ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА I. Общие сведения
| Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Развитие творческих способностей обучающихся при изучении физики на уроках и во внеурочной деятельности. |
| Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, я осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология, интерактивное и дистанционное обучение. |
| Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач: Обобщить и систематизировать материалы практики. Выявить оптимальные пути и условия для развития творческих способностей обучающихся. Создать структуру работы с обучающимися по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проектно-исследовательская работа). Создать банк заданий для развития творческого потенциала школьников. Повышать учебную мотивацию и познавательную активность. Развивать у учеников потребность в самоанализе, самопознании, саморазвитии. Создать условия для проектно-исследовательской деятельности. Создать условия для реализации творческого потенциала детей и творческой самореализации выпускника школы. Развитию творческих способностей учащихся способствует применение проблемного метода обучения. Используя метод проблемного изложения учебного материала, я не только организую передачу информации, но и знакомлю учащихся с процессом поиска решения той или иной проблемы. |
| Концепция изменений | Концепция изменений связана с использованием во внеурочной деятельности возможностей ЦО «Точка роста» для создания условий, способствующих формированию повышенного интереса в процессе обучения учащихся физике в условиях личностно - ориентированного обучения обучающихся. Формирование учебной мотивации проявляется в умении ориентироваться в источниках информации, нахождении и извлечении необходимой информации, использовании различных источников для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к математике. |
| Сущность ИПО | Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации учебной работы школьников. Внедрение интерактивных технологий в целях активизации познавательной деятельности учащихся, расширения опыта исследовательской деятельности, обеспечения развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. |
| Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски | По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. |
| Условия реализации изменений | Системность методов, приемов и форм организации учебной деятельности, обучающихся по формированию функциональной грамотности на уроках физики и математики, приводит к повышению качества знания по предмету. |
| Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО | Результативность педагогического опыта на основании полученных диагностик имеет положительную динамику формирования универсальных учебных действий, способствует повышению учебной и познавательной мотивации и способствует формированию коммуникативной компетенции каждого субъекта инновационного опыта. Данный метод позволил мне, как учителю возможность: повысить мотивации учащихся, конкурентоспособность учащихся; развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности; развивать познавательную активность; формировать практические умения учащихся по самостоятельной работе с различными источниками; выявлять причины когнитивных затруднений; корректировать знания учащихся. |
| Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Сайт школы. |
| Ф.И.О. составителя карты | Мареенкова Елена Николаевна |
| Дата составления информационной карты (число, месяц, год) | 05.02.2024 |