Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 имени Александра Сергеевича Пушкина»
Индивидуальные результаты мониторинга УУД на уроке физической культуры
составил учитель физической культуры МБОУ «Лицей №1
им. А.С. Пушкина»
Дубоносов Денис Викторович
г. Нижневартовск, 2021г.
Пояснительная записка
Преподавание физической культуры в школе, согласно Федерального государственного образовательного стандарта, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемый стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Овладение универсальными учебными действиями (УУД) – залог успешного освоения любого предмета, в том числе и физической культуры. Так как основная черта УУД – их метапредметность, следовательно, их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Выделяют четыре блока в составе УУД, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
Личностные - самоопределение и смыслообразование.
Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию.
Познавательные - формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификация, действия постановки и решения проблемы.
Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Метапредметными результатами освоения, учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать действия и поступки, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений
Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.
Мониторинг индивидуальных образовательных достижений, обучающихся осуществляется мною в соответствии с ФГОС НОО. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения начальной образовательной программы предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как учителя, так и обучающихся.
В своей практике на уроках физической культуры часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне игры – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.
Урок стараюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые
материалы, а сами решали двигательную задачу, но это не всегда получается. Во время проведения уроков наблюдаю, отслеживаю формирования учебной деятельности. У учащихся 4 класса есть тетрадь по предмету «Физическая культура», в которой они выполняют самостоятельно теоретические домашние задания, рисуют комплексы упражнений утренней зарядки, ведут дневник самонаблюдения. Через тетрадь, я поддерживаю связь с родителями, даю рекомендации по здоровому образу жизни и двигательному режиму ребенка, рекомендую выбор спортивной секции.
На уроках отслеживаю формирование УУД методом наблюдения за учащимися.
Программа наблюдения
Включение лицеистов в работу в начале урока.
Активность при проведении устного опроса и ведения тетради по предмету.
Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
Деятельность учеников при работе в группах.
Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
Умение ставить цель и делать выводы.
Умение давать самооценку своей деятельности на уроке.
Личностные результаты обучающихся
Год | Класс | Наименование личностного результата | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики |
2020-2021 | 2а | владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности. | Низкие-40% Средние-40% Высокие-20% | Низкие-38% Средние-42% Высокие-20% |
3а | способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; | Низкие-35% Средние-45% Высокие-20% | Низкие-34% Средние-45% Высокие-21% |
2021-2022 | 3а | владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности. | Низкие-35% Средние-41% Высокие-24% | Низкие-33% Средние-42% Высокие-25% |
4а | способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; | Низкие-30% Средние-45% Высокие-25% | Низкие-25% Средние-47% Высокие-28% |
2022-2023 (первое полугодие) | 4а 5а | владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности. | Низкие-25% Средние-46% Высокие-29% | Низкие-20% Средние-50% Высокие-30% |
Метапредметные результаты обучающихся
Год | Класс | Наименование метапредметного результата | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики |
2020-2021 | 2а | владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения | Низкие-53% Средние-32% Высокие-15% | Низкие-50% Средние-34% Высокие-16% |
3а | владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, | Низкие-30% Средние-50% Высокие-20% | Низкие-29% Средние-50% Высокие-21% |
| | физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. | | |
2021-2022 | 3а | владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения | Низкие-44% Средние-38% Высокие-18% | Низкие-39% Средние-41% Высокие-20% |
4а | владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. | Низкие-23% Средние-53% Высокие-24% | Низкие-20% Средние-55% Высокие-25% |
2022-2023 (первое полугодие) | 4а 5а | владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения | Низкие-25% Средние-50% Высокие-25% | Низкие-20% Средние-53% Высокие-27% |
Предметные результаты обучающихся
Год | Класс | Наименование предметного результата | Результаты стартовой диагностики | Результаты итоговой диагностики |
2020-2021 | 2а | способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки. | Низкие-50% Средние-35% Высокие-15% | Низкие-49% Средние-36% Высокие-15% |
| 3а | способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. | Низкие-55% Средние-30% Высокие-15% | Низкие-51% Средние-33% Высокие-16% |
2021-2022 | 3а | способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки. | Низкие-48% Средние-37% Высокие-15% | Низкие-45% Средние-39% Высокие-16% |
4а | способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. | Низкие-45% Средние-36% Высокие-19% | Низкие-40% Средние-40% Высокие-20% |
2022-2023 (первое полугодие) | 4а 5а | способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки. | Низкие-35% Средние-45% Высокие-20% | Низкие-30% Средние-46% Высокие-24% |
Результаты подобного тестирования учащихся позволяют создать им собственные ситуации успеха или неуспеха. Сравнивая результаты, ребенок начинает понимать, что он представляет собой сейчас и каким он хотел бы стать в будущем. А это и есть ни, что иное, как мотивация к учению, преодоление трудностей и удовлетворение от достигнутых результатов.
Анализ проведенных измерений показал положительную динамику в физическом развитии и физической подготовленности учащихся. Повысился процент учащихся - с нормальной массой тела, здоровых детей с нормальным физическим развитием, учащихся, выполняющих нормативы. Понизился процент детей со значительным отклонением в физическом развитии. Повысился процент уровня физической подготовленности учащихся.
Благодаря работе, проведенной в лицее, по оздоровлению учащихся:
-дней Здоровья;
-проведение физкультминутки на уроках в начальной школе;
-дополнительных занятий в спортивных секциях.
По результатам фактических измерений и расчетов для каждого учащегося в мониторинге отслеживается динамика качественных и количественных характеристик.