СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект на тему "Левша- человек-загадка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект на тему "Левша-человек-загадка" разработан с ученицей 3 класса об особенностях детей, пишущих и работающих  левой рукой.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект на тему "Левша- человек-загадка"»

Верхнесалдинский городской округ

МБУ «Информационно-методический центр»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Городской конкурс презентаций
«Мои первые исследования и открытия»











Тема: «Левша-человек-загадка»











Автор работы:

Дарья Литвиненко,

ученица 3б класса



Руководители проекта:

Литвиненко Алина Александровна,

Никулина Лариса Авенировна,

учитель 3б класса





г.Верхняя Салда

2022год



Содержание


Введение

3

I. Теоретическая часть

5


1.1. Кто такой левша

5


1.2. Причина происхождения близорукости

6


1.3. Интересные факты о левшах

6

II. Исследовательская часть 7


2.1. Анкетирование

7


2.2. Беседа с классным руководителем

7


2.3. Интервью с педагогом–левшой

8


2.4. Интервью с психологом

8


2.5.Интервью с логопедом-дефектологом

8


2.6.Интервью с учителем физкультуры

8


2.7. Беседа с ученицей 9а класса – левшой

9


2.8. Практическая часть

9


2.9..Экскурсии в магазины канцелярских товаров

2.10. Самообследование

10

10


Заключение

12

Список литературы

13

Приложения

14











Введение


Ребенок должен развиваться таким,

каким создала его природа…

Иоган Генрих Песталоцци



Огромна наша планета. Много на ней удивительного и прекрасного. Но больше всего меня удивляет человек, живущий на ней. Миллионы лет он живет на земле, а до сих пор много неизведанного и таинственного. Одна из загадок – леворукость.

Среди всех людей левши составляют примерно15%, то есть левшой является каждый седьмой житель нашей планеты. Эта тема меня заинтересовала и я решила провести исследование и узнать кто такие левши, сколько их среди нас, и каковы их способности.

Я выдвинула гипотезу:

Если изучить особенности левши, можно доказать, что леворукость является нормой, или, даже, уникальностью.

Цель моей работы:

-изучение необычного явления леворукости

-доказательство того, что леворукие дети имеют такие же способности, что и праворукие

Объект исследования: леворукие люди

Предмет исследования : леворукость

Методы исследования:

- изучение литературы по данной теме

- анкетирование

- беседы

- интервью

- обработка информации

- оформление работы в форме проекта

  • творческие работы (памятки, рекомендации).

Для достижения поставленной цели и подтверждения приведенной гипотезы возникла необходимость в решении следующих задач:

1.Изучить литературу и другие источники по данной теме

2.Узнать причины леворукости

3.Выявить интересные факты о леворуких людях

4. Провести опрос одноклассников по данной теме

5. Организовать экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости

6. Создать памятки для родителей , дети которых левши

7. Оформить подборку рекомендаций для учителей

8. Оформить работу в форме проекта.

Я думаю, что тема моего проекта актуальна, ведь только в нашем классе каждый шестой ученик пишет, рисует, кушает левой рукой. Интересно узнать особенности таких детей и, если нужно, помочь.

























Теоретическая часть

1.1.Кто такой левша

Я решила начать свою работу с того, чтобы узнать, кого называют

левшами? Во всех словарях дается одинаковое толкование леворукости. (Большой медицинский словарь, Большая советская энциклопедия, Большой французско-русский и русско-французский словарь).

Левшами принято называть людей, которые для выполнения тех или иных действий предпочитают пользоваться не правой рукой, как большинство людей, а левой.

Леворукие рождались всегда. В древние века леворуких считали колдунами и ведьмами и их сжигали на костре. В Китае семьи , в которых рождались левши, считались счастливыми. Древние германцы презирали левшей, считая их неумехами. В Японии мужчины разводились со своими женами , у которых левая рука была активнее правой. На Руси считали , что леворукие - это слабоумные люди и преступники, им не разрешали свидетельствовать в суде. В школах Советского Союза детей –левшей очень долгое время переучивали. В 1986 году было отменено решение о необходимости переучивания левшей в связи с тем , что оно вредит здоровью детей.

1.2.Причины происхождения леворукости

Человек устроен таким образом, что левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое – левой. При этом, хотя полушария внешне похожи и работают вместе, но думают и живут по-разному. Это называется межполушарной ассиметрией.

