СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №158»



К ЗАЩИТЕ

Директор МБОУ СОШ №158

Д. В. Фролов

«__»_________________20__г.




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ




Предметная область: история


Тема: Роль личностей в истории: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д Троцкий


Исполнил

Учащийся 9 «А» ________________ Д.С. Велигура

(подпись, дата)

Руководитель ________________ Л.М. Дегтярева

(подпись, дата)

Нормоконтроль ________________ Н.В. Спирина

(подпись, дата)


Новосибирск 2020

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………………………………..3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ «ВОЖДЕЙ» РЕВОЛЮЦИИ……………5

1.1 Владимир Ильич Ленин……………………………………………….5

1.2 Иосиф Виссарионович Сталин………………………………………..7

1.3 Троцкий Лев Давидович……………………………………………..10

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ…………………………………………………..12

2.1 Политическое устройство революционной России………………..12

2.2 Противоборствующие стороны революции………………………..19

2.3 Роль Ленина, Сталина, Троцкого в становлении нового государства…………………………………………………………….…………...23

2.4 Историческое влияние «Вождей» на общество ………………….. .25

2.5 Анализ отношения современного общества к «вождям» революции и результатам их деятельности…………………………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………………...31













ВВЕДЕНИЕ


Актуальность выбранной мной темы обосновывается тем, что в современном мире есть место активным революционным процессам и для моего поколения данная тема является важной, так как именно нам жить и развиваться в этом мире.

Цель: определить влияние личности на исторические процессы.

Задачами:

  1. Рассмотрение истории жизненного пути Ленина.

  2. Познакомиться с личностью Сталина.

  3. Рассмотреть жизненный путь Троцкого

  4. Проанализировать политическое устройство России.

  5. Определить противоборствующие стороны революционной России.

  6. Определить роль Ленина, Сталина, Троцкого в становлении государства.

  7. Определить историческое влияния «вождей» на общество.

  8. Осуществить анализ отношения современного общества к «вождям» революции и результатам их деятельности.

Методы исследования. В своей работе я использовал как общенаучный метод, такой как аналитический, а также применял исторические методы исследования, примером является анализ исторического источника.

Практическая значимость исследования. Хоть на сегодняшний день существует большое количество изданий, тематикой которых являются личности “вождей”, данная тема до сих пор не теряет интерес у учащихся. Исходя из личного опыта, могу сказать, что изучая историю в средних классах, мне не хватало информации, о современных событиях, которые происходили в нашей стране.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, разбитых 2 главы на 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.































ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ «ВОЖДЕЙ» РЕВОЛЮЦИИ

    1. Владимир Ильич Ленин


Владимир Ильич Ленин (Ульянов) родился 10 апреля 1870 года в городе Симбирске (на данный момент Ульяновск). Его семья принадлежала к передовой интеллигенции. Отец – Илья Николаевич Ульянов, по окончании Казанского университета преподавал в средних учебных заведениях Пензы и Нижнего Новгорода, а затем был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. Мать Ленина — Мария Александровна Ульянова, дочь врача, получила домашнее образование и сдала экзамены на звание учительницы; свою жизнь посветила воспитанию детей. Старший брат — Александр Ильич Ульянов являлся главой террористической группировки. В 1887 году был приговорен к казне за участие в подготовке на покушение царя Александра III, приговор привели в исполнение в этом же году. Помимо Владимира и Александра в семье также были сестры и брат. Позже они займут должности приближенные к правительству.

С 1879 по 1887 года Ленин учился в Симбирской гимназии. В этот период времени у молодого Ленина начали формироваться политические и культурные взгляды. Эти изменения происходили под влиянием сочинений В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского. Ленин брал пример со своего брата от него же и узнал о марксисткой литературе. Эти факторы сильно повлияли на его мировоззрение, после чего занялся революционной деятельностью. По окончанию гимназии он поступил в Казанский университет на юридический факультет, но вскоре уже был отчислен без права восстановления и арестован, затем выслан в деревню. Это произошло из-за нелегальных сходок студентов революционеров. Именно с этого момента начинается настоящая подпольная деятельность, направленная против самодержавия и капитализма. В 1888 году Ленин возвращается в Казань и вступает в марксистский кружок. В это время труды Маркса и Энгельса сыграли окончательную роль в формирование взглядов бедующего вождя революции.

В 1891 году оканчивает экстерном юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Позже работал помощником самарского присяжного поверенного. В этот же период создает кружок марксистов, где сам принимал активное участие. В основном он выступал с рефератами, которые были направлены против народничества. В августе 1893 года Ленин перебирается в Санкт-Петербург, вступает в другой марксистский кружок. Уже поднабравшись опыта и поупражнявшись в ораторском искусстве, Ленин занимает лидирующую позицию среди окружающих его единомышленников. В новом окружении Ульянов занялся налаживанием связи с другими марксистскими и рабочими кружками, а также начинал призывать к переходу от кружковой пропаганды к революционной агитации широких масс. В это же время начинает трудиться над созданием программы для социал-демократической партии.

В 1894 году написал труд «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В апреле 1895 года Ленин выехал за границу для установления связи с группой «Освобождение труда». Там он познакомился с такими деятелями как Георгий Плеханов, Вильгельм Либкнехт и Поль Лафарг. Все они являлись деятелями международного рабочего движения. В этом же году Ленин возвращается из-за границы и начинает налаживать связи с группами социал-демократов в других городах России. А осенью этого же года по прибытию в Петербург способствуют объединению местных марксистских кружков в единую организацию под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В декабре 1895 года Ленин был арестован и через год его выслали в Енисейскую губернию на 3 года. Во время ссылки женился на Н. К. Крупской, написал книгу «Развитие капитализма в России», занимался переводом статей и написанием работ, налаживал связи с социал-демократами Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и др.

