Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.)
Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально- психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
№ п/п | Темы разде лов и уроков | Количест-во часов | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата факт. |
| Предметные | Метапредметные | Личност ные | |
1 | Вводный урок | 1 | | | Формирование устойчивого познавательного интереса | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать предмет | Воспитание гражданственности, интереса к предмету «обществознание» | | |
Глава I. Личность и общество | 6 | |
2 | Что делает человека человеком? | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Объяснять человеческие качества; различать биологические и природные качества человека; характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке; определять свое отношение к различным качествам человека; выявлять связь между мышлением и речью; объяснять понятие «самореализация»; приводить примеры основных видов деятельности. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Самостоятельное изучение | |
3 | Человек, общество, природа | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Раскрывать смысл понятия «ноосфера»; оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку; характеризовать возможности человеческого разума; раскрывать значение моральных норм; конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. | Познавательные: устанавливают при чинно -следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересован-ность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Выделять существенные признаки общества; называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления; показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Понимают значение знаний для человека и принимать его. Сохранять мотивацию к учебе; развивают способность к самооценке | Самостоятельное изучение | |
5 | Развитие общества | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество; анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества; раскрывать смысл понятия «общественный прогресс»; приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе; | Познавательные: Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | | |
6 | Как стать личностью | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность»; выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность; исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: используют элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) | Развивают способность к самооценке | Самостоятельное изучение | |
7 | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | Систематизация и обобщение | Тест | Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами; планировать свои действия; систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы; устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем | Развивают способность к самооценке | | |
Глава II. Сфера духовной культуры | 8 | |
8 | Сфера духовной жизни | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Определять сущностные характеристики понятия «культура»; различать и описывать явления духовной культуры; характеризовать духовные ценности российского народа. | Познавательные: находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии | Самостоятельное изучение | |
9 | Мораль | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Объяснять роль морали в жизни общества; характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций; характеризовать основные принципы морали. | Познавательные: Использовать элементы причинно – следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем; принимают и сохраняют учебную задачу. | Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. | | |
10 | Долг и совесть | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей | Познавательные: Использовать элементы причинно – следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем; принимают и сохраняют учебную задачу. | Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. | Самостоятельное изучение | |
11 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Приводить примеры морального выбора. | Познавательные: Использовать элементы причинно – следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем; принимают и сохраняют учебную задачу. | Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. | | |
12 | Образование | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ; обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. | Познавательные: Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: оценивать значение образования в информационном обществе. | Понимание значения образования | Самостоятельное изучение | |
13 | Наука в современном мире | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Характеризовать науку как особую систему знаний; объяснять возрастание роли науки в современном обществе | Познавательные: Извлекать информацию о тенденциях в развитии науки из различных источников. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: оценивать значение науки в информационном обществе | Понимание значения науки | | |
14 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни; объяснять сущность и значение веротерпимости; раскрыть сущность свободы совести. | Познавательные: характеризуют основные религиозные организации и объединения; работают со схемой; осуществляют расширенный поиск информации. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивать свое отношение к религии и атеизму | Самостоятельное изучение | |
15 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | Систематизация и обобщение | Тест | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы; устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников; | Познавательные: уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций; выделять нравственный аспект поведения; соотносить поступки и события с принятыми этическими принцами. Коммуникативные: строят устное речевое высказывание, слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждение. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Определять собственное отношение к явлениям современной жизни | | |
Глава III. Социальная сфера | 5 | |
16 | Социальная структура общества | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Выявлять и различать разные социальные общности и группы; раскрывать причины социального неравенства; приводить примеры различных видов социальной мобильности; | Познавательные: характеризуют причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Коммуникативные: находят и извлекают социальную информацию о структуре общества их адаптированных источников ; участвуют в коллективном обсуждении проблем. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | Самостоятельное изучение | |
17 | Социальные статусы и роли | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Называть позиции, определяющие статус личности; различать предписанный и достигаемый статусы; раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности | Познавательные: объясняют причины ролевых различий по тендерному признаку, показывают их проявление в различных социальных ситуациях; описывают основные социальные роли старших подростков. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Выражают собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. | | |
