СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.»

Инновационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.

Зуева Ирина Юрьевна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 34

E-mail: [email protected]

Краткая аннотация

В статье рассказывается о различных образовательных технологиях. Также говорится, что для процесса обучения существует всегда своя технология, характерная для тех методов и средств, которые преподаватель использует при организации и проведения занятий. А также инновационные направления современной дидактики педагогических технологий, используемых в нашей начальной школе.

Innovative technology at the lessons of the world in elementary school.

Zueva Irina Yurievna

Primary school teacher

MBOU OOSH № 34

E-mail: [email protected]

A brief annotation

The article discusses various educational technologies. It is also stated that the learning process is always there, its technology, characteristic of those methods and tools that teacher uses in the organization and conduct of classes. As well as innovative directions of modern didactics, educational technologies used in our elementary school.

Начальная школа – эта уровень общего образования, на котором ученикам дают необходимые знания. Также учит их логически мыслить, прививать любовь и уважение ко всему духовному. В начальных классах развивают также качества на личность, мышление, внимание и память. В этом возрасте у ребенка начинается социальное и личностное развитие. Педагог должен суметь поставить ребенка на равный уровень с собой и дать возможность ему сознательно управлять собой и окружающим миром. Нужно отметить, что инновации в образовании должны быть направлены на создание личности и на успех в любой области.
В любой школе каждый учитель использует новые технические и педагогические возможности. И в процессе обучения всегда своя технология тех методов, которые учитель использует при проведении уроков. Прежде всего, технология обучения обозначает приемы организации труда учителя, которыми наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения. Освоение и использование новшеств понимается как инновационная деятельность. А любая школа развивается посредством инновации. Из этих инновационных направлений ниже представлены те педагогические технологии, которые используются в начальной школе на уроках окружающего мира.

Цель изучения окружающего мира – это целостная картина мира и осмысление ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Достичь этих целей помогают различные образовательные технологии. Поэтому выделяют такие технологии как:

-здоровьесберегающие;

-информационно-коммуникативные;

- игровые;

- метод проектов;

- технология обучения в сотрудничестве;

1. Здоровьесберегающие технологии.

Соблюдение режима дня является основой в профилактике болезней. Сохраняя здоровье детей за весь период обучения в школе, у них формируются необходимые знания по здоровому образу жизни. Также уменьшается процент заболевания среди учащихся. Эту технологию применяют на всех этапах урока. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, с ними проводят физминутки, упражнения для рук и пальцев, для правильного дыхания, для укрепления мышц глаз.

2.Информационно-коммуникативные технологии.

На сегодняшний день ИКТ можно считать новым способом передачи знаний. И именно такой способ позволяет ребенку учиться с интересом, находить источник информации. По сравнению с другими техническими средствами, они позволяют обеспечить наилучшую наглядность. Помимо этого средства, мультимедии эффективно поддерживают игровые формы урока. Для того чтобы урок стал более интересным, нужно предусмотреть, как и где лучше включить. При использовании ИКТ применяют такие направления:

-разные дидактические материалы. А именно обучающие аудио и видеоматериалы, презентации к урокам.

-поиск из Интернета для подготовки уроков, практических работ по окружающему миру.

Отсюда вывод, что современные технологии обучения, которые используются на уроках, развивают личность ребенка.

Тема «Берегите воду».

Презентация по теме урока, выполнение тестов на компьютере - это дает повышение компьютерной грамотности,

дети легче воспринимают и усваивают сложные вопросы, они

работают более творчески, становятся уверенными в себе.

3. Игровые технологии.

Такая форма обучения на уроке дает эффективную организацию взаимодействия учителя и детей. Игра – это творчество. У детей во время игры вырабатывается привычка сосредоточенности, развивается внимание, они начинают самостоятельно мыслить. Самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием. На уроках окружающего мира игра расширяет представление о природе и красоте родного края.

Игра « Помоги кусочку хлеба пройти по лабиринту пищеварительной системы». Повышает работоспособность всех учеников, умение сопереживать, приходить на помощь в решении трудных проблем.

Игровые технологии помогают раскрывать творческий потенциал детей. В начальной школе используют приемы и методы по технологии ТРИЗ ( Теория Решения Изобретательских Задач), которые помогают решить следующие задачи:

1.Воспитательные – развитие у детей самостоятельности, уверенности;

-формирование у детей бережного отношения к окружающему миру.

2.Образовательные–положительное отношение детей к учебному процессу;

- анализ и решение поставленных задач.

3. Развивающие – развитие речи, памяти, мышления и воображения.

Например, использования приемов ТРИЗ на уроках окружающего мира:

«Метод Маленьких Человечков» - представление о внутренней структуре тел живой и неживой природы.

В ходе работы получается таблица. При знакомстве с жидкими и твердыми телами природы используют этот метод. Объясняя строение тел и их свойства, учитель говорит, что « тела, окружающие нас состоят из человечков, они очень маленькие, и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле - человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделируют сами дети. Они показывают нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»

Развивается память, внимание, интерес к предмету

4.Метод проектов.

Проектные технологии широко применяются во внеурочной деятельности. Они способствуют развитию социальных навыков. Дети учатся работать в группах, выполнять роль лидеров, слушают и принимают другое мнение, анализируют, сравнивают. И сами же выбирают пути решения данной проблемы. Этот метод позволяет повышать активность и деятельный подход в обучении.

Тема: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Цель исследования: распределить продукты на полезные и вредные.

План работы:

1.Рассмотреть и назвать продукты.

2.Распределить на две группы: полезные и вредные.

3.Наклеить в памятку и сделать вывод.

Вывод: надо употреблять в пищу только полезные продукты.

5.Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Работая в команде, дети расширяют межличностные отношения. Предмет « Окружающий мир» очень интересный, но сложный. Чтобы не угас интерес к этому предмету, его необходимо сделать творческим. Учитель может использовать на уроках игровые моменты, и процесс обучения становится более интересным. И очень часто на уроках окружающего мира используют технологию сотрудничества. Сразу становится заметно, что материал усвоения возрастает, детям намного легче вместе работать.

Таким образом, современные технологии позволяют учителю спланировать свою работу в развитии личности ребенка и добиться хороших результатов.

Класс: 2

Тема урока: Пожар!

Этап урока: постановка учебной задачи.

Учитель: Миллион лет тому назад люди научились добывать огонь. Но огонь бывает разный. Он может быть как добрым, так и злым. И в этом нам предстоит сегодня убедиться. А также выяснить, что надо делать, чтобы не было пожара и как себя вести, если все-таки пожар произошел.

А выясним мы все это, если будем работать дружно, помогая друг другу.

Каждая группа сейчас получит задание. И через 2 минуты вам надо будет дать ответ

1 группа расскажет, когда огонь является другом для человека. А для этого необходимо найти к каждому знаку предложение, которое объясняет, что на нем изображено.

2 группа определит, когда огонь становится человеку врагом и расскажет нам о причине пожара. В этом помогут сигнальные карточки.

3 группа установит, что надо делать, чтобы пожар не случился. Надо правильно вставить слова в предложения.

4 группа расскажет нам, как надо вести себя, если пожар все- таки произошел.

(Все группы получают письменные задания)

Такая технология на уроках помогает укреплять знания, вызывает положительные эмоции.


Литература:

1.«Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель: О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.

2.Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2000. - №2.

3.Сорокина Н.Д. Инновационное обучение: сущность и содержание / Наталья Дмитриевна Сорокина .

4.Современные педагогические технологии / УМК к программе курсов повышения квалификации педагогических кадров / Сост. И.Е. Гаерещенко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003.

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /

[ А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!