Вывод: - правое полушарие управляет левой рукой и ногой;

- левое полушарие управляет правой рукой и ногой.



Существует три причины происхождения леворукости:

-Генетическая : леворукость передается по наследству.

- Компенсаторная : связанная с каким-либо поражением мозга

- Механическая : связана с травмой правой руки ил и подражания родных и близких. ( Приложение № 1)

Вывод: человек рождается уже правшой или левшой.

1.3.Интересные факты о левшах

Каждый пятый человек на планете с одинаковым успехом действуют как правой рукой , так и левой- их называют амбидекстрами.

Существуют ли праволапость и леволапость среди животных? Оказывается, да, существует. Среди кошек- большинство правши, среди мышей -44% правшей, 28%- левшей, остальные амбидекстры. Зато все белые медведи- левши.(Приложение № 2)

Много левшей среди знаменитостей: А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, С.Есенин, Н.Гоголь были левшами. В.Меладзе, М.Аверин, Ёлка, К.Собчак – левши. Изобретатель известного всеми нами кубика- Рубика Эрне .Рубик тоже левша.

Среди людей есть скрытые левши – это люди, которых оба полушария головного мозга работают одинаково, но они отдают предпочтение правой руке. В.В.Путин- скрытый левша

Оказывается у левшей есть свой праздник, с 1992 года он празднуется каждый год 13 августа (Приложение №3)

Вывод:

- левши – это люди , которые выполняют все действия левой рукой

- причины леворукости : генетическая, компенсаторная и механическая

- есть скрытые левши и амбидекстры

- среди знаменитостей очень много левшей

- среди животных тоже есть левши

- Международный день левшей- 13 августа

2.Исследовательская часть

2.1. Анкетирование

Я побывала в каждом классе нашей школы и посчитала, сколько всего учеников пишут левой рукой. Оказалось, что 45 из 501.

Я сделала вывод, что левши составляют около 9% от общего числа учащихся нашей школы, а правши – 91 %.

Чтобы выяснить, сколько учеников- левшей в нашем классе, какова причина леворукости, какое любимое занятие и считают ли себя особенными, я провела анкету.

В социологическом опросе (Приложение №4) приняли участие 28 учащихся 3б класса.

Итоги анкетирования

На первый вопрос, какой рукой вы пишите, 5 человек ответили, что пишут левой рукой, остальные-правой. На вопрос, есть ли в семье леворукие , 5 человек ответили - да, остальные - нет. У каждого ребенка свои интересы: увлекаются музыкой, танцами, рисованием, хореографией , любят читать- в этом я убедилась, когда прочитала ответы на вопрос , чем вы увлекаетесь. Последним был вопрос, считают ли дети себя особенными, все ответили нет.

Вывод: Мною выявлено, что из 28 учащихся нашего класса 5человек –левши, 23- правши. Основная причина леворукости - генетическая. Дети - левши не считают себя особенными. ( Приложение №5.)



2.2.Беседа с классным руководителем Ларисой Авенировной Никулиной

Я хотела убедиться , действительно ли у нас в классе 5 учеников –левшей и влияет леворукость на успеваемость и почерк детей. С этими вопросами я обратилась к своему классному руководителю Ларисе Авенировне Никулиной.

Лариса Авенировна подтвердила, что в 3б классе 5 детей пишут и рисуют левой рукой, три девочки и два мальчика. Большинство из них успешны в учебе, увлекаются спортом, хореографией, музыкой, рисованием, любят читать. Но детям – левшам сложнее осваивать письмо. Почерк старательных учащихся становится ровным, не отличается от почерка тех ребят , которые пишут правой рукой.( Приложение №6)

Вывод: Дети –левши, практически, увлекаются тем же, что и правши.

Особенности их почерка не влияет на успеваемость.


2.3.Интервью с педагогом-левшой Тамарой Александровной Чёрных

В нашей школе работает учитель начальных классов-левша. Мне было интересно узнать, как училась Тамара Александровна в школе, затем в институте и, вообще, трудно ли ей жить в праворуком мире? Я обратилась к ней с этими вопросами.

Тамара Александровна ответила, что учиться в школе и институте ей было не сложно. Благодаря своей памяти получала отличные знания. Память и сейчас ее не подводит. Единственное, почерк немного отличается от почерка праворуких. А также пояснила, что детей –левшей переучивать нельзя. Это вредит развитию ребенка и его здоровью – дети становятся нервными, начинают заикаться, появляются тики. (Приложение № 6)

Вывод: У леворуких хорошая память. Переучивать леворуких детей нельзя.


