СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция истории в математику - новый подход к подготовке к всероссийским проверочным работам

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает задания, которы могут использоваться учителями математики и истории при подготовке детей к всероссийским проверочным работам, а также повторения пройденного материала, например, в рамках интегрированных уроков.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция истории в математику - новый подход к подготовке к всероссийским проверочным работам»

Наумкина Екатерина Константиновна

МБОУ «СОШ №5 г.Абакана»


ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИИ В МАТЕМАТИКУ – НОВЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ К ВСЕРОССИЙСКИМ ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

Главным приоритетом учителя при проектировании своих уроков является создание условий для максимального развития природных задатков и способностей каждого ребенка. Модель математического образования в школе – это фундамент, без которого невозможно в полной мере подготовить учащихся к всероссийским проверочным работам и к сдаче ГИА. Современному среднестатистическому ученику не интересна постоянная рутинная работа. Дети начинают отвлекаться, потому что им скучно.

Для того, чтобы у учащихся сформировались познавательные навыки, учителям необходимо искать все новые подходы и предлагать на своих уроках что-то, действительно, интересное.

На протяжении всего школьного курса математики учащиеся решают множество текстовых задач, задач на отработку реальных жизненных ситуаций, логических задач. В современном мире важно уметь интегрировать некоторые процессы для того, чтобы за сравнительно короткое время осваивать больше информации [1]. Так у нас зародилась идея интегрировать историю в математику и проводить увлекательные уроки в рамках подготовки к ВПР.

Технология проведения таких уроков состоит в том, что необходимо разработать специальные задания, которые включают в себя исторические факты и математическую логику. Так же важно помнить, что мы готовимся к всероссийским проверочным работам. Итогом стал стартовый набор авторских задач, которые были внедрены среди учащихся седьмых классов.

И так, есть разогревающие задачи, в которых требуется с помощью ключа расшифровать историческое имя. Например, в данной задаче сначала дается краткая справка о государственном правителе [2], а потом предлагается ключ, раскрывая который, учащийся узнает кто же этот человек и чем он известен в истории. Задача является не только интересной, но и требует определенного внимания.

Задача 1. Эпоху этого правителя историки называют временем активного строительства. Именно при нем были возведены здания, считающиеся сегодня архитектурными шедеврами, например, Архангельский собор в Москве и церковь вознесения в Коломенском. При рождении будущего государя нарекли христианским именем Гавриил и дали родовое имя, которое в переводе с греческого означало «царственный». Он взошел на трон в возрасте 26 лет и правил 28 лет.

  1. Расшифруй ключ, чтобы узнать под каким именем значится этот государь в истории. В окошки впиши найденные буквы

£

¥

β

π

©

µ

α

Ϣ

и

у

й

р

в

ч

с

л

з

а


Ϣ ∞ £ µ £ β









  1. Р еши уравнение и узнаешь порядковый номер этого правителя.

Ответ:


Далее, продолжая тему первой задачи, нужно узнать порядковый номер этого правителя. Для этого предлагается решить уравнение, которое позволит вспомнить формулы сокращенного умножения, или, используя стандартный алгоритм решения уравнений, логически поразмыслить.

В процессе выполнения этих заданий, учащиеся узнают, что этот правитель Василий III. И теперь нужно выяснить годы его правления. Для этого решаем примеры в столбик, где ответом будут четырехзначные числа, которые и являются годами начала и окончания царствования.

Далее учащимся предлагается эпоха Ивана IV и ряд заданий, связанных с конкретными историческими событиями [3].

Решение задач, позволит узнать в каком возрасте Иван IV стал новым государем. Задание предлагает освоить методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными и учит ориентироваться в полученном решении.

Иван IV стал новым государем довольно в раннем возрасте, но полноценно править ему довелось гораздо позже. О чем говорится далее в задаче и предлагается выяснить, в каком возрасте наступило это событие. Учащимся необходимо найти наибольший корень уравнения .

Кроме правителей и исторических дат, есть задачи и на знание исторических терминов.

В одной из задач приводится такое понятие, как ЯСАК. В справке дается его определение и требуется, решив примеры с обыкновенными дробями, узнать как называлась подать пушниной.

Перед внедрением задач было проведено небольшое исследование среди семиклассников, которое показало, что не все ребята знакомы со Смутным временем российского государства.

Так, в сборнике задач предлагается вспомнить определение междуцарствия и с помощью математического моделирования узнать на какие годы приходится Смутное время в России.

Далее ребята знакомятся с некоторыми историческими фактами, связанными с судебной деятельностью Ивана IV и узнают, в каком году был принят судебник. Для этого вычисляются значения выражений.

Первая цифра года


Вторая цифра года


Третья цифра года


Четвертая цифра года



Также учащимся предлагается наглядный материал, связанный с границами российского государства и с расположением городов. Ребята не только решают математические уравнения, требующие различных методов решения, но и знакомятся с кратким справочным материалом, который не только интересен, но и важен для подготовки к ВПР.

Задача 6.

Московское государство обрело показанные на карте границы после присоединения Псковского, Смоленского и Рязанского княжеств [].

Наибольший корень уравнения подскажет, в каком веке это произошло.




Ответ:



Даже линейные функции могут лечь в основу исторической задачи. Например, используя разные значения аргумента, дети узнают, в каком десятилетии в Москве произошло восстание, в ходе которого восставшие требовали выдать им на расправу родственников Ивана IV  — Глинских.

Функция задана формулой . Найдите значение функции и запишите ответ в пустые окошки, если

значение аргумента равно

значение аргумента равно –12

Первые две цифры года


Вторые две цифры года



Также в программу ВПР за седьмой класс входят памятники культуры. Поэтому на их основе были разработаны и такие задания, узнать в каком веке были построены, например, Теремной дворец и Ильинская церковь. В задании не только рассказывается об этих объектах, но и предлагается установить правильный ответ с помощью формул сокращенного умножения.

Интегрированное обучение в формате историко-математических задач - это не только увлекательное занятие как для учителя, так и для учеников, но и современный подход в обучении, который даёт полезный опыт, связанный с приобретением новых знаний [4]. Для того, чтобы усвоить несколько исторических имен, запомнить некоторые важные даты и периоды, ребятам понадобилось совсем немного времени. При этом отсутствовало бездумное зазубривание текста, а у ребят появилась возможность активизировать свою мыслительную деятельность.

Источники:

  1. Вавилова, Л.Н. Интегрированный урок: Особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. Педагогическая копилка. – 2017. – № 3.– С. 46–50;

  2. Безенкова, Е. В. Использование исторического компонента на уроках математики / Е. В. Безенкова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. — 2017. — № 6 — С. 10–13;

  3. Черников, Т.В., Пазин, Н.В. (под ред. В.Р. Мединского), История России 7 класс - М.: Просвещение, - 2021. – С. 304;

  4. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе: учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. — М.: Просвещение, 2002. – С. 217.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!