее небыстрый темп, негромкую динамику. Движения, которыми ребята сопровождают русские народные песни, вводят их в атмосферу народного танца. Это хороводы под русские народные песни "Во поле береза стояла" и "Каравай" и плясовые движения под песни "Варенька" и "Во саду ли". Здесь же ставится задача услышать вариационное строение народного танца. Воображение ребенка как бы опирается на меткую народную характеристику каждого персонажа, заключенную в одном лишь слове-образе. "Муха-горюха" - горькая, одинокая. Отсюда мелодия - печальная жалобная, в соответствующей динамике, и манере исполнения. Чувство ритма у детей, как правило, развито лучше, чем мелодический или гармонический слух. Однако многие недостаточно хорошо координируют свои движения: нечетко маршируют под музыку, с запаздыванием отхлопывают ритм. Поэтому в занятия хореографией включаются ритмические игры импровизации. [7] В импровизации ребенок как бы раскрепощается, так как ему не надо подражать танцу других, что бывает часто очень нелегко. Выступая с собственными движениями, ребенок не боится танцевать неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребенка к танцу бывает легче именно в ходе импровизирования. Для того, чтобы настроить детей на процесс творчества, надо создать им определенные условия. К ним относятся проблемные ситуации, которые создает хореограф в ходе занятия и косвенное его управление творческим процессом ребенка - такая организация обучения, максимально активизирует творческое мышление обучающихся. Таким образом, импровизация как вид творчества может быть частью занятия хореографией только в том случае, если и во всех других звеньях оно направлено на раскрытие творческого потенциала 11 ребенка. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. [12] Необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Для музыкального творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Условия успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам. Методы обучения должны находиться в соответствии с поставленными целями обучения. [16] Педагогу необходимо найти такой стиль общения с детьми, который не погасил бы их живого, эмоционального отклика на танец. Верный путь к этому - доброжелательная, творческая атмосфера занятий, умелое воздействие педагога на эмоции и чувства ребенка, тактичная оценка результатов его деятельности. Хореография развивает ребенка, формирует его способности, влияет на развитие личностных качеств. Младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. [15]

1.3 ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДСТВАМИ ИМПРОВИЗАЦИИ.

Исследование на развитие творческого потенциала средствами импровизации, заключающееся в проведении, комплексов игр и упражнений, направленных на развитие творческого потенциала средствами импровизации, проводилось на базе МБОУ ДО Бутурлиновский Дом детского творчества. Группа исследуемых состояла из 18 учеников младшего школьного возраста.

2.1 МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ХОЕОГРАФИИ.

Вот некоторые из особенностей методики, которые мы используем на занятиях:  Индивидуальный подход в работе с детьми. В мире множество методик, но детей все равно больше, так что каждый привносит в работу что-то новое, особое. В результате получается взаимообмен: дети учатся танцам, а педагог обогащает знания по педагогике.  Чтобы ребенку процесс обучения был не в тягость, а в радость нужно его немного перехитрить. Неумолимый интерес детей к танцам вызван тем, что ребенок не замечает, как он учится. Танец преподнесен как игра, поэтому ребенок увлекается и в этом процессе педагог успевает выучить с ним нужный материал.  Каждое движение, комбинация или игра преподносится в истории, основанной на опыте или фантазии. Ребенка интригует сам рассказ, что побуждает его больше узнать о том или ином случае. Так, через истории, совместное общение дети учатся танцевать. 13  Игровые танцевальные моменты с придумыванием танцевальных сюжетов помогают развивать фантазию и творчество у детей. С целью выявление творческого потенциала у детей младшего школьного возраста нами используются следующие упражнения.

Упражнение №1: «Части тела» Участники встают в круг. Один участник называет часть тела. Все участники двигают этой частью тела, сначала осторожно, затем все более и более активно. Через некоторое время другой участник может назвать другую часть тела. Остальные совершают движение названной частью тела. Таким образом группа проходит по всем частям тела. Участники могут повторять процесс движения, когда движение начинается с одной части тела, а затем в него вовлекается все тело целиком.