В феврале 1900 года оканчивается срок ссылки и Ленина эмигрирует в Лондон. Там он становится одним из основателей газеты «Искра». Его деятельность в редакции газеты продолжается по 1902 год. Основной задачей данной газеты было распространение идей марксизма, попутно налаживая подпольные сети.

С 17 июля по 10 августа 1903 года проходил второй съезд РСДПР. Во время проведения этого съезда радикальное крыло социал-демократов возглавлял Ленин. По итогам было принято решение о разделение партии на две группы – большевики и меньшевики. Ленин возглавил большевиков. Также во время этого съезда завершалось объединение марксистских организаций.

После завершения съезда, Ленин занимался деятельностью направленной на политизацию рабочего движения, посредствам газеты «Искра», занимался развитием партии вплоть до 1905 года.


1.2 Иосиф Виссарионович Сталин


Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) родился 18 декабря 1879 года в городе Горе, Тифлисской губернии. В семье маленького Иосифа звали Сосо. Отец его – Виссарион Иванович (Бесо), происходил из крестьян, по национальности являлся грузином, по профессии сапожник. Мать – Екатерина Георгиевна (Кеке), происходила из семьи крепостного крестьянина. По рассказам современников и оставшимся записям Бесо имел мастерскую, в которой работали несколько человек, а также имел пристрастие к алкоголю. Так получилось из-за того, что первые два ребенка умерли, и отец семейства начал пить с горя. Это не закончилось и после рождения третьего сына (Сосо), более того алкоголизм сказывался и на воспитание ребенка. В моменты алкогольного опьянения отец обращался с Сосо грубо, порой даже бил.

В 1888 году поступает Горийское духовное училище. В 1894 году Сталин оканчивает училище и поступает в Тифлисскую православную духовную семинарию.

В этот же период времени в Закавказье началась активная пропаганда марксизма. Это было связано с несколькими факторами. Во-первых, с внутренним политическим курсом государства направленным на «русификацию» общества. Это подразумевало собой комплекс мер и действий, направленных на обрусение малых народов. Данный курс был выбран в попытке централизации власти и подавления национального самосознания малых народов. Во-вторых, в последней четверти 19 века в Закавказье активно развивалась экономика, по инициативе правительства создавались заводы, налаживалась горная промышленность, добыча и обработка нефти. Общество не было готово к таким резким переменам, вследствие чего появлялись волнения среди народа. В-третьих, на это повлияли сосланные туда русские марксисты. Они воспользовались волнениями и начали пропаганду среди молодежи и рабочего класса

В свою очередь Тифлисская православная семинария являлась рассадником освободительных и революционных идей среди молодежи. Стоит заметить, что порой идеи были кардинально разными. Но большая часть тайных кружков семинарии преследовала народно-националистические или марксистко-интернационалистические идеи.

Господствующий режим в семинарии уже на тот момент вызвал у Сталина бурный протест.

Совокупность всех этих факторов подтолкнула его на путь революционера.

В 1896-1897 годах Сталин стоял во главе марксистских кружков семинарии. В 1898 году вступает в Тифлисскую социал-демократическую партию. В этом же году присоединяется к группе «Месаме-даси». Это организация известна распространением идей марксизма в 1893-1898 годах.

Сталин начинает изучать теорию коммунизма, по средствам прочтения работ Маркса и Энгельса. После этого он обращает внимание на работы Ленина, направленные против народничества. Его работы произвели сильное впечатление на молодого человека. Совокупность этих событий и литературы сильно повлияли на мировоззрение Сталина.

Под влиянием всех пережитых преобразований в его взглядах, Сталин начинает активную пропагандистскую деятельность в рабочих кружках, участвует на нелегальных собраниях, пишет листовки, организует стачки.

В семинарии Сталина начинают подозревать в нелегальной деятельности и решают устроить за ним слежку. 29 мая 1899 года было принято решение о его исключение из семинарии за пропаганду марксизма.

В 1898-1900 года происходит формирование нелегальной группы социал-демократов. Эту группу возглавил Сталин, так как на тот период он был одним из самых энергичных и видных деятелей тифлисских социал-демократов. Сама организация в те годы очень сильно походила на ленинский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Это произошло из-за того, что в тот период времени работы Ленина получали большое распространение среди марксистов и социалистов. Однако эта организация отличалась уже более радикальными действиями. Теперь тифлисские социал-демократы не ограничивались только мирной агитацией среди народа. Они занимались массовым выпуском листовок на злободневные темы, собраниями и политическими демонстрациями, направленными против царизма. Новые методы привели к расколу среди «Месаме-даси», большинство придерживалось старых методов и не желало поддерживать деятельность Сталина и его товарищей.

В начале 1900 года он был арестован за причастность к организации забастовки. Основным её организатором являлся Ладо, в ней приняли участие семинаристы, которых исключили в 1899 году.

В 1901 году Сталин переходит на нелегальное положение, это произошло из-за действий царского правительства, направленных на снижения революционных настроений в Закавказье, а также из-за самих действий Сталина. А в частности сходки, агитация, революционная деятельность, пропаганда социализма.