2.4.Интервью с педагогом –психологом нашей школы Веховой Анной Сергеевной (Приложение №14 )

Я поинтересовалась у Анны Сергеевны, отличаются ли дети-левши, на её взгляд, от детей-правшей. Она считает, что ей встречались левши - творческие личности, успешно занимающиеся рисованием. А , в целом, от других детей не отличаются.




2.5.Интервью с логопедом-дефектологом Новак Натальей Николаевной.

Я спросила Наталью Николаевну, с какими проблемами сталкиваются в школе ученики-левши. Она ответила, что у каждый ребёнок имеет свои индивидуаль-ные особенности , это не зависит от того, какой рукой он пишет,левой или правой.(Приложение №15)


2.6. Интервью с учителем физкультуры Мариной Станиславовной Балакиной (Приложение № 16)

На уроках физкультуры я не обращала внимание на то, как учитель работает с отдельными детьми. Оказывается, Марина Станиславовна

осуществляет индивидуальный подход в обучении каждого своего ученика на уроке. Необходимо каждому показывать образец упражнения (ученик видит зеркальное отражение того, что он должен делать).

Ещё я узнала, что в некоторые виды спорта особенно привлекают леворуких спортсменов (для ситуации внезапности), например, в бокс, волейбол.

У леворуких, считает учитель, лучше развито чувство ритма.


2.7. Беседа с Анной Кожокарь , ученицей 9а класса, левшой

Из беседы с Анной Кожакарь я узнала, что у девушки проблем с письмом, практически, не было. Но она всегда очень переживала за свои мелкие неудачи, даже могла заплакать. Очень любит уроки физкультуры, где выплескивает всю свою энергию и эмоции. Она добавила, что с детства любит мечтать, может часами сидеть в тишине и думать о встречах, о путешествиях, о будущем… ( Приложение №7)

Вывод: Левши чувствительны и эмоциональны , мечтательны и ранимы.


2.8. Практическая часть

Для определения леворукости и праворукости были проведены тесты:

- Тест для определения ведущей руки. «Поза Наполеона»- скрещивание рук

Вывод: У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть – под правым предплечьем. У левшей- сверху кисть левой руки, под левым предплечьем – правая.

- Тест для определения ведущего уха «Прикладывание телефонной трубки к уху»

Вывод: Прикладывают к ведущему уху.

- Тест на определение ведущего глаза « Рассмотрение в подзорную трубу»

Вывод: Осуществляется обычно ведущим глазом.

- Тест на определение ведущей ноги «Закидывание ноги на ногу».

Вывод: Ведущая нога сверху.(Приложение №8)

Вывод по всем тестам : Результаты тестов- экспериментов еще раз показали, что у нас в классе 5 учеников-левшей, остальные – правши.


2.9. Экскурсия в магазины канцелярских товаров

В нашем городе много специализированных магазинов канцелярских товаров. Я решила узнать, продают ли товары для левшей в наших магазинах. В магазине «Сказка» продавец мне показала предметы для левшей: ручки, карандаши, линейки, а на полках магазина « Акварелька» я обнаружила ножницы для левшей, прописи для левшей, ластики для левшей.

Я сделала вывод, что в магазинах нашего города продают необходимые канцелярские товары для левшей (Приложение №9)


2.10. Самообследование

Я тоже левша. Причина леворукости – генетическая. Правда, родители мои праворуки, а вот дедушка -левша. Я пишу, рисую, кушаю левой рукой. Я прошла все тесты, которые подтвердили мою леворукость. Я-отличница. Люблю читать, рисовать, слушать музыку, увлекаюсь хореографией. Леворукость мне не мешает. Трудностей не испытываю, поэтому канцелярскими товарами для левшей не пользуюсь (Приложение №10)

Вывод: дети-левши, практически, ни чем не отличаются от детей –правшей.

Я сделала подборку рекомендаций для учителей (Приложение №12) и памятки родителям (Приложение №13) в помощь по воспитанию и обучению ребенка –левши и оформила в виде брошюр.







































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе данного исследования я пришла к выводу, что моя цель достигнута, гипотеза подтвердилась:

-леворукость –это один из вариантов нормального развития организма.

-леворукость объясняется развитием правого полушария головного мозга.

- леворукость не влияет на успешность обучения ребенка в школе, среди леворуких есть и хорошисты и отличники.

