СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный опыт учителя технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи 

Просмотр содержимого документа
«Инновационный опыт учителя технологии»

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Актуальность и перспективность опыта.

Я стремлюсь  научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению  любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как: мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства; постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться.

Трудовая деятельность - это целенаправленная работа всего педагогического коллектива при постоянном взаимодействии с родителями; это кропотливый труд, состоящий из целого ряда взаимосвязанных мероприятий (школьные традиции, экскурсии, конкурсы, праздники …) в результате которых у учащихся формируются навыки самообслуживания; культуры поведения; воспитывается эстетический вкус. А главное быть самостоятельным, знать свои возможности, с радостью раскрывать свои способности и в будущем стать востребованным человеком в обществе.

Важным аспектом педагогической деятельности учителя является возможность в процессе трудового обучения сформировать устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию, через расширение функциональных возможностей побудить его к успешной творческой самореализации. Целенаправленная деятельность моя, как учителя, направлена на выявление и развитие у детей трудовых интересов и склонностей в соответствии с их личными способностями, потребностями и пригодностью к той или иной профессии.

Концептуальность. Наличие теоретической базы опыта.

В своей работе учитываю индивидуальные особенности   учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки. При  обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности  учащихся, активизировать их познавательную деятельность. Исходя из возможностей ученика, условий обучения и материального обеспечения выбираю соответствующие виды труда, учитываю содержание программы (некоторые темы могут опускаться или по их образу разрабатываю новые для других видов труда), а также определяю время, необходимое на отработку содержания программной темы.

Занятия строю с учётом педагогической работы, они должны быть увязаны со всеми этапами урока, с содержанием учебного материала, с дидактическими целями и методами обучения. Трудовое воспитание учащихся направляю на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии.

Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям. Поэтому учу воспитанников планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Наиболее эффективным, считаю в нашей школе, является индивидуальное и дифференцированное обучение. В разработанной программе по развитию творческих способностей, ребенку дается возможность начать свое обучение с любого раздела программы и выбрать то направление, которое он готов воспринять именно сейчас, исходя из своих реальных возможностей. Для этого предусматриваю разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным. Но перед ребенком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобо­да в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы. Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно – прикладного искусства в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные детьми на уроках, участвуют в выставках, что придает силу и повышает самооценку учащихся, дает уверенность в завтрашнем дне.

В настоящее время одним из принципов образования является  гумманизация,  которая требует конкретных инновационных технологий, обеспечивая ее реализацию. Я использую технологию личностно – ориентированного обучения, которая помогает создать условия для самопознания, самоопределения и самореализации слабовидящих  учащихся.  Метод проектов является одним из ведущих направлений в личностно – ориентированном подходе к обучению учащихся. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, -  утверждал выдающийся психолог Л. С. Выгодский, - завтра он становится способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Ведущая педагогическая идея.

Работа на уроках технологии у меня заключается в том, что одним из направлений работы является метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям  учащихся и их интересам.

В ходе проектирования учитель является  консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. Творческий проект учащихся, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку, проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Проект направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальные способности учащихся, веру в творческие силы человека, в его возможности, идет «проектирование в человеке лучшего».

При выборе темы проекта учитываю уровень развития ребенка: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Принимаю ученика таким, какой он есть, использую все хорошее и доброе заложенное в нем, его желания и способности которые станут основанием для создания, задуманного изделия. При его органи­зации над проектом учитываю возрастные и индиви­дуальные особенности ребенка. При работе над проектом ребенок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, дома и т.п. Ребенок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг. Например: При выполнении проекта по теме «Изготовление декоративного панно для комнаты» ученик встает перед проблемой, для чего он будет изготавливать панно, где оно пригодится. Как изготовить? Находит решение.
Работа по такой схеме, несет в себе организацию творческого пространства вокруг изготовления изделия. Выходом творческого проекта ребенка будет служить общественная значимость его работы, одобрение коллектива, приобретенные знания и умения при выполнении изделия, умение защитить свою работу, свой проект, развитие мышления через творческий поиск. Обучение проектным методам развивает личность как социально-значимую за счет включения ее в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, помогает адаптироваться в условиях конкуренции. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России. Проектная деятельность – это поиск, разработка, передача идей:  поисковый метод, метод экспериментов, исследовательский метод, реализация теории в практическую деятельность, подведение итогов. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.   Использование в  работе   проектные методы обучения,  которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые  с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

Учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Цель - развитие активной  творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Мотивы -   радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение новых знаний и умений. Методы - преобладание активных методов: - проблемная, - эвристическая беседа, - диспут,- совместный поиск, - методы активизации  творческого мышления. Формы организации занятия – групповые и индивидуальные:- самостоятельная исследовательская работа, - дискуссия,- «мозговой штурм»,- консультация. Функции учителя – организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач. Функции учащихся – освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира. Статус учителя – помощник, советчик, консультант, старший друг.  Результат – развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации.

Формирование положительной «Я – концепции». (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует).

Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и отрицательные стороны.

1.Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

2.Мотивация школьников к предметно-преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личностной значимости своего труда.

Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Планируя процесс обучения, решает, какие навыки полезны, а учителя обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как учиться.   Такой подход можно считать односторонней передачей знаний:

учитель учит – ученик учится;

учитель говорит –  ученик слушает;

учитель активен –   ученик пассивен;

учитель субъект обучения – ученик объект обучения;

учитель думает – ученик воспроизводит знания, получаемые в   готовом      виде

При использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель – ученик в корне меняются:

ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знание – учитель рекомендует источники   знаний;

ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

ученик субъект обучения – учитель партнер;

ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора

Важная проблема для педагога – показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.     Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат.

Оптимальность и эффективность средств.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

Имея те или иные способности,  слабовидящие учащиеся активно проявляют себя в групповой проектной деятельности. Распределив все этапы выполнения проекта, учащиеся конкретно приступают к выполнению своего задания.

Начиная с 5 класса, учащиеся выполняют проекты  по выбору: изготовление швейного изделия, украшение интерьера кухни, столовой; сервировка стола к празднику; изготовление картины; лоскутная пластика, изготовление декоративных вязаных вещей; вышивка крестиком и гладью; изготовление цветов из бумаги и многое другое.

Каждый этап работы  внимательно и строго контролируется. Учащиеся осуществляют самостоятельную деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины.

Результативность опыта.

Важная проблема для педагога – показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.     Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию и по результатам проведённых школьных и районных мероприятий. Свои умения и навыки я с радостью передаю детям. Очень рада, когда горят творческим азартом глаза учащихся. Лучшие работы учащихся выставляются на конкурсы, фестивали, выставки. За последние годы ученицы неоднократно становились призерами и победителями школьных, районных  предметных олимпиад. Два года подряд учащиеся являются участниками и призерами районного конкурса «Умелые руки» победителями и призёрами районной научно- практической конференции. Принимаю участие в общественной жизни школы, провожу открытые уроки, выступаю на районных семинарах, педагогическом совете  школы и на методическом объединении учителей « Технологии и ФК».

