Информационно-образовательная среда (ИОС)
Характерные особенности века информатизации
- в середине ХХ века количество знаний человечества удваивалось раз в 10 лет, то сейчас удваивается – раз в полгода;
- ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей;
- объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов;
- в индустриально развитых странах учащиеся к моменту окончания средней школы получают больше информации, чем их бабушки и дедушки за всю жизнь;
- в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три века.
Основные особенности процесса информатизации
- интенсивное ускорение получения и использования новых данных;
- замена традиционных способов хранения и передачи информации на электронные;
- и нформатизация создает условия для многообразия доступа к информационным каналам, по которым циркулирует знание (учитель - не единственный источник информации);
- Нынешнее поколение детей живет и формируется в информатизированной среде.
Основные направления информатизации школьного образования:
- Глобальная информатизация процесса обучения и воспитания.
- Создание современной информационно- образовательной среды (ИОС).
- Современное оснащение ОУ ТСИ.
- Развитие методологии использования ИКТ в образовании.
- Создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования.
( АРМ учителя, интерактивная доска, документ-камера, цифровые лаборатории )
Т ехническая система - Компьютерные средства обучения и средства коммуникации
( образовательное ПО, электронные тренажеры и энциклопедии, информационные порталы, виртуальные музеи )
П рограммная система
ИОС
(технологии, методики, инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.)
(содержание обучения по образовательным областям, воспитательные программы)
М етодическая система
П редметная система
Функции ИОС
- Информационная функция выполняется за счет наличия единой базы данных, содержащей учебный план, сведения об учениках, сведения об учителях, расписание, электронный журнал, разнообразные отчеты и другие аспекты учебно-воспитательного процесса.
- Образовательная функция выполняется за счет использования в учебном процессе цифровых учебных курсов, представленных на CD , в интернете, экранных наглядных материалов, курсов собственной разработки (ЦОР).
- Коммуникативная функция выполняется за счет возможности общения с учениками, родителями, коллегами посредством сайта образовательного учреждения, электронной почты, электронной доски объявлений и др.
Что дают образованию новые информационные технологии?
- Стремительный рост информационно-ресурсной базы
- Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам всех участников ОП
- Развитие дистанционных технологий обучения
- Мобильность
- Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ
- Интерактивность
- Возможность моделирования различных процессов и явлений и их анимацию
Процесс информатизации в контексте ФГОС
Новая цель образования
Новое содержание образования
Новые средства обучения
ФГОС
Новое целепологание для учащихся и учителей
Новые технологии обучения
Новые требования к подготовке учителя
Педагогический потенциал
Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества
Ориентация на самообразование
Индивидуализация учебного процесса
Педагогический потенциал ИОС
Создание ситуации успешности для учащихся
Социализация учащихся
Возможность обеспечения деятельностного подхода
Разноуровневость содержания образовательного ресурса
Возможность ускорения процесса обучения
Изменение роли участников педагогического процесса
Ученик
Учитель
В традиционной системе
Получает готовую информацию
Транслирует информацию
Осуществляет:
-поиск
-выбор
-анализ
-систематизацию информации
Организует деятельность ученика по работе с информацией
Новое качество образования
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Проблемы информатизации образования
Отрицательное влияние на психику и здоровье ребенка
- опасность подавления межличностного общения, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;
- опасность снижения роли устной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
- отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
- опасность снижения социализации человека.
Снижение модернизации образования
- неготовность учителей к информатизации образования;
- большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ;
- отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;
- отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений;
- отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными технологиями.
Достоинства информатизации образования
Для учителей
- Свести к минимуму (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;
- вести мониторинг состояния учебной деятельности учащихся;
- осуществлять оперативный анализ результатов по итогам урока, недели, месяца, четверти, полугодия, года;
- реализовать принцип субъективности воспитания, посредством методов убеждения, оценки и самооценки
Достоинства информатизации образования
Для учащихся
- Повышение интереса к обучению;
- непрерывный (поурочный) учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, прилежания и самооценки;
- психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль);
- возможность в любой момент посмотреть свои достижения;
Достоинства информатизации образования
Для родителей
- используя средства компьютерных телекоммуникаций, в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости (и другой деятельности) своего ребенка;
- контролировать состояние и уровень достижений своего ребенка;
- Шире принимать участие в вопросах управления школой.
Перспективы информационного образования
Системы мобильного обучения и мобильного тестирования
Теле- и видеоконференции
Дистанционное обучение
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать»
Сеймур Пайперт