В последующие годы и вплоть до 1905 года Сталин только и делает, что занимается террористической деятельностью. За это его неоднократно арестовывали, отправляли в ссылку, преследовали, но все эти события не повлияли на его убеждения и не сломили его дух. Однако за временной отрезок от поступления в семинарию до этого момента характер Сталина и методы, которыми он действовал стали «грубее».


    1. Троцкий Лев Давидович


Родился Троцкий Лев Давидович 26 октября 1879 года в небольшом украинском хуторе Херсонской губернии. Его настоящее имя - Лейба Давидович Бронштейн. Происходил он из семьи землевладельца и арендатора. Отец - Давид Леонтьевич Бронштейн. Мать - Анна Львовна Бронштейн. Юность провел в селе Яновка. «Ко времени моего рождения родительская семья уже знала достаток. Но это был суровый достаток людей, поднимающихся из нужды вверх и не желающих останавливаться на полдороге... Это было сероватое детство в мелкобуржуазной семье, в деревне, в глухом углу, где природа широка, а нравы, взгляды, интересы скудны и узки…

До 9 лет я жил безвыездно в глухой деревне. Восемь лет учился в средней школе. Арестован был в первый раз через год после окончания ее» - из автобиографии Л.Д. Троцкого. В 1888 году отправляется на учебу в Одесское училище Святого Павла. В 1896 году оканчивает обучение. После этого он отправляется в училище, которое располагалось в Николаеве. Затем он поступает в Новороссийский университет на физико-математический факультет.

Там-то и происходит знакомство Троцкого с идеями социализма. В Николаеве он вступает в народнический кружок. Где знакомится с трудами Карла Маркса. В 1897 был одним из основателей организации «Южно-русский рабочий союз». Также в этот период времени ведет революционную пропаганду среди рабочих.

В 1898 году женится на А. Соколовской, она являлась одним из лидеров союза. «В царских тюрьмах я сидел в два приема около четырех лет. В царской ссылке провел первый раз около двух лет, второй раз - несколько недель. Дважды бежал из Сибири» - из автобиографии Л.Д. Троцкого. В 1902 году бежал из ссылки в Лондон.

В Лондоне произошло знакомство Троцкого и Ленина. Первый принимает решение присоединиться к редакции газеты «Искра». Начиная с этого момента и до второго съезд РСДПР, Троцкий активно занимается распространением и популяризацией идей социализма, также начинает выступать перед другими социалистами. Порой его идеи разнились с большевистскими и после второго съезд РСДПР он принял решение примкнуть к меньшевикам, но и там были свои трудности. По этой причине он стал «внефракционным» социал-демократом.

Сам по себе Троцкий конфликтным человеком, который привык отстаивать свою точку зрения в том или ином вопросе с ранних лет. Эта черта в нем сохранялась до конца жизни.

В 1905 году возвращается в Россию.

Вывод по главе 1:

Знание биографии человека является важным аспектом для анализа его мотивов и действий. Также и в этом случае, когда мы наглядно видим под воздействием, чего произошли изменения в мировоззрение «Вождей» революции. Не стоит забывать и о том, что это позволяет узнать о методах, которыми начинала действовать персона. Ведь зачастую это перерастает в привычку и способствует понимаю его действий.






ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

2.1 Политическое устройство революционной России


За период правления Николая II в стране накопилось множество проблем: национально-религиозное неравенство, отсутствие гражданских прав и свобод, кризис и отсталость страны в технологическом плане, а также поражения в Русско-японской войне. Совокупность всех этих факторов и проблем привела к волнениям среди общества, которые вылились в революционные действия 1905-1907 года.

А толчком к революции послужило событие 1905 года – «Кровавое воскресенье». Оно изменило отношение простых людей к Николаю II, тем самым пошатнув действующий режим.

Перед «Кровавым воскресеньем» произошел ещё ряд событий, который повлиял на последствия того дня. В начале января производились забастовки рабочих на оборонных предприятиях. Также была совершена агитация среди рабочих и оглашено решение о проведение шествия. Правительство узнало о предстоящем событии заранее, но должной реакции не последовало, так как средства массовой информации не работали по причине забастовок рабочих, было принято решение о размещение оцепление солдат вокруг зимнего дворца в целях предотвращения возможности мятежа. Командованию было приказано действовать по обстановке.

Утром 9 января Гапон и его соратники проводили демонстрацию, целью которой было шествие к Зимнему дворцу и вручение императору петицию с требованиями. Дабы Николай II обратил внимание на проблемы рабочего класса. Однако в этом документа также содержался ряд требований, который не относился к рабочему классу.[7]

В шествии участвовали от 100 до 200 тысяч людей (по разным источникам). Поначалу шествие имело миролюбивый характер. Во главе толпы присутствовали иконы и изображения царя. Солдатом был отдан приказ о запрете пропуска населения к дворцу. В итоге произошел расстрел населения, количество убитых составляло около 130 человек.

Данное происшествие подстегнуло революционеров, рабочих, крестьян к радикальным действиям. Волна забастовок, шествий и манифестации непрерывно увеличилась. В городах, деревнях и селах вспыхивали восстания, но они были неравномерны. Вследствие чего их подавление не составляло труда. По всей стране появлялись Советы. Советы являлись альтернативным органом власти, который координировал забастовки, в котором выбирались народные депутаты.

В конце концов эти события вылились в всеобщую политическую забастовку. Тем самым парализовав страну. Это событие вынудило императора подписать «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября.

Благодаря этому документу в России появилась Государственная дума, которая ограничивала власть монарха, у людей появлялись права и свободы[5]. Данное событие поспособствовало спаду революционных настроений в стране.