 Общественная активность педагога.

Член всероссийской политической партии ЕДИНАЯ РОССИЯ с 2009 года. Классный руководитель





















































инновационный опыт


 

Представление инновационного опыта Шуваловой Раисы Валерьевны

учителя математики и информатики

Я, Шувалова Раиса Валерьевна, в ГКС(К)ОУ РМ «Ардатовская специальная (коррекционная) школа – интернат IV вида» работаю учителем информатики и математики  с 2003 года. Имею высшее образование. Закончила, очно, в 2003 году МГПИ им. М.Е. Евсевьева, учитель математики и информатики по специальности  «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика».

С 2011-2012 учебного года я поставила перед собой задачу: «Обеспечение максимально возможной самореализации личности слабовидящих учащихся с помощью развития компьютерной грамотности»

Чтобы чего-то добиться в своей работе, сначала необходимо завоевать доверие детей и пробудить у них интерес к информатике. Мои уроки дети посещают с удовольствием, внимательно слушают объяснение и стараются выполнять задания. Чтобы не потух интерес у учащихся к моему предмету, я стараюсь украсить свой урок творческими заданиями.Перед началом учебного года я составляю рабочие программы для каждого класса. Во время урока провожу гимнастику для глаз. Провожу определенную внеклассную работу: провожу занятия с «увлеченными», факультативы, кружки с учащимися. Необходима система специально организованного, ориентированного именно на достижение интереса, а значит и развития, обучения. Образование для слепых и слабовидящих учащихся бесконечно важно. Это – жизнь, активное участие вместе со всей страной в решении актуальных задач нашего общества. Это – обретение самостоятельности. Образование для слепых и слабовидящих не только реабилитация и восстановление их социального статуса как личности и члена общества, но и преодоление трудностей, развитие и трансформация своих внутренних сил и потенциала, предотвращение негативного отношения к ним зрячим. Считаю, что информатика является наиболее благоприятной сферой для интеграции предметов. При объяснении нового материала использую блочное изложение темы, при этом уделяю большое внимание работе со схемами, текстами учебников, таблицами. Для лучшего усвоения предлагаемого материала всегда раскрываю перед учащимися дальнейшие перспективы использования изученного, или его нестандартное, не привычное применение. Например, после изучения способов обработки текстовой информации на компьютере, объясняю, как эти знания могут быть использованы для арифметических задач (арифметические операции с «очень большими» числами).Считаю, что только совместная творческая деятельность с учащимися может быть результативна в реализации развивающих целей обучения информатике.

Обучение информатике способствует воспитанию учащихся — идейно-политическому, трудовому, нравственному, умственному, эстетическому.

На своих уроках предлагаю ребятам следующие виды творческих работ: поиск нового по «данной» теме, путеводители по изученной теме, составление и решение интересных задач, работа по углублению знаний учащихся, «праздничные» задачи, лабораторно – практические работы, экспериментальные работы

Приоритетную роль отвожу фронтальным и групповым видам деятельности. Стремлюсь осуществить индивидуальный подход и принцип дифференцированного обучения, активизировать работу учащихся и т.д.

Будущее педагога – в самообразовании, саморазвитии и самовоспитании.

Большое место не только в работе, но и в жизни отвожу этим  требованиям. Постоянно стараюсь пополнять свою библиотеку методической литературой.

Самообразованием занимаюсь постоянно. Пополняю свою библиотеку методической литературой, наглядными пособиями. Стараюсь полученные знания отразить в своей работе. Общаясь со своими коллегами по работе, обмениваемся новинками в своей области. Помимо изучения теоретического материала стараюсь поддерживать свои практические умения и навыки. Создаю свои программы, изучаю самостоятельно языки программирования, составляю задачи.

В апреле 2008 года выступала с докладом на тему «Обучение компьютерной грамотности слабовидящих учащихся» на Окружной научно-практической конференции «Организация и методическое обеспечение обучения инвалидов по зрению, использованию компьютерных технологий» в г.Нижнем Новгороде.

В жизни школы принимаю непосредственное участие. Подготавливаю детей к олимпиадам. В 2008 году учащийся 12 «а» класса Яшин Алексей на районной олимпиаде по информатике занял 1 место.  Принимаю активное участие в подготовке и проведении «Недели естественно-математического цикла». В течение этой недели провожу конкурсы программ и рисунков, беседы, игры, работу кружка.

Выступаю с докладами на педагогических советах и методических объединениях.

Уровень и качество освоения учащимися учебных программ по информатике:

Учебный год                                 Уровень                                       Качество

2009-2010                                    100%                                           55%

2010 - 2011                                   100%                                          59%

2011-2012                                     100%                                          62%


Обобщаю и распространяю педагогический опыт в следующих формах:

Формы обобщения и распространения опыта на муниципальном уровне

· провожу открытые уроки;

· участвую в конференциях, методических семинарах;

· использую информационные технологии и публикации в СМИ;

Обеспечение непрерывности  профессионального образования  учителя

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1) ГОУДПО(ПК)С «Мордовский республиканский институт образования» по проблеме: «Обновление содержания образования по математике»,  Саранск 2008 год, в объеме 72 часа

2) НОУДПО «Институт «АйТи» по программе «Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения», 2009 год, в объеме 72 часа

Общественная активность педагога

Член муниципальной комиссии по проверке олимпиадных заданий по информатике

Член Профсоюзного комитета

Классный руководитель

Награды

1. Благодарственное письмо Администрации школы – интерната, 2009 г.

2. Почетная грамота Главы администрации Ардатовского муниципального района, 2011 г.

3. Почетная грамота Ардатовской районной профсоюзной организации работников народного образования и науки, 2011г.

Описание  собственного инновационного педагогического опыта

воспитателя Курковой Ирины Евгеньевны.

Воспитать человека! Всего два слова, но за ними целенаправленный, повседневный, порой невидимый мой труд, труд воспитателя. Как же научиться видеть всю сложность детской жизни, различать радости и беды детей? Я  с волнением ищу ответ на этот вопрос. Истоки воспитания - в моей душе, в моих мечтах, в моих надеждах, в моей любви. Любовь к детям, формирующая в них и чувство красоты,  и стойкий, сильный характер,  любовь,  развивающая ум,  укрепляющая здоровье, – вот главная ценность  моей  воспитательной деятельности.

Ведущая педагогическая идея моего опыта – научить детей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, природе, труде, поступках людей.

Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

- внедрение новых педагогических технологий и форм воспитания в работу с детьми;

- создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы, эмоционального фона для каждого ребёнка, творческое содействие;

- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут вносить разнообразие и многогранность в творческую деятельность детей;

- накопление и систематика собственного опыта работы, изучение опыта коллег, постоянное расширение кругозора и изучение всех вновь появляющихся тенденций и направлений в этой области воспитания.

