Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе
Раздел: «Моя малая родина»
Тема: «Татарский национальный костюм»
Цель: Познакомить обучающихся с орнаментом татарского национального костюма, правильно лепить орнамент на татарской национальной одежде передник и камзол.
Задачи:
Образовательная: беседовать с учениками о нашей Республике, о татарских национальных костюмах; научить иллюстрировать татарскую национальную одежду – передник и камзол; ) познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом; учить школьников правильно располагать на альбомном листе рисунок, приемам работы с пластилином; формировать у учащихся умение декорировать заготовку.
Воспитательная: воспитывать интерес к изобразительному искусству. воспитывать патриотические чувства, уважение к национальной культуре, к традициям своего народа.
Коррекционно-развивающая: развивать творческое мышление глазомер, наблюдательность, зрительную память, образное мышление, воображение, фантазию, внимание, волю, усидчивость. Развить творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное;
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран; презентации к уроку; изделия обучающихся (сапожки, ичиги, туфли, кульмек, камзол, каляпуш, тюбетейка, калфак); аудиозапись татарской народной мелодии. шаблоны в виде передника и камзола, пластилин, альбом для рисования, ластик, точилка.
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Методы:
- словесные – беседа, диалог, объяснение, рассказ, показ;
- наглядные – демонстрация инвентаря, иллюстрации;
- практические – сравнение изображаемого предмета с фигурой, создание изделия по образцу.
Ход урока:
Оргмомент:
- Здравствуйте! Очень тихо садитесь. Проверьте, все ли вы приготовили к уроку: скатерть, пластилин,
Вводная беседа, актуализация опорных знаний:
- Ребята, в какой республике мы с вами живём? (в Татарстане)
А кто знает столицу нашей Республики?
Правильно. Мы с вами живем в столице Республики Татарстан городе Казани.
В нашей Республике проживает очень много национальностей. На каких основных языках они разговаривают? Правильно, на русском и татарском. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы.
Сегодня к нам пришли гости, давайте пригласим их. (в класс входят обучающиеся 4 го класса в татарской национальной одежде). Вы узнали их? Да, это ученики нашей школы. Но что в них необычного? Правильно, они одеты не в школьную форму, а в татарскую национальную одежду.
Гуляя по городу и бывая на городских праздниках, вы могли видеть людей в такой татарской национальной одежде. Именно в такой одежде встречают гостей нашего города на различных спортивных или культурных мероприятиях. Для нас их одежда выглядит необычно, но когда-то давно в старину именно так одевались жители нашего края, и она была привычной.
Что же такое национальный костюм? Национальный костюм – это сложившийся на протяжении долгого времени традиционный набор одежды, обуви и украшений, который использовался людьми в повседневном и праздничном обиходе.
Но что-то из деталей татарского национального костюма вам уже знакомо, потому что с некоторым элементами этих костюмов мы познакомились с вами на уроках труда и ИЗО. И даже сами изготавливали их. Давайте вспомним, что из деталей их костюма вам уже знакомо?
Дети называют - калфак, тюбетейку, читек. Учитель достает образцы сделанных детьми изделий из бумаги и пластилина. Каждое из элементов национальной одежды расположено на ватмане и подписано. Учитель вывешивает их на доску.
Давным-давно рукодельницы собирались вместе и под песни сами вручную шили и украшали свою одежду. Это была трудная работа, занимала много времени, требовала терпения и усидчивости. Поэтому национальные костюмы передавались из поколения в поколение: от бабушки к дочери и внучке. Национальная одежда отражала жизнь людей, и создавалось не одним человеком, а целой общиной.
Костюмы, которые вы видите на наших гостях, тоже сшиты не одним человеком. Их сшили ученики нашей школы, которые учатся в старших классах в нашей школьной мастерской. Когда будете старше, вы тоже сможете делать такие же красивые изделия, если приложите к этому старание. Ну а сегодня мы с вами сможем сделать элементы национального костюма при помощи клея и цветной бумаги.
А теперь посмотрите на наших гостей и скажите какие элементы, детали их костюмов мы еще с вами не делали? Обучающиеся называют передник (фартук) и камзол (жилет). Правильно.
Каждая женщина обязательно носила передник. Он шился из однотонной ткани, украшался орнаментом, по краю пришивалась присборенная рюшка. А мужчины поверх рубашки одевали камзол, жилет. Передник и камзол могли быть праздничными, богато расшиты узором. Ребята, посмотрите какие чудесные узоры на переднике и камзоле. Они называются татарские национальные узоры и состоят из цветов, листьев. Яркой особенностью национального орнамента является растительный узор. Наибольшее распространение у татар получили изображения цветов – например тюльпана, георгина (показывается элемент). Видное место в растительном орнаменте занимает мотив трилистника (показывается элемент). Краски насыщенные, используется все цвета. Обратите внимание - узор повторяется. А это значит это не просто узор, а …..(вспомните как называется повторяющийся узор? ) Правильно, орнамент (на доску вывешивается слово) Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначенный для украшения каких либо изделий.
Алгоритм работы.
Ваша задача: украсить макет и найти соответствующее описание этой одежды, украсить ее орнаментом.
Из конверта возьмите макет фартука и жилета и элементы орнамента.
Приклейте эти элементы на макет.
Практическая работа.
Презентация работ.
Итог урока.
– Вам понравился урок?
-Что нового узнали?
- С культурой какого народа познакомились?
- Что такое орнамент?
-Какие элементы татарского национального костюма мы с вами сегодня делали?
Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.