Упражнение №2: «Локомотив» Все выстраиваются за одним участником. Этот участник старается задействовать в движении различные части тела. Через некоторое время другой участник может встать во главу колонны и принять руководство, используя новый вид движения. Движение должно стать постепенно более полным и более энергичным. Участники должны быть внимательными, не спешить, не делать все слишком быстро. Участник, который чувствует, что не готов делать движение со всей группой, может встать во главе колонны и начать другое движение или может исполнять тот вариант движения, который более ему подходит. В течение этой разминки участники должны перемещаться по всему пространству, а не только по центру.

Упражнение №3: «Цепочка имен» Каждый участник составляет короткую танцевальную фразу, при которой нужно назвать свое имя. Имя можно произнести во время движения, до него или после. Участники могут играть с ритмом и громкостью, произнося свое имя. Они не должны шептать его застенчиво. Все участники стоят в круге. Участник, назначенный ведущим, начинает. Он представляет свое движение, называя свое имя, скажем, «Лена», и повторяет его еще раз. Затем вся группа повторяет движение и звук в унисон. Второй участник повторяет движение Лены со звуком и добавляет собственное движение и имя, например, «Лера». Он повторяет обе фразы. Затем все повторяют звук и движение в унисон. Этот процесс продолжается: Лена, Ира, Катя, Слава… Ведущий может прервать цикл и начать все снова, если последовательность становится слишком длинной для запоминания. Вариации Использование имен помогает новой группе познакомиться. Но это упражнение можно также выполнять, используя любое звуковое сопровождение или в тишине.

Упражнение №4: «Прогулка с закрытыми глазами» Участники делятся на пары. Один из двоих закрывает глаза. Партнер должен вести его в пространстве. Вначале это следует делать медленно. Если позволяют условия, ведущий может вести партнера смелее, например, бегом, кружась, садясь и вставая. Двое ведущих в любой момент могут поменяться партнерами. Ведомые не должны открывать глаз так, чтобы не знать, кто ведет их в данный момент. Участники стремятся двигаться легко и непрерывно, даже при смене партнеров. Ведущий и ведомый могут меняться ролями двумя способами. Ведомый может открыть глаза и встретиться с глазами ведущего, который затем закрывает глаза; или ведущий может коснуться лба своего партнера, который открывает глаза, в то время как ведущий их закрывает.

Игра №1: Ход игры. «Зеркало» Исходное положение – дети свободно размещаются на площадке. Они – «зеркала». Один ребенок – водящий. Он пришел в магазин, где много зеркал. Отражение (то есть копирование его поз и движений) может быть во всех зеркалах одновременно либо показываться в одном. Невнимательное «зеркало» выбывает из игры.

Игра №2: «Волшебные руки» Исходное положение – дети садятся на колени в свободном порядке по площадке. Один ребенок – водящий. Он выполняет различные движения руками, остальные дети стараются их 15 повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.

Игра №3: «Подвижная игра «Разбуди мишку» (игра со словом)» Ребенок – «медведь» спит «в берлоге». Дети тихо подходят к нему, напевая слова песни. После окончания музыки раздается рычание «медведя». Дети убегают в домик, а медведь их догоняет. Тихо – тихо вы идите, Мишеньку не разбудите. А к берлоге подойдем, Топать ножками начнем! Раз, два, три, Раз, два, три! Мишка, мишка, выходи!

Игра №4: «Цветик семи цветик» Правила игры: семь разных музыкальных мелодий по характеру. Когда педагог включает музыку дети импровизируют, как только педагог выключает музыку дети, замирают в красивых фигурах, кто пошевелится тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или закончатся музыкальные мелодии.

Игра №5: «Путешествие»: Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку. С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство, зимнюю сказку и т.д.) и в кого можно превратиться. Исходное положение – дети свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает следующий музыкальный фрагмент. В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали контраст в музыке и двигались в соответствии с ней.

Игра №6: «Прекрасные цветы». Дети располагаются свободно по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться 16 прекрасные цветы». Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике. Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть: дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой. Роли дождика и солнышка исполняют дети. - После весеннего дождя на небе мы увидели красивое и редкое природное явление. Отгадайте загадку: Дождь прошел, и вырос мост, Растянулся на семь верст. И висит он золотой – Над деревней и рекой. Не проехать по нему Ни машине, ни коню. (Радуга.) В небе появилась разноцветная радуга. Такая же яркая и цветная, как эти ленточки.