Этот манифест создал многопартийную систему в России. Теперь же нелегальные объединения, кружки имели право создать партию и принимать участие в управление государством. Ниже представлен перечень основных партий 1905-1907 года и их характеристика:

1. Русское Собрание - это правомонархическая, православно-консервативная партия. Идеологию партии можно описать тремя словами православие, самодержавие, народность[2]. Членами партии были представители знати, высшего духовенства, офицерства, консервативные публицисты. Численность партии составляло 1-1,5 тысяч человек. Однако такое количество не влияло на значимость партии среди других монархических организаций. Более того изначально она задумывалась как «привилегированное общество». Целью партии являлось сохранение самодержавия, неделимости государства и господство православия на русских землях.

2. Союз русского народа - монархическая партия, чья программа и деятельность базировалась на монархических, националистических и антисемитских идеях [8]. Является ярким представителем Черносотенцев. Была основана в 1905 году, с целью противостоять революции. Была самой крупной монархической партией. Членами Союза могли быть только русские вне зависимости от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно христиане. Вступление в члены “Союза” лиц некоренного русского происхождения и инородцев могло быть разрешено по единогласному постановлению членов руководящего Союзом Совета. Категорически запрещался прием в Союз евреев, даже в том случае, если они принимали христианство. В партии находилось 300-350 тысяч человек. Основной целью организации являлось «развитие национального русского самосознания» и укрепление «единой и неделимой России». Партия неприязненно относилась к парламенту и желала абсолютной власти монарха.

3. Союз 17 октября (Октябристы) - либерально-консервативная партия, членами которой являлись крупные землевладельцы, предприниматели и чиновники. Октябристы выступали за конституционную монархию с правительством, формируемым императором. Основной целью организации являлось реформирование страны через Думу. Реформы были направлены на создание свободных рыночных отношений в стране, защиту прав помещиков, частичное удовлетворение требований рабочих[9]. Партия по своей сути являлась вольным объединением. Дисциплина могла нарушаться, взносов не было. Членство имело около 30000 человек.

4. Конституционно-демократическая партия (кадеты) являлась крупнейшей либеральной партией России 50-60 тысяч человек. Её основу составляла интеллигенция, дворянство, средние слои (купечество, городские жители). Основными целями партии являлись защита прав и свобод населения вне зависимости от их вероисповедания или национальной принадлежности, другими словами равноправие граждан, а также установление парламентской монархии с формированием правительства, ответственного перед парламентом. Партия предполагала культурную автономию для всех народов и народностей. В программе обстоятельно оговаривались права граждан. Кадеты выступали за рабочее законодательство, свободу профсоюзов [3].

5. Социалисты-революционеры (эсеры) являлись одной из самых массовых и радикальных социалистических партий того времени. Основу организации составляла интеллигенция, а ориентировалась она на крестьянство. Это объясняется тем, что программа предусматривала национализацию земель и передачу крестьянам[10]. Что же касается идеологии, то тут все было просто. Партия считала, что Россия имеет особый путь к социализму. А для достижения этого социализма члены партии были готовы на все. Эсеры верили в то, что в России произойдет победа революции и бойкотировали думу.

6. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) выступала за права и свободы всего населения страны[4]. РСДРП имела две программы минимум и максимум. Партия имела две программы из-за разногласий в методах и задачах. Первая предусматривала установление демократической республики, расширение прав трудящихся, гражданских свобод. Целью программы-максимум была социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. Ядром партии являлась интеллигенция, а опирались они в свою очередь на рабочих. Внутри самой партии эти две противоборствующие группы именовали меньшевики и большевики. Меньшевики действовали легально, желая добиться изменений за счет реформ, а большевики считали, что могут добиться желаемого только за счет революции.

После опубликования манифеста была создана Дума, в которую прошли выборы. И весной уже 1906 года состоялся 1 съезд. Во время работы 1 созыва решались вопросы, касающиеся свобод, прав, земельного вопроса. Также Большинство Государственной думы было настроено на борьбу с правительством, это выражалось в запросах к правительству (запросы о незаконных действиях правительства), предпринимались попытки амнистии политически заключенных. Но в таком составе 1 созыв Государственной Думы проработал не долго. Летом этого же года император распустил его указом, ссылаясь на вредительские и ненадлежащие действия 1созыва. Николай II объяснил свои действия в манифесте от 9 июля 1906 г. «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению.

Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновение закону и законным властям»,- из манифеста «О роспуске I Государственной думы»[1].

Также состоялась ответная реакция со стороны разогнанных депутатов. Это произошло в виде обращения «Народу от народных представителей». Под этим документом подписались 180 депутатов, которые в основном являлись представителями эсеров, социал-демократов, а также независимые депутаты. Принадлежность людей, составлявших этот документ, к перечисленным партиям можно определить по второму предложению обращения: «Когда вы избирали нас своими представителями, вы поручали нам добиваться земли и воли». Хочу напомнить, что программа эсеров предусматривала национализацию земель. На данный момент принято называть это обращение «Выборгским воззванием». Суть воззвания заключалась в призыве население к пассивному сопротивлению правительству (неисполнение гражданских обязанностей)[11]. Однако эффекта на население это не произвело, ведь народные массы к этому периоду уже успокоились. А против депутатов, подписавшихся в обращение, было начато уголовное преследование.