Каждое занятие с детьми должно быть ярким, запоминающимся и результативным. Необходимым условием для этого является активная творческая деятельность каждого ребёнка. Добиться этого можно только за счёт создания необходимой рабочей и эмоциональной атмосферы и личным соучастием в каждом творческом процессе.

По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей – важнейшая задача воспитательной работы, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для меня работа воспитателя – это творчество, искусство. Основа моей воспитательной работы – творческие дела, которые доставляют удовольствие детям: будят мысль, развивают ум и душу ребёнка. Работая по проблеме «Развитие творческих способностей детей», я вижу свои результаты.  Мы часто устраиваем  выставки детских работ во время проведения таких общешкольных и внутригрупповых мероприятий как: осенний бал, Новый год, «В гостях у сказки», День учителя и другие. Каждому ребёнку очень важно видеть свои рисунки на выставочных стендах. Это является сильным стимулом для дальнейшего творчества и самосовершенствования. Мы часто ходим на выставки детских работ в художественную школу, где смотрим, как воспринимают и отображают окружающий мир другие дети, знакомимся с новыми приёмами живописи и декоративно-прикладного искусства. Так учащиеся 2 класса принимали участие в республиканских конкурсах «Дорожный калейдоскоп», где Ядгарова Гузаля получила похвальную грамоту за 2 место, и «Город мастеров», где Кондратьева Яна стала победителем в номинации «Изобразительное искусство».

«Сущность человека -  писал  Александр Фадеев – лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его труд и творчество». Именно на таком понимании я стараюсь воспитывать учеников. Мы вместе разрабатываем план мероприятий и все вместе участвуем в них. Никто не остаётся в стороне, для каждого есть дело. «Осенняя ярмарка», «День ученика», «Весёлые старты», конкурс поделок и конкурс рисунков на разную тематику – вот коллективные творческие дела, которые сплотили и объединили нас, подарили нам много радости.

Провожу занятия по внеурочной деятельности под общей тематикой «Твори добро на благо людям», которые создают благоприятные условия для формирования эстетического вкуса, развития творческой индивидуальности и закрепления трудовых навыков  школьников. На  этих занятиях дети  углубляют свои знания и умения в работе с цветной бумагой и картоном, бисером, пряжей и другими прикладными материалами, проявляют инициативность, фантазию, творческую  смекалку. Все это помогает ребятам создавать неординарные, красочные  и оригинальные изделия, проявлять полет фантазии и высокий уровень выполнения.

Самым приоритетным в данном направлении считается метод проектов,  предполагающий обучение учащихся  планированию, анализу и корректированию своей  творческой деятельности, позволяющий проследить весь цикл работы учащихся от зарождения идеи до получения готового изделия. Включаю учащихся в активную творческую деятельность, результатом которой являются следующие детские проекты: «Приметы осени», «Открытка», «Звездное небо» (1 класс), «Изготовление коллекции аквариумных рыбок», выполненных в технике бисероплетения (2 класс). В настоящее время работаем над проектом «Красная книга». В течение ряда лет   применяю  этот метод, который позволяет максимально развивать творческие способности, креативное мышление учащихся. Выполнение творческих проектов   коллективно способствует взаимодействию детей и родителей, что имеет большое воспитательное значение:  повышает  мотивацию учащихся   на более качественное и неординарное  выполнение творческих проектов. Совместно с ребятами,  разрабатывая   этапы выполнения работы,  используем современные компьютерные технологии.

Я активно делюсь опытом своей работы с коллегами Детского дома-школы. В апреле 2012 года дала открытое занятие для воспитанников и воспитателей семьи №6. В мае этого года приняла участие в республиканском конкурсе «Воспитатель года-2012», где стала призёром.

Моя система работы позволяет успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение  применять на практике полученные знания, проявлять  творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы.

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя ГКС(К)ОУ РМ «Ардатовская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат IV вида»

Сергеевой Татьяны Валентиновны.

Сергеева Татьяна Валентиновна. Образование высшее, МГУ им. Н.П. Огарёва. Филологический факультет, специальность «Филология». Присуждена квалификация «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы». Педагогический стаж 14 лет. Должность- учитель русского языка и литературы. Первая квалификационная категория.

Работаю над темой «Обучение учащихся  с нарушением зрения анализу текстов различных стилей и типов речи»Цель работы над темой: воспитание, формирование активной творческой личности слабовидящего ребёнка.  Задачи: развивать логическое мышление у учащихся с нарушением зрения, сформировать умения и навыки связного изложения мыслей  в письменной и устной форме, вырабатывать навыки работы с книгой, сформировать орфографические и пунктуационные навыки, навыки сознательного, выразительного чтения, богатого словарного запаса, грамматического строя речи.

Как сделать урок интересным, увлекательным?  Как привить ученикам разумное отношение к предмету?  Стараюсь уроки строить так, чтобы оградить учащихся от переутомления. Применять индивидуальный подход при организации заданий. На уроках  русского языка и литературы стараюсь заинтересовать учащихся. Для этого использую разного рода игры,  викторины, загадки-шутки, кроссворды, которые являются эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, реализуют потребность к добыванию знаний,  помогают легче усваивать новый материал, закреплять изученный, запоминать правописание слов. Ставлю следующие коррекционные задачи: активизация внимания, смекалки. Происходит сближение учителя и ученика, повышается работоспособность.

Чтобы урок получился разнообразным, использую карточки. Их составляю на каждого ученика, учитывая умственные способности каждого ребёнка. Работу по карточкам, которую провожу как на уроке, так и задаю на дом, проверяют сами учащиеся, то есть самопроверка. Большое место отвожу словарной работе. Новые слова записываем в словарик, а в рабочей тетради составляем предложения с новыми словами. Чтобы учащиеся запомнили написание буквы, знакомлю их со словом через рассказ о его происхождении, через выученное стихотворение, смешной или иллюстрированный рассказ. Словарный диктант провожу часто. Провожу уроки с использованием мультимедийных технологий. Такие уроки эффективны при изучении биографии писателей, поэтов, применяю при повторении и обобщении материала по русскому языку и литературе.

С правилами работаю следующим образом: составляю алгоритмы, которые помогают научиться пользоваться правилами. Эта работа вызывает высокую активность учащихся с нарушением зрения, развивает чёткость мышления.

Эффективны алгоритмы, требующие взаимоисключающих ответов да- нет.  Использую метод наглядности, мозговой штурм, тесты, инсценировки, создаю проблемные ситуации на уроках, чтение по ролям.

