СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование в современном обществе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Появление данной программы связано с актуализацией задачи перехода к инклюзивному образованию – совместному обучению и воспитанию детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями.

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в современном обществе»

Информация о существующей практике психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ».


1.Образовательное учреждение

Название (полное, без сокращений, согласно Уставу):


Юридический адрес


Фактический адрес:


ФИО руководителя ОУ


Телефон/факс


е-mail:


2. Пояснительная записка

Появление данной программы связано с актуализацией задачи перехода к инклюзивному образованию – совместному обучению и воспитанию детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями.

 Необходимой и обоснованной данная проблема, на наш взгляд, становится в связи с тем, что инклюзивное образование способствует, прежде всего, развитию общего образования, удовлетворения потребностей всех детей, что обеспечивает взаимное обогащение в процессе обучения, воспитания, взросления всех категорий детей.

Очень важно, что участниками инклюзивной системы становятся дети с ограниченными возможностями, их здоровые сверстники, родители детей, педагоги, администрация и обслуживающий персонал образовательного учреждения.

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Актуальность программы заключена в том, что дети с особыми образовательными потребностями должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создает детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. Получение детьми с основополагающим условием ограниченными возможностями и детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах профессиональной и социальной деятельности.

Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования.

Всё чаще возникает ситуация, когда в общеобразовательном классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чаще всего эти дети проживают на микроучастке нашей школы. Вблизи нет специальных образовательных учреждений, способных удовлетворить образовательные потребности таких детей. Не у всех родителей есть возможность сопровождать ребенка на значительные расстояния, и чаще всего они выбирают школу, расположенную недалеко от места проживания, для обучения ребенка с ОВЗ. Длительное пребывание детей с ОВЗ в массовой школе без специального подхода к их обучению и воспитанию может привести к образованию у них вредных привычек: демонстративному поведению, страху перед вызовом к доске, отвращению к учёбе, нежеланию ходить в школу и др.

Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в специальных учреждениях) опека далеко не всегда отвечает интересам детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.

Образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:

  • Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные или частные учреждения.

  • Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями ( таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).

  • Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.

Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы, несомненно, скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.

Планомерная работа с учительским коллективом позволила создать творческую группу учителей, готовых взять на себя ответственность за реализацию идеи инклюзивного образования в нашей школе.

Цель: формирование модели инклюзивного образования, исключающую любую дискриминацию детей, обеспечивающую толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса, создающую условия для каждого ребенка, имеющего особые образовательные потребности. Систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей.

Задачи:

1. Формирование нормативно-правовой, образовательной, методической и психолого-социальной баз инклюзивного образования.

2. Создание системы позитивных установок по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья в сознании подрастающего поколения.

3. Создание единой образовательной среды для детей с различными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов.

4. Создание инклюзивной группы в Учреждении.

5. Формирование сетевого взаимодействия Учреждения в системе инклюзивного образования республики Хакасия

6. Разработка на основе углубленной диагностики и индивидуальных образовательных траекторий для детей с ограниченными возможностями здоровья единого образовательного пространства школы.

7. Обеспечение эффективности процессов коррекции и социализации детей с особенностями развития.

8. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

9. Анализ и обобщение развития инклюзивного образования в Учреждении.

10. Организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов для овладения специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии.

11. Оказание индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья по месту их обучения.

12. Поддержание детей с особыми образовательными потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом путем включения их в различные сферы познавательной, трудовой и профессиональной деятельности ориентируя на выбор профиля обучения по окончании школы.

Планируемые результаты:

Исходя из обозначенной цели и ее конкретизирующих задач, мы попытались сформулировать ожидаемые результаты:

  1. Благоприятное эмоциональное окружение, вызывающее доверие ученика к учителю, основанное на понимании, уважение;

  2. Четкая, продуманная система индивидуально-ориентированной психолого-медико – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Положительная динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ, внеурочной деятельности, социально-бытовой сферы, а также в процессе участия в конкурсах, праздниках, фестивалях.