Второй созыв был избран в 1907 году и проработал с 20 февраля по 3 июня. Такая непродолжительная работа думы обусловлена её составом, а именно большим количеством крестьянских и левых депутатов [13]. Правительство желало воздействовать на состав Государственной думы, тем самым продвигая законы в которых нуждалось. Поводом для роспуска думы послужило обвинение социал-демократов в «ниспровержению государственного строя» и заговоре против царской семьи. Дальнейшие события получили название «Третьеиюньский переворот».

Николай II и правительство понимало, что роспуск думы ничем не поможет и пора менять сам механизм выборов. Однако загвоздка заключалась в том, что император лично не мог изменять избирательный закон без участия Государственной думы. Но это всё-таки произошло, тем самым Николай II нарушал «Манифест 17 октября».

Основные изменения в избирательной системе сводились к ограничению в избирательных правах национальных меньшинств, количество выборщиков от крестьян и рабочих уменьшалось. Тем самым уменьшив количество мест антиправительственных партий в 3созыве думы.[10].

«Третьеиюньский переворот» принято считать окончаниям революции, однако проблемы, из-за которых произошла она, не были до конца решены. Народные массы хоть и успокоились, но их условия так и не улучшились. Однако стоит отметить, что изменения в избирательной системе положительно сказались думе, которая теперь была способна конструктивно работать с правительством. А в то же время подпольные организация продолжали создавать сети и производили подготовку к революции, не забывая о терроре. Хотя по большей части террором в России занимались анархисты. Ведь их идеология предусматривала «восстание и прямое нападение, как массовое, так и личное, на угнетателей и эксплуататоров».

Впоследствии, правительство Российской империя будет проводить политику, направленную на укрепление режима с помощью реформ, а также подавление возможных волнений методом репрессий. Возглавлял данную политику премьер-министр П. А. Столыпин.

Его действия были неоднозначны. Чего только стоит аграрная реформа. С момента вступления в должность Столыпин сразу начал поднимать земельный вопрос. Его реформа сводилась к упрощению метода выхода крестьян из общины с возможность претендовать на положенные земли, активизация деятельности банка, который выступал посредником между помещиком, желавшим продать землю, и крестьянином, желавшим её купить. Также была попытка переселения населения из центральной части страны на окраины, предоставив им на новом месте землю. Первая часть реформы привела к созданию «кулаков», порой на этой почве возникали конфликты, но в целом положение крестьян улучшилось. А что касается переселения, то оно не было таким эффективным, как хотелось бы. Большинство не хотело переезжать, другие же хоть и переселялись, но порой возвращались. В целом реформа оказалось удачной, но народ воспринял её по-другому. В ту пору стране требовались кардинальные перемены, и на окончательное решение вопроса это не тянуло. Позже Столыпин примет ещё ряд важных изменений в стране. Но популярности среди народа министр не взыскал, так произошло из-за грубости его методов (принятие законов в обход думы) и из-за пренебрежения рабочим вопросом. Недовольство общества вылилось в успешное покушение на Столыпина в 5 сентября 1911 года. В последующие годы правительство не будет предпринимать каких-то крупномасштабных реформ, однако оно все ещё надеялось на восстановление самодержавия.

В 1914 году началась первая мировая война, в которой приняла участия Российская империя. Данное событие вызвало сильный патриотический подъем у населения страны. Почти все политические силы поддержали самодержавие в этот момент.

Уже весной 1915 года в связи с неудачами на фронте в правительстве произошёл ряд перестановок. В основном эти перестановки нужны были только для снятия с себя вины. Общественность не удовлетворили «поиски виноватых», и большинство депутатов решило сформировать прогрессивный блок, цели которого сводились к требованиям проведения политики, направленной на «сохранение внутреннего мира», частичной амнистии осуждённых по политическим и религиозным делам, отмены некоторых ограничений в правах крестьян и национальных меньшинств.

С 1915 года стала нарастать социальная напряженность в стране. Это вызвано нехваткой продовольствия, его дефицитом и подорожанием товаров. В этом же году начали возобновляться стачки рабочих, не без помощи агитации большевиков и других радикально-социалистических партий.

К 1917 году Россия имела громадные убытки человеческих и экономических ресурсов. Продолжались бессмысленные сражения, в результате которых ни одна из сторон не могла прорвать фронт. Несмотря на то, что в 1915 году противник захватил обширные территории, от жизненных центров страны неприятель был далек. Социально-политический кризис угрожал Российской империи сильнее, чем военные поражения.


2.2 Противоборствующие стороны революции


Положение в стране было ужасающим. Интеллигенция была недовольна действий правительства, рабочих и крестьян не удовлетворяло их положение. Единственные кто оставался верен царю были монархисты и националисты. К 1917 году нехватка и подорожание продовольствия начали сказываться на незащищенных слоях населения, а в частности на рабочих. В начале этого года по Санкт-Петербургу прокатился ряд бунтов, забастовок рабочих. Также был создан Совет рабочих депутатов, куда входили представители Эсеров и Меньшиков. Большевики же в свою очередь тоже активизировались и начали подготавливать массы к революции, но Совет рабочих депутатов возымел большую популярность среди народа. Связанно это прежде всего с тем, что программа Большевиков была слишком радикальной и простой люд не был готов к таким крупномасштабным изменениям. В этот же момент со стороны правительства предпринимается попытка подавить волнения, затем отменить конституцию и вернуть самодержавие. Данное действие планировал совершить Протопопов А.М. (министр внутренних дел) и его окружение. Позже Николай II 25 февраля подписал указ о прекращении заседаний думы до апреля того же года. «Вот тут случилось чудо. А чудо заключалось в том, что бунтовавшие до этого солдаты пошли со всех сторон к Думе и заявили, что они будут вместе с народным представительством защищать национальные, патриотические интересы народа» - из интервью Александра Керенского 1964 года. Этот поступок солдат был вызван политической обстановкой в стране, также не обошлось без участия большевиков, которые призывали к прекращению военных действий. Попытки восстановления самодержавия потерпели неудачу, тем самым поставив крест на целях правления Николая II, которые отражены в этих словах: «…буду охранять начала самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный родитель».

