СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект на тему: « Семья в современном обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект на тему: « Семья в современном обществе»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ужовская средняя школа









Индивидуальный проект на тему:

« Семья в современном обществе»













Выполнила:

 учащаяся 9 класса

Богомолова Валентина

Руководитель:

Рогачева Л.Н.











2021-2022 г.

Содержание

1.Введение . 

2.Актуальность.                                                                                       

2.Цель исследования.                                                                          

3.Задачи исследования  .

4.Объект исследования.                                                                    

5.Гипотеза исследования.

6.Методы исследования.                                                                 

7.Практическая значимость проекта.

8.Функции семьи.

9.Проблемы современной семьи, ее перспективы .

10.Тенденции в развитии современной семьи                   11.Рефлексия.

12.Список литературы.                                                                





































ВВЕДЕНИЕ

 Семья как один из основных социальных институтов общества.

Семья – один из важнейших социальных институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.

Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных ценностей,

передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.



Актуальность темы

обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщению учащихся к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ. Залог процветающего общества – счастливая семья, а семейным ценностям суждено жить при условии бережного отношения к ним и передачи будущим поколениям.

Цель:

проанализировать проблемы современной семьи и изменение семейных ценностей в современном обществе.



Задачи:

1Дать сравнительный анализ традиционной и современной семьи.

2.Раскрыть значение традиционных ценностей для укрепления современной семьи.

3.Рассмотреть роль семьи в жизни и развитии современного общества.

4.Выяснить, каково отношение современной молодёжи к семье через анализ данных социального опроса среди учащихся 9класса.

5.Выпуск буклета «Семья. Семейные ценности».



Объект исследования: современная российская семья.

Гипотеза исследования:

-Представители старшего поколения имеют более нормативные представления о семье, чем молодежь,

-Ценность семьи среди молодежи падает.


Методы исследования

1.Социологический опрос с целью выявления общественного мнения местного социума о роли семьи для личности.

2. Сравнение полученных данных по возрастным и гендерным признакам.

3.Анализ литературы и интернет ресурсов.

4. Сравнительно-исторический.


Практическая значимость проекта : информация проекта может быть использована на уроках истории, обществознания , внеклассных мероприятиях, классных часах.

Этапы работы:

1.Сбор информации .

2.Анкетирование среди учащихся 9 класса.

3.Изучение литературы о функциях семьи,проблемах и пути их разрешения.

4.Создание буклета «Семья. Ценности современной семьи»











Семья – одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей.

Огромное значение в семье придается роли женщины, так как именно от ее действия зависит нравственная и социальная сила, которая является базовой основой семьи. Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье.


У истоков семьи…

Испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства.

В семье рождались и воспитывались до 10-12 детей, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.

Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим.




Функции семьи.

1.Репродуктивная функция

Самая важная функция семьи - воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.



2.Воспитательная функция

Она не может быть заменена никаким другим институтом.

Но к сожалению воспитательная роль семьи снижается. Обусловлено это происходящими в семье переменами.

В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе или стремятся делать бизнес мойкой машин, сбором бутылок и т. д., забывая об учебе в школе.

3.Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один.


4.Восстановительная функция

Важное значение в жизни каждого человека имеет

рекреационная (восстановительная) функция семьи.

Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.






Вывод: в современном мире семейные ценности молодёжи значительно трансформировались:

  • налицо тенденция к снижению числа заключенных браков;

  • возрастает число разводов;

  • растет число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей;

  • очень много детей воспитывается без одного из родителей;

  • число людей, имеющих детей, заметно уменьшается и наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар.

Однако, семья как маленькая ячейка общества всегда будет занимать особое место среди социальных институтов, управляющих воспроизводством населения и его социализацией.

Проблемы современной семьи и пути их решения.

Многие проблемы современной семьи связаны с утратой или забвением традиционных ценностей, на которых всегда держалась российская семь

Проблемы в семье:

Семья является неотъемлемым атрибутом счастья. Если в ней присутствует гармония целостность и взаимоуважение, каждый ее член чувствует себя частью чего-то значительного. Человеку необходимо ощущать свою причастность, иначе кажется что он одинок, никому не нужен, и жизнь проходит зря.

Проблемы современной семьи отличаются от проблем семьи из прошедших времен. К психологическим аспектам прибавились социальные и материальные. Вместе с возможностью собственноручно решать свою судьбу, люди обрели ответственность с которой не справляются, судя по количеству разводов и неблагополучных семей .



Проблема №1. Пагубные привычки

Алкоголь, курение

и употребление наркотиков встречается в российской семье слишком часто. Причем с алкоголизмом сталкивается почти каждая семья. Алкоголизм разрушает любые отношения в запущенных случаях является причиной психологических травм детей, ураганом, стремительно разрушающим семейное гнездо. В отдельных сценариях буйные алкоголики рукоприкладствуют и могут даже убить своих родных.



Проблема №2. РАЗНЫЕ ХАРАКТЕРЫ/ ИНТЕРЕСЫ

Проблема общения в семье стоят на втором месте в списке бед, способных убить счастье.