  4. Профессиональная, психологическая, этическая «готовность» администрации и педагогического коллектива эффективно работать с детьми с ОВЗ и их родителями.

  5. Индивидуальные образовательные и коррекционно-развивающие программы с учетом степени выраженности недостатков психического и (или) физического развития для детей с ОВЗ.

  6. Мониторинговые и диагностические исследования.

3. Участники реализации программы

1. Разработчики - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № ».

2. Исполнители – педагогические работники и узкие специалисты Учреждения.

3. Основные целевые группы – дети с ОВЗ, дети - инвалиды, родители (законные представители) детей, педагоги и специалисты сопровождения общеобразовательного учреждения: учителя, педагог — психолог, социальный педагог.

Программа предназначена быть средством интеграции и мобилизации всего коллектива на достижение целей развития школы.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № »:

  • действует ПМПк, который определяет и реализует индивидуальные образовательные маршруты (индивидуальные программы развития) для детей с ОВЗ;

  • ведется работа по программам коррекционной работы с применением сенсорной комнаты для детей с ОВЗ ;

  • ведется работа по разработке имеющейся документации сопровождения «особого» ребенка в Учреждении («Педагогическое представление на учащегося», «Маршрут психолого-педагогического сопровождения»).

  • проводятся диагностики (уровень самооценки, «Принадлежность к группе. Сишор», «Отношение к школе», «Социометрия», «Уровень тревожности», «Интеллектуальная лабильность»);

  • осуществляется оценка и переоценка имеющихся ресурсов в Учреждении, поиск дополнительных ресурсов как в самом Учреждении, так и вне его;

  • ведется работа с родителями и учащимися по формированию отношений сотрудничества, взаимопомощи между детьми с особыми образовательными потребностями и «обычными» детьми (воспитательные мероприятия, родительские собрания, консультации для родителей и учащихся специалистами Учреждения);

  • сотрудники Учреждения активно включены в работу по повышению профессиональной компетенции в области обучения и воспитания детей с ОВЗ;

  • сформирована междисциплинарная команда специалистов образовательного учреждения, в состав которой входят: учителя начальных классов Детцель О.А., Толкачева Н.В., Ральянова Е.В., Наумова Е.В., Кижапкина Е.А., Зотова В.В., Баранова Т.В., классные руководители Шашкова Н.В., Кузьменко Т.Г., Лузина М.Г., Толстихина С.В., Носырева О.В., социальный педагог Грачева С.С., педагог-психолог Майнагашева М.С., учитель физической культуры Мунгалов А.В., руководитель МО классных руководителей и заместитель директора по УВР Чернова Е.В., заместитель директора по УВР - Макареева Л.И.

  • созданы средовые условия (в кабинете психолога с января 2013 года работает сенсорная комната, в которой было установлено следующее интерактивное оборудование: фиброоптические волокна, пузырьковая колонна, безопасное угловое зеркало, мягкая платформа для колонны, зеркальный шар, пространственный проектор; пандус; туалетная комната для детей с ДЦП; широкие коридоры; спортивный зал; кабинет ритмики; кабинеты технологии (для девочек и мальчиков); мультимедийный кабинет; компьютерный класс; музей; столовая; на территории школы спортивная площадка; каток; школа предлагает услуги предшкольной подготовки детей; развита сеть дополнительного образования).

  • Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья опирается на широко развитую сеть социального партнерства, в которую входят:



Совместная деятельность выше перечисленных учреждений и служб школы будет направлена на создание новых стратегий в области инклюзивного образования.

Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также образовательную деятельность, чтобы вовлечь о ребенка с ОВЗ в социум.

Инклюзивное образование обеспечит формирование у всех участников образовательных отношений таких общечеловеческих ценностей, как:

  • взаимное уважение;

  • толерантность;

  • осознание себя частью общества;

  • предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

  • взаимопомощь;

  • возможность учиться друг у друга;

  • возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

4. Характеристика имеющихся ресурсов для реализации программы: программно-методическое, кадровые, материально- техническое обеспечение.