[Приложение 2] Тестирование проводилось в хореографическом зале с детьми младшего школьного возраста. Предоставленные упражнение и игры, более насыщенны, актуальны, так как при подборе учитывались индивидуальные особенности занимающихся. Игры были не только подвижные, танцевальные, но и сюжетные, с каким-либо замыслом. В каждое занятие помимо игровых упражнений включались изучение танцевальных этюдов. Для улучшения показателей проводились упражнение на развитие творческого потенциала через импровизацию. Во время проведения занятий была отмечена высокая заинтересованность детей, при выполнении упражнений в парах, дети помогали друг другу в разучивании новых элементов.

2.2 ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У УЧАЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Методы развития детских творческих способностей можно найти в любом разделе хореографического урока. Их грамотное применение, искусно вплетенное в канву урока, не оставит детей равнодушными. А педагог в свою очередь достигнет желаемого результата в процессе преподавания. В разделе урока «разминка» любое упражнение требует немного фантазии. Метод фантазирования можно наблюдать во многих сферах творчества. Это основа, которую родители вместе с педагогами стремятся заложить в ребенка с малых лет. Он схож с приемом «АССОЦИАЦИИ», при котором дети учат движения, используя их схожесть с каким-либо предметом. Например, дети встают в шестую позицию ног (пятки и носки вместе) и представляют, как их ножки связаны резинкой, поэтому они их не могут рассоединить. А прыгать мы учимся в длину не просто так, а через большие лужи. Даже в школе используется прием: закрыть ротик на замок и отдать ключик учителю. С самого раннего возраста в нашей жизни используется метод «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ». В данном случае задачей ребенка является наиболее убедительно перевоплотиться в другой образ. В жизни нас просят сидеть как мышки, а на уроке прыгать как мячики или танцевать как бабочки. Все это примеры перевоплощений. Если заглянуть в суть этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных процессов. Чтобы ребенок поверить, что он превратился в бабочку, то нужно представить как она выглядит, какие у нее есть качества (легкая, воздушная, цветная, прыгает с цветка на цветок). Затем ребенок присваивает эти качества себе и воплощает их при помощи рук и ног. Самостоятельные творения детей можно наблюдать с малых лет. Даже игра «Море волнуется», где дети придумывают свои образы солнышка, русалки или солдатика, вмещает в себя и метод фантазирования, и метод перевоплощения.

Очень важным методом является «ИМПРОВИЗАЦИЯ». В области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ. В большинстве случаев сымпровизировать детям помогает музыкальный материал. В любом разделе педагог может предложить небольшой временной отрывок в танце, чтобы дети станцевали так, как это представляют они. Начинать нужно с 4 счетов (2-4 музыкальных такта), затем можно увеличить. Основная задача педагога, чтобы дети захотели это сделать и к тому же сделали это в соответствующем образе. Здесь можно применить метод «ПО ПОКАЗУ». Это прием, который используется по принципу цепной реакции. Сначала преподаватель начинает импровизировать, и дети повторяют, а затем начинают импровизировать самостоятельно. Также использовать этот принцип можно, начиная с ученика, который не растеряется и сможет взять инициативу в свои руки. Для вовлечения ученика в процесс творения можно использовать такой прием, как «ДОПОЛНЕНИЕ». При наличии определенного образа и задачи этого образа педагог может предложить ребенку придумать, как он будет выполнять эту задачу. Представим, что маленьким сыщикам надо на цыпочках выйти из-за кулис, не привлекая к себе внимания. Для вдохновения детей педагог предлагает несколько вариантов: пойти спиной, боком. У детей создается «цепная реакция» - каждый начинает придумывать. Успех задания обеспечен при условии, если педагог создает условия для соперничества внутри коллектива. Каждый Ребенок хочет выходить интереснее другого, а значит, использует все свое воображение, чтобы достичь лучшего результата и отличиться. В результате такого творческого процесса получается интереснейшая картина: девочка едет на спине у мальчика, один запинается об другого и падает, а кто-то вообще ползет с фонарем. Так общим старанием создается целостная картина. Также в данном примере мы узнаем об отдельном методе конкуренции или соперничества, что всегда может быть использовано преподавателем. Сложность данного приема заключается в балансе между положительным и отрицательным. Педагог должен контролировать, чтобы дети созидали во благо своему коллективу и не начали передразнивать друг друга.