Чтение – процесс , требующий временных затрат, умение сосредоточиться. Чтение- это труд и творчество, а не только развлечение и удовольствие. К сожалению,  дети в последнее время перестают читать, реже посещают библиотеки. Книги заменяет телевизор, компьютер. Информация, полученная по телевизору, поверхностна и повторить её через время невозможно. Книгу же можно взять в руки в любое время  и перечитать, почитать…. Стараюсь на уроках литературы прививать учащимся любовь к книге, к чтению. Провожу анализ самостоятельно прочитанных книг. Сложность в том, что книги- большая нагрузка на глаза. В этом помогает

библиотека, где имеется фонотека произведений художественной литературы (говорящие книги).

Использую межпредметные связи русского языка и литературы с историей, МХК, изобразительным искусством, музыкой, применяю метод постановки проблемы и её решения, приучаю добывать знания самостоятельно.

Творческие работы учащихся с нарушением зрительного анализатора направлены на то, чтобы ребёнок осознал, что он - личность, творческая личность!

На своих уроках ставлю коррекционные задачи: развитие связной речи, словесно-логического мышления, образного мышления, словесно-логической памяти, произвольного внимания, воспитываю чувство ответственности, сознательности, прививаю интерес к предмету.

Знание современных  достижений в педагогике и методике преподаваемых предметов, эффективное использование здоровьесберегающих технологий, дифференцированного обучения позволяет провести урок на высоком уровне.

Для каждого класса , в котором работаю, разрабатываю рабочие программы, учитывая специфику школы, особенности учащихся с нарушением зрительного анализатора. Учитывая, что такие дети невнимательны, рассеяны, при планировании урока думаю о формировании у слабовидящих учащихся черт характера: внимания, усидчивости, собранности, целеустремленности. Вышеуказанные черты характера осуществляю через постановку коррекционных целей. Зрительную работу учащихся чередую с другими видами деятельности. Главное предназначение нашей школы и цель коррекционной работы- сохранить зрение ученика, поэтому  планирую физкультпаузу (гимнастику для глаз).

Для слепых и слабовидящих учащихся использую технические средства: тифлоплеер, электронное увеличительное устройство, портативный увеличитель.

В работе каждого человека есть недостатки. Я- не исключение. Среди моих учеников есть неуспевающие. С такими учащимися стараюсь заниматься после уроков, подтягивать их  на уроке. К сожалению, дети часто разбивают очки. Это немного затрудняет учебный процесс. В своей работе руководствуюсь программой Министерства образования Российской Федерации.

Обучение ведётся по учебникам: «Русский язык» 5-7 классы, Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, М., «Просвещение», 2011 г., «Русский язык» 8-10 классы, С.Г. Бархударов, М., «Просвещение», 2011 г. «Русский язык» 11-12 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., « Русское слово», 2012 г. «Литература. Учебник- хрестоматия в двух частях» 5-10 классы, М., «Просвещение», 2011 г. «Русская литература 19 века в двух частях»,  Ю.В. Лебедев, М., «Просвещение», 2011 г.

--- Среди моих учеников разных лет 12 выпускников являются  медалистами, которые  обучались и обучаются в вузах России.

---  Учащиеся под моим руководством принимают активное участие в проектной деятельности, в школьных и муниципальных олимпиадах. Две ученицы были призёрами муниципального этапа олимпиады по русскому языку.

---  Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, молодёжных предметных чемпионатах, некоторые учащиеся награждены сертификатами и призами

---  Провожу уроки с использованием  мультимедийных технологий

---  Провожу индивидуальную работу с одарёнными детьми

---   Факультативные занятия в старших классах, подготавливая их к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

---  Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла

---  провожу открытые уроки и мероприятия

---  принимаю участие в районных секционных занятиях по русскому языку и литературе,

---  собираю дидактический материал для кабинета,

---  предметные недели по предметам гуманитарного цикла,

--- пробный школьный ЕГЭ по русскому языку,

---  месячник родного языка (русского, мордовского) и литературы,

---  общешкольные мероприятия,

--- вхожу в состав школьной комиссии по смотру готовности  учебных кабинетов перед началом учебного года

--- вхожу в состав муниципальной комиссии по проверке олимпиадных заданий по русскому языку и литературе.

--- являюсь наставником молодых специалистов ШМО учителей гуманитарного цикла

--- принимаю активное участие в жизни школы.

Грамотой   Главы администрации Ардатовского муниципального района награждена в  2008 г.

Прохожу курсы повышения квалификации в МРИО, г. Саранск:

«Обновление содержания образования по русскому языку и литературе», 72 часа, МРИО, г. Саранск, 2012 г.   «Психолого-педагогические и технологические подходы к выявлению и развитию одарённости учащихся», 88 часов, МРИО, г. Саранск, 2012 г.

В  2012-2013 учебном году прошла  курсы для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе повышения квалификации:  «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе», 240 часов,  г. Москва.

Нахожусь в тесном контакте с детьми, оказываю методическую и педагогическую поддержку и помощь коллегам, активно взаимодействую  с  родителями, соблюдая профессиональную этику общения.  Свои отношения с детьми строю на доверии, уважении, требовательности и справедливости.

Чтобы любому ученику было хорошо в школе, чтобы были условия для успешного обучения, ребёнку нужен интерес к предмету, взаимопомощь учеников, доброжелательность учителя, определённая раскованность самого ребёнка, отсутствие страха за неудачу, право на ошибку. У каждого ребёнка есть таланты и способности. Дети от природы любознательны. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны  взрослых. Задача педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы!

Обучение в школе – сложный процесс. Обучение детей с нарушением зрения является вдвойне сложным процессом, требующим индивидуального подхода к ребёнку, продуманного распределения нагрузки. Опыт обобщён и размещён на сайте школы: ardspscl. edurm.ru

Представление

инновационного опыта  Баевой Т.И.

учителя начальных классов.

Я, Баева Татьяна Ивановна, в ГКС(К)ОУ РМ "Ардатовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида» работаю с 1985 года. Педагогический стаж 32 года. По специальности, учитель начальных классов,  работаю с 2010 года.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт прежде всего нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Школа должна создать все условия для развития многогранной творческой личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к саморазвитию и самообразованию. Не один год я ставила перед собой задачу, над которой работала вместе с детьми. Тема "Формирование духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях культурного многообразия российского общества". Данная тема очень актуальна была перед празднованием Единения мордовского народа с Россией, актуальна она и сейчас. Работа с подрастающим поколением по данному вопросу велика. Духовно-нравственное воспитание – это определённая система работы, способствующая формированию духовных ценностей учащихся. Большую роль эта работа приобретает на уроках литературного чтения. Каждое детское произведение актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Это и любовь к ближнему, и умение придти на помощь, гордость за свою страну, людей различных профессий совершающих героические поступки спасая других людей. На этих уроках происходят целые дискуссии, споры, где ребята рассказывают и доказывают, восхищаются и критикуют те или другие описанные случаи в произведениях, стихах, сказках. М.Горький утверждал, что «именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности». Духовный мир сказки заключается в ответе на вечный вопрос о счастье. Перед детьми открываются вечные вопросы добра и зла, чести, духовности, истины, смысла жизни. Таким образом, происходит осмысление поступков людей, их отношений, поведения героев, следовательно, происходит самоанализ. А это уже путь к самовоспитанию, к борьбе со своими недостатками.