- леворукие дети имеют такие же увлечения и интересы, что и праворукие.

-леворукость не является препятствием для достижения успеха в жизни.

леворукость –не привычка, не болезнь, а достоинство человека, его уникальность, неповторимость.

Левша-настоящая загадка природы.

К сожалению, на некоторые вопросы о леворукости пока нет четкого и однозначного ответа. Наука движется вперед, и, я думаю, что еще много интересного мы узнаем о леворуких.

Мир был бы не интересен, если бы все были бы одинаковыми . Поэтому каждый человек имеет право на существование - и рыжеволосый, и черноглазый, и леворукий. Такими нас создала природа.









Список литературы


1.Пятница Т.В. « Леворукость как норма развития» - М.; Аверсеф,2007.

2.Безруких М.М. Леворукий ребенок.-2 изд.дораб.-М.:Вентана-Граф,2008.

3.Жаворонкова Л. « Правши и левши»/Издательство: Экоинвест, 2009.

4.Семенович А.В. «Эти невероятные левши». - М.;Генезис.2007.

5.Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков.-М;Наука,1987.

6. Макарьев И. Если ваш ребенок левша.-СПб.:Питер,1995.
























Приложение №1


Причины леворукости

1. Генетическая 2.Компенсаторная









3.Механическая


















Приложение №2

Интересные факты о левшах

Амбидекстры



белые медведи-левши мыши- 40 % правши, кошки-в основном,

правши

28%- левши,

остальные- амбидекстры















Приложение №3

Известные люди-левши












А.С.Пушкин Л.Н.Толстой С.А.Есенин Н.В.Гоголь











Певец В.Меладзе Актёр М.Аверин





.

Ведущая К.Собчак Певица Елка



Изобретатель кубика-Рубика –Э.Рубик

































Приложение №4

Анкета для соцопроса одноклассников

1.Какой рукой вы пишете?

- правой - левой

2. Есть ли в вашей семье леворукие родственники ?

- да - нет

3.Чем увлекаетесь в свободное время?

-спорт - музыка - рисование - танцы

4. Считаете ли вы себя особенными?

- да - нет

























Приложение № 5

Количество леворуких и праворуких в нашем 3б классе

















Приложение №6

Беседа с классным руководителем Ларисой Авенировной Никулиной

















Почерк леворуких детей нашего класса :









Приложение №7

Интервью с педагогом–левшой Тамарой Александровной Чёрных





































Приложение №8

Беседа с ученицей-левшой 9а класса Анной Кожокарь





































Приложение №9

Тесты на определение леворукости и праворукости

Определение ведущей руки« Поза Наполеона»

Определение ведущего уха



Определение ведущего глаза

























Определение ведущей ноги

Приложение №10



Экскурсия в магазины

Магазин « Сказка»









































Магазин « Акварелька»

































Приложение № 11



Самообследование







Пишу левой рукой





Держу ложку левой рукой





Рисую левой рукой







Тест на определение леворукости









































Приложение №12


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

УДЕЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЛЕВШЕ НЕМНОГО ЛИЧНОГО ВРЕМЕНИ


1.Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла.

2. Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.

3.Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

4.Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо , связанное с темой вашего объяснения.

5.Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом.

6. Хвалите левшу за все , что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают.














Приложение №13


Памятка

для родителей, у которых ребенок левша

  1. Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребенок левша.

  2. Не демонстрируйте леворукость своего ребенка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.

  3. Не драматизируйте школьные неудачи своего ребенка, связанные с тем, что он левша.

  4. Преодолевайте неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут школьнику справится с учебными проблемами( лепка, рисование, вязание, плетение макроме).

  5. Писать левой рукой непросто. Помогите ребенку избежать перегрузки и переутомления.

  6. Не раздражайтесь, если ребенок сделал что-то не так. Лучше поддержите его и отметьте успехи.

  7. Демонстрируйте ребенку положительные достижения леворуких людей.

  8. Не пытайтесь что-то делать за ребенка, в этом случае вы только усугубляете его проблемы.

  9. Закрепляйте достигнутые ребенком умения, постоянно их тренируя.










Приложение №14



Интервью с педагогом-психологом Веховой Анной Сергеевной




































Приложение №15



Интервью с логопедом-дефектологом Новак Натальей Николаевной





















Приложение №16



Интервью с учителем физкультуры Балакиной Мариной Станиславовной














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!