В результате, с помощью выше перечисленных методов всего лишь за один урок хореографии педагог успевает уделить внимание и памяти детей, и воображению в разных его проявлениях. На уроке создается ассоциативный ряд, благодаря которому ребенок запоминает последовательность движений или сами движения.

Не остается без внимания и работа в коллективе и для коллектива. Цель ГРУППОВОЙ работы- научиться слушать ровесников и прислушиваться, формировать собственное мнение, научиться уважать интересы и мнения других, анализировать сложившиеся ситуации и др. Танец, как отдельное творение требует не один урок, на котором педагог разбирает лексический материал, его последовательность, эмоциональную составляющую. Урок хореографии – это сложнейший процесс созидания, который требует немыслимых физических, моральных и эмоциональных затрат ребенка. Поэтому младшим школьникам, несмотря на их возраст, требуется эмоциональная разрядка. Игры, хотя они тоже подвижные, отличаются тем, что ребенок предоставлен сам себе. Свобода мысли и тела позволяет включить фантазию на полную мощность. Импровизационные игры во время урока или в конце должны быть четко ограничены по времени. Так с помощью элементарных приемов и упражнений педагог незаметно для детей создает особенный мир в их душе, полный творчества, фантазии, созидания. Дети и подумать не могут, сколько возможностей в них открывается, когда они прикасаются к творчеству. В результате, при использовании данного рода методики регулярно, у ребенка формируются определенные навыки и умения к творчеству, к созданию новых образов. Посредством таких занятий у детей расширяется кругозор, ведь педагог разносторонне воспитывает и образовывает ученика.

Занятия в коллективе – это способ обмена информацией, наглядный пример общения для ребенка. Работа и обучение в группе – это стимул работать усерднее, чтобы тебя выделили из коллектива. Ребенок наглядно знакомится с творчеством своих ровесников, в процессе общения дети могут создавать новые образы вдвоем, втроем. Творчество в коллективе – это умение с раннего возраста прислушиваться к «коллеге», сворить в рамках коллектива и для него. Тогда и педагог, и ребенок получат обратный эмоциональный заряд, что и есть самое важное. Это побудит ребенка к новому творчеству, к новым знаниям и занятиям. А это и есть цель педагога. При планировании своих занятий, учитываем все особенности возраста детей, чтобы занятие было продуктивным и интересным для воспитанников, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания. При достаточном интересе ребёнок может быть сдержанным, дисциплинированным, усидчивым. Но его энергии надо давать разумный выход. Творчество способствует развитию мышления, памяти, обогащает его индивидуальный жизненный опыт. Во многих случаях для получения определенных знаний детям в первую очередь требуются творческие способности. Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА на занятии обеспечивает психологический комфорт, творческую удовлетворенность детей, атмосферу доброжелательности. Развитие творческих способностей воспитанников находится под постоянным контролем. Разные формы рефлексии учат детей свободно излагать свои мысли, анализировать свою деятельность и развивают культуру речи. В работе, важной задачей являлось привлечение детей младшего школьного возраста к занятиям хореографией. Возможность заинтересовать коллектив, применяя в занятиях игровые технологии, для улучшения творческого потенциала, выносливости, гибкости, пластичности, танцевальности, улучшения техники исполнения движений. После серии проведённых занятия, воспитанники были полны положительных впечатлений, ярких эмоций. Применение комплексов упражнений выявило положительную динамику. Уровень гибкости возрос на 50%. Родители высоко оценили новую структуру урока. Отмечали, что воспитанникам было весело, в то же время они развивали свои хореографические способности. В конце проведённой работы, мы видим положительный результат. У детей улучшились хореографические показатели, повысился творческий потенциал. А главное, у них проснулся интерес к занятиям, к танцу, к хореографии в целом. Это означает, что комплексы упражнений, этюды, танцевальные игры были подобраны верно.

