СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный опыт работы по теме "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личности обучающихся и повышения качества их обученности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена информационная карта описания опыта работы учителя по теме "Технология проблемно-диалогического обучения  на уроках русского языка как средство формирования личности обучающихся и повышения качества их обученности"

Просмотр содержимого документа
«Инновационный опыт работы по теме "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личности обучающихся и повышения качества их обученности"»



Представление информации

о наличии инновационного педагогического опыта


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Колабская Светлана Александровна

Организация, в которой работает автор опыта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области


Адрес

Смоленская область Краснинский район д. Викторово переулок Школьный д.1


Номер контактного телефона

84814525225

Должность

Учитель русского языка и литературы


Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

Русский язык и литература

Стаж работы в должности

23 года

II.Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личности обучающихся и повышения качества их обученности

Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

1. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности. 2. В современном мире, динамично развивающемся, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений. 2. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. 3. Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами.

Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Цель: раскрытие возможности проблемно-диалогического обучения как средства личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности.

Задачи:

- раскрытие понятия «проблемно-диалогическое обучение»;

- представление технологии постановки учебной проблемы и поиска её решения на уроках русского языка, подкреплённое примерами из собственного опыта работы по данной технологии; - доказательство результативности технологии путём исследований качества обученности учащихся, степени удовлетворённости и уровня их мотивации к изучению русского языка.

Концепция изменений

Концепция изменений, предложенных автором данного опыта, заключается в том, что в современном обществе меняются приоритеты образования. Обучающийся должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, используется новая организация совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогового обучения, которая помогает обучающимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

Сущность ИПО

Сущность инновационного педагогического опыта заключается в создании развивающего образовательного пространства (замена урока объяснения материала уроком «открытия» знаний) средствами проблемно-диалогического обучения, обеспечивающего творческое усвоение знаний обучающимися посредством диалога с учителем. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование обучающимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания обучающимися (творческий тип деятельности). Обучение проводится на основе двух диалогических методов: побуждающего и подводящего диалога. Наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует обучающихся к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности обучающихся. Подводящий диалог, при котором учитель пошагово приводит учеников к формулировке темы или знания, развивает речь обучающихся и логическое мышление. Выделяются три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1) создания проблемной ситуации;

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предполагаемых обучающимися формулировок учебной проблемы.

Создание проблемной ситуации – это введение противоречия, столкновение с которым вызывает у обучающихся эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных обучающимся вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога входят разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет обучающимся сформулировать тему урока. Сообщение темы с мотивирующим приёмом заключается в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание обучающихся, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих обучающихся.

Суть поиска решения учебной проблемы заключается в том, что учитель помогает обучающимся открыть новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог (в приоритете) и подводящий к знанию диалог.

Каждый этап урока построен на основе активных и интерактивных методов обучения.

Сущность и новизна опыта заключаются в том, что подобная форма работы на уроке помогает поставить учебную проблему или вопрос для исследования, вызывая интерес к новому, формируя познавательную мотивацию.

Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски

Проблемно-диалоговое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала: нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Технология опыта формировалась на следующих основных этапах: Ознакомление и изучение теоретических основ опыта, оценка возможностей применения проблемно-диалогового обучения. Экспериментальное внедрение технологии проблемного диалога в 5-9 классах с целью повышения эффективности подготовки к ГИА. Анализ результатов экспериментального опыта (участие в олимпиадах, конкурсах, исследовательской деятельности). Оценка перспективы применения технологии проблемного диалога на средней ступени обучения.

Учителем разработана копилка методических приёмов создания ситуации учебного диалога; разработан и создан банк активных методов обучения; блок технологических карт уроков русского языка; разработаны новые формы оценивания результатов обучения школьников, новые способы осуществления рефлексии.

Риски:

Педагогические:

1. Авторитаризм педагога.
2. Закрытые вопросы.
4. Критическое слушание.

Трудоёмкость:

Организационные моменты:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки; - активные и интерактивные методы обучения требуют большой, выверенной по времени подготовки урока.

Ограничения: временные рамки урока, малокомплектность класса.

Условия реализации изменений

Педагогические:

1) Мотивирование обучающихся, вызов личностного интереса для освоения учебной деятельности;

2) создание для обучающихся состояния психологического комфорта, условий для возникновения реальной «ситуации успеха»;

3) создание среды для развития мыслительных способностей через овладение определенными мыслительными операциями;

4) построение диалога в образовательном пространстве школы, группы на основе проблемных, эвристических, рефлексивных методов;

5) построение в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использование групповых форм организации учебного прогресса;

6) обеспечение организации поисковой продуктивной деятельности обучающихся на занятиях;

7) проектирование деятельности с опорой на зону ближайшего развития обучающегося и осуществление перевода в зону ближайшего развития.

Методические:

  1. Подбор методических материалов для реализации ИПО.

  2. Подведение ежедневных итогов деятельности.

  3. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Материально-технические:

1.   Выбор оптимальных условий и площадок для проведения урока.

Результат, полученный автором в ходе реализации

Результативность технологии проблемно-диалогического обучения заключается:

- в повышении интереса обучающихся к изучению русского языка;

- в обеспечении развивающего эффекта и мотивации учения;

- в развитии личности ребёнка, его творческих способностей;

- в эмоционально-чувственном удовлетворении обучающихся результатами труда;

- в развития речи, логического мышления обучающегося;

- в достижении высокого уровня обученности.

Данная технология исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию, повышение качества исследования, проектов;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Результативность заключается и в следующих качественных показателях:

  • 100% обучающихся, принявших участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах творческих и исследовательских работ становятся победителями или призёрами; 

  • Победители в муниципальном этапе олимпиад по русскому языку (2015г.- победитель; 2016 г. – призёр)

  • 100 % качества знаний – результат итоговой аттестации в 9 классе (ОГЭ по русскому языку); 

  • 68 балов – максимальный результат итоговой аттестации в форме ЕГЭ; 

  • положительная динамика учебных достижений (с 50% качества до 100%);

  • 80% обучающихся  имеют высокий уровень обученности

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

http://multiurok.ruh

/ttps://multiurok.ru/http-kolabmultiurok-ru/

Ф.И.О. составителя карты

Колабская Светлана Александровна

Форма распространения представленного опыта, уровень распространения

Выступление с докладом на педагогическом совете (школьный уровень)

Совещания по проблемам педагогики (школьный уровень)

Проведение публичных презентаций собственного опыта (школьный, муниципальный уровень)

Проведение мастер-классов (школьный, муниципальный уровень)

Руководство творческой группой учителей (муниципальный уровень)

Проведение семинаров (школьный, муниципальный уровень)

Проведение открытых уроков (школьный, муниципальный уровень)

Выступление на методическом объединении (муниципальный уровень)

Размещение образовательных продуктов в сети Интернет (со ссылкой на интернет-ресурс)

Участие в «круглых столах» (школьный, муниципальный уровень)

Выступления на научно-практических конференциях (муниципальный уровень)

Проведение творческих отчётов (школьный, муниципальный уровень)

Участие в методических выставках (муниципальный уровень)

Участие в конкурсах профессионального мастерства (школьный, муниципальный, областной, межрегиональный)

Педагогические консультации (школьный, муниципальный уровень)

Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

20.03.2017г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!