Отречение императора Николая II от российского престола произошло 2 (15) марта 1917 года. В этот же момент было создано временное правительство. Изначально планировалось создать кабинет министров, в который бы вошли депутаты из думы, а именно большинство представителей прогрессивного блока. Также к тому моменту была составлена программа. Но уже ко дню отречения Николая II от престола она стала бессмысленной. Все изначальные планы были разрушены. Николай II передал престол своему брату Михаилу, но и тот поспешно решил отречься.

Временное правительство понимало, что оно не имеет никакой власти и не могло появиться в таком составе перед народом. Для изменения данного положения в состав были включены Керенский А.Ф. и Чхеидзе Н.С., для создания видимости приближённости к народу.

Вся реальная власть на то время находилась у Союза рабочих, им подчинялась армия, офицерство теряло свою значимость. Временное правительство начинает вести активные переговоры с ними для образования совместного правительства.

Активный рост происходит в партиях меньшевиков (200тыс.) и эсеров (750тыс.). Но они отказались от своих кардинальных идей (земельный вопрос, режим) с целью сохранения цельности страны и продолжения войны. Этот принцип получил название «Революционное оборончество». Тогда же партия большевиков была малочисленной, однако за все время, провиденное в подполье, она накопила ресурсы и набрала в свои ряды людей готовых к действиям.

После установления и наведения порядка правительство начало реформировать страну. Первым их действием была амнистия всех осуждённых правительством по политическим причинам (туда входили все от левых до большевиков). Тем самым они дали понять людям, что готовы к прозрачной политике. Но тогда же вышло на свободу и множество настоящих преступников. Реформы, касающиеся прав рабочих и земельного вопроса, были отложены. События на фронте были неутешительны. Отношение правительства к войне было двояким. С одной стороны, они не хотели её продолжать, так как видели её последствия на гражданах страны. С другой стороны, все понимали, что в случае выхода из войны Россия будет разграблена, а её земли будут разделены.

Тогда же из-за границы возвращаются амнистированные большевики, которые вызывают своим появлением небывалый резонанс в обществе. Дело все в том, что изнеможённое войною общество (крестьяне, наемные рабочие, беженцы с захваченных земель) желало мирного существования без гнета со стороны правительства и в лучшем положение, чем они сейчас находятся. Правительство было не способно дать это все людям прямо сейчас, а большевики выступали под лозунгами: долой войну; фабрики рабочим; земля крестьянам. Это и побудило народные массы выступать на их стороне.

Дальнейшие события в стране будут названы «Июльским переломом». Третьего июля в Санкт-Петербурге начались вооруженные демонстрации рабочих и солдат. Главным их требованием являлась передача власти Советам.

Конечно, со стороны правительства последовала ответная реакция, а ответственность за это событие возложили на большевиков, объяснив события «результатом заговора большевиков с целью вооруженного захвата власти».

После чего начались массовые аресты, также был отдан приказ об аресте Ленина.

В правительстве произошел ряд перестановок, которые возглавил А.Ф. Керенский. Это позволило сконцентрировать власть в руках правительства, однако изменения не пронесли особой пользы. Напряжение в стране только нарастало, а большевики в то же время на VI съезде провозгласили курс на вооруженный захват власти.

Пропаганда большевиков привела к перевыборам в Советах. Теперь представители других партий – кадеты, меньшевики, эсеры – оказались там нежелательны. Их места занимали большевики или левые эсеры. Деятельность большевиков всё ширилась и укреплялась, они открыто готовились к вооружённому восстанию.

Для качественной подготовки к этому глобальному событию был создан Военно-революционный комитет (ВРК). События разворачивались одно за другим: в 1917 году 25 октября большевики и отряды Красной армии заняли Зимний дворец. Пребывавшие тем члены Временного правительства были арестованы. Вместе с этим был завершён период демократических преобразований в государстве. А.Ф. Керенский, ранее бежавший из Зимнего дворца, попытался подавить революционный переворот, выдвинув из Гатчины войска, эта попытка закончилась провалом.

По словам М.А. Фельдмана, «главной силой Октябрьского переворота стали солдатские массы, что не позволяет квалифицировать революционные события осени 1917 года как “пролетарскую революцию”. Октябрьский переворот в столице был только верхушечным явлением социальной революции в России. Сложное переплетение осенью 1917 г. четырёх основных пластов общественного движения рабочих, солдат и крестьян – традиционалистского, демократического, радикально-антивоенного и социалистического – было использовано леворадикальными силами для захвата власти» - Фельдман [12].

Что же касается большевиков, то они рассматривали свершившуюся революцию как «первый победоносный акт мировой социалистической революции; да и в мировой революции, в помощи пролетариата передовых стран лидеры большевиков видели средство разрешения трудных задач строительства социализма в отсталой стране» Мунчаев[6].

Октябрьская революция оказалась новой вехой в развитии России. О том, что принесла революция 1917 года стране, и можно ли было её избежать, спорят до сих пор. Но очевидно одно: сложившаяся ситуация требовала прихода к власти мощной силы, способной нормализовать обстановку и устранить хаос.


