I. Общие сведения
-
| Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личности обучающихся и повышения качества их обученности |
-
| Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | 1. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности. 2. В современном мире, динамично развивающемся, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений. 2. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. 3. Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами. |
-
| Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Цель: раскрытие возможности проблемно-диалогического обучения как средства личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности. Задачи: - раскрытие понятия «проблемно-диалогическое обучение»; - представление технологии постановки учебной проблемы и поиска её решения на уроках русского языка, подкреплённое примерами из собственного опыта работы по данной технологии; - доказательство результативности технологии путём исследований качества обученности учащихся, степени удовлетворённости и уровня их мотивации к изучению русского языка. |
-
| Концепция изменений | Концепция изменений, предложенных автором данного опыта, заключается в том, что в современном обществе меняются приоритеты образования. Обучающийся должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, используется новая организация совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогового обучения, которая помогает обучающимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих. |
-
| Сущность ИПО | Сущность инновационного педагогического опыта заключается в создании развивающего образовательного пространства (замена урока объяснения материала уроком «открытия» знаний) средствами проблемно-диалогического обучения, обеспечивающего творческое усвоение знаний обучающимися посредством диалога с учителем. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование обучающимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания обучающимися (творческий тип деятельности). Обучение проводится на основе двух диалогических методов: побуждающего и подводящего диалога. Наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует обучающихся к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности обучающихся. Подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания, развивает речь обучающихся и логическое мышление. Выделяются три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых обучающимися формулировок учебной проблемы. Создание проблемной ситуации – это введение противоречия, столкновение с которым вызывает у обучающихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Подводящий к теме диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных обучающимся вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога входят разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет обучающимся сформулировать тему урока. Сообщение темы с мотивирующим приёмом заключается в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание обучающихся, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся. Суть поиска решения учебной проблемы заключается в том, что учитель помогает обучающимся открыть новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог (в приоритете) и подводящий к знанию диалог. Каждый этап урока построен на основе активных и интерактивных методов обучения. Сущность и новизна опыта заключаются в том, что подобная форма работы на уроке помогает поставить учебную проблему или вопрос для исследования, вызывая интерес к новому, формируя познавательную мотивацию. |
-
| Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски | Проблемно-диалоговое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала: нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Технология опыта формировалась на следующих основных этапах: Ознакомление и изучение теоретических основ опыта, оценка возможностей применения проблемно-диалогового обучения. Экспериментальное внедрение технологии проблемного диалога в 5-9 классах с целью повышения эффективности подготовки к ГИА. Анализ результатов экспериментального опыта (участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности). Оценка перспективы применения технологии проблемного диалога на средней ступени обучения. Учителем разработана копилка методических приёмов создания ситуации учебного диалога; разработан и создан банк активных методов обучения; блок технологических карт уроков русского языка; разработаны новые формы оценивания результатов обучения школьников, новые способы осуществления рефлексии. Риски: Педагогические: 1. Авторитаризм педагога. 2. Закрытые вопросы. 4. Критическое слушание. Трудоёмкость: Организационные моменты: - ни одна из реплик не должна остаться без ответа; - учебный диалог ограничен во времени; - если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; - учебный диалог требует полных ответов; - учебный диалог требует предварительной подготовки; - активные и интерактивные методы обучения требуют большой, выверенной по времени подготовки урока. Ограничения: временные рамки урока, малокомплектность класса. |
-
| Условия реализации изменений | Педагогические: 1) Мотивирование обучающихся, вызов личностного интереса для освоения учебной деятельности; 2) создание для обучающихся состояния психологического комфорта, условий для возникновения реальной «ситуации успеха»; 3) создание среды для развития мыслительных способностей через овладение определенными мыслительными операциями; 4) построение диалога в образовательном пространстве школы, группы на основе проблемных, эвристических, рефлексивных методов; 5) построение в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использование групповых форм организации учебного прогресса; 6) обеспечение организации поисковой продуктивной деятельности обучающихся на занятиях; 7) проектирование деятельности с опорой на зону ближайшего развития обучающегося и осуществление перевода в зону ближайшего развития. Методические: Подбор методических материалов для реализации ИПО. Подведение ежедневных итогов деятельности. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов. Материально-технические: 1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения урока. |
-
| Результат, полученный автором в ходе реализации | Результативность технологии проблемно-диалогического обучения заключается: - в повышении интереса обучающихся к изучению русского языка; - в обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения; - в развитии личности ребёнка, его творческих способностей; - в эмоционально-чувственном удовлетворении обучающихся результатами труда; - в развития речи, логического мышления обучающегося; - в достижении высокого уровня обученности. Данная технология исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей: - способность к исследованию, повышение качества исследования, проектов; - способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия; - способность принимать решения; - способность осуществлять принятое решение; - способность постоянно осваивать новые виды деятельности. Результативность заключается и в следующих качественных показателях: 100% обучающихся, принявших участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах творческих и исследовательских работ становятся победителями или призёрами; Победители в муниципальном этапе олимпиад по русскому языку (2015г.- победитель; 2016 г. – призёр) 100 % качества знаний – результат итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ по русскому языку); 68 балов – максимальный результат итоговой аттестации в форме ЕГЭ; положительная динамика учебных достижений (с 50% качества до 100%); 80% обучающихся имеют высокий уровень обученности |
-
| Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | http://multiurok.ruh /ttps://multiurok.ru/http-kolabmultiurok-ru/ |
-
| Ф.И.О. составителя карты | Колабская Светлана Александровна |
-
| Форма распространения представленного опыта, уровень распространения | Выступление с докладом на педагогическом совете (школьный уровень) Совещания по проблемам педагогики (школьный уровень) Проведение публичных презентаций собственного опыта (школьный, муниципальный уровень) Проведение мастер-классов (школьный, муниципальный уровень) Руководство творческой группой учителей (муниципальный уровень) Проведение семинаров (школьный, муниципальный уровень) Проведение открытых уроков (школьный, муниципальный уровень) Выступление на методическом объединении (муниципальный уровень) Размещение образовательных продуктов в сети Интернет (со ссылкой на интернет-ресурс) Участие в «круглых столах» (школьный, муниципальный уровень) Выступления на научно-практических конференциях (муниципальный уровень) Проведение творческих отчётов (школьный, муниципальный уровень) Участие в методических выставках (муниципальный уровень) Участие в конкурсах профессионального мастерства (школьный, муниципальный, областной, межрегиональный) Педагогические консультации (школьный, муниципальный уровень) |
-
| Дата составления информационной карты (число, месяц, год) | 20.03.2017г. |