СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Информационно-просветительское мероприятие для родителей по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Информационно-просветительское мероприятие для родителей по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«Александровская школа Марьинского района»











«Информационно-просветительское мероприятие для родителей по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».









Подготовила:

социальный педагог

МБОУ «Александровская школа

Марьинского района»

Павлова Елена Сергеевна











Донецк 2022 г.







«Информационно-просветительское мероприятие для родителей по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».

Тема: «Влияние семейного воспитания на отклонения в поведении подростков».

Цель: рассмотреть вопрос влияния семейного воспитания на возможные отклонения в поведении несовершеннолетних.

Предполагаемый итог: повышение педагогической культуры родителей. Техническое оснащение: компьютер, экран, проектор для просмотра презентации.

Форма собрания: лекция.

Вопросы для обсуждения:

• Рассмотреть виды отклонений в поведении подростков

• Рассмотреть ошибки семейного воспитания, которые приводят к отклонениям в поведении несовершеннолетних

• Ответить на вопрос: как предотвратить отклонения в поведении подростков Этапы собрания:

1. Организационно-подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Подведение итогов.

Рекомендации родителям.

  1. Организационно-подготовительный этап.

На нашем собрании мы рассмотрим вопрос влияния семейного воспитания на отклонения в поведении подростков. Отклоняющееся поведение, или как его еще называют асоциальное поведение - это поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний Подобному поведению подвержены как мальчики, так и девочки. И тем и другим свойственны проявления недисциплинированности, лживость, грубость, дерзость, аморальные поступки, склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению. Почему же формируется такое поведение? Что влияет на подростков? Откуда берется в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к отклонениям в поведении. Давайте разбираться.

  1. Основной этап.

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых, т.е. нас с вами.

Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать, прежде всего, в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения. Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая все без разбору. Отличать «плохое» от «хорошего» они еще не умеют. И причин, по которым ребенок делается трудным, а потом асоциальным, достаточно. Очень часто причины асоциального поведения несовершеннолетних кроются именно в семье

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные 4 нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой форсированности личности родителей. Ребенок живет в семье и на него оказывает воздействие жизнь взрослых ее членов. Его воспитывают в том случае, когда все скрывают от него, и тогда, когда жизнь родителей обнажена; когда в семье много говорят и когда молчат. Все это воздействует на формирование личности ребенка.

Воспитывают, когда говорят о работе и о других, и то, как об этом говорят; когда ссорятся и мирятся, когда семья дружная или каждый сам по себе; когда в семье кого-то третируют и когда отец «квартирант»: приходит поздно, молчаливо смотрит телевизор, сидит у компьютера, спит и утром неслышно уходит на работу.

Все это – тоже воспитание. Ребенок все видит и все слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует буквально все, и это само по себе – ВОСПИТАНИЕ.

Ответа требует только одно: как его все это воспитывает? Если ребенок или подросток подражает положительным образам, если он берет пример с достойных людей – это хорошо. А если мальчик подражает пьянице и дебоширу отцу, если девочка имитирует поведение капризной, склочной и грубой матери, если берет пример с циничных и жестоких родителей?

Ребенок замечает противоречия в жизни окружающих его взрослых людей. Он видит, что за явное неуважение к правовым нормам взрослые не несут ответственности, следовательно, он может поступать так же. Наблюдая за двойной моралью взрослых, за их призывами к «правильному поведению» в то время как они, например, явно пользуются ненормативной лексикой, ребенок также вырабатывает двойной стандарт по отношению к друзьям, школе, установленным правилам. В период своего становления (от этого никуда не деться) ребенок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, только тогда им подражает, когда в семье подобное поведение считается нормой, когда в семье отсутствует взаимопонимание, доверие, любовь.

А.С. Макаренко пишет в своей «Книге для родителей»: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Очень часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Для них отклонение в поведении подростка, полная неожиданность и выглядит как некое событие, не имеющее причин. Они могут видеть причину во влиянии улицы, но очень редко - в собственных ошибках в воспитании. Давайте рассмотрим наиболее распространенные виды асоциального поведения и какие факторы семейного воспитания могут его спровоцировать.

  1. Безнадзорность учащихся.

Яркой формой безнадзорности являются прогулы уроков и как следствие - снижение успеваемости, бесцельное время провождение вне дома, побеги из дома.

Запомните: дети охотно подчиняются правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу действий (не контролировать его учебу, занятость в свободное время, не интересоваться где и с кем он бывает, кто его друзья), он быстро почувствует бесконтрольность и попустительство, а в этом он усматривает равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. В этом случае отсутствие воспитания – тоже воспитание. Не ощущая внимания к себе, ребенок становится равнодушным к другим, протестным. Его не принимают дома, но принимает улица, которая воспитывает по-своему: асоциальные компании, сигареты, алкоголь, наркотики и пр. Дурные влияния при безнадзорности также воспитывают.

