СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Что за прелесть эти сказки" Сказки Пушкина в музыке , литературе, живописи.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Что за прелесть эти сказки" Сказки Пушкина в музыке , литературе, живописи.»

Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету

«Что за прелесть эти сказки!»


Предмет

Литература

Класс

5

Учитель

Индирбиева Рукият Умаровна

Цели мероприятия:


-пробудить интерес к изучению творчества любимого поэта;

- воспитывать любознательных, внимательных читателей-знатоков творчества Пушкина;

- формировать навыки выразительного чтения;

- способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке сказок, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.

Оборудование мероприятия

Проектор, экран, компьютер, книжная выставка, иллюстрации , поделки , газеты учащихся к сказкам

Формы и виды деятельности учащихся

Путешествие по сказкам А. С. Пушкина, ответы на вопросы викторины, инсценировки, интервью, сообщения учащихся о А.С.Пушкине и няне Арине Родионовне

Виды деятельности преподавателя

Постановка цели занятия, мотивация на игру, вопросы викторины по сказкам А. С. Пушкина.

Подготовительная работа

Читать произведения А. С. Пушкина, приготовить иллюстрации, газеты, поделки к сказкам; интервью, инсценировки, сообщения об А.С. Пушкине и няне Арине Родионовне

Методические рекомендации по проведению занятия

Данная методическая разработка может использоваться как на уроках литературы, так и во внеклассной работе.






1

Пояснительная записка

Данная методическая разработка адресована учащимся 5 классов и может использоваться как на уроках литературы, так и во внеклассной работе.

Приобретаемые навыки детей:

Дети совершенствуют умения наблюдать, сравнивать, делать свои выводы, развивают речь, мышление и внимание, эрудицию, смекалку. Самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Активизируется мыслительная деятельность детей, развиваются творческие способности. Ребята учатся понимать, осмысливать услышанное.

Особенности роли учителя и учащихся:

Игровые моменты, постановка инсценировок помогают учителю и учащимся работать творчески, вызывают живой интерес учеников. Игровой способ защищает учителя и учеников от однообразия в проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Этот практический материал помогает выявить лучших знатоков сказок А. С. Пушкина и воспитывает любовь к чтению художественной литературы.

В этих заданиях сочетается учение с развлечением. Школьники никогда не отказываются выполнять такие задания.

Учитель выступает организатором всего учебного процесса, своего рода технологом.


Методическая разработка по предмету

Тема: Что за прелесть эти сказки!

Цель:

-пробудить интерес к изучению творчества любимого поэта;

- воспитывать любознательных, внимательных читателей-знатоков творчества Пушкина;

- формировать навыки выразительного чтения;

- способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке сказок, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.

Оборудование:

проектор, экран, компьютер, книжная выставка, иллюстрации учащихся.

Подготовительная работа: читать произведения А. С. Пушкина, приготовить иллюстрации ,газеты, поделки к сказкам; интервью, инсценировки, сообщения об А.С. Пушкине и няне Арине Родионовне


Возраст: 5 класс.


2

1.Вступительное слово учителя :

-Ребята ! Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А.С. Пушкина.

2. Ученики рассказывают о жизни и творчестве А.С. Пушкина.( Рассказы учеников сопровождаются презентацией).

3. Учитель: Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь с ее избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны , узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна.

Входят няня и А.С. Пушкин.

Пушкин:

-Няня, голубушка , у меня нет здесь другого общества кроме тебя, расскажи-ка мне одну из твоих чарующих сказок.



-Сашенька , я уже столько тебе их поведала , что даже не знаю , на какой остановиться. Дай подумаю.





У лукоморья дуб зеленый,

Ветер , ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

И бросил старик невод в синее море.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Пушкин:

- Нянюшка, что за чудо твои сказки, вот посмотри.

3



Видеоролик : заставка передачи «В гостях у сказки» с песней из сказки «Там, на неведомых дорожках» и нарезкой из сказок.

4.Сообщение учащихся об Арине Родионовне.

5. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

–  «Сказка о царе Салтане…» была написана летом 1831 года в Царском Селе.

– Кто скажет полное название сказки?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

– Сказка появилась вследствие состязания между Пушкиным и Жуковским по переложению народных сказок для детей. Это одна из самых русских сказок Пушкина.

Образы из сказки вдохновили композитора Н.А. Римского- Корсакова на создание оперы «Полет шмеля».

