СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Институты гостеприимства и куначества у народов Северного Кавказа и их современное состояние

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОЛГ ГОСТЕПРИИМСТВА.

Для гостей зажиточные слои населения строили гостиные дома-кунацкие( с отдельной конюшней,двориком,коновязью)

у большинства населения кунацкой служила одна из комнат дома гостиный дом убирался войлочными коврами, циновками,

  постельной принадлежностью , имелись сосуд для омовения молитвенный ,гость получал жилье,питание,экономическую и моральную помощь и защиту.

За гостя хозяин отвечал не только своим именем ,но и жизнью.

«Не было такой услуги,которая могла бы унизить хозяина перед гостем»-как писал Хан-Гирей.

Просмотр содержимого документа
«Институты гостеприимства и куначества у народов Северного Кавказа и их современное состояние»

на тему: Институты гостеприимства и куначества у народов Северного Кавказа и их современное состояние Подготовили:  учащиеся 10 «Б» класса Улигова Т., Хапаева М., Улаков А.  Руководитель:  учитель истории и обществознания. Бичекуева М.Ш.

на тему: Институты гостеприимства и куначества у народов Северного Кавказа и их современное состояние

Подготовили: учащиеся 10 «Б» класса

Улигова Т., Хапаева М., Улаков А.

Руководитель: учитель истории и обществознания.

Бичекуева М.Ш.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Исследовать истоки возникновения институтов гостеприимства и куначества и их современное состояние научить учащихся собирать, анализировать исторический материал и делать выводы на основе имеющегося материала формировать у учащихся гуманистическую культуру, уважительное отношение к истории своего народа. воспитывать патриотизм, толерантность, нравственные качества личности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Исследовать истоки возникновения институтов гостеприимства и куначества и их современное состояние
  • научить учащихся собирать, анализировать исторический материал и делать выводы на основе имеющегося материала
  • формировать у учащихся гуманистическую культуру, уважительное отношение к истории своего народа.
  • воспитывать патриотизм, толерантность, нравственные качества личности
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: *Гостеприимство у народов Северного Кавказа ( у балкарцев, кабардинцев, чеченцев, ингушей, осетин) Церемониал обслуживания в кунацкой Куначество Общественные институты на современном этапе

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

*Гостеприимство у народов Северного Кавказа

( у балкарцев, кабардинцев, чеченцев, ингушей, осетин)

  • Церемониал обслуживания в кунацкой
  • Куначество
  • Общественные институты на современном этапе
Долг гостеприимства- священная обязанность Для гостей зажиточные слои населения строили гостиные дома-кунацкие( с отдельной конюшней,двориком,коновязью) у большинства населения кунацкой служила одна из комнат дома гостиный дом убирался войлочными коврами, циновками,  постельной принадлежностью , имелись сосуд для омовения и  молитвенный коврик гость получал жилье,питание,экономическую и моральную помощь и защиту за гостя хозяин отвечал не только своим именем ,но и жизнью « Не было такой услуги,которая могла бы унизить хозяина перед гостем»-как писал Хан-Гирей.

Долг гостеприимства- священная обязанность

  • Для гостей зажиточные слои населения строили гостиные дома-кунацкие( с отдельной конюшней,двориком,коновязью)
  • у большинства населения кунацкой служила одна из комнат дома
  • гостиный дом убирался войлочными коврами, циновками,

постельной принадлежностью , имелись сосуд для омовения и

молитвенный коврик

  • гость получал жилье,питание,экономическую и моральную помощь и защиту
  • за гостя хозяин отвечал не только своим именем ,но и жизнью
  • « Не было такой услуги,которая могла бы унизить хозяина перед гостем»-как писал Хан-Гирей.

 Кунацкая

Кунацкая

Привилегии гостя: Гость считался особой неприкосновенной гость мог сохранять свое инкогнито даже в течении месяца он занимал самое почетное место в комнате.никто не садился без его разрешения по желанию гостя исполнялись песни и танцы существовал обычай одаривания гостей: дарили скот,землю,серебряные кинжалы.

Привилегии гостя:

  • Гость считался особой неприкосновенной
  • гость мог сохранять свое инкогнито даже в течении месяца
  • он занимал самое почетное место в комнате.никто не садился без его разрешения
  • по желанию гостя исполнялись песни и танцы
  • существовал обычай одаривания гостей: дарили скот,землю,серебряные кинжалы.
«Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих-отмечал Хан-Гирей-сберегаема на случай приезда гостей». Большое внимание уделялось питанию гостя питание должно было быть разнообразным,обильным,  вкусным для гостей резали жеребенка или барана,варили национальный напиток и приготовлялись разные блюда число блюд в зажиточных домах доходило до 100
  • «Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих-отмечал Хан-Гирей-сберегаема на случай приезда гостей».
  • Большое внимание уделялось питанию гостя
  • питание должно было быть разнообразным,обильным,

