Раздел 1 Планируемые результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты, оцениваемые после освоения всей АООП НОО, которые могут быть сформированы при изучении учебного предмета «Музыка» отражают:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям;
способность к осмыслению и дифференциации музыкальной картины мира, ее временной организации.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осуществлять разносторонний анализ (звучащей музыки);
сравнивать музыкальные произведения;
обобщать-классифицировать музыкальные произведения.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить, придумать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное изображение по заданию и т.п.);
осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.) под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
Учебный предмет «Музыка» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– обозначить понимание и впечатление от воспринимаемого (понимаю –не понимаю);
– оценка своих возможностей в выполнении музыкальных заданий, сопоставление успешности их выполнения (развитие возможностей самооценки).
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно, не мешать другим, адекватно реагировать на творческие попытки одноклассников;
– в умении выполнять задания учителя, преодолевать стеснительность, адекватно реагировать на одобрение и порицание, возможную критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли музыки и культуры в трансляции культурного наследия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются в стремлении научиться слушать и понимать музыку, выполнять музыкальные задания.
Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания.
Решаются следующие важнейшие задачи воспитания, обозначенные в ПрАООП:
– формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как гражданина России;
– пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
– осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание положительного отношения к своей национальной культуре;
– формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе организации праздников);
– воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Согласно нормам СанПиН учащимся 1 класса оценка (отметка) не выставляется.
Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику. В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.