Обычно такие проблемы возникают у людей с разными характерами или интересами. У них различные взгляды на воспитание детей, правильное поведение в обществе, отношение с родственниками, а также материальный вопрос.

Такая проблема касается большинства пар, вступивших в брак совсем в юном возрасте и ,не узнав друг друга как следует. Люди знакомятся, нравятся друг другу, и заводят семью. Позднее обнаруживается, что у них нет ничего общего.

Грустно, когда пары понимают это, уже имея ребенка или детей. Последним приходится страдать, наблюдать за постоянными ссорами и скандалами, расти в атмосфере не доверия, не понимания и не уважения.

Проблема №3. МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЕДЫ

Материальные беды особенно актуальные в российской семье. Зарплаты мизерные ,высокий уровень безработицы, отсутствие профессионального опыта, в отдельных случаях –отсутствие желания и лень ведут к тому, что денег совсем не хватает. Около 39% семей находится на грани ,на черте бедности.

Из-за денег происходят скандалы. У молодых матерей проявляется материнский инстинкт, им необходимо создать все благо для своего чада. Некоторые мужья работают из последних сил, но их зарплаты не хватает ,а некоторые даже не работают. Супруги начинают «пилить» и тех, и других, ежедневно укоряя. Это прямая дорожка к разводу.


 Проблема №4. БЫТ

Бытовые проблемы в семье играют важную роль, особенно в молодых семьях. Парень, который только что распивал пиво с друзьями и все себе позволял, теперь вынужден работать на нескольких работах, обеспечивая жену и ребенка. Девушка, которая только вчера танцевала на дискотеке, сегодня- серьезная мама, единственными делами которой являются уборка, приготовление еды и воспитание малыша.

Оба очень устают, у них не остается времени на романтику, которая сопровождала отношения на первых порах. Началась взрослая жизнь, а с ней и первые разочарования. Быт поглотил молодых людей, сделав из них раздражительных особ, сжигающих нервы друг друга. Все чаще возникают вопросы: «Тот ли это человек? Возможно ,лучше расстаться?

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственные доиндустриальному обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.


Основные тенденции в развитии современной семьи

В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:

  • сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивида, в организации их досуга;

  • изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

  • сокращения числа патриархальных семей;

  • развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

  • разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;

  • преобладание нуклеарной семьи;

  • разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных свободных семейных союзов и рождение в них детей;

  • рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.




Возрождение государства через возрождение семьи

Возрождение утраченных семейных ценностей способно привести к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях, а для этого необходимо работать. Но человеку нужно ощущать свою необходимость не только в семье, а еще и получить признание своих заслуг в обществе, чтобы достичь этого, государству нужно заботиться о своих гражданах, причем заботиться ощутимо, а не декларативно, потому что голодный человек не будет внимать призывам к его гражданской совести с экрана телевизора, т.к. каждый день он видит совершенно другое. Это очень сложная проблема, и решать ее необходимо целым комплексом мер, не только призывая возрождать семейные ценности.

Анализируя социологические исследования, приведенные ранее, можно констатировать, что в сознании большинства россиян существует выраженная потребность в том, чтобы семья была одной из главных ценностей. В то же время поведение значительного числа российских граждан, особенно молодежи, в значительной мере не соответствует этой потребности. Такое несоответствие во многом связано как с объективными трудностями (жилищными проблемами, низкими доходами, не позволяющими прокормить семью, перекосами и диспропорциями в половозрастной структуре населения России - в большем числе женщин, чем мужчин в различных возрастных группах), так и субъективными негативными факторами (алкоголизмом и наркоманией, инфантилизмом молодежи, неготовностью многих людей нести ответственность за семью, гедонизмом и низким уровнем нравственного развития).

«Семья - главная ценность человека, общества и государства». Семья - это единственный институт, который, существовал на протяжении всей человеческой истории.

Важно соединить традиции прошлого и опыт настоящего с непреходящими духовными идеалами. Только духовные основы способны стать тем незыблемым фундаментом, на котором семья и школы смогут выстоять в XXI веке






Рефлексия.

1.Сформировали у учащихся стремление к возрождение утраченных семейных ценностей ,которые приведут к возрождению общества, т.к. имея семью, человек имеет надежный тыл, у него возникает насущная потребность заботиться о своей семье, своих детях.

2. Расширили и углубили знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях.

3.Раскрыли характерные признаки семьи, определили ее основные функции и тенденции развития в современном обществе

3. Выявили проблемы современной российской семьи.

2.При реализации проекта провели анкетирование, собрали и систематизировали материал для буклета.

3.Создали буклет «Семья. Семейные ценности»













ЛИТЕРАТУРА
1.     Ганнак А.Л. Семья. Версии катастрофы.- Вопросы социального обеспечения, 2008, №19.

2. Горячев А.П. Проблемы семейных отношений.- Ростов – на - Дону: Феникс, 2005.

3. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни.- М.: Пед. общ- во России, 2005.

4.Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ 2000 5.Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. – М.: Юрист, 1995

Интернет – ресурсы:

http://fb.ru/article/37928/semya-v-sovremennom-obschestve

college/sociologiya/semya.html

https://дом-родословия.рф/blog/semya-v-sovremennom-obshhestve








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!