На тему
Является ли инфокогнитивная дидактика инновационным прорывом?
______________________________________________________________
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Лицея № 554
Приморского района
Санкт-Петербурга
Смирнова М.С.
Начиная с античных времён человечество неустанно работает над повышением качества своей жизни, изобретая всё новые и новые способы облегчить её.
Человек, постоянно исследуя окружающий мир, пытаясь понять, осмыслить процессы в нём происходящие, начал нуждаться в сохранении, а главное, передаче этого знания другим. Только к началу XIX века познавательные процессы получили научную базу и проблемы обучения стали рассматриваться вкупе с производственными проблемами человечества.
Дальнейшее развитие таких наук как психология, психиатрия, физиология позволило учёным, заложившим основы исследований познавательной деятельности мозга, зачать формирование системы взглядов по данной проблематике. Эта система не выработана и на сегодняшний день: научный и экономический скачок, произошедший в течение последних ста лет, обеспечивает человечество невероятным потоком информации; научить индивида воспринимать, обрабатывать, усваивать и применять на практике всё новые и новые знания становится труднее.
В процессе развития общества человеческое знание стало рассматриваться как его капитал, капитал, неотрывно связанный с экономическим развитием, так общество пришло к пониманию, что без ориентации на человека, без учёта его потребностей, дальнейшее экономическое развитие невозможно.
До настоящего момента все основные аспекты познавательной деятельности человека исследовались в рамках отдельных наук, тем самым, не имея общего предмета исследования и связи с практическими потребностями.
Осмысление взаимосвязи существующих наук о познавательной деятельности, об их взаимном влиянии – требование современного общества.
В своей монографии Михаил Петрович Карпенко, ректор Современной гуманитарной академии, вице-президент Российской академии естественных наук, «…предпринял попытку создания новой, синтетической научной дисциплины – когномики, охватывающей все аспекты, связанные с проблемой познания…»[1]
В монографии М.П. Карпенко поднимается проблема изучения познавательной деятельности человека в отрыве от практической части, несистемность, разрозненный характер таких исследований, изолированность от связи когнитивной сферы и экономики, в то время, как «Познавательная деятельность человека, в том числе в производственном процессе, становится доминирующей…»[2]
Автор говорит о процессе создания нового человека «когнитивного человека», который станет ведущей производительной силой экономики, в этом заключается актуальность создания новой науки - когномики, которое положит начало системному осмыслению всех составляющих познавательной деятельности человека с учетом единства производственно-образовательного процесса и его местав экономике.
С того момента, как возникла необходимость передавать знания, исследователи в этой области начали задаваться вопросом «как и чему учить?»
Ссылаясь на работу А.Н. Тихонова[3], Карпенко отмечает наглядные изменения, произошедшие в современной дидактике, настроенной на смещение парадигмы обучения: центром педагогического процесса теперь является не учитель, а обучаемый, таким образом появляется педагогика сотрудничества.
Обозревая проблемы увеличения профессиональной информатизации, в связи с которой современный студент уже не в состоянии познать азы своей будущей профессии, в И.П. Карпенко поднимает вопрос о целесообразности современных методов предоставления высшего профессионального образования; также в исследовании предлагаетсясоздание индивидуальной образовательной программы в соответствии с будущими профессиональными запросами каждого студента, потому как важно «формирование уникальной индивидуальной квалификации каждого работника, когнитивной личности, и ее подготовки к полипрофессиональной производственно-творческой деятельности в некоторой области экономики и культуры»[4]
Автор монографии вводит термин инфокогнитивная дидактика. Данная дидактика, по предположению ученого, призвана привнести в учебный процесс некоторые инновационные изменения, среди которых:
o обучение в виртуальной образовательной среде;
o индивидуальные учебный план и график обучения;
o индивидуальная организация и методы;
o адаптивность тренинга компетентностей, знаний умений и навыков;
o непрерывный мониторинг усвоения знаний;
o опора на робота-преподавателя;
o самооценка результатов усвоения программы в процессе тренинга и оценка роботом при текущей и промежуточной аттестации;
o четкая структура информационной образовательной среды с расчетным обоснованием ее ресурсов.
Рассмотрев опорные пункты инфокогнитивной дидактики, мы приходим к мнению, что данные положения достаточно трудно реализовать в современном образовательном процессе, и, помимо этого, говоря об уникальном образовании, мы не можем отменить предыдущий опыт в этой сфере. Предоставив будущему специалисту выбирать те или иные дисциплины, форму отчётности по ним, и другие «плавающие» параметры при получении профессионального образования, мы рискуем наблюдать студента, который не понимает, за что ему нужно взяться, что первостепенно, а что можно изучить позднее или вовсе не изучать, потому что абитуриент, на наш взгляд, не является личностью достаточно зрелой, чтобы в полной мере осознавать принципы и направления движения при получении уникальной профессии.
Исходя из вышесказанного, а также анализируя предложенияМ.П. Карпенко в сфере модернизации профессионального образования, мы считаем, что инновационная система, предложенная автором монографии, несмотря на успешную реализацию в Современной гуманитарной академии[5], не универсальна и далеко не все специальности могут быть в должной мере освоены будущим специалистом в рамках данной системы.
Также для нас остаётся спорным вопрос о целесообразности полной замены принципов классического образования инфокогнитивными, так как полученную однажды специальность, опираясь на новые профессиональные требования к субъекту, на сегодняшний день можно корректировать по принципу «образование через всю жизнь» [6], дополняя и углубляя полученные в вузе знания, ведь в условиях постоянного изменения требований к специалистам достаточно трудно предсказать, запрос какую конкретно уникальную профессию предоставит рынок труда по окончании обучения.Безусловно, изучение целостных, системных механизмов производственно-образовательной деятельности человека является важнейшим направлением в инновационном образовании, ведь представления о механизмах мыслительной и когнитивной деятельности человека являются областью, изобилующей нерешенными вопросами.
Список литературы:
1. Карпенко М.П. Когномика. М.: СГА, 2009, 225 с. http://www.muh.ru/content/doc/090831_kognomika.pdf
2. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 11-й междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. – Вып. 11. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013.– Ч. II. – 380 с.
2.http://lifelong-education.ru/images/pdf/2013_ru_2.pdf
[1] Карпенко М.П. Когномика. М.: СГА, 2009, стр. 6
[2] Карпенко М.П. Когномика. М.: СГА, 2009, стр. 9
[3]А.Н. Тихонов и др. Управление современным образованием. М., Вита-Пресс, 1998, с. 122.
[4]Карпенко М.П. Когномика. М.: СГА, 2009, стр. 133
[5]http://www. muh.ru
[6]Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы
11-ймеждунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им.А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. – Вып. 11. – СПб.: ЛГУ
им. А.С.Пушкина, 2013.– Ч. II. – 380 с.
______________________________________________________________