СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект на тему "Микроскоп своими руками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект, разработанный с учеником 3 класса, об изготовлении микроскопа в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект на тему "Микроскоп своими руками"»

Верхнесалдинский городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»













Исследовательский проект



Мой чудесный микроскоп





Автор работы:

Дмитрий Потехин,

ученик 3б класса




Руководители проекта:

Потехина Елена Станиславовна

Никулина Лариса Авенировна,

учитель 3б класса







г. Верхняя Салда

2022 год





Содержание


Введение

3

I. Теоретическая часть

5

1.1. История микроскопа

5

1.2. Виды микроскопов

5

1.3. Устройство микроскопа

6

II. Исследовательская часть

8

2.1. Социологический опрос

7

2.2. Интервью с учителем биологии

9

2.3. Изучение строения клетки

10

2.4. Мои опыты с микроскопом

10

2.5. Создание микроскопа своими руками

12

Заключение

13

Список литературы

14

Приложения

15
















Введение

Мне купили микроскоп!

Как всё интересно!

То — пылинку рассмотрю…

То — кусочек теста…

Горы, реки и моря —

В листике сирени.

Проявился целый Мир

Красок и сплетений.

Микроскоп — ты Мир Чудес!

Открываешь в капле.

Посмотрю и поскорей

Расскажу ребятам!

Краева Ирина


Я всегда задаю сложнейшие вопросы папе, маме, бабушке, учителю в школе. На уроках окружающего мира можно узнать ответы на некоторые из них: из чего состоят растения, чем жжется крапива, почему одни листочки гладкие, а другие – пушистые, как стрекочет кузнечик. Я давно мечтал о таком приборе, как микроскоп, чтобы всё изучить самому. Наконец, мне подарили микроскоп! Теперь я вижу, что куда интереснее не просто послушать рассказ о каких-то там клетках, а посмотреть на эти клетки собственными глазами.

Мне захотелось узнать, можно ли создать микроскоп в домашних условиях

Гипотеза: если изучить устройство микроскопа, правила работы с ним, то можно своими руками создать микроскоп в домашних условиях

Цель моего проекта - изучить возможности микроскопа, создать свой простейший микроскоп.

Задачи

  1. Узнать, как появился микроскоп.

  2. Выяснить, какие бывают микроскопы.

  3. Провести устный опрос одноклассников по теме моего исследования.

  4. Провести опыты.

  5. Собрать свой простейший микроскоп.


Актуальность проекта

Изучение и создание своего микроскопа поможет расширить мои знания об окружающем мире, развить любознательность, самостоятельность, интерес к происходящим вокруг явлениям.






















I. Теоретическая часть

1.1. История микроскопа

С лово «микроскоп» произошло от греческих слов «микрос» (малый) и «скопио» - (смотрю), и означает прибор для получения увеличенного изображения мелких объектов и деталей, которые мы не видим невооруженным глазом.

Микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить увеличенные изображения мелких предметов или их деталей, которые невозможно рассмотреть невооружённым глазом.

Когда появился первый микроскоп, точно неизвестно. Простейшие увеличительные приборы находили ещё при раскопках на территории Древнего Вавилона.

В1609 г. итальянский учёный Галилео Галилей разработал составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами. Он называл его «оккиолино» - маленький глаз. 10 лет спустя, в 1619 г. нидерландский изобретатель Корнелиус Якобсон Дреббель сконструировал составной микроскоп с двумя выпуклыми линзами.

Первый микроскоп в Россию завезли из Европы по указанию императора Петра I. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов первым в России стал использовать микроскоп в своих научных исследованиях.

В первых микроскопах применялись выпуклые линзы, которые позволяли получить увеличение в 3 – 10 раз.

За триста лет после создания первых примитивных приборов микроскоп прошёл огромный путь развития от простых линз в трубке до электронных приборов позволяющих различать уже не микро, а нанообъекты


1.2. Виды микроскопов

Я узнал, что микроскопы бывают: оптические и электронные, рентгеновские и сканирующие зондовые. Есть также дифференциальный интерференционно-контрастный микроскоп. Оптические приборы в свою очередь делятся на ближнепольные, конфокальные и двухфотонные лазерные микроскопы. Электронные подразделяются на просвечивающие и растровые устройства.(Приложение № 3)


1 .3. Устройство микроскопа

Я изучил правила работы с микроскопом (Приложение №2) и устройство своего домашнего микроскопа, при помощи которого я проводил опыты.




Окуляры – это оптические системы, предназначенные для передачи изображения препарата на сетчатку глаза наблюдателя.

Объективы — это оптические системы, которые состоят из нескольких линз, соединенных между собой в определенной последовательности, и предназначенны для получения увеличенного изображения.

Предметный столик - необходим для удобного размещения образцов.

Фокусировочный механизм позволяет, изменяя расстояние от объектива до исследуемого образца, добиваться наиболее четкого изображения. Фокусировочный механизм имеет рукоятку фокусировки.

Подсветка – это осветительная система, состоящая из линз, диафрагм и зеркал, которая обеспечивает равномерное освещение объекта.


























II. Исследовательская часть

2.1. Социологический опрос

Мною в классе был проведён опрос, с целью выяснить, интересно ли ребятам изучать микромир, смотрели они когда-нибудь в микроскоп? (Приложение №1) Результаты отражены в диаграммах

а) Я узнал, что микроскоп есть у 3 моих одноклассников.


б) Половина ребят смотрели в микроскоп, а остальные не смотрели и не знают, что это такое.







в) Большинству учеников было бы интересно рассмотреть в микроскоп микробы, продукты, насекомых.

Выводы: я убедился, что мои одноклассники мало знают о возможностях микроскопа. Значит, тема моего исследования актуальна.