Уход из дома, пропуски занятий возникают и по причине отказа выполнять свои обязанности. Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если он не привык делать в первую очередь то, что нужно, а не то, что хочется, то любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться от их преодоления. Чтобы этого не случилось, важно быть внимательным к своему ребенку, находить время для общения, совместных занятий, интересоваться его увлечениями, направлять его интересы. Важно воспитывать у ребенка трудолюбие, волю еще в раннем детстве и примером ему должны быть в первую очередь родители.

Сквернословие. Думаю объяснять здесь особо не нужно нецензурная брань, к сожалению, является нормой для некоторых детей, так как дома принято таким способом выражать свое недовольство. Общеизвестными нецензурными словами дети заполняют свой бедный лексический словарь. Школьники сейчас практически ничего не читают, и в их обычном "дружеском" окружении мало кто разговаривает правильным литературным языком. Да и дома многие родители нет-нет, да и пропустят крепкое словцо, не обратив внимание на то, что его в этот момент слушает ребенок и впитывает все как губка, принимая поведение взрослого за эталон.

Уважаемые родители, будьте внимательны к себе!

Понаблюдайте за собой хотя бы в течение дня, и вам нетрудно будет ответить на вопрос: от кого он этому научился? Введите строгое табу в своей семье на нецензурные слова, их не должно быть в вашем лексиконе!

Ложь. В первую очередь родителям следует обратить внимание на себя: как часто они говорят неправду в общении с людьми при детях и детям. Бывает, что сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания. Еще одна 7 причина детской лжи – родители применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны. Узнаем себя в этих примерах? Курение и алкогольная зависимость.

И здесь тоже важен пример родителей. Отцы могут вырывать у своих сыновей сигареты изо рта, кричать «тебе нельзя курить», могут распекать за то, что те пили пиво в подъезде с друзьями, а при этом на глазах у ребенка делают то же самое. Нередко мы, педагоги, слышим от подростков, что строгие отцы приходят с работы нетрезвыми, курят, ругаются матом.

Помните: если вы вырываете изо рта сына сигарету, а сами курите как паровоз – не ждите, что он вас послушается.

Если до поры до времени удается пресекать безнравственные действия подростка, вызывая страх наказания, то впоследствии, если родители не имеют никакого авторитета в глазах ребенка, он обязательно нарушит родительские запреты.

Думаю, многие со мной согласятся, что предупредить подобное поведение намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить. Предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, а для того чтобы «срабатывали» меры предосторожности, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

В этом случае очень важно показать здоровую альтернативу, противопоставив ее пагубным привычкам. Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни сами и ребенка приучайте к этому. Итак, делаем вывод: самый действенный образец для ребенка это его родители и чтобы воспитать у него нравственные качества, родителям самим нужно быть на должном уровне.

Подведение итогов.

Подведем итоги. Здоровые отношения в семье, построенные на любви, взаимном уважении и доверии друг к другу разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних.

Хочется обратить внимание, что в воспитании главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек. Но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим. Но доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь – любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, грубым, агрессивным.

Поверьте, лучший вариант – воспитывать в такой обстановке, когда ни слова не говорится о воспитании. Когда сама атмосфера дома формирует у детей стремление к активной содержательной жизни, когда между родителями и детьми существует непрерывное эмоциональное взаимодействие, когда дети реально включены в семейные дела. Там, где родители радуются вместе с детьми, вместе поют, рисуют, шьют, вместе играют в футбол, в теннис, ходят в бассейн, турпоходы – проблем с поведением не возникнет.

Помните « Слова назидают, а примеры - влекут».

Спасибо за внимание!













Приложение: Памятка для родителей

• Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть – он уникален.

• Контролируйте свое поведение – ребенок подражает тем, кто с ним рядом.

• Прежде чем проявлять требовательность к ребенку, проявите требовательность к себе.

• Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с ребенком: вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования.

• Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе.

• Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Хвалите его, но игнорируйте все, что с вашей точки зрения, плохо.

• Проявив чувство недовольства, направляйте его не на ребенка, а на его поведение, поступок.

• Больше доверяйте своим детям.

• Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети.

• Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы.

• Никогда не следует бить детей. Унижающее, запугивающее, причиняющее боль наказание ни к чему хорошему не приводит и ничего не решает.

• Наказание – всегда лишение ребенка того, чего он более всего хочет, что ценит, демонстрация презрения не к нему, а к его поступку.

Помните: детей нельзя обижать, но им нельзя подчиняться, детей не балуют, но им не потакают в недопустимом.





Используемая литература.

1. Котва И. Невыполнимые советы по воспитанию: книга для психологов, родителей и детей/ Иван Котва. – М. Чистые пруды, 2006. – 32с. – (библиотечка «первого сентября», серия «Школьный психолог». Выпуск 6(12)). 2. Каменская Н.Л. Привычка к сквернословию и ее профилактика.// Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Под ред. Татенко В.А., Титаренко Т.М.- Киев: Рад. шк.,1999. 3. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. – М., 2004. 4. Экман П. Почему дети лгут? / Пер. с английского, – М.: ПедагогикаПресс, 1993. 5. Журнал «Фома»: Февраль 2017 (166) №2. Авторы: Баринова Дарья, Мошкова Ирина. Статья: «Нам не хватает не жалости, нам не хватает отцов».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!