Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Индивидуальный образовательный маршрут
(далее ИОМ)
по музыкальному воспитанию и образованию
Банных Ольга
Учитель музыки:
Баранова
Маргарита Вячеславовна
ИОМ учащегося образовательного учреждения представляет собой индивидуальные характеристики личности ребенка, характеристику осваиваемых учеником единиц воспитания и образования в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и продукт творческо-преобразовательной деятельности школьника. ИОМ предоставляет одаренным детям возможность развиваться с учётом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, полноценного развития способностей, обеспечивает тесную связь с семьей.
Основные содержательные линии ИОМ:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащегося к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний в области вокального искусства;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках ИОМ и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки одарённого ребёнка. В ИОМ наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, дикции; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью), навыки следования дирижёрским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания.
Реализация маршрута предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному процессу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам, вокальным концертам и конкурсам.
Для контроля и анализа концертных выступлений ребёнка мною и родителями ведутся видеозаписи. С помощью видеоматериала с родителями проводится анализ выступления их ребёнка на концертах и конкурсах вне учреждения, а с ребёнком такой анализ проводится на занятиях. Также родители оказывают большую помощь в приобретении концертных костюмов для своего ребёнка и материальную помощь для участия в конкурсах.
Цель: разработка, апробация и систематизация способов включения одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
Задачи:
1. Создать благоприятное образовательное пространство в ОУ и семье для творческой музыкальной деятельности ребенка и учетом ФГОС.
2.Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
3. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров школьников, заявленных ФГОС.
4. Пополнять «Портфолио» ребенка достижениями в области музыкального творчества и участия в конкурсных мероприятиях.
Долгосрочная цель сопровождения: формирование успешности, креативности в разных видах деятельности.
Задачи:
- развитие артистических способностей ребёнка;
- совместно с родителями разработать план сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей и поддержки сильных сторон личности ребёнка;
- повысить самооценку, развивать уверенность в себе.
№ | Качество личности | Характеристика качеств личности | Методы и формы работы |
1. | Уровень любознательности, познавательная потребность | Именно в этом возрасте учащаяся переживает свою уникальность, она осознает себя личностью, стремится к совершенству и совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в его окружении, чтобы выделиться, добиться успеха. Девочка испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, музицирования, слушания музыки, ей свойственно стремление к познанию. | Создание условий для пения и музицирования в вокальной группе «Домисолька», разучивание с педагогом песен в ансамбле и индивидуально. |
4 | Уровень проявления оригинальности мышления | Способность выдвигать новые неожиданные интересные творческие идеи. В интеллектуальном плане ей нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Учащаяся хорошо мыслит, свободно выражает свои эмоции. | Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов под фонограмму, с ритмическими движениями, с предметами ( кукла, зонтик и т.п.). |
5. | Уровень концентрации внимания | Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой. Знает много песен, может интонировать. | Сложные и сравнительно долговременные возможности ученика по выполнению заданий, связанных с пением, работой на сцене, с фонограммой. |
6. | Способность к личностной оценке исполнения произведения | Производное критическое мышление | Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности |
7. | Уровень памяти | У учащейся присутствует синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения. «Золотой возраст памяти». Знает много песен, может правильно их интонировать | Задания по составлению концертных программ: для одноклассников, друзей, для родителей и т.д. |