Несколько основных рекомендаций для педагога-хореографа.

1. Почаще обновлять используемую на занятиях музыку. Так как однообразие снижает мотивацию к занятиям.

2. В обучении вообще (а в обучении хореографическому искусству тем более) важно, как можно быстрее выучить имена учащихся – это признак уважения к тому, с кем общаешься. При работе в группе это сделать сложнее, но это возможно, если чаще обращаться к ученикам, разговаривать с ними. Как правило, за 2-3 занятия можно запомнить имена всех учащихся в группе. Почему ещё это важно: иногда внимание учащихся рассеивается, а обращение по имени сразу же восстанавливает и усиливает внимание и концентрацию человека.

3. Развивать музыкальность, умение выражать содержание музыки в движении, формирование музыкального вкуса.



4. Воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкально-хореографических игр.

5. Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз, пластичность.

6. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

7. Воспитывать умение действовать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.

8. Развивать творческий потенциал движений.

9. Воспитывать организованность, заботливое отношение друг к другу, умение входить в контакт со взрослыми и детьми.

10. Развивать умения передавать простейшие игровые действия.

11. Развить основы музыкальной культуры.

12. Учить определять музыкальные жанры (танец, марш, песня), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие регистры, быстрый, средний, медленный темп, динамику музыкального произведения – громко и тихо).

13. Учить изменять движения и направление движений в соответствии с формой музыкального произведения.

14. Формировать умения двигаться по одному, парами, врассыпную, друг за другом и т.д.

15. Пробуждать интерес к танцевальному движению, к элементам современного танца с помощью игровых технологий.

16. Воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества.

17. Развивать интерес к хореографическому искусству.

18. Развивать исполнительское мастерство чем импровизацию.

19. Воспитывать интерес и любовь к музыке.

20. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Дети идут на хореографию, чтобы получить заряд энергии. А значит, несмотря на внутреннее состояние педагога, он должен уметь резко переключаться на положительные эмоциональные состояния.

2.3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Младший школьный возраст является фундаментом в хореографическом образовании. Все первоначальные базовые знания умения и навыки ребята получают именно в этом возрасте. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Развитие творческого потенциала младших школьников и его влияние на творческий рост проходит более успешно, если деятельность педагога основывается на уважении и понимании учащихся, умении использовать игровую педагогическую технологию как инструментарий развития творческой активности младших школьников. Поэтому очень важно увлечь ребёнка, заинтересовать, чтобы ему хотелось идти на занятия. Активность и интерес детей младшего школьного возраста к хореографическим занятиям напрямую связан с творческой инициативой педагога, с тем, как он преподносит учебный материал, с какими эмоциями, с каким настроением. Мы полностью подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что включение в занятия по хореографии элементов импровизации значительно повысит степень развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста. Успешность детей в хореографической деятельности вплотную зависит от профессионализма педагога. Или он знает своё дело, свою работу, как вести себя с детским коллективом, как правильно преподавать новый материал, как оценивать каждого из учеников, как анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, или допускает серьёзные ошибки в образовательном процессе, тем самым негативно влияя на развитие своих воспитанников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .

1. Азарова Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших школьников». Москва .ред. 2001 г

2. Баскаков В. Свободное тело. – М. – 2010.

3. Барышникова Т. Азбука хореографии – (г. Москва 1999год);

4. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 2011, 100с.

5. Бореев Ю.Б. М.: «Эстетика» – Феникс, 2004.

6. Валукин Е.П. “Проблемы наследия в хореографическом искусстве”, М., 1992.

7. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 2010. N 4. С.50-63.

8. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. – Альманах 1. – 2012

9. Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когитоцентр, 2013. 25

10.ГришонА. Танцевальная импровизация, М., 2014.

11.Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2014, 219с.

12.Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. - М.: Книга, 2013 - 345с

13.Загорц М.. Танцы. М., 2003.

14.Загорц М. «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта». – М.2003. 15.Запора Р. Импровизация присутствует. – Альманах 1. – 2012

16.Захаров Р.В. «Записки балетмейстера». - М.:Искусство,2004 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!