Программно-методическое обеспечение:

В своей работе оригинальные организационные и содержательные технологии, обеспечивающие максимальную эффективность образования и воспитания детей в соответствии с их особенностями и возможностями в условиях единой образовательной среды, среди которых:

• Технология моделирования командного взаимодействия специалистов в инклюзивном пространстве ОУ;

• Технологии организации предметно-развивающей среды в инклюзивном пространстве ОУ;

• Технология психолого-педагогического сопровождения семьи особого ребенка в школе (Приложение 1);

• Модель психолого-педагогического сопровождения учащихся детей ОВЗ;

• Технологии адаптации некоторых разделов учебного материала для задач разноуровневого обучения;

•Интеграция детей с разными возможностями в рамках дифференцированного подхода;

•Технологии работы с различными участниками образовательного процесса в школе;

•Технология деятельности ПМПк для определения образовательного маршрута, в том числе необходимых условий для продвижения «особого» ребенка по ступенькам инклюзивной вертикали.

Фиброоптические волокна – можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

Пузырьковая колонна – создает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию, развивает аналитическое восприятие свойств и признаков предмета, развивает тактильные ощущения, мелкую моторику.

Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, многократно увеличивает пространство, а мягкая платформа для колонны для колонны позволяет близко ощутить её терапевтические возможности.

Зеркальный шар – создает ненавязчивую и успокаивающую атмосферу, активизирует зрительное восприятие; формирует фиксацию взора, концентрацию внимания, плавное прослеживани , зрительно-моторную координацию.

Пространственный проектор – создает поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии.

В зависимости от целей и задач занятий с детьми в сенсорной комнате, применяются дополнительное оборудование: различные игрушки и материалы, музыкальное обеспечение.

В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. В этой комнате с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между психологом и детьми.

С детьми проводились коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, направленные на снятие напряжения и снижение уровня тревожности, занятия познавательной сферы детей с ЗПР.

Кадровое обеспечение проекта:

В школе трудятся педагогических работников, 50% педагогов имеют 1 квалификационную категорию, средний стаж работы более 20 лет, средний возраст 45 лет. Коллектив зрелый, творческий, стремящийся к инновационным изменениям. Учреждение имеет лицензию на право обучения детей с ОВЗ. В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов: педагог-психолог, социальный педагог, школьная медсестра. 2 учителя начальной школы, два учителя русского языка и литературы, физики, географии, математики, администрация школы прошли курсы по инклюзивному образованию.

Педагогический коллектив имеет опыт работы над реализацией следующих направлений и задач:

- обеспечение гарантий прав детей на образование, педагогическую поддержку и социальную защиту в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании»;

- «Одарённые дети», «Патриот», «Профилактика детской безнадзорности, предупреждения правонарушений несовершеннолетних», «Комплексные меры противодействия наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков», «Лето», «Школа здоровья» - работа в данном направлении может стать основой для работы по созданию инклюзивного пространства школы.

Обобщение и распространение опыта работы по реализации инновационного проекта (программы) на муниципальном, региональном уровнях:

1.

Материально-техническое обеспечение:

В Учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования – есть, пандусы, туалетная комната для детей с НОДА(ДЦП), широкие коридоры, спортивный зал, кабинет релаксации, кабинет психолога с сенсорным оборудованием, кабинет ритмики, кабинеты технологии (для девочек и мальчиков), мультимедийный кабинет, компьютерный класс, музей, столовая. На территории школы спортивная площадка, каток. Школа предлагает услуги предшкольной подготовки детей, развита сеть дополнительного образования.

5. Психолого-педагогическая характеристика учащейся с нарушением опорно – двигательного аппарата (далее - НОДА)



Особые образовательные потребности учащихся с НОДА

Особые образовательные потребности детей с НОДА определены спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса. К особым образовательным потребностям, свойственным всем обучающимся с НОДА, относятся:

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

- использование специальных методов, приѐмов и средств обучения компьютерных и ассистивных технологий;

- индивидуальный подход к обучению, требующийся ребенку с НОДА в большей степени, чем для нормально развивающегося ребѐнка;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, а также наличие сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.

