Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету
«Что за прелесть эти сказки!»
Предмет
Литература
Класс
5
Учитель
Индирбиева Рукият Умаровна
Цели мероприятия:
-пробудить интерес к изучению творчества любимого поэта;
- воспитывать любознательных, внимательных читателей-знатоков творчества Пушкина;
- формировать навыки выразительного чтения;
- способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке сказок, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.
Оборудование мероприятия
Проектор, экран, компьютер, книжная выставка, иллюстрации , поделки , газеты учащихся к сказкам
Формы и виды деятельности учащихся
Путешествие по сказкам А. С. Пушкина, ответы на вопросы викторины, инсценировки, интервью, сообщения учащихся о А.С.Пушкине и няне Арине Родионовне
Виды деятельности преподавателя
Постановка цели занятия, мотивация на игру, вопросы викторины по сказкам А. С. Пушкина.
Подготовительная работа
Читать произведения А. С. Пушкина, приготовить иллюстрации, газеты, поделки к сказкам; интервью, инсценировки, сообщения об А.С. Пушкине и няне Арине Родионовне
Методические рекомендации по проведению занятия
Данная методическая разработка может использоваться как на уроках литературы, так и во внеклассной работе.
1
Пояснительная записка
Данная методическая разработка адресована учащимся 5 классов и может использоваться как на уроках литературы, так и во внеклассной работе.
Приобретаемые навыки детей:
Дети совершенствуют умения наблюдать, сравнивать, делать свои выводы, развивают речь, мышление и внимание, эрудицию, смекалку. Самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Активизируется мыслительная деятельность детей, развиваются творческие способности. Ребята учатся понимать, осмысливать услышанное.
Особенности роли учителя и учащихся:
Игровые моменты, постановка инсценировок помогают учителю и учащимся работать творчески, вызывают живой интерес учеников. Игровой способ защищает учителя и учеников от однообразия в проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Этот практический материал помогает выявить лучших знатоков сказок А. С. Пушкина и воспитывает любовь к чтению художественной литературы.
В этих заданиях сочетается учение с развлечением. Школьники никогда не отказываются выполнять такие задания.
Учитель выступает организатором всего учебного процесса, своего рода технологом.
Методическая разработка по предмету
Тема: Что за прелесть эти сказки!
Цель:
-пробудить интерес к изучению творчества любимого поэта;
- воспитывать любознательных, внимательных читателей-знатоков творчества Пушкина;
- формировать навыки выразительного чтения;
- способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке сказок, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.
Оборудование:
проектор, экран, компьютер, книжная выставка, иллюстрации учащихся.
Подготовительная работа: читать произведения А. С. Пушкина, приготовить иллюстрации ,газеты, поделки к сказкам; интервью, инсценировки, сообщения об А.С. Пушкине и няне Арине Родионовне
Возраст: 5 класс.
2
1.Вступительное слово учителя :
-Ребята ! Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А.С. Пушкина.
2. Ученики рассказывают о жизни и творчестве А.С. Пушкина.( Рассказы учеников сопровождаются презентацией).
3. Учитель: Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь с ее избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны , узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна.
Входят няня и А.С. Пушкин.
Пушкин:
-Няня, голубушка , у меня нет здесь другого общества кроме тебя, расскажи-ка мне одну из твоих чарующих сказок.
-Сашенька , я уже столько тебе их поведала , что даже не знаю , на какой остановиться. Дай подумаю.
У лукоморья дуб зеленый,
Ветер , ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
И бросил старик невод в синее море.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Пушкин:
- Нянюшка, что за чудо твои сказки, вот посмотри.
3
Видеоролик : заставка передачи «В гостях у сказки» с песней из сказки «Там, на неведомых дорожках» и нарезкой из сказок.
4.Сообщение учащихся об Арине Родионовне.
5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
– «Сказка о царе Салтане…» была написана летом 1831 года в Царском Селе.
– Кто скажет полное название сказки?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
– Сказка появилась вследствие состязания между Пушкиным и Жуковским по переложению народных сказок для детей. Это одна из самых русских сказок Пушкина.
Образы из сказки вдохновили композитора Н.А. Римского- Корсакова на создание оперы «Полет шмеля».