– А теперь посмотрим саму сказку…

(Инсценировка «Сказки о царе Салтане»)



– Замечательная сказка, и молодцы артисты.

6. «Сказка о попе и работнике его Балде».

– Идём дальше по стране пушкинских сказок. Следующая сказка была написана поэтом 13 сентября 1830 года в Болдине. Самая русская сказка Пушкина. Она вся из русской поэзии.





– Как вы думаете, какая? («Сказка о попе и работнике его Балде»).



– При жизни поэта сказка не печаталась по цензурным условиям. Впервые опубликована В.А.Жуковским в 1840 г. в переделанном виде и под заголовком «Сказка о купце Кузьме остолопе и работнике его Балде» (в тексте «поп» тоже был заменён «купцом»). Подлинный текст сказки был напечатан лишь через 45 лет после смерти Пушкина – в 1882 году. Основой послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском.

4



(Инсценировка («Сказка о попе и работнике его Балде»).





7. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

– Вы хорошо поработали. У нас осталось ещё 3 сказки. Все они написаны в Болдино – в имении, полученном Пушкиным в наследство. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» написана осенью 1833 года. Основным источником послужила «Сказка о Белоснежке» из сборника братьев Гримм, из неё – все главные сюжетные узлы. Вторым источником была запись народной сказки, сделанная в Михайловском («Царевна заблудилась в лесу…»), из неё поэт воспользовался отдельными деталями (богатыри, живущие в лесу, цепи, на которые повесили хрустальный гроб…). Жених, королевич Елисей, придуман Пушкиным.

– «Сказка о мёртвой царевне» является прославлением народных нравов. Царевна из сказки представляет собой воплощение милой женственности в русском народном вкусе. Она кроткая, терпеливая, богатыри называют её «ласковой сестрою». Она заботливая хозяйка. Она верна своему слову.

– Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевне является мачеха – царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда», «ломлива». Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной.

– Итак – в сказку!

(Инсценировка «Сказки о мёртвой царевне…»)

И мы обращаемся к «Сказке о рыбаке и рыбке».

8. «Сказка о рыбаке и рыбке».

– Её долго считали народной. Но среди русских сказок нет сюжета, аналогичного пушкинскому. Ни в одной сказке нет ни рыбки, ни моря. Эта сказка очень близка к варианту, изложенному в сборнике братьев Гримм. Но русский поэт значительно отступает от немецкого источника: различает в сюжете характеры старика и старухи (у Гриммов они вместе пользовались благами, полученными от камбалы), сокращает цепь желаний. В русской сказке преобладают черты национального характера, общее представление о русской жизни. Поэтому она и кажется такой русской.

А написана «Сказка о рыбаке и рыбке» осенью 1833 года в Болдине.

9. «Сказка о золотом петушке».

5

– Эта сказка была написана тоже в Болдине, в 1834 году. Источником была сказочная новелла Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте», переведённая на французский язык и имевшаяся в библиотеке Пушкина.



5



Этот источник был установлен уже в нашем, ΧΧ-м, веке, в 1933 году, Анной Андреевной Ахматовой.

10.Видеоролик – интервью. До мероприятия ученик берет интервью у педагогов и учащихся школы. Примерные вопросы:

- Какие сказки А.С.Пушкина вы помните?

- Назовите героев произведений А.С. Пушкина.

- Прочитайте , пожалуйста , отрывок из произведений А.С. Пушкина и тд.

11.Викторина «Знатоки сказок».(Презентация).

12. Выставка книг. Учитель знакомит с другими произведениями А.С. Пушкина.

13. Выставка рисунков , поделки , газета. Обращение к работам учащихся.



Заключение.

– Что же нас привлекает в пушкинских сказках? В чём их обаяние? В прелести стиха, в яркой изобразительности языка, который дышит всей простотой и силой живой народной речи, в их глубокой человечности, в проникающем их лиризме и, наконец, в чисто пушкинском уме, который сверкает в каждой их строчке.

Ученик читает стихотворение :

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые , как сны.

Сыплются слова , слова – алмазы

На вечерний бархат тишины.



Шелестят волшебные страницы,

Все быстрей нам хочется узнать…

6



Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,





В 20, 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.



Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

(Автор неизвестен)


-Ребята, сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок

 Думаю, после этого занятия  интерес к сказкам станет ещё больше, а закончить наше занятие я хочу словами великого сказочника Г.Х.Андерсена: «Сказка- это то золото, что блестит огоньком в детских глазах».































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!