8. | Широта интересов | Одарённый ребенок может многое. Главная физическая особенность ее возраста – активность. Учащаяся любит музыкальные викторины, кроссворды, активно включается в игровые ситуации, танцует, поет, сочиняет, творит, придумывает. Любимым занятиемдевочки является выступление перед публикой. | Развивать и поддерживать широту интересов: пластическое интонирова-ние, движение под музыку, переинтонирование музыки в художественный образ и т.д. |
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
2014-2015 учебный год
№ | Этапы работы | Форма представления результатов | Сроки реализации |
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | 2014 -2015 |
2 | Работа над развитием голоса: - развитием диапазона голоса; - развитие дыхания; - работа над чувством ритма. | Расширение диапазона голоса. Увеличение продолжительности дыхания. Знать особенности и возможности певческого голоса. | В течение года. |
3 | Разучивание песен «Двое под зонтиком» (пение в дуэте); «Куколка моя» (сольно); «Шарики-лошарики» (с группой «Домисолька» | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением. Работа с фонограммами (минус). Работа с микрофоном. | В течение года. |
4. | Участие в концертах: 1.«День учителя»-2014 2. «Как хорошо по маминым крылом» 3. «Новогоднее происшествие» -2014 4. Неделе творчества-2014 5. Отчетном концерте вокального кружка «Домисолька» | Воспитание чувства уверенности в своих силах во время выступления на сцене. Развитие умения работать в коллективном творчестве. | В течение года. Октябрь Ноябрь Декабрь Май |
5. | Участие в районном вокальном конкурсе «Радуга талантов» Г. Бикин Участие в районном фестивале художественной самодеятельности. | Желание добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Стала победителем в сольном исполнении песни «Куколка моя» 1 место в районном конкурсе. | Январь Апрель |
Награждена грамотой «За активное участие в проведении мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы» |
2015-2016 учебный год
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | 2015 -2016 |
2. | Работа над развитием голоса: - работа над певческой дикцией и артикуляцией; Работа над коммуникативной компетенцией с помощью неречевых средств: мимики и пластики движений. | Развитие дикции и артикуляции, необходимых при пении. Развитие коммуникативной компетенции. | В течение года |
3. | Разучивание песен: «Художник» (сольно);. «Спи, моя малышка» (сольно); «Муравьиная квартира» (с группой «Домисолька») «Я- елка современная» » (с группой девочек) «Привидения» (солистка с группой «Домисолька») | Овладение навыками исполнения песни с пластическим движением. Овладение навыками исполнения легато,нон легато. Проявление творческой активности, инициативы. | В течение года |
4. | Участие в концертах: 1.«Осенний бал» 2. «Супермама-2015» 3. «Новогодний сюрприз» -2015 4. Концерт на открытом родительском собрании. | Развитие артистических способностей. Раскрыть свои возможности во время выступления на сцене. Развитие умения работать в коллективном творчестве. | В течение года. Октябрь Ноябрь Декабрь Май |
5. | Участие в районном вокальном конкурсе «Радуга талантов» Г. Бикин Участие в районном фестивале художественной самодеятельности. | Повышение самооценки ребенка и желание добиваться ещё лучших результатов.Стала победителем в сольном исполнении песни «Привидения» в младшей категории. 1 место в районном конкурсе. | Январь Апрель |
6. | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности. | Май |
Награждена грамотой главы сельского поселения «За активное участие в жизни села» |
2016 -2017 учебный год
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | 2016-2017 |
2. | Работа над овладением вокальными навыками: Опора звука. Атака звука. Звуковедение. Резонаторы. Постановка дыхания. Диафрагма. | Формировать умение петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринуждённо, на опоре, применяя вибрато. Петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. Формировать силу звука (интенсивность); управлять голосовыми связками. | В течение года |
3. | Разучивание песен: 1.«Свободная птица»(сольно). 2.«Самая лучшая мама земли» (сольно); 3.«Учитель наш нам говорил..» (с группой девочек «Голос») 4.«Кто, если не мы?» (с группой 6 класса) 5. «А ты, мама жди» (в дуэте) | Совершенствовать и закреплять умение петь в дуэте и ансамбле с детьми. Овладение выразительными движениями под музыку. | В течение года |
4. | Участие в концертах: 1.«День учителя» 2. «Мамино сердце» 3. «Новогодний мюзикл» -2016 4. Неделя творчества 5. Праздник пасхи в Д/саду 6. Митинг у обелиска к Дню Победы. 7. Праздник детства 8. День села «Лончаково com TV» | Развитие артистических способностей и чувства раскрепощенности во время выступления на сцене. Развитие умения работать в коллективном творчестве. | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь, Апрель Май Июнь |