2.2. Интервью с учителем биологии

Я встретился с учителем биологии Ольгой Владимировой Ивлевой и задал ей несколько вопросов.

На вопрос, на каких уроках используется микроскоп, Ольга Владимировна рассказала следующее: «Жизнь на нашей планете очень разнообразна. Растения, животные, грибы, бактерии – это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются. Чтобы узнать, как протекают эти процессы, нужно изучить строение каждого органа живых существ. Для этого используют увеличительные приборы. Один из них – это микроскоп.

На вопрос, какие микроскопы используются на уроках биологии в школе, она ответила, что используются для практической работы микроскопы школьные evenhuk Левенгук (КНР). Это качественный, надежный, простой биологический микроскоп, предназначенный для изучения школьниками прозрачных микропрепаратов в проходящем свете. Он может увеличить рассматриваемый объект в 200 раз.

Мне было интересно узнать, а сколько таких приборов в школе. Оказывается, 30 штук, и для практической работы на уроке он будет на парте у каждого ученика.

А ещё есть в нашей школе два электронных микроскопа. Они соединяются с компьютером, и на мониторе или интерактивной доске можно увидеть изучаемый объект.



2.3. Изучение строения клетки

Мне захотелось узнать, как устроена клетка.

Все живые организмы состоят из клеток. Клетки растений, грибов, животных могут быть различными по размерам и по форме, но все они имеют одинаковые части (ядро – хранит наследственную информацию, мембрана – выполняет функцию барьера).

Клетка растения

Клетка животного

Клетка гриба


Рассмотрев растения и животных под микроскопом, я открыл для себя новые знания о том, что всё состоит из клеток.

Под объективом микроскопа мною было исследовано множество микроскопических объектов. Я убедился в полезности микроскопа для проведения опытов и экспериментов. Я смог самостоятельно заглянуть в «невидимый» глазу микромир.

2.4. Мои опыты с микроскопом

В комплект к моему микроскопу прилагаются пластиковые предметные стекла. Я решил подробно рассмотреть под микроскопом клетки лука, крови, а также - муху и планарию (червяк).



2.4.1. Лук под микроскопом

Поместив стеклышко с луком под микроскоп - видны отдельные прямоугольники, которые отделены друг от друга стенками. Это и есть клетка.

Благодаря тому, что стенки клеток у лука плотные и упругие, они не изменяют свою форму.


Но есть и такие растения, у которых клеточные стенки очень тонкие и хрупкие, что легко приводит к ее повреждению. Это, например, можно наблюдать у апельсина. А вот клетки дуба или другого дерева разрушить намного сложнее.

2.4.2. Голова мухи под микроскопом

Если поместить стеклышко с головой мухи в микроскоп, то можно рассмотреть отдельные волоски на теле мухи, мельчайшие подробности строения усиков.


2.4.3. Капля крови птицы под микроскопом

Поместив стеклышко с капелькой крови в микроскоп - при большем увеличении можно рассмотреть отдельные клетки.


2.4.4. Планария (червяк) под микроскопом

Поместив стеклышко с планарией – в микроскоп можно увидеть строение всего организма червяка.


Рассмотрев растения и животных под микроскопом, я открыл для себя новые знания о том, что всё состоит из клеток.

Под объективом микроскопа мною было исследовано множество микроскопических объектов. Я убедился в полезности микроскопа для проведения опытов и экспериментов. Я смог самостоятельно заглянуть в «невидимый» глазу микромир.

Подробнее об этом я узнаю в старших классах.


2.5. Создание микроскопа своими руками

Узнав, что у большинства ребят из класса нет микроскопа, мне стало интересно попробовать сделать микроскоп из подручных материалов.

Вот что мне понадобилось для этого:

Для создания микроскопа мне понадобилась полоска металла с просверленным отверстием (чем меньше отверстие, тем больше будет увеличение).

Полоску необходимо закрепить над поверхностью, на которой будут помещаться препараты для изучения. В отверстие при помощи пипетки я капнул капельку воды (она служит в качестве увеличивающей линзы).

Чтобы рассмотреть образец под увеличением, необходимо очень близко поднести металлическую полоску к препарату (аккуратно, так, чтобы капля не коснулась образца). Также, необходимо рассматривать объект как можно ближе к отверстию.

При помощи такого «микроскопа» я смог добиться следующего увеличения:

Исходный образец

Образец, рассмотренный через «микроскоп»






















Заключение


Работая над проектом, у меня получилось провести исследования при помощи оптического микроскопа, я узнал, что всё состоит из клеток и рассмотрел под микроскопом частички разных материалов.

Моя гипотеза подтвердилась, цель выполнена: при помощи родителей, я смог сделать свой микроскоп из подручных материалов, доказав, что каждый ребёнок может познать микромир и изучать строение организмов.
























Список литературы

  1. История открытий. Энциклопедия. М.:«РОСМЭН», 2006

  2. Открытия и изобретения. Детская энциклопедия. М.: «Махаон», 2008

  3. http://microworld.ucoz.net 

  4. http://www.promtrader.ru 

  5. http://www.4glaza.ru 

     6.  http://ru.wikipedia.org






















Приложение №1



Анкета для соцопроса одноклассников


1.У скольких детей из класса есть дома микроскоп?

2.Сколько детей из класса знакомы с микроскопом?

3. Что детям интересно рассмотреть в микроскоп?


Думаю, что вопросы нужны конкретно для товета детям:


Есть ли у тебя дома микроскоп?























Приложение №2


Правила работы с микроскопом

1.  Закрепить  микроскоп на подставке.

2.  Подключить микроскоп к компьютеру и запустить программу для его

     работы.

3.  Включить светодиодную подсветку объектива.

4.  Выбрать объект для   исследования и навести фокус.
























Приложеие №3


Разновидности микроскопов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!