СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-познавательный проект «История в произведениях живописи»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект «История в произведениях живописи»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Мирненская средняя общеобразовательная школа»







Информационно - познавательный проект



Тема проекта

«История в произведениях живописи»









Автор проекта: Фатихова Анна, обучающаяся 7 б класса

Наставник проекта: Людмила Федоровна Романова,

учитель истории

Челябинская область, Сосновский район, п.Мирный













2023 г.

Содержание

Аннотация наставника

Введение

1.Теоретическая часть

1.1 И.Е.Репин - гений жанровой живописи

1.2 История создания картины

1.3 Личность Ивана IV

1.4 Отношения отца и сына

1.5 Описание картины

Заключение

Литература







































Аннотация наставника

Проект «История в произведениях живописи» рассказывает об Илье Репине, как об одном из великих художников России, который заслуженно признан в мировом искусстве. Его творчество известно не только в России, но и за ее пределами.

Тип проекта: информационно-познавательный.

 Продукт проекта: презентация с рекомендациями по работе с ней.

 Данная работа учит искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью ИКТ. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных учебных действий, развивает творческие и коммуникативные способности детей.

   Проект имеет познавательный характер, и будет интересен всем, кто изучает историю. Автор обобщил информацию по данной теме и представил ее в увлекательной форме, которая, несомненно, вызовет интерес у детей и взрослых. Собранный в ходе работы материал об истории и созданная презентация могут быть использованы на уроках истории в школе, а также на внеурочных занятиях





















Введение

Художественные произведения открываются всем и каждому, кто только захочет о нем узнать. И все же вопрос не праздный. Всякая область искусства обладает своими особенностями, с которыми надо освоиться, чтобы получить от художественного произведения максимум информации. Художники разных эпох посылают нам свои произведения – живописные полотна, в которых передают некие сообщения, приобщая нас к идеям, которыми они жили, к исторической действительности, изображенной на картинах и которую они пропустили через свое сознание и чувства. То есть в произведениях живописи мы получаем сообщения об исторических событиях посредством художественного образа. Живопись является визуальным способом передачи информации. Художник И.Е Репин написал множество замечательных картин. Его продукты художественного творчества-картины, не только констатируют исторические факты разных эпох, но и передают определенные чувства и эмоции, представляют возможность понять особенность эпохи XVI века.























1.Теоретическая часть

1.1 И.Е.Репин - гений жанровой живописи

Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий. Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью. «Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, — чудо! чудо!» Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств. Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком Василием Стасовым. Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург. За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В 1918 году И.Е.Репин на территории Финляндии. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось, и он решил «родные Пенаты» не покидать. Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870 –х годов, художнику удалось решить задачу отражения в живописных произведениях все разнообразие жизни. В своем творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировать на историческую действительность. Трудно художнику судить и изображать события по прошествии лет, но художник справился с этим гениально и очень талантлив.




















1.2 История создания картины

Мысль создать эту картину зародилась у Репина в связи со взрывом народовольцем Гриневицким бомбы, осколком которой был убит Александр II. Впечатление от кровавых событий 1881 года было усилено впечатлением от симфонической сюиты Римского-Корсакова «Антар» и воспоминанием о бое быков, который художник увидел во время своего путешествия по Европе в 1883 году. После этого Репин писал в воспоминаниях: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют… влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся за кровавую сцену — Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех». Писалась картина мучительно: «Писал — залпами, мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней», — вспоминал Репин.

Несмотря на сложности с цензурой, картина «Иван Грозный и его сын Иван» имела большой успех и считается самой психологически экспрессивной в творчестве художника.

Год написания картины: 1885.

Размеры картины: 199 x 254 см.









1.3 Личность Ивана IV

Детство Ивана Грозного прошло в бесконечной череде дворцовых переворотов, вокруг постоянно плелись интриги, шла борьба за власть. Началось всё после кончины Василия III. Отец Ивана умер 3 декабря 1533 года, а уже через 8 дней действиями бояр престол был избавлен от такого претендента на него, как Юрий Дмитровский. Когда Ивану было 8 лет, умерла его мать, есть версия, что она также была отравлена боярами. Попечители наследника считали, что он совсем ещё ребёнок, ничего не понимает, и творили, что хотели: его с братом лишали одежды и еды, держали в бедности, убивали их друзей. Это не могло не отразиться на характере будущего царя Детство Ивана Грозного прошло в бесконечной череде дворцовых переворотов, вокруг постоянно плелись интриги, шла борьба за власть. При этом Иван Грозный очень много времени занимался самообразованием, он перечитал огромное количество книг, что сделало его одним из самых грамотных правителей того времени. В последние годы Иван Грозный особенно был подозрителен. Мнителен и придирчив. Такова историческая атмосфера того времен.





















