СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок экономики, биологии и информатики в 11 классе по теме: «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является заключительным в теме "Влияние деятельности человека на биосферу" курса биологииуроком итогового повторения курса макроэкономики и итогового повторения темы "Статистический анализ данных" в курсе информатики.  Тип урока - повторительно-обобщающий. Форма проведения - интегрированный. Продолжительность - 90 мин. с одним перерывом в 15 мин. Тема "Глобальные экологические проблемы и пути их решения" в наше время актуальна как никогда. Она позволяет осуществлять межпредметную интеграцию естественнонаучных знаний с точными науками, дисциплинами гуманитарного цикла. Возможно проведение урока в курсе обществознания, экологии, географии, химии и др.   Используются методы обучения - проблемное обучение,  частично-поисковый, репродуктивный. Урок требует от учащихся достаточного высокого уровня компьютерной грамотности. Занятие состоит из двух частей - информативной и практической, что позволяет учащимся получить информацию, обменяться ею и применить на практике.

 

Просмотр содержимого документа
«Задача к уроку 20.04»

Задача к уроку «Глобальные экологические проблемы»

ПОЧВЫ

Общая S земель, обеспечивающих нужды человечества (площадь Земли, пригодная для жилья) составляет 100 млрд.га. Потребность в S суши на 1 человека составляет 17,5 га. Используя приведенные данные, рассчитайте коэффициент обеспеченности земельными ресурсами за указанные годы и определите, когда наступит критический уровень обеспеченности людей землей. Сделайте вывод.


Численность населения Земли в млн. чел.

Годы

10000 до н.э.

1

1650

1700

1750

1800

1850

1900

1950

1970

1980

2000

Население в млн. чел.

10

300

510

625

710

910

1130

1600

2510

3575

4600

6000



Задача к уроку «Глобальные экологические проблемы»

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕСОВ

Лесам принадлежит важная роль в сохранении почвы и воды, поддержании растительного и животного мира, а так же обеспечение планеты кислородом. Главная роль в обеспечении О2 принадлежит тропическим лесам, площадь которых сокращается быстрыми темпами. Оценки, полученные Продовольственной и с/х организацией ООН (ФАО) в 62 странах (что представляет 78% мировых площадей, занимаемых тропическими лесами), свидетельствует о том, что в период 1980 – 1990 г.г. леса сводились со скоростью 16,8 га/год.

Составьте прогноз обеспечения О2 населения Земли, если известно, что 1 человек в год потребляет 156,9 кг кислорода; 1 дерево в год выделяет в среднем 30,5 кг кислорода (учитывая разницу в процессах дыхания и фотосинтеза); на 1 га в среднем растет 50 деревьев.

Годы

10000 до н.э.

1

1650

1700

1750

1800

1850

1900

1950

1970

1980

2000

Население в млн. чел.

10

300

510

625

710

910

1130

1600

2510

3575

4600

6000

Потребность в О2 людей, в кг /год













Площадь тропических лесов

в млн. га













Ресурс О2 выделяемого тропическими лесами

в кг /год













Разница потребностей и ресурса















Задача к уроку «Глобальные экологические проблемы»

ПРОБЛЕМЫ ГИДРОСФЕРЫ

За последние 100 лет относительная концентрация СО2 в атмосфере повысилась на 20 %, а метана на 100 %. Это привело к повышению температуры воздуха на планете в среднем на 0,50С. Если в ближайшие годы концентрация этих газов будет расти с такой же скоростью к 2050 году на Земле потеплеет на 2-50С. Среднегодовая температура воздуха в Антарктиде в 2000 году составила - 400С. Примите скорость изменения t в среднем 2,50С в 100 лет, определите, в каком году произойдет таяние льдов Антарктики? Найдите дополнительную информацию о возможных последствиях для человечества в обозримом будущем (100-500 лет), оцените последствия.


Задача к уроку «Глобальные экологические проблемы»

ПРОБЛЕМЫ АТМОСФЕРЫ.

Вычислите коэффициент корреляции для каждого вида, выбрасываемых в атмосферу «парниковых газов» оцените «вклад» каждого из них в возникновение «парникового эффекта» (на примере Архангельской области)

Результаты инвентаризации выбросов парниковых газов в Архангельской области

Год

Всего





Гг экв. СО2

% к 1990 г.





































ЗДОРОВЬЕ человечества

На Земле существует от 10 млн. до 100 млн. различных форм жизни. Из них только 1,4 млн. классифицированы и поименованы. Темпы их исчезновения нарастают. По приближенным оценкам, ежедневные потери составляют от 10 до 100 видов. По мнению экологов, на Земле не было такого всплеска вымирания видов уже 65 млн. лет, с конца мелового периода, когда исчезли динозавры.

Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения ее биохимических циклов и способности самовосстановления. Человечество расходует сейчас 40% всей продукции, произведенной фотосинтезом на суше. Иными словами, весь XX в. человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу, а следовательно, и себя как неотъемлемую часть биосферы, на грань полной деградации.

В ближайшее время ожидается новая волна глобального экологического кризиса, которая охватит страны третьего мира и, вероятно, бывшие социалистические страны. Население этих групп стран составляет 6/7 всего населения планеты, причем одна треть его постоянно голодает. Свыше 90% прироста населения Земли в ближайшие десятилетия придется на эти же страны. Для удовлетворения потребностей населения этой части мира на уровне, близком экономически развитым странам, потребуется увеличить мировое производство товаров в 5-10 раз, а энергии в 5 раз.

Природа деградирует, а вместе с ней деградирует и человечество. «Здоровье населения, безусловно, ухудшается в результате загрязнения, хотя человек, по-видимому, хорошо адаптирован к продуктам сгорания древесины и ископаемого топлива, так как всегда вдыхал их в пещерах, землянках, курных избах, освоив культуру использования огня на самых ранних стадиях существования. Гораздо существеннее влияет на здоровье человека то, что он разрушил свою экологическую нишу на значительной территории суши, а так как нет никаких доказательств того, что биологические законы не распространяются на человека, то очевидно, что идет распад генома человека в результате прекращения действия механизмов, удерживающих распадность вида на определенном уровне в естественной экологической нише.

О распаде генома человека свидетельствуют данные о росте генетических заболеваний в развитых странах, прежде всего психических заболеваний и врожденных нарушений. Социальные последствия этого процесса требуют пристального внимания, так как, возможно, именно с ними связаны распространение алкоголизма и наркомании, вспышки невиданной жестокости при локальных конфликтах, снижение иммунного статуса организма человека, возникновение новых болезней, расширение круга людей, затрагиваемых уже, казалось бы, искорененными болезнями (например, холерой и малярией), нарушение запретов и тормозящих процессов. Таким образом, то, что обычно называют «экологическими» заболеваниями и непосредственно связывают с загрязнением среды, оказывается верхушкой айсберга. За «очевидными» причинами лежат глубинные механизмы, ведущие к распаду генома человека, намного более опасные, но невидимые и неощутимые, подобно ионизирующему излучению»?.

___________________________

? Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению // Зеленый мир. 1994. №19. С. 8.

С оценками отечественных ученых, к сожалению, совпадают и суждения в мире. «Выживаемость