Для детей с НОДА в школе созданы условия безбарьерной среды (в школе обустроили пандус, обеспечение туалетной комнатой, широкие коридоры, спортивный зал, кабинет релаксации, кабинет психолога с сенсорным оборудованием, кабинет ритмики, кабинеты технологии (для мальчиков и девочек), мультимедийный кабинет, компьютерный класс, музей, столовая. На территории школы спортивная площадка, каток. Школа предлагает услуги предшкольной подготовки детей, развита сеть дополнительного образования. Помимо этого дети с особыми образовательными потребностями получают различного вида помощь это - сопровождение на уроках, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

Для отслеживания динамики интеллектуальных и эмоциональных показателей учащихся на индивидуально-групповых занятиях работает психолог школы. Психолог ведѐт следующую документацию: карты психолого – педагогической, журналы посещения коррекционно-развивающих занятий детьми, журнал индивидуальных и групповых консультаций.

Результаты психолого-педагогических обследований обсуждаются на школьном ПМПк. Таким образом, опираясь на имеющиеся результаты и исходя из соответствующих ресурсов, педагогический коллектив определил приоритеты и направления развития проекта:

1. Организация коррекционно-развивающих занятий.

2. Организация работы по социально-бытовой ориентации вне рамок учебной деятельности.

3. Проведение практико-ориентированных курсов, занятий, осуществление работы по профессиональной ориентации.

4. Организация внеклассных мероприятий направленных на социализацию детей с ОВЗ.

5. Работа с родителями.

6. Работа с детьми.

7. Работа с педагогическими работниками

  1. Мониторинг динамики развития детей с ОВЗ

В ходе реализации программы педагогом – психологом проводились занятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и развитие эмоционально-волевой сферы. Все занятия проходили в игровой форме и были направлены на решение следующих задач:

– содействие осознанию позиции школьника;

– формирование дружеских отношений в классе;

– развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.

Диагностика результатов обучения отображена в маршрутах психоло-педагогического сопровождения.

  1. Возможные риски и пути их минимизации

Прогноз негативных результатов

Способы коррекции

Негативная реакция отдельных родителей и учащихся на нововведения

Система ознакомительных занятий и родительских собраний, психолого-педагогическая поддержка инновационной работы

Негативное отношение ряда учителей к нововведениям

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, индивидуальная работа с педагогами, консультации с координаторами инновационной работы

Неэффективное использование некоторыми учителями нового для них содержания образования и образовательных технологий

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему обучающих семинаров, курсов и консультаций

Отсутствие вариативности образовательных стандартов, препятствующее осуществлению инклюзивной образовательной деятельности детей с ОВЗ.


адаптация образовательных программ

Отсутствие полного комплекса специализированного оборудования для инклюзивного образования

Плановое поэтапное формирование материально-технической базы ОУ на основе бюджетного и внебюджетного финансирования

Отсутствие комплексного взаимодействия структур, необходимого для обеспечения условий инклюзивного образования

Построение необходимого сетевого взаимодействия по реализации инклюзивного образования


Важным условием успешной реализации полного включения является адаптация образовательных и воспитательных программ и внедрение в образовательное учреждение наиболее эффективных психолого-педагогических технологий, способных оптимизировать усвоение образовательного стандарта, которое целесообразно продолжить в рамках инновационной деятельности. Целью инновационной деятельности является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, социальной коммуникации и инфраструктуры для формирования инклюзивного образовательного пространства, направленного на раскрытие потенциала детей с особыми образовательными потребностями, имеющих нарушения речи и опорно-двигательного аппарата.

В _________________учебном году инновационная деятельность школы будет также решать проблемы коррекционной работы, направленной на формирование и развитие двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

От практики инклюзивного образования получают пользу не только дети с проблемами в развитии, но и дети, развивающиеся типично, а также семьи, воспитывающие этих детей, и педагоги. Используя инклюзивные подходы в ОУ, становится возможным разработать реальную систему поддержки в самом школьном учреждении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!