18 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность»; конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. | Познавательные: характеризуют противоречивость межнациональных отношений в современном мире; объясняют причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризуют возможные пути их разрешения. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Выражают собственное мнение к проблеме межнациональных конфликтов | Самостоятельное изучение | |
19 | Отклоняющееся поведение | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Объяснять причины отклоняющегося поведения | Познавательные: характеризуют опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: оценивают социальное значение здорового образа жизни | Выражают свое мнение к проблеме здорового образа жизни | | |
20 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | Систематизация и обобщение | Тест | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы; устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | Развивают способность к самооценке | Самостоятельное изучение | |
Глава IV. Экономика | 13 | |
21 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Раскрывать роль экономики в жизни общества; объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; различать свободные и экономические блага; приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Проявляют интерес к новому материалу; развивают способность к самооценке | | |
22 | Главные вопросы экономики | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики; различать и сопоставлять основные типы экономических систем; характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск информации. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | Самостоятельное изучение | |
23 | Собственность | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Объяснять смысл понятия «собственность»; характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности | Познавательные: анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности; работают со схемой. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | | |
24 | Рыночная экономика | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни; характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы; описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск информации. Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Формулируют собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества | Самостоятельное изучение | |
25 | Производство – основа экономики | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ; различать товары и услуги как результат производства; называть и иллюстрировать примерами факторы производства. | Познавательные: находят и извлекают социальную информацию о производстве из адаптированных источников; исследуют несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения различных эффективности производства. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, одноклассников. | Понимают решающую роль производства как источника экономических благ | | |
26 | Предпринимательская деятельность | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Описывать социально-экономические роль и функции предпринимательства; сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: оценивают возможности своего участия в предпринимательской деятельности | Выражают собственное отношение к проблеме соблюдения морально –этических норм в предпринимательстве; определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | Самостоятельное изучение | |
27 | Роль государства в экономике | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Характеризовать экономические функции государства; описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения; различать прямые и косвенные налоги; раскрывать смысл понятия «государственный бюджет» | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных и искать их самостоятельно; выслушивать мнение членов команды. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Выражают собственное отношение к проблеме роли государства в экономике ; определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | | |
28 | Распределение доходов | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Называть основные источники доходов граждан; раскрывать причины неравенства доходов населения; объяснять необходимость перераспределения доходов; иллюстрироватьпримерами государственные меры социальной поддержки населения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий | Определяют свою личностную позицию; адекватную и дифференцированную самооценку своей успешности | Самостоятельное изучение | |
29 | Потребление | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов; характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам; раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей | Познавательные: объясняют взаимосвязь между доходом и потреблением; приводят примеры расходов, связанных с различными потребностями людей; характеризуют систему защиты прав потребителей России; решают познавательные и практические задачи. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять свое отношение к явлениям современной жизни, формулировать точку зрения. Регулятивные: оценивать собственные навыки общения, прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. | Выражают собственное отношение к проблеме урока. | | |
30 | Инфляция и семейная экономика | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Различать номинальные и реальные доходы граждан; показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения; называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан; объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. | Познавательные: характеризуют роль банков в сохранении и приумножении доходов населения Коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему | | Самостоятельное изучение | |
31 | Безработица, её причины и последствия | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики; называть и описывать причины безработицы; различать экономические и социальные последствия безработицы; объяснять роль государства в обеспечении занятости. | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий | Оценивать собственные возможности на рынке труда | | |
32 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Комбинированный | Текущий контроль | Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений; характеризовать причины формирования мирового хозяйства; характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства; | Познавательные: объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства; раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий | | Самостоятельное изучение | |
33 | Практикум по теме «Экономика» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Тест | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы; устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | | |
Подведем итоги | 2 | |
34-35 | Подведем итоги | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Текущий контроль | Провести диагностику результатов обучения в 8 классе; подвести итоги учебной работы за год. | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности | Самостоятельное изучение | |