СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование для обучающихся с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам детей. В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».

 

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование для обучающихся с особыми образовательными потребностями»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ



Расстегаева Елена Сергеевна

Карагандинская область, г. Караганда

КГУ «Специальная школа-интернат №6» УОКО

Учитель-дефектолог


Законодательством Республики Казахстан в соответствии с международными документами в области защиты прав детей введены понятие - лица (дети) с особыми образовательными потребностями и принцип равных прав на получение качественного образования всеми обучающимися с учётом индивидуальных возможностей. В соответствии с Государственной программой развития образования в нашей стране с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование.

В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учёт обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивное образование начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе.

В соответствии с основными положениями Конвенций, наша страна обязуется обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях (дошкольном, школьном, в организациях ТиПО, в высших учебных заведениях). При этом важно понимать, что инклюзивное образование не является чем-то отдельно взятым, инклюзия является принципом всей образовательной системы. Школа должна принять тот факт, что в учебном процессе всегда есть дети, испытывающие трудности в учении вследствие тех или иных причин, и как их результат – особые образовательные потребности, которые необходимо удовлетворять. Школа предоставляет обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей [4]. В качестве условий для обеспечения качественного образования для каждого, международным сообществом называются:

- учитель, принимающий разнообразие возможностей учеников;

- адаптация содержания образования с учётом потребностей обучающегося;

- использование разных форм организации учебного процесса, вариативных методов и приёмов обучения, ориентированных на разные возможности обучающихся;

- применение неодинаковых способов оценки достижений учащихся;

-помощь специалистов;

-обеспеченность учебно-методическими материалами, техническими средствами, условиями для проведения индивидуальных занятий;

Особые образовательные потребности (ООП) – понятие, получившее распространение в большинстве стран мирового сообщества, поскольку, соответствуя принципам инклюзивного образования, позволяет сосредоточить внимание школы на создании условий для успешного обучения каждого ученика. К детям с ООП относят тех, кто «испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем и нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования» [5].

В настоящее время в системе образования при создании специальных условий обучения рекомендуется использовать следующий перечень особых образовательных потребностей:

1. Изменения учебного плана и учебных программ.

2. Изменение способов оценивания результатов обучения (достижений ученика).

3. Использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения.

4. Подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов.

5. Выбор формы обучения.

6. Создание безбарьерной среды и адаптация места обучения.

7. Потребность в компенсаторных и технических средствах.

8.Специальная психолого-педагогическая помощь (психолога, логопеда, специального педагога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога).

9. Помощь педагога-ассистента.

10.Социально-педагогическая помощь.

Оценка особых образовательных потребностей – это определение видов, форм и объёма поддержки ученика в учебном процессе на основе выявленных трудностей обучения, причин и механизмов их возникновения. Способами поддержки ученика со стороны учителя могут стать:

1) использование вариативных, специальных методов обучения;

2)использование на уроке индивидуализированных учебных материалов;

3) изменение способов оценивания результатов обучения;

4) изменение контрольных материалов;

5) определение и адаптация учебного места в классе. Если, у школьника, несмотря на все усилия и индивидуальную помощь учителя, сохраняются трудности усвоения учебной программы по одному и более основным предметам в течении одной четверти, то учитель обращается с запросом на помощь в школьную службу психолого-педагогического сопровождения. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (психолог, логопед, специальный педагог, социальный педагог) приглашают родителей на встречу и вместе с учителем сообщают о наличии трудностей обучения и необходимости оценки особых образовательных потребностей специалистами. Для проведения оценки потребностей ученика в помощи специалистов необходимо получить письменное согласие родителей ученика.

Каждый специалист, используя специальные методы и методики, проводит углубленное обследование (психологическое, логопедическое, специальное педагогическое) с целью выявления особенностей развития и причин, вызывающих трудности обучения школьника. В ходе обследования специалистом выявляются, не только слабые, но и сильные стороны развития ученика, а также ресурсы, которыми располагает школьник, чтобы стать успешным в обучении. По результатам обследования специалистами определяется: потребность ученика в сокращении учебной программы; помощь каких специалистов позволит ученику преодолеть трудности в учении (психолог, логопед, социальный педагог); какие методы и приёмы обучения будут наиболее эффективными; как адаптировать учебное место школьника. На основании причин трудностей в обучении, которые были выявлены психологом, логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом определяется содержание индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ученика специалистами сопровождения и учителем.

Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) – системно организованная деятельность педагогов и специалистов, в ходе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Подготовка инклюзивной школьной среды предполагает соблюдение следующих обязательных условий: безусловное принятие педагогами каждого ученика независимо от его возможностей; обеспечение толерантной культуры поведения всех участников образовательного процесса; определение учебных целей в соответствии с зоной ближайшего развития ученика с особыми образовательными потребностями.

Ожидаемым результатом работы школы по созданию инклюзивной среды является: положительное отношение ученика к школе, учителям, одноклассникам; академическая успешность в рамках общеобразовательной, сокращенной или индивидуальной программы и социальная адаптация ученика. Обучение ученика по сокращенной или индивидуальной программе сочетается с индивидуальным подходом учителя в классе, интенсивность и характер которого постоянно меняется вслед за изменением возможностей ученика. Индивидуальный подход может проявляться в изменении объёма и сложности учебного задания для ученика в рамках сокращенной/индивидуальной программы, в поэтапном выполнении учебного задания; в возможности выполнить задание с опорой на иллюстрации, алгоритмическое предписание, образец, таблицы данных, с использованием счетов, калькулятора, с опорой на текст правила. Ученик на уроке выполняет задание по своей индивидуальной программе, которое может не соответствовать теме урока. Это задание для него готовит и предлагает на уроке учитель класса. Часто учителю нужны для этого консультация специального педагога. Поэтому эти педагоги работают в постоянном сотрудничестве. Оценка достижений осуществляется в рамках сокращенной или индивидуальной программы. Для каждой цели программы подбираются индивидуальные, дифференцированные контрольно-диагностические задания.




Список литературы:

1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года (Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года, № 636)

2. Открытое досье по инклюзивному образованию. ЮНЕСКО, 2003

3. «Равенство и инклюзивный подход в образовании. Руководство по подготовке, пересмотру и оценке планирования в секторе образования» (совместный продукт Инициативы Организации Объединенных Наций в области образования и др. международных организаций - 2010г.

4. Саламанская декларация «О принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» 1995г.

5. Закон РК «Об образовании».

6. Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования. Приказ МОН РК от 12 октября 2018 г № 564.

7. Типовые учебные программы для обучающихся с ограниченными возможностями 0-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию. Приказ МОН РК от 27 июля 2017 года №352.

8. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования. Приказ МОН РК от 18 марта 2008 г № 125 с изменениями от 14 июня 2018 г.

9.Методика педагогической диагностики (текущего контроля) учебных достижений младших школьников с задержкой психического развития. Методические рекомендации. Алматы, 2018.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!