Моя задача, как учителя:

1.Развивать навыки коммуникативной культуры

2.Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

3.Помогать в освоении нравственных ценностей.

В этом большую роль играют беседы, занятия на этические темы,  концертные  выступления  на детских праздниках при храме (Рождество, Пасха).

В настоящее время в начальной школе большое внимание уделяется развивающим методикам в образовательном процессе. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяет успешность его обучения, специфику овладения им компонентами учебной деятельности, интенсивностью формирования у него общеучебных умений и навыков. В первый класс ко мне пришли дети с разным уровнем подготовки, с разным опытом коллективной деятельности. Труднее всего приходилось детям, которые не посещали детский сад.  Поэтому я обращалась к помощи родителей..  В классе есть дети, испытывающие различного рода трудности в процессе обучения. Эти проблемы возникают по разным причинам: снижение уровня общего развития ребёнка, нарушения памяти и моторики, невнимательность и многое другое. Здоровье сбережение – необходимый компонент современного урока, особенно для учащихся начальных классов. Физкульт минутки, динамические паузы помогают снять напряженность, усталость, переключиться. После короткого перерыва учащиеся более активно включаются в учебно–познавательную деятельность. На уроках  применяю  пальчиковую гимнастику.  Необходимый материал для данной оздоровительной работы я беру из программы по здоровье сбережению, которую разработала и написала сама, работая воспитателем в данной школе. Ее название " Сохраним здоровье". Республиканский экспертный центр утвердил и рекомендовал данную программу для использования в работе с учащимися. Многие материалы реальны для использования и в работе учителя.

Учитывая возрастные особенности учащихся, я активно использую игровые моменты. Вовлекая учащихся в учебную деятельность в игровой форме.

Большое значение по новым образовательным стандартам уделяется вопросу проектно - исследовательской деятельности. Организовывая проектные работы, проводя интересные групповые мероприятия, можно дать ребёнку мощный толчок к саморазвитию, адаптации к учебному процессу, привить навыки саморегуляции.

Уже с первого класса дети учатся составлять проекты по определенным темам и защищать их. Шагнув на первую ступеньку работы по ФГОС НОО и окунувшись в проектную деятельность, я поняла, что данному вопросу необходимо будет уделять огромное внимание и время, и вместе с детьми вести огромную работу в этом направление. Данный вопрос в настоящее время занимает одно из важных мест в моей работе.  Работая над проектами, мы начинаем с поиска информации по заданному вопросу, отбору главного и нужного материала, доработка, личное мнение ученика. Работа по проектной деятельности детям нравится. В первом классе было сложно, сейчас результат  детей  заметен. Это и личный подбор литературы, а главное, уверенная защита проекта на уроке. Мы уже проводили  презентации с приглашением учителей других классов и школ. Так, например,  в декабре  2012 года, во 2 классе была проведена презентация по теме: " Красная книга России," а с презентацией на тему: " Все профессии важны", дети моего класса выступали перед детьми других младших классов. Своей целью в этом вопросе я использовала слова Э.Хаббарда "Цель обучения ребенка (в вопросе проектной деятельности)состоит в том, чтобы сделать  его способным развиваться дальше без помощи учителя".

Отличительной особенностью новых образовательных стандартов является еще и требования к организации внеурочной деятельности младших школьников. Да, это дело не новое, ведь  учитель младших классов в свою работу, как  классного  руководителя включал комплекс воспитательных мероприятий, направленных на решение тех или иных целей и задач. Внеурочная деятельность направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:

1. Приобретение школьником социальных знаний,

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

2..Ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3.Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Решение  данной задачи может осуществиться при помощи преемственности общего и дополнительного образования.

Начиная работу по новым образовательным стандартам, по этому вопросу проводилась работа с родителями. Цель данной работы была, узнать побольше о интересах и увлечениях их детей. Исходя из этого были предложены направления , по которым дети смогли бы заниматься.

Уже второй год дети с большим удовольствием развиваются на занятиях художественно - эстетического направления, творческого, научно - познавательного. Выставки работ в классе, подарки сделанные руками детей не могут не радовать родителей. Занимаясь математикой и геометрией, дети с огромным удовольствием чертят, используя отрезки, прямые и замкнутые линии, дворцы, волшебные дома куда заселяют волшебных, геометрических жильцов. Используя прямоугольники, коробочки различной формы мастерят различных животных. Узнают много интересного из мира математики и геометрии, в этом им помогают  волшебные точки, кружочки и другие геометрические гости. Родители положительно относятся к внеурочным занятиям и замечают, как развивается их ребенок творчески. В это году начала работать мастерская по тестопластики. Для детей это было новое и необычное. Сейчас им это нравится.

Федеральные стандарты новое в жизни школы, учителя, ученика, но задача  по воспитанию и развитию  духовно - нравственной  личности остается, и я думаю, что с введением новых стандартов моя работа в этом направлении будет  еще  более разнообразна, интересна и увлекательна.  Эта работа будет проходит на всех ступеньках  моего  учебно - воспитательного процесса, как урока, так и вне его, и в своей работе я буду и далее помнить о своих заповедях, взятых  как  эпиграф к моей педагогической деятельности.

Заповеди учителя:

1.Подари детям частичку своего сердца.

2.Найди ключик к каждому ребенку.

3.Верь в успех ребенка и он тебя порадует.

4.Идеи, поиск, творчество, сотрудничество. (Поиск новых идей в работе, творческое их воплощение, сотрудничество детей, родителей, учителей.)

Учителю необходимо много времени уделять самообразованию, ведь" формальное образование поможет вам выжить, самообразование приведет к успеху", это слова Д. Рона. Вопросу самообразования я уделяю одно из главных мест. Курсы повышения квалификации в г. Саранске, чтение методической литературы, новое из интернет - источников, все это помогает в работе. Своими знаниями и опытом я делюсь с педагогами из других школ. Выступаю на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, педсоветах, провожу открытые уроки. В этом году открыла свой мини - сайт в интернете, куда помещаю материалы своей работы, работы моих учеников, общаюсь с коллегами из других городов, делюсь своим опытом и беру для себя новое и интересное.

Представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Осиповой Надежды Викторовны

Тема инновационного опыта:

« Современные требования  и подходы к работе по развитию

самостоятельности слабовидящих учащихся в условиях школы – интерната»

Актуальность и перспективность опыта.

Осипова Надежда Викторовна в 1992 году окончила МГУ имени Н. П. Огарева филологический факультет. Образование  высшее. Стаж педагогической работы 21 год. В данном учреждении работаю 11 лет. Имею II квалификационную категорию.

