СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литеранаписана для выступления на педагогическом совете.   Опыт использования  инновационных образовательных технологий на уроках русского язхыка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы»

Сурова Галина Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Новолядинская СОШ»

Тамбовского района Тамбовской области



Инновационные образовательные технологии

на уроках русского языка и литературы

Применение современных инновационных технологий в обучении - одна из наиболее важных тенденций образовательного процесса. В отечественном образовании в последние годы инновационные технологии стали все чаще использоваться при изучении большинства дисциплин.

Преимущества инновационных педагогических технологий заключаются в следующем:

  • повышают эффективность и качество обучения;

  • обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности;

  • способствуют углублению межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

В условиях реализации ФГОС педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли инструктора, наставника, консультанта, куратора, управленца, помощника. Ученик становится активным участником образовательных отношений, который может думать, мыслить, рассуждать, свободно высказываться. Реализация ФГОС не может осуществляться без четкого ответа на вопрос «как обучать?» Учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который во - первых, не разрушил бы личный практический опыт, во- вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Инновационные образовательные технологии - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых усвоением максимального объема знаний, максимальной творческой активностью, широким спектром практических навыков и умений.

К образовательным технологиям относятся:

  • проблемное обучение

  • разноуровневое обучение

  • проектные методы обучения

  • исследовательские методы в обучении

  • технология использования в обучении игровых методов

  • обучение в сотрудничестве

  • информационно-коммуникационные технологии

  • здоровьесберегающие технологии

  • система инновационной оценки «портфолио»

  • технология педагогических мастерских

  • технология ТРИЗ

  • технология «Дебаты»

В своей работе я стараюсь использовать разные образовательные технологии. Но хочу остановиться на двух: информационно-коммуникативной технологии и проектной технологии.

Информационно- коммуникационные технологии в образовательной деятельности осуществляют информационную поддержку учебного процесса, создают открытое ( но контролируемое пространство).Педагоги школы активно используют в учебной деятельности информационно-коммуникативные технологии. Эта технология способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, позволяет ребенку с интересом учиться. На основе ИКТ разработан инновационный Электронный образовательный комплекс « Живой урок». Уроки литературы в 6, 7, 8 классах я провожу с помощью инновационного Электронного образовательного комплекса (ЭОК) «Живой урок», построенного на мультимедийных учебных материалах. Преподавание литературы с использованием ЭОК « Живой урок» выходит на качественно иной уровень. Ребята движутся разными образовательными маршрутами: общим или повышенной сложности. Электронный учебник не заменяет учителя, а является его помощником. В онлайн-режиме учитель видит, на каком этапе маршрута находится каждый ученик, какое задание выполняет, насколько успешно справляется с заданиями и нужна ли ему помощь. В конце урока ребята выполняют тест в формате контрольно-измерительных материалов, использующихся на ЕГЭ, и получают заслуженную оценку.

Урок с ЭОК имеет ряд преимуществ:

  1. подбор произведений, изучаемых при помощи ЭОК, соответствует перечню литературных произведений , рекомендованиых к изучению в соответстствии ФГОС;

  2. При изучении литературы в последние годы наблюдается стойкая тенденция к снижению читательского интереса, программные литературные произведения прочитываются вскользь, а при большом объеме, не читаются вовсе частью учениками. При проведении урока с использованием ЭОК « Живой урок» ученики читают и не читать им просто нельзя . Так как урок построен таким образом, что только знание содержания произведения дает возможность получить наивысший балл за урок. А знание содержания - это возможность принимать участие в обсуждении. Для себя я отметила, что ребята стали более дисциплинированными, возросло чувство ответственности за результат;

  3. урок с использованием ЭОК « Живой урок» учит детей работать с большим объемом информации : выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

  4. работа с ЭОК «Живой урок» , несомненно, развивает и коммуникативные компетенции;

  5. Подготовка к уроку - это трудоемкая работа, особенно в настоящее время, ведь сейчас у учителя много возможностей: использование компьютерных презентаций, интерактивных лекций с использованием мультимедиа-технологий; заочных экскурсий, аудио - и видео файлов, ЭОРов и ЦОРов. Набор ресурсов «Живой урок» позволяет минимизировать трудовые затраты учителя на подготовку к уроку за счет наличия материалов для организации практических занятий, контрольно-оценочных материалов, справочных материалов . В ЭОК есть раздел «Библиотека», включающий большое количество подразделов, которые помогут в подготовке к уроку: видеотека, картинная галерея, словари, справочники;

  6. ученики имеет возможность выйти на портал «Живого урока» (в свой личный дневник, в библиотеку, в хранилище) в свое свободное время с цель получить подробную информацию о работе на уроке и подготовиться к следующему уроку. В результате повышается интерес обучающихся к предмету, формируется желание учиться. При наличии дивайса дома ребенок получает возможность работать вместе с классом, не находясь в школе.

Проектные методы обучения дают возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Специальный курс «Язык. Культура. Общество», который реализуется в нашей школе, основан на проектной деятельности. Контроль и оценка деятельности учеников осуществляется с помощью творческих заданий, коллективных, групповых и индивидуальных проектов.

В 2012-2013 учебном году на школьной научно- практической конференции «Проект-2013» обучающиеся 5 класса Б представили следующие проекты:

« Откуда есмь пошла славянская письменность», « От азбуки до алфавита», « Чудо, имя которому, - книга». Самым удачным проектом, я считаю, стал проект «Откуда есть пошла славянская письменность». Темы проектов я помогала подбирать ребятам, а также они «рождались» в процессе изучения материала. Так было с проектом «Откуда есмь пошла славянская письменность». При изучении истории возникновения письменности у ребят возник вопрос: а была ли письменность у славян до того, как ее создали Кирилл и Мефодий. Этот проект занял призовое место.

В 2013-2014 учебном году в конференции уже принимали участие обучающиеся 5 класса А и 6 класса Б. Ребята создали следующие проекты «Все о букве Ё», «Пером и чернилами», «Школа: вчера и сегодня».

Очень интересен проект « Школа: вчера и сегодня». Ребята не только изучили все о древнерусской школе, но и провели сравнительную параллель с современной школой.

В прошлом учебном году исследовательские проекты были созданы и по предметным областям, в частности, по литературе. Обучающиеся создали проект

« Живые стихотворения», который посвящен изучению влияния звукописи на создание художественных образов.

Работа по созданию исследовательских проектов – сложная и ответственная, но её конечный результат приносит удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Инновационные технологии в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные технологии имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений. 

Список использованной литературы

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. . Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .

2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3.Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. – 2005. – № 1. – с.181.

4.Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!