2.3 Роль Ленина, Сталина, Троцкого в становлении нового государства


Ленин являлся ключевой личностью в период революционной России. На раннем этапе он стал связующим звеном марксистских кружков, объединив их. Занимался написанием марксисткой литературы и её пропаганды, как и самого марксизма. А также адаптировал теорию для российских реалий.

Именно Ленин задал курс РСДРП на этапе его переформирования (II съезд), занимался «нахождением» средств для деятельности партии. Позже по его указке происходили действия со стороны большевиков (за исключением неконтролируемых радикалов) в 1917 году, которые отрицательным образом сказались на временном правительстве. Хотя на тот момент часть большевиков устраивало создание демократического режима правительством, включая Сталина.

Сама его личность являлась символом для революционно настроенного народа. Чего только стоит выступление Ленина с броневика. Сам момент спустя большое количество времени является темой для спора «Произносил ли вождь речь или ограничился несколькими лозунгами?».

Также он заложил основы коммунистического государства, перестроил экономику страны на новые нужды (НЭП). Продолжал развивать теоретическую составляющую марксизма в условиях нашей страны. Благодаря чему его взгляды имеют небольшое количество сторонников и по сей день.

Что же касается И. В. Сталина, то тут все обстоит иначе. Ведь в момент становления партии он занимался мелкой деятельностью на окраинах России. Благо его личностное заслуги, деятельность, поступки получили некую огласку в большевистском обществе, тем самым обеспечив себе хоть какую-то известность в высших кругах партии.

В Грузии Сталин стал одним из руководителей большевистского движения. Командовал «солдатами», добывал оружие для них же. Для осуществления революционного плана партии требовались деньги, а самым быстрым методом добычи средств является грабеж. Чем Сталин и занимался со своими подчиненными, позже пересылая часть награбленного в Финляндию.

Он не боялся совершать рискованные или аморальные поступки, возражал старшим, отстаивая свою точку зрения. Был прекрасным исполнителем в годы революций и стратегом в дальнейшее политической борьбе. Его идеи были просты, а сам Сталин был скорее практиком, нежели теоретиком в общем плане. Что и позволило ему проявить себе как лидера, а позже и приобрести власть в правительстве.

Троцкий же в свою очередь являлся блестящим оратором, грамотно сформировавшим свои идеи. Его вклад в теоретическую составляющую был настолько большой, что по отношение приверженцев его идей и его самого начали употреблять термин «троцкист».

В 1917 году произошел решающий момент, когда он перешел от попыток взаимодействия с меньшевиками к активной работе с большевиками. Им же и была создана красная армия, коей Троцкий руководил во время гражданской войны. После стал Комиссариатом иностранных дел.

Как я уже упоминал, Троцкий являлся хорошим оратором, который был способен не только говорить, но ещё и делать. Но проблема заключалась в его характере, из-за которого он и попадал в передряги. Находясь между большевиками и меньшевиками, зачастую оставался «внефракционным», данное поведение буквально описывает всю сущность Троцкого. А главный его недостаток – отсутствие решимости. Что позже и сказалось на его судьбе.


2.4 Историческое влияние «Вождей» на общество


Такие личности, как Сталин, Ленин, Троцкий оставили глубокий след в истории нашей страны. Тем самым создав большое пространство для рассуждений о событиях, которые они повлекли и об идеологии, которой они придерживались. Рассуждениями на данную тематику занимаются и на сегодняшний момент.

Это выражается в публичных выступлениях, высказываниях теоретиков и дебатах современных политически активных граждан. Данная деятельность напоминает действия столичной интеллигенции в революционный период, только в более скромных масштабах.

Тема отношения населения к «вождям» революции в нашей стране очень интересна. Ведь с течением лет информация о них меняется, также меняется и способ, каким её преподносят. Так в разные периоды СССР Троцкий являлся то одной из ведущих личностей, то врагом режима. Нечто подобное происходило и с культом личности Сталина при Хрущеве, когда правительство занималось развенчанием культа личности.

Но такой метод свободного истолкования истории в нужном ключе для достижения своих целей в прежних масштабах теперь не используется. Данное изменение произошло со сменой режима, тем самым дав возможность историкам и философам переосмыслить прошлое.

Если вернуться к советскому союзу, то можно заметить, что личности Ленина и Сталина являлись символом перемен и изменений. Да и в целом отношение к ним выстраивалось необычное, при котором их почитали, уважали или признавали авторитет. При таком подходе в народных массах возрастал патриотизм, и усиливалась «отдача» общества на благо страны.


2.5 Анализ отношения современного общества к «вождям» революции и результатам их деятельности.


Данный опрос проходил без какого-либо ограничения среди населения. С его помощью были выявлено мнение. 62% опрошенных смогли дать правильный ответ, 34% ответ дан частично, 9% ответ не верен. На вопрос о значимости личности в ходе революции ответы распределились следующим образом: Ленин 43%, Сталин 41%, Троцкий 14%, никто из выше перечисленных 2%. Что же касается вопроса о значимости революции, то ответы распределились следующим образом: 64% считали, что она положительно сказалась на стране, 36 % отрицательно. На вопрос об актуальности в наше время ответы были таковы: Сталин 60%, Ленин 27%, никто из них 8%, Троцкий 5%.



Диаграмма 1 - Вопрос «Что вы знаете о революции в России 1917 года?»