В наступившем  ХХI веке происходит смена образовательной парадигмы: в этих условиях особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях.

Таким образом, в настоящее время развитие самостоятельности становится одной из приоритетных задач в учебном процессе, но необходим  поиск новых форм (методов, способов и приемов) организации учебного процесса, которые позволили бы осуществить поставленные задачи.

Данная проблема актуальна тем, что побуждает искать современные требования и подходы по развитию самостоятельности, развивает творческий потенциал учащихся, повышает интенсивность обучения. Практическая значимость заключается в том ,чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

Своеобразие и новизна опыта заключается применением современных методов по развитию  самостоятельности. Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках русского языка и литературы, так как она тренирует волю, воспитывает работоспособность, внимание, дисциплинирует учащихся. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность учащихся. Если им прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроке различные  её виды, то у детей вырабатывается самостоятельность, развивается мышление и логика.

Наличие теоретической базы опыта.

Проблема  развития самостоятельности у учащихся в процессе учебной деятельности в общеобразовательной школе исследовалась отечественной педагогикой и   в различных аспектах. Над  исследованиями , посвященные развитию самостоятельности учащихся работали Д.В.Вилькаев, С.А.Днепров, Е.П.Есипов, Н. А. Половникова, И.И.Шамова, Г.И.Щукина и др. Основываясь на их идеях педагогическая технология развития представляет собой:

-умение самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать проблемные задачи ;

-использование  самостоятельных работ в процессе обучения;

-использование метода проектов на уроках русского языка и литературы для развития самостоятельности.

- включение обучающихся в ситуацию соревновательности.

Ведущая педагогическая идея – внедрение  в общеобразовательный процесс новых современных технологий. Учитель должен  создать условия для того, чтобы двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой  творческий потенциал.

Оптимальность и эффективность средств.

Современные требования и подходы  являются  эффективным средством формирования личности,  пробуждают умственную самостоятельность у детей, дисциплинируют  мысль, рождают  у ученика веру себя, в свои силы.

Вот поэтому дают возможность педагогу  использовать современные технологии   в своей практике.

- мультимедийные технологии

- проектные  и исследовательские технологии

- технология индивидуального подхода

- технология использования игровых методов

(шарады, кроссворды, лингвистические задачи ,ребусы…)

- тестовая технология

(составление и использование тестов, викторин…)

- развитие творческих способностей.

Результативность опыта

Опыт работы показал ,что в процессе активизации самостоятельности школьников раскрывается творческий потенциал ученика ,повышается мотивация к изучению предмета и  ведет к повышению качества уровня языковой подготовки ,которая является одной из основных составляющих качества образования.

Процент качества знания составляет от 50% до 75%

За последние годы ученики неоднократно становились призёрами и победителями школьных , районных и республиканских олимпиад.

В 2008 году – 3-ое  место в Республиканской олимпиаде по русскому языку среди воспитанников детских домов и школ – интернатов республики.

В 2009 году – 2-ое место в районной олимпиаде по русскому языку. В 2010 году – призер районной олимпиады по русскому языку.    Кроме того, в целях развития познавательного интереса и формирования мотивации в изучении предмета ученики принимают активное участие в конкурсах разного уровня. Они являются постоянными участниками Международного конкурса по языкознанию «Русский медвежонок». Опыт моей работы по данной проблеме представлялся на семинаре «Интеграция : от равных прав – к равным возможностям», который проходил 24 апреля 2012 года в г. Саранске.

 

Представление собственного инновационного  педагогического опыта

учителя начальных классов Карповой Любови Александровны

Развитие навыков правильного и выразительного чтения у учащихся начальных классов

Нельзя быть счастливым, не умея читать.

Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек,

нравственный невежда.

Сухомлинский В.А.

В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без правильного, беглого и выразительного чтения. Чтение-это целенаправленная речевая деятельность. которая обеспечивает человека знаниями, организовывает его, воссоздает опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение, может изменять и совершенствовать личность. Именно через чтение человек познает окружающий его мир. Чтение несет свои функции: воспитательную, образовательную, коммуникативную, эстетическую. Но едва научившись читать, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Роль чтения нельзя недооценить: известно, что хорошо читающий ученик быстро ориентируется в тексте, испытывает меньше трудностей при решении задач, при выполнении упражнений. Поэтому так важно прививать ребенку читательский интерес.

Актуальность и перспективность темы заключается в том, что   правильное, беглое и выразительное чтение в начальных классах - залог  успеваемости в старших классах.

Известно, что если ученик научился читать в период обучения грамоте. То он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и ,наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую -то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.

Концептуальность.

Понимая значимость обучения чтению, воспитания  и развития детей, я ищу пути повышения качества обучения на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт ученых педагогов - новаторов.

Некоторые формы, методы и приемы, которые я использую, давно известны. Другие отличаются новизной. Для меня безразлично, старые это формы, методы, приемы или новые, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их  в зависимости от возраста и подготовки класса.

Современная методика чтения и развития речи использует ценный опыт методики чтения прошлого. Философско - педагогические  идеи Л.Толстого, В Розонова, К.Д.Ушинского, И. Бунакова,  В.А.Сухомлинского.

Меня, как учителя начальных классов, всегда волнует вопрос: как учить чтению?  Я сделала вывод, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребенка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев. Большую роль в становлении навыков чтения играет желание ребенка открыть мир книги , или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребенка чтению. Важно, чтобы ребенок сам начинал видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше. Важно завоевать доверие ребенка, чтобы он хотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.Чтобы дети с желанием, интересно учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать свое мнение по поводу чтения своего товарища, могут дать советы. Навыки чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.

Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах  и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.

Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с использование различных видов работ:

–– чтение текста про себя, комментирование его;

–– чтение текста про себя, разделение  его на логически связанные части;

–– чтение жужжащее;

–– чтение хором;

–– чтение в темпе скороговорки;

–– “прыжки”(чтение  через слово)

–– круговое чтение(небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)

Для формирования выразительности используют такие упражнения:

–– артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;

–– чтение труднопроизносимых слов;

–– выделением голосом то одного, то другого слова в предложении;

–– чтение одного предложения с разной интонацией;

–– “эхо”  учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученик повторяет его с той же интонацией;

­­–– чтение по ролям.

Разнообразная работа с книгой, помощь родителей и библиотекаря – важные стимуляторы роста техники чтения интереса в младшем школьном возрасте.

Теоретическая база опыта

Решение проблемы развития навыка правильного чтения  у младших школьников является весьма актуальной и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (С.А.Аничкин, В.Г.Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф.Климанова, З.И.Романовская,  Н.Н. Светловская).