– А теперь посмотрим саму сказку…
(Инсценировка «Сказки о царе Салтане»)
– Замечательная сказка, и молодцы артисты.
6. «Сказка о попе и работнике его Балде».
– Идём дальше по стране пушкинских сказок. Следующая сказка была написана поэтом 13 сентября 1830 года в Болдине. Самая русская сказка Пушкина. Она вся из русской поэзии.
– Как вы думаете, какая? («Сказка о попе и работнике его Балде»).
– При жизни поэта сказка не печаталась по цензурным условиям. Впервые опубликована В.А.Жуковским в 1840 г. в переделанном виде и под заголовком «Сказка о купце Кузьме остолопе и работнике его Балде» (в тексте «поп» тоже был заменён «купцом»). Подлинный текст сказки был напечатан лишь через 45 лет после смерти Пушкина – в 1882 году. Основой послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском.
4
(Инсценировка («Сказка о попе и работнике его Балде»).
7. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
– Вы хорошо поработали. У нас осталось ещё 3 сказки. Все они написаны в Болдино – в имении, полученном Пушкиным в наследство. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» написана осенью 1833 года. Основным источником послужила «Сказка о Белоснежке» из сборника братьев Гримм, из неё – все главные сюжетные узлы. Вторым источником была запись народной сказки, сделанная в Михайловском («Царевна заблудилась в лесу…»), из неё поэт воспользовался отдельными деталями (богатыри, живущие в лесу, цепи, на которые повесили хрустальный гроб…). Жених, королевич Елисей, придуман Пушкиным.
– «Сказка о мёртвой царевне» является прославлением народных нравов. Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая, богатыри называют её «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Она верна своему слову.
– Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевне является мачеха – царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива». Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной.
– Итак – в сказку!
(Инсценировка «Сказки о мёртвой царевне…»)
И мы обращаемся к «Сказке о рыбаке и рыбке».
8. «Сказка о рыбаке и рыбке».
– Её долго считали народной. Но среди русских сказок нет сюжета, аналогичного пушкинскому. Ни в одной сказке нет ни рыбки, ни моря. Эта сказка очень близка к варианту, изложенному в сборнике братьев Гримм. Но русский поэт значительно отступает от немецкого источника: различает в сюжете характеры старика и старухи (у Гриммов они вместе пользовались благами, полученными от камбалы), сокращает цепь желаний. В русской сказке преобладают черты национального характера, общее представление о русской жизни. Поэтому она и кажется такой русской.
А написана «Сказка о рыбаке и рыбке» осенью 1833 года в Болдине.
9. «Сказка о золотом петушке».
5
– Эта сказка была написана тоже в Болдине, в 1834 году. Источником была сказочная новелла Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», переведённая на французский язык и имевшаяся в библиотеке Пушкина.
5
Этот источник был установлен уже в нашем, ΧΧ-м, веке, в 1933 году, Анной Андреевной Ахматовой.
10.Видеоролик – интервью. До мероприятия ученик берет интервью у педагогов и учащихся школы. Примерные вопросы:
- Какие сказки А.С.Пушкина вы помните?
- Назовите героев произведений А.С. Пушкина.
- Прочитайте , пожалуйста , отрывок из произведений А.С. Пушкина и тд.
11.Викторина «Знатоки сказок».(Презентация).
12. Выставка книг. Учитель знакомит с другими произведениями А.С. Пушкина.
13. Выставка рисунков , поделки , газета. Обращение к работам учащихся.
Заключение.
– Что же нас привлекает в пушкинских сказках? В чём их обаяние? В прелести стиха, в яркой изобразительности языка, который дышит всей простотой и силой живой народной речи, в их глубокой человечности, в проникающем их лиризме и, наконец, в чисто пушкинском уме, который сверкает в каждой их строчке.
Ученик читает стихотворение :
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые , как сны.
Сыплются слова , слова – алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все быстрей нам хочется узнать…
6
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)
-Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок
Думаю, после этого занятия интерес к сказкам станет ещё больше, а закончить наше занятие я хочу словами великого сказочника Г.Х.Андерсена: «Сказка- это то золото, что блестит огоньком в детских глазах».