СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные техники и приемы арт-терапии в работе с детьми с девиантным поведением.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. 

      Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди подростков. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся как(алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.

      Девиантное поведение- это не только отклонение от принятых общественных норм, но и ранний алкоголизм и суицидные попытки.

      У подростков агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости..

Просмотр содержимого документа
«Инновационные техники и приемы арт-терапии в работе с детьми с девиантным поведением.»

Инновационные техники и приемы арт-терапии в работе с детьми с девиантным поведением.    Работу выполнила :  педагог-психолог МОУ «СОШ № 15 с УИОП»  Кофтёнкина Ирина Александровна, Группа 45  Научный руководитель : кпн, доц.  Бакланов Константин Владимирович

Инновационные техники и приемы арт-терапии в работе с детьми с девиантным поведением.

Работу выполнила :

педагог-психолог

МОУ «СОШ № 15 с УИОП»

Кофтёнкина Ирина Александровна,

Группа 45

Научный руководитель :

кпн, доц.

Бакланов Константин Владимирович

Актуальность

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. 

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди подростков. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся как(алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.

Девиантное поведение- это не только отклонение от принятых общественных норм, но и ранний алкоголизм и суицидные попытки.

У подростков агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.   Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои "заслуги": удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости..

Основные цели арт-терапии:

  • Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.
  • Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания.
  • Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.
  • Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  • Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  • Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм
  • Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  • Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития
Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение? Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы психолога с деструктивным поведением подростков является  арт-терапия , понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл. Коррекционное воздействие арт-терапии связано с предоставлением человеку практически неограниченных возможностей для выражения своего состояния, внутренних переживаний, чувств, не беспокоясь о художественных ценностях выполненных работ.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?

Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы психолога с деструктивным поведением подростков является  арт-терапия , понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл.

Коррекционное воздействие арт-терапии связано с предоставлением человеку практически неограниченных возможностей для выражения своего состояния, внутренних переживаний, чувств, не беспокоясь о художественных ценностях выполненных работ.

  Арт-терапия включает в себя как изотерапию, так и хромотерапию, изучающую свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или негативное воздействие на человека, так как зрение является одним из важных видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативную, влияющую на поведение.

Арт-терапия включает в себя как изотерапию, так и хромотерапию, изучающую свойства цвета. Издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное или негативное воздействие на человека, так как зрение является одним из важных видов чувств. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативную, влияющую на поведение.

Нестандартные техники и приемы, используемые  в арт-терапии:  1.Рисование ладошками (бабочки, рыбки, солнышко, цветы). Психологи рекомендуют использовать эту технику рисования для коррекции агрессивного поведения и повышенной возбудимости.  2.Отпечаток при помощи листа пекинской капусты.  3.Кляксография (дорисовывание клякс). Используется при повышенной возбудимости.  4.Рисование шерстяными нитками (нитка складывается пополам, делается петелька, опускается в гуашь, окрашивается и тянется через бумагу). Тоже используется при коррекции повышенной возбудимости.

Нестандартные техники и приемы, используемые в арт-терапии: 1.Рисование ладошками (бабочки, рыбки, солнышко, цветы). Психологи рекомендуют использовать эту технику рисования для коррекции агрессивного поведения и повышенной возбудимости. 2.Отпечаток при помощи листа пекинской капусты. 3.Кляксография (дорисовывание клякс). Используется при повышенной возбудимости. 4.Рисование шерстяными нитками (нитка складывается пополам, делается петелька, опускается в гуашь, окрашивается и тянется через бумагу). Тоже используется при коррекции повышенной возбудимости.

Рисование поролоновыми губками. При повышенной возбудимости. Рисование двумя кисточками одновременно. При повышенной возбудимости. Рисование мыльными пузырями, смешенными с гуашью. Детям предлагают выдувать пузыри через трубочку для вытеснения агрессии. Точечный рисунок (ватными палочками, пробками, крышками…) для снижения агрессии. Монотипия – рисование на одной стороне бумаги, которую потом складывают пополам. Используется для снижения агрессии. Оттиск мятой бумагой. Для снятия негатива, выплеска эмоций. Рисование на мятой бумаге. Для робких и тревожных детей. Рисование ватными шариками. Ребенку предлагают окрасить ватный шарик в краске, положить на бумагу, лежащую на подносе, и шевелить поднос, чтобы шарик перекатывался. Используется при коррекции повышенной возбудимости и истерических состояний. Рисование на марле (капель). Коррекция истерических состояний. Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем. Используется при коррекции истерических состояний.
  • Рисование поролоновыми губками. При повышенной возбудимости.
  • Рисование двумя кисточками одновременно. При повышенной возбудимости.
  • Рисование мыльными пузырями, смешенными с гуашью. Детям предлагают выдувать пузыри через трубочку для вытеснения агрессии.
  • Точечный рисунок (ватными палочками, пробками, крышками…) для снижения агрессии.
  • Монотипия – рисование на одной стороне бумаги, которую потом складывают пополам. Используется для снижения агрессии.
  • Оттиск мятой бумагой. Для снятия негатива, выплеска эмоций.
  • Рисование на мятой бумаге. Для робких и тревожных детей.
  • Рисование ватными шариками. Ребенку предлагают окрасить ватный шарик в краске, положить на бумагу, лежащую на подносе, и шевелить поднос, чтобы шарик перекатывался. Используется при коррекции повышенной возбудимости и истерических состояний.
  • Рисование на марле (капель). Коррекция истерических состояний.
  • Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем. Используется при коррекции истерических состояний.
«Кофейные истории» с применением метода песочной и аромо-терапии. Когда песчинки взлетают в небо,  они превращаются в звезды.Но когда звезды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка. Звезды – это песчинки, которые над головой, а песчинки – это звезды, которые под ногами.  Феликс Кривин

«Кофейные истории» с применением метода песочной и аромо-терапии.

Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звезды.Но когда звезды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка. Звезды – это песчинки, которые над головой, а песчинки – это звезды, которые под ногами.

Феликс Кривин

 Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей разных возрастов – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение.  В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни ребёнка.

Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей разных возрастов – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение.

В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни ребёнка.

Используемая литература:

  • Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. — М., 2006.
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: Питер, 2000.
  • Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. — М., 1986.
  • Головин. С. Ю. Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998.
  • Копытин А. И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг. — М.: Когито-Центр, 2008.
  • Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие / А. А. Осипова. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
  • Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. — СПб.: Питер, 2010.
  • Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2007. Шевелева, Е. И. Арттерапия как способ коррекции проявлений девиантного поведения у подростков / Е. И. Шевелева. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11863/ (дата обращения: 08.04.2020).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!