Интересную методику выработки правильного и беглого чтения разработал В.И. Зайцев. Он считал, что совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становления его отношения к чтению, школе учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей педагогической идеей данного опыта, является создание на уроках ситуации в организации учебного процесса, при которых ученики с разными способностями и подготовкой могли бы с удовольствием включаться в познавательную деятельность, испытывая успех при изучении различных литературных произведений, в результате чего должен формироваться навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения.  Внедрение в практическую деятельность предлагаемого педагогического опыта должно обеспечить:

• повышение качества чтения;

• повышение уровня познавательной активности и читательской самостоятельности;

• повышение интереса к правильному, осознанному чтению;

• возможность выбора пути движения каждого школьника с учетом своих возможностей и способностей.

Оптимальность и эффективность средств.

Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю: дифференцированному обучению; для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учета тех самых неповторимых особенностей каждого ребенка, которые, в конечном счете определяют его личность; педагогическим мастерским, где ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету, где царит атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества и общения.

Стараюсь, чтобы в течении всего урока у ребят на пропадал интерес к изучаемому, не ослаблялась активность.

Главным считаю, чтобы такие уроки взволновали, заставляли ребят задуматься, творить. На таких уроках ребята чувствую очень комфортно, свободно.

Результативность опыта.

Подводя итог своей работы ,могу сделать следующие выводы: все методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверенно на практике. В заключении хочется отметить еще то, что работу по развитию навыков правильного и выразительного чтения в педагогической деятельности считаю важной и обоснованной т.к. как время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность. Поэтому  важно совершенствовать методы и приёмы обучения и воспитания детей именно сейчас. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное- увлекаешься сам и  соответственно увлекаешь детей.

Своим опытом делюсь со своими коллегами.

 

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта

Тимошкиной Натальи Геннадьевны

Работая учителем начальных классов, меня всегда волновало  отсутствие познавательного интереса у детей в нахождении ответов на  возникающие  в процессе обучения  вопросы  и проблемы. Изучив литературу по данному вопросу и начав в 2012-2013 учебном году работать по новым стандартам, я поставила перед собой задачу « Активация учебной деятельности младших школьников посредством применения современных образовательных технологий».

Актуальность и перспективность опыта. Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели.В учебном процессе работаю по образовательной системе "Школа России", которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении  учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

Я  согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование   выдвигаемых принципов и приемов)

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у моих детей разные.Поэтому весь педагогический процесс стараюсь строить учитывая специфику школы, особенности учащихся с нарушением зрительного анализатора.Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением компьютерных технологий.

Наличие   теоретической базы опыта.

За годы своей работы, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, развивающего и проблемного обучения, здоровье сберегающие, игровые, проектного  обучения.   Моей целью в данном направлении является:

-повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;

-приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;

-активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;

-формированию личностных качеств ученика;

-развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;

Эффективность компьютерных технологий в процессе обучения бесспорна, это я поняла, начав работать в классе с компьютером. Ученик на таких уроках не находит времени для скуки, потери времени минимальные. Особенно понравились мне и моим ученикам уроки-презентации.

Говоря о значении проектной деятельности, очень подходит такая китайская пословица: скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня и я научусь. Результатом моей работы является то, что у младших школьников развивается  навык поиска информации: умение работать с литературой,  Интернетом и др.  Дети учатся обширно мыслить, последовательно действовать, добиваться поставленных целей.Проектная деятельность дает возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.

Использую в процессе обучения и здоровье сберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.

Ведущая   педагогическая идея

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Оптимальность и эффективность средств

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, проверочные работы. Мои ученики уже умеют осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых)

Итогом проведенной работы станет то, что дети научатся самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся самостоятельных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они учатся отстаивать свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Мои ученики большой интерес проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Человек и природа», в которых успешно участвуют. В 2011-12 уч. году ученик 4-го класса Максимов Александр занял 1-е место в республике в конкурсе «Кенгуру»..

Возможность тиражирования

Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами.

Представление  инновационного педагогического опыта

работы учителя трудового обучения ГКС(К)ОУ РМ «Ардатовская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа -  интернат IVвида»

Мигуновой И.А.

Я, Мигунова Ирина Александровна с 2003 года работаю в данной школе учителем трудового обучения.  Имею среднее – специальное и высшее образование. Стаж педагогической работы 22 года. Работаю по первой квалификационной категории.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Актуальность и перспективность опыта. Я стремлюсь  научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению  любых задач, ценить прекрасное.

Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе.

Концептуальность. Наличие теоретической базы опыта.

В своей работе учитываю индивидуальные особенности  слабовидящих учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки. При  обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности  слабовидящих учащихся, активизировать их познавательную деятельность.

В настоящее время одним из принципов образования является  гумманизация,  которая требует конкретных инновационных технологий, обеспечивая ее реализацию. Я использую технологию личностно – ориентированного обучения, которая помогает создать условия для самопознания, самоопределения и самореализации слабовидящих  учащихся.  Метод проектов является одним из ведущих направлений в личностно – ориентированном подходе к обучению учащихся. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, -  утверждал выдающийся психолог Л. С. Выгодский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.

Ведущая педагогическая идея.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям  слабовидящих учащихся и их интересам.

В ходе проектирования учитель является  консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

Оптимальность и эффективность средств.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

Имея те или иные способности,  слабовидящие учащиеся активно проявляют себя в групповой проектной деятельности. Распределив все этапы выполнения проекта, учащиеся конкретно приступают к выполнению своего задания.

Начиная с 5 класса, учащиеся выполняют проекты  по выбору: изготовление швейного изделия, украшение интерьера кухни, столовой; сервировка стола к празднику; изготовление картины; лоскутная пластика, изготовление декоративных вязаных вещей; вышивка лентами; вышивка крестиком и гладью; изготовление цветов из кожи; квилинг (бумагокручение) и многое другое.

Каждый этап работы  внимательно и строго контролируется. Учащиеся осуществляют самостоятельную деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины.

Результативность опыта.

Свои умения и навыки я с радостью передаю детям. Очень рада, когда горят творческим азартом глаза учащихся. Лучшие работы учащихся выставляются на конкурсы, фестивали, выставки. За последние годы ученицы неоднократно становились призерами и победителями школьных, районных и республиканских  предметных олимпиад. Два года подряд являемся участниками и призерами межрегионального фестиваля «Параскева – Рукодельница». Принимаю участие в общественной жизни школы, провожу открытые уроки, мастер – классы, выступаю на районных и республиканских семинарах, педагогическом совете  школы и на методическом объединении учителей «Художественно- эстетического цикла».



Инновационный опыт учителя технологии

Посошнова Павла Михайловича

Современный социум, технический прогресс, сложные экономические условия в стране требуют развитие таких способностей человека как: мобильности, профессионализма, компетентности, умения ориентироваться в различных сферах науки, культуры и производства; постоянно совершенствующего свою компетентность, умеющего и желающего учиться.