Как видно из диаграммы 1, 91% участников опроса имеет в той или ной степени представление о событиях 1917 года. Это означает, что большинство опрошенных слышали ранее об Октябрьской революции и личностях, которые сыграли значимую роль в ней.

Диаграмма 2 - Вопрос «Как вы считаете, кто из "большевиков" в большей степени повлиял на ход революции в России?»

Вторая диаграмма показывает, что, по мнению граждан, значимую роль сыграли Ленин (53%) и Сталин (31%). В меньшинстве оказался Троцкий (16%). Исходя из этих данных, можно сделать выводы что, несмотря на вклад этих личностей в революцию часть людей отдает свое предпочтение более известным персонам.

Диаграмма 3 - Вопрос «Как вы считаете, революция сказалась на России?»

На третьей диаграмме представлено отношение населения к последствиям революции. Большинство(68%) считает, что она сказалась положительным образом. В частности люди выделяли промышленный рост в стране. Остальные же (32%) посчитали, что она сказалась негативным образом, указывая на потери среди интеллигенции в стране, что позже сказалось на развитии страны в целом.

Диаграмма 4 – Вопрос «Кто, по вашему мнению, актуальнее в современной России?

На данной диаграмме видно отношение современного общества к «вождям» революции и их политике. Исходя из результатов, можно сделать вывод, что большинству(60%) не хватает такого же “жесткого” правителя, который мог любыми методами добиться желаемого. 27% выбрали Ленина, возможно это связано с тем, что современное общество нуждается в переменах. 5% выбрали Троцкого, такой низкий показатель связан с несколькими факторами. Во-первых, Троцкий официально не управлял страной, и эта неизвестность могла отпугнуть общества. Также стоит отметить его планы на счет нашей страны, которая должна была стать “очагом революции”. Эта идея подразумевала использование ресурсов страны для поддержания Мировой революции. Остальные же (8%) считают, что они являются пережитками прошлого и не вписываются в современные концепции.

Вывод по главе 2:

Как мы видим действия Ленина, Сталина и Троцкого оказали сильное воздействие на страну, все они внесли вклад в её изменение. Однако отношение современных людей к этим личностям довольно различно, несмотря на их общий вклад в дело. Это, прежде всего, связано с событиями, которые произошли после революции, а в частности после смерти Ленина. Однако это уже другая тема.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, несомненно, что значение деятелей определяют много факторов и причин. Появление новых личностей, сумевших потрясти мир, каждый раз требует от философов пересмотра своих позиций. Такими личностями стали Ленин, Сталин и Троцкий.

Данные персоны были неоднозначны и многогранны, благодаря чему и оставили неизгладимый след в истории. Они поспособствовали ускорению решению в стране разнообразных назревших проблем, но отличало их от большинства метод достижения поставленной задачи, который до этого не был применен в мире в тех же масштабах. Ленин, Троцкий, Сталин талантливо воспользовались возможностями, которые представились и сумели совершить то, что ранее казалось невозможным.

Подытоживая работу, можно прийти к выводу, что Ленин, Троцкий и Сталин являлись ключевыми персонами в ходе революционных действий России. Начиная с момента активизации народных масс в устройстве страны и заканчивая Октябрьской революцией. В разные этапы времени их значимость в происходящих событиях менялась, но в любом случае их деятельность сказывалась на состоянии страны в той или иной теме. Так можно судить по огромному культурному пласту, который сформировался под влиянием этих личностей на территории постсоветского пространства. А их наследие вызывает споры и по сей день среди политически активных граждан. Благодаря чему память об их поступках сохранится в умах русских людей ещё на множество лет.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ



1. Высочайший манифест от 9 июля 1906 года о роспуске первой Государственной Думы и о времени созыва Думы в новом составе (СПб, 1906) – Русс.Портал. Историческая библиотека русской цивилизации https://russportal.ru/index.php?id=russia.manifest1906_07_09_01 (Дата обращения: 25.11.2019г)

2. Документы первого десятилетия XX века. [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/1905prog19.php (Дата обращения: 17.01.2020г)

3. Документы первого десятилетия XX века. [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/1905prog08.php (Дата обращения: 20.01.2020г)

4. Документы первого десятилетия XX века. [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/1905prog04.php (Дата обращения: 10.01.2020г)

5. Манифест 17 октября 1905 г. [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/19051017manif.php (Дата обращения: 09.01.2020г)

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России /Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: Норма, 2008. – 784 с.

7. Петиция рабочих царю. [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/19050109petic.php (Дата обращения: 15.01.2020г)

8. Программа Союза русского народа. [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/organ/ukaz_s/soyuz_rn.php (Дата обращения: 03.02.2020г)

9. Программа партии «Союз 17 октября». [Электронный ресурс]: http://storyo.ru/munchaev/139.htm (Дата обращения: 17.12.2019г)

10. Программа эсеров. [Электронный ресурс]: http://www.hrono.ru/dokum/190_dok/1905prog05.php (Дата обращения: 07.02.2020г)

11. Россия. Государственная дума. Созыв (3).Обзор деятельности Государственной думы третьего созыва. 1907-1912 гг. / сост. К... -- страница 24 [Электронный ресурс]: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004010378#?page=24 (Дата обращения: 08.01.2020г)

12. Фельдман М.А. Была ли Октябрьская революция 1917 года пролетарской?

13. Члены Государственной думы : (портреты и биографии) : Второй созыв, 1907-1912 гг…. – страница 26 [Электронный ресурс]: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003732207#?page=26 (Дата обращения: 07.12.2020г)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!