вкусным

  • для гостей резали жеребенка или барана,варили национальный напиток и приготовлялись разные блюда
  • число блюд в зажиточных домах доходило до 100
Два противоположных закона-гостеприимство и кровная месть-свято соблюдаются горцами Северного Кавказа «Под кровом горцев находили приют все - свои и чужие, богатые и бедные.Каждому была готова постель, миска баранины и чашка бузы»,- писал Джорджио Интериано «Три качества в этих краях дают человеку право на известность:  храбрость,  красноречие и,  гостеприимство »  Дж.Лонгворт
  • Два противоположных закона-гостеприимство и кровная месть-свято соблюдаются горцами Северного Кавказа
  • «Под кровом горцев находили приют все - свои и чужие, богатые и бедные.Каждому была готова постель, миска баранины и чашка бузы»,- писал Джорджио Интериано
  • «Три качества в этих краях дают человеку право на известность:

храбрость,

красноречие и,

гостеприимство »

Дж.Лонгворт

КАРЛАГ - воздвигали за убийство гостя (в Чечне и Ингушетии)

КАРЛАГ - воздвигали за убийство гостя

(в Чечне и Ингушетии)

Поговорки и Пословицы : У КОГО НЕТ ГОСТЕЙ, У ТОГО НЕТ ДРУЗЕЙ ПРИШЕЛ ГОСТЬ,ВЕШАЙ КОТЕЛ У ГОСТЯ НЕ СПРАШИВАЙ О ТОМ,КОГДА ОН УЕДЕТ,СПРАШИВАЙ, КОГДА ПРИЕДЕТ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ГОСТЬ СТЕСНЯЕТСЯ ДО ПРИХОДА, ПОСЛЕ ПРИХОДА ХОЗЯИН ГОСТЯ СТЕСНЯЕТСЯ КТО НЕ БЫВАЛ В ГОСТЯХ,ТОТ И САМ НЕ СУМЕЕТ ГОСТЯ ПРИНЯТЬ СОБАКА ПОПУСТУ ЛАЕТ-ГОСТЕЙ СОЗЫВАЕТ НЕ ПРИЙТИ НЕ МОЖЕТ И НЕ УЙТИ НЕ МОЖЕТ КАК УМЕЕТ ГОСТЬ ПРИХОДИТЬ, ПУСТЬ ТАКЖЕ УМЕЕТ И УХОДИТЬ

Поговорки и Пословицы :

  • У КОГО НЕТ ГОСТЕЙ, У ТОГО НЕТ ДРУЗЕЙ
  • ПРИШЕЛ ГОСТЬ,ВЕШАЙ КОТЕЛ
  • У ГОСТЯ НЕ СПРАШИВАЙ О ТОМ,КОГДА ОН УЕДЕТ,СПРАШИВАЙ, КОГДА ПРИЕДЕТ В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ
  • ГОСТЬ СТЕСНЯЕТСЯ ДО ПРИХОДА, ПОСЛЕ ПРИХОДА ХОЗЯИН ГОСТЯ СТЕСНЯЕТСЯ
  • КТО НЕ БЫВАЛ В ГОСТЯХ,ТОТ И САМ НЕ СУМЕЕТ ГОСТЯ ПРИНЯТЬ
  • СОБАКА ПОПУСТУ ЛАЕТ-ГОСТЕЙ СОЗЫВАЕТ
  • НЕ ПРИЙТИ НЕ МОЖЕТ И НЕ УЙТИ НЕ МОЖЕТ
  • КАК УМЕЕТ ГОСТЬ ПРИХОДИТЬ, ПУСТЬ ТАКЖЕ УМЕЕТ И УХОДИТЬ
Куначество Куначество является институтом первобытнообщинного строя Кунаком мог быть близкий друг, приятель, делами которого хозяин не только интересовался,но и принимал в них самое активное участие Узы нерушимой дружбы связывали кунаков на всю жизнь Для установления куначеских отношений проводился такой обряд:  договаривающиеся брали напиток,наливали в чашу и пили  поочередно, обещая друг другу перед Богом быть братьями  или же кунаки по очереди пили бузу из одной чаши, куда бросали золотые монеты Позже, в эпоху господства мусульманской религии, желающие стать кунаками приносили на Коране клятву в дружбе в присутствии матери одного из них Кунак , посещая селение, где жил его кунак, должен был остановиться в его доме Несоблюдение этого обычая считалось тяжким оскорблением Куначество и гостеприимство сыграли большую роль в укреплении дружбы, развитии экономических и культурных связей между народами.