Трудовая реабилитация слабовидящих - это целенаправленная работа всего педагогического коллектива при постоянном взаимодействии с родителями; это кропотливый труд, состоящий из целого ряда взаимосвязанных мероприятий (школьные традиции, экскурсии, конкурсы, праздники …) в результате которых у учащихся формируются навыки самообслуживания; культуры поведения; воспитывается эстетический вкус, вырабатывается способность контролировать свои жесты, мимику, движения, словом, вести себя и выглядеть сообразно обстоятельствам. А главное быть самостоятельным, знать свои возможности, с радостью раскрывать свои способности и в будущем стать востребованным человеком в обществе.

Важным аспектом взаимодействия слабовидящего, слепого ученика и учителя является возможность в процессе трудового интегрированного обучения сформировать устойчивую мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию, через расширение функциональных возможностей побудить его к успешной творческой самореализации. Целенаправленная деятельность меня, как учителя, направлена на выявление и развитие у детей трудовых интересов и склонностей в соответствии с их личными способностями, потребностями и пригодностью к той или иной профессии.

При обучении детей с патологией зрения учитываю их ограниченность восприятия окружающего мира, более длительный период формирования навыков труда и самообслуживания, вследствие возрастных и специфических особенностей развития. Трудовое обучение – одно из основных направлений реабилитации слабовидящих осуществляется с учётом структуры зрительного дефекта и сохранных анализаторов. Поэтому изучаю физиологические и психоэмоциональные особенности ученика, выявление его способностей и определение функциональных возможностей.

Исходя из возможностей ученика, условий обучения и материального обеспечения выбираю соответствующие виды труда, учитываю содержание программы (некоторые темы могут опускаться или по их образу разрабатываю новые для других видов труда), а также определяю время, необходимое на отработку содержания программной темы.

Занятия строю с учётом коррекционно-педагогической работы, они должны быть увязаны со всеми этапами урока, с содержанием учебного материала, с дидактическими целями и методами обучения.

Трудовое воспитание слепых и слабовидящих учащихся направляю на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии, адекватной их способностям,  состоянию зрения и здоровья.

Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям, в том числе слепым и слабовидящим. Поэтому учу воспитанников планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности.

В школе являюсь руководителем кружка «Искусство резьбы по дереву»,

где ориентация детей направлена на освоение ремесел. В будущем эти знания и умения могут принести дополнительный заработок к пенсии по инвалидности, стать основой предпринимательской деятельности. Работа кружка «Искусство резьбы по дереву» в нашей школе проводится с детьми 5-6 класса, объединенных в одну группу умений . Наиболее эффективным, считаю в нашей школе, является индивидуальное и дифференцированное обучение. В разработанной программе по развитию творческих способностей, ребенку дается возможность начать свое обучение с любого раздела программы и выбрать то направление, которое он готов воспринять именно сейчас, исходя из своих реальных возможностей. Для этого предусматриваю разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным. Но перед ребенком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобо­да в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы. Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно – прикладного искусства в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные детьми в кружке, участвуют в выставках на уровне с нормой по зрению, что придает силу и повышает самооценку слабовидящих и слепых учащихся, дает уверенность в завтрашнем дне.

Работа на уроках технологии у меня заключается в том, что одним из направлений работы является метод проектов. Под ним понимается, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку, проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Метод проектов направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываю индивидуальные способности учащихся, веру в творческие силы человека, в его возможности, идет «проектирование в человеке лучшего».

При выборе темы проекта учитываю уровень развития ребенка: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Принимаю ученика таким, какой он есть, использую все хорошее и доброе заложенное в нем, его желания и способности которые станут основанием для создания, задуманного изделия. При его органи­зации над проектом учитываю возрастные и индиви­дуальные особенности ребенка. При работе над проектом ребенок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, дома и т.п. Ребенок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг. Например: При выполнении проекта по теме «Изготовление разделочной доски» ученик встает перед проблемой, для чего он будет изготавливать разделочную доску, где она пригодится. Как изготовить? Находит решение.
Работа по такой схеме, несет в себе организацию творческого пространства вокруг изготовления изделия. Выходом творческого проекта ребенка будет служить общественная значимость его работы, одобрение коллектива, приобретенные знания и умения при выполнении изделия, умение защитить свою работу, свой проект, развитие мышления через творческий поиск. Обучение проектным методам развивает личность как социально-значимую за счет включения ее в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, помогает адаптироваться в условиях конкуренции. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Пройдут годы, и сегодняшние школьники создадут новые материалы и прогрессивные технологии. Им-то и предстоит возродить былую славу и гордость России. Проектная деятельность – это поиск, разработка, передача идей:  поисковый метод, метод экспериментов, исследовательский метод, реализация теории в практическую деятельность, подведение итогов. На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.   Использование в  работе   проектные методы обучения,  которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые  с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

Учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. Цель - развитие активной  творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения. Мотивы -   радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, получение новых знаний и умений. Методы - преобладание активных методов: - проблемная, - эвристическая беседа, - диспут,- совместный поиск, - методы активизации  творческого мышления. Формы организации занятия – групповые и индивидуальные:- самостоятельная исследовательская работа, - дискуссия,- «мозговой штурм»,- консультация. Функции учителя – организация, координация и активизация творческого процесса, решение учащимися проблем, познавательных и практических задач. Функции учащихся – освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира. Статус учителя – помощник, советчик, консультант, старший друг.  Результат – развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации.

Формирование положительной «Я – концепции». (Ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует).

Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как положительные, так и отрицательные стороны.

1.Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.

2.Мотивация школьников к предметно-преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личностной значимости своего труда.

Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Планируя процесс обучения, решает, какие навыки полезны, а учителя обучают школьников, у которых нет выбора, чему и как учиться.                Такой подход можно считать односторонней передачей знаний:

учитель учит – ученик учится;

учитель говорит –  ученик слушает;

учитель активен –   ученик пассивен;

учитель субъект обучения – ученик объект обучения;

учитель думает – ученик воспроизводит знания, получаемые в   готовом      виде

При использовании метода проектов в технологическом обучении школьники включаются в творческую деятельность. Отношения учитель – ученик в корне меняются:

ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

ученик открывает новые знание – учитель рекомендует источники   знаний;

ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

ученик субъект обучения – учитель партнер;

ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора

Важная проблема для педагога – показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так, как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности.     Совокупность применяемых мной форм, методов и приёмов обучения даёт положительный результат, о чём можно судить по позитивной динамике успеваемости в классах, в которых я преподаю технологию и по результатам олимпиад, конкурсов и выставок.

В целом повышается уровень знаний учащихся, а также интерес к предмету;

 возрастает уровень самостоятельности;- побуждается интерес учащихся к созданию проектной деятельности, увеличивается количество учащихся, поступающих в ВУЗы; - результаты на городских, республиканских и всероссийских олимпиадах по технологии.

 

 

Обновлено 15.01.2014 09:01

 










41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!