1.4 Отношения сына с отцом

О чувствах, которые испытывал суровый царь по отношению к своему сыну, можно судить по одной из версий его «духовных грамот» (завещаний). Он советует сыновьям быть дружными и ни в чем не разделяться: «И люди бы у вас заодно служили, и земля была бы заодно, и казна у обоих одна — так вам будет прибыльнее. А ты, Иван-сын, береги сына Федора и своего брата, как себя, чтобы ему ни в каком обиходе нужды не было, всем был бы доволен, чтоб ему на тебя не в досаду, что ни дашь ему ни удела, ни казны». «Ты бы, сын Иван, моего сына Федора, а своего брата младшего, держал и берег, и любил, и жаловал, и добра ему хотел во всем, как самому себе и на его лихо ни с кем бы ни ссылался, везде был бы с ним один человек, и в худе, и в добре. А если в чем перед тобою провинится, то ты бы его по- наказал и пожаловал, а до конца б его не разорял, а ссоркам бы отнюдь не верил, потому что Каин Авеля убил, а сам не наследовал же. А даст Бог, будешь ты на государстве и брат твой Федор на уделе, то ты удела его под ним не подыскивай, на его лихо ни с кем не ссылайся; а где по рубежам сошлась твоя земля с его землей, ты его береги и накрепко смотри правды, а напрасно его не задирай и людским вракам не потакай». Иван уже неоднократно сопровождал отца в поездках на границу: и во время смотра войск, и во время предполагавшегося похода в Ливонию. Он даже имел своих оруженосцев из числа знатных юношей. Именно с ним Грозный связывал свои надежды на продолжение единовластной политики на территориях, уже подчинённых Московскому царству.











1.5 Описание картины

У этой картины, написанной Ильей Репиным в 1885 году существует несколько народных названий: «Иван Грозный убивает собственного сына», «Сыноубийца». Картина выполнена в темных, мрачных тонах, на ней очень мало света. Естественно, художник сознательно подошел к выбору такого колорита — вкупе с также присутствующими на картине оранжевыми, желтыми, красными тонами темный второй план создает тревожную и трагическую атмосферу. Художник в работе стремился к максимальному портретному сходству. По безумному взгляду царя зритель понимает его чувства — он вдруг осознал неизбежность и непоправимость случившегося. Он прижимает бездыханное тело сына, обводя окружающую обстановку невидящим скорбным взглядом. Вокруг видны следы борьбы — смятый ковер, брошенный рядом посох. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Впечатление, которое она производит на зрителя, просто ошеломляющее. Сама ситуация чудовищна.

Царь Иван Грозный убил своего сына Ивана, тем самым прервав династию Рюриковичей, правившую Русью с IX века.
Момент прозрения и осознания содеянного предстает перед зрителем во всем трагизме. Царь в панике, перед нами не самодержавный властитель, а обезумевший от горя и ужаса старик. Крепко вцепившись в мертвое тело сына он пытается закрыть рану на его виске, из которой еще бежит алая кровь. Он отчаянно пытается поправить непоправимое.
Они противопоставлены друг другу - фигуры мертвого сына и живого царя. Композиционно картина выстроена так, что поначалу внимание приковывает мертвое тело, еще секунду назад полное сил, энергии, жизни. Затем зритель видит безумные глаза отца-убийцы. Костлявые руки, трупная желтизна лица грозного царя говорят о мертвой духовной сути. Они словно поменялись местами: мертвый Иван-сын и пока живой Иван-отец.
Атмосферу липкого ужаса довершает обстановка царских покоев: красные ковры, опрокинутое кресло, орудие убийства (царский посох), красные стены. Создается впечатление, что кровь везде. Едва заметна тень свидетеля преступления в дверном проеме. Еще мгновение и в покоях появятся люди, чтобы скрыть все следы убийства. На этой картине не просто отец, убивающий своего сына. Это не какой-то грозный царь из прошлых темных эпох нашей истории, который осознал содеянное и теперь выглядит жалко. Это сама Россия, которая не знает, что с ней будет дальше.





-





























Заключение

Мы не знаем, как живописец написал свою картину. И это удивительно, так как, Илья Репин оставил нам подробный план работы – что именно требуется знать художнику, что надо уметь, чтобы историческую картину. Можно сказать, что Илья Ефимович оставил детальный конспект для живописца. 
Рисовать разнообразные выражения лиц – это понятно? Передать в деталях достоверность — истории- это понятно? Прошло время, но исторические полотна этого художника до сих заставляют думать и размышлять.























Литература

1.Беседы об искусстве: Пособие для учителей нач. классов, - М.: Просвещение, 1979.

2.Рассказы о русских художниках: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1988.


3.Восприятие картины. М., «Просвещение», 1969.


4.Изобразительное искусство: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!