Куначество

  • Куначество является институтом первобытнообщинного строя
  • Кунаком мог быть близкий друг, приятель, делами которого хозяин не только интересовался,но и принимал в них самое активное участие
  • Узы нерушимой дружбы связывали кунаков на всю жизнь
  • Для установления куначеских отношений проводился такой обряд:

договаривающиеся брали напиток,наливали в чашу и пили

поочередно, обещая друг другу перед Богом быть братьями

  • или же кунаки по очереди пили бузу из одной чаши, куда бросали золотые монеты
  • Позже, в эпоху господства мусульманской религии, желающие стать кунаками приносили на Коране клятву в дружбе в присутствии матери одного из них
  • Кунак , посещая селение, где жил его кунак, должен был остановиться в его доме
  • Несоблюдение этого обычая считалось тяжким оскорблением
  • Куначество и гостеприимство сыграли большую роль в укреплении дружбы, развитии экономических и культурных связей между народами.
Если ты кунак, то мой порог Ждет тебя, сдувая облака. Если ты от жажды изнемог, То моя река – твоя река. Если далее на дворе черно, Встречу сам, подай лишь знак Вот мой хлеб, вот розы, вот вино, Все, чем я богат – твое, кунак.   Расул Гамзатов

Если ты кунак, то мой порог

Ждет тебя, сдувая облака.

Если ты от жажды изнемог,

То моя река – твоя река.

Если далее на дворе черно,

Встречу сам, подай лишь знак

Вот мой хлеб, вот розы, вот вино,

Все, чем я богат – твое, кунак.

Расул Гамзатов

ВОПРОСНИК:  * Что вы знаете об обычае гостеприимства?  * Что ,на ваш взгляд, явилось истоком института гостеприимства?  * Что вам нравится в этом обычае?  * Что не нравится ? (ответ аргументируйте)  * Кто такие кунаки?  * Что вы знаете об институте куначества?  * Что послужило причиной трансформации этих обычаев?  * Хотели бы вы возрождения в первозданном виде этих институтов: гостеприимства и куначества?  * Ваши предложения.

ВОПРОСНИК:

* Что вы знаете об обычае гостеприимства?

* Что ,на ваш взгляд, явилось истоком института гостеприимства?

* Что вам нравится в этом обычае?

* Что не нравится ? (ответ аргументируйте)

* Кто такие кунаки?

* Что вы знаете об институте куначества?

* Что послужило причиной трансформации этих обычаев?

* Хотели бы вы возрождения в первозданном виде этих институтов: гостеприимства и куначества?

* Ваши предложения.

ГОСТЕПРИИМСТВО И КУНАЧЕСТВО  Истоки Что вам нравится в этих обычаях наследие родового строя Этикетная традиция Что не нравится Гости получали защиту,еду и ночлег на неограниченное время Причина трансформации этих институтов Обычай одаривания гостей,когда дарили крепостных крестьян,скот,оружие Хотите ли возрождения этих институтов Это был пережиток родового строя,где за гостя отвечал весь род Низкий уровень жизни населения на данном этапе ДА, хотя в более упрощенном виде они всегда имеют место в нашей жизни

ГОСТЕПРИИМСТВО И КУНАЧЕСТВО

Истоки

Что вам нравится в этих обычаях

наследие родового строя

Этикетная традиция

Что не нравится

Гости получали защиту,еду и ночлег на неограниченное время

Причина трансформации этих институтов

Обычай одаривания гостей,когда дарили крепостных крестьян,скот,оружие

Хотите ли возрождения этих институтов

Это был пережиток родового строя,где за гостя отвечал весь род

Низкий уровень жизни населения на данном этапе

ДА, хотя в более упрощенном виде они всегда имеют место в нашей жизни

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: МИЗИЕВ И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв. Нальчик,1991г. МУСУКАЕВ А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик,1992. ХАН-ГИРЕЙ. Вера,нравы,обычаи,образ жизни черкесов.  Нальчик, 1989г  ТУГАНОВ Р.У. Страницы истории. Нальчик, 1989г.  Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961г.  Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986г.  МУСУКАЕВ А.И.Традиционные общественные институты народов Северного Кавказа в период феодализма и первых этапов развития капиталистических отношений. Нальчик, 1990г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • МИЗИЕВ И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв. Нальчик,1991г.
  • МУСУКАЕВ А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев. Нальчик,1992.
  • ХАН-ГИРЕЙ. Вера,нравы,обычаи,образ жизни черкесов.

Нальчик, 1989г

  • ТУГАНОВ Р.У. Страницы истории. Нальчик, 1989г.
  • Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961г.
  • Батчаев В.М. Из истории традиционной культуры балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1986г.
  • МУСУКАЕВ А.И.Традиционные общественные институты народов Северного Кавказа в период феодализма и первых этапов развития капиталистических отношений. Нальчик, 1990г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!