5. | Участие в районном вокальном конкурсе «Радуга талантов» г. Бикин Участие в районном фестивале художественной самодеятельности. | Формирование желания победы и достижения ее, как сильнейшего стимула для упорной работы в дальнейшем. Умение показать свои индивидуальные исполнительские способности и качества - артистизм, вокальное мастерство, волю к победе. Стала призером в сольном исполнении песни «Свободная птица» 2 место в районном конкурсе в средней категории | Январь Апрель |
6. | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности. | Май |
2017-2018 учебный год
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | 2017-2018 |
2. | Основы музыкальной грамоты (мелодия, лад, метр, размер, ритм, синкопа, темп, динамические оттенки, длительности нот; паузы); Работа над овладением вокальными навыками: Артикуляция. Дикция. Гласные звуки. Интонирование согласных. Сценическая речь. | Освоить основы музыкальной грамоты. Самостоятельно анализировать репертуар и музыкальное сопровождение (фонограмму «-») | В течение года |
3. | Разучивание песен: 1.«Ты звезды зажигай» (сольно). 2.«Письма с фронта» (сольно); 3.«Озера доброты (с группой девочек «Голос») 4.«Улетай на крыльях ветра» (с группой девочек «Голос») 5. «А ты, мама жди» (сольно) 6. «Рок-н-ролл» (сольно) | Формирование сценической культуры Работа над интерпретацией разученных песен. | В течение года |
4. | Участие в концертах: 1.«День учителя» 2. «Осенний бал» 3. «Палитра маминой любви» МКУК КДИЦ 4. «Новогодний серпантин» -2017 (в школе) «Снеговиковый переворот» МКУК КДИЦ 5. Неделя творчества в школе 6. Митинг у обелиска к Дню Победы. 7. Праздник детства 8. День молодежи 2018г. «Молодое поколение выбирает здоровье» МКУК КДИЦ | Развитие артистических способностей. Уверенность в своих силах во время выступления на сцене. Развитие умения работать в коллективном творчестве. | Октябрь Ноябрь Декабрь Январь, Апрель Май Июнь |
5. | Участие в районном конкурсе «Мисс осень-2017» Участие в районном вокальном конкурсе «Радуга талантов» Г. Бикин Участие в межрайонном фестивале патриотической песни «Виктория» | Формирование желания победы и достижения ее. Призер – 3 место в конкурсе «Мисс осень» Стала призером в сольном исполнении песни «Ты звезды зажигай» 3 место в старшей категории Диплом участника конкурса | Октябрь Январь Март |
6. | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности. | Май |
2018-2019 учебный год
1 | Проведение диагностики уровня развития музыкальности | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности | 2018 -2019 |
2. | Основы музыкальной грамоты Знаки альтерации. Группировка длительностей в вокале. Интервалы. Синкопа. Вибрато. Развивать ладо-тональный слух. Развивать умения: сценически перевоплощаться на сцене; выразительно петь вокализы; управлять диафрагмой; самостоятельно определять в произведении синкопу. | Умение самостоятельно определять на слух лад музыкального произведения. Самостоятельно определять в произведении синкопу. Петь в разных стилях. Исполнять произведения с бэк – вокалом в записи. | В течение года |
3. | Разучивание песен: «Миллион шагов» (сольно) « Пчелки просто супер» (сольно) «Здравствуй, мама» (сольно) «Музыка» (сольно) «Песенка пиратов» (трио) «Праздники - проказники» (с группой девочек 8 класса) «Долетите до солнца!» (с группой девочек «Голос») | Формирование сценической культуры. Умение работать над собственной интерпретацией разученных песен. Умение высказать в песне свои чувства. | В течение года |
4. | Участие в концертах: 1.«День учителя» 2. «Осенний бал» 4. Районная осенняя ярмарка г.Бикин 3. «День матери» МКУК КДИЦ 4. «Пираты на заснеженном острове» -2018 5. Неделя творчества 6. «Чудо-Масленица» 7. Митинг у обелиска к Дню Победы. 8. Праздник детства «Планета Добра» 9. Районная ярмарка «Кладовая солнца» г.Бикин | Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта. Формирование навыков сотрудничества и ответственности. | В течение года |
5. | Участие в Международном конкурсе «Шоу талантов» г. Москва. Участие в межрайонном фестивале патриотической песни «Виктория» Участие в межрайонном фестивале «Танцуй и пой, пока молодой» | Контроль качества выполнения творческой деятельности. Лауреат 3 степени Повышение уровня исполнительской творческой вокальной деятельности учащегося. | Ноябрь Март Апрель |
6. | Контрольная диагностика уровня развития музыкальных способностей | Составление индивидуальной карты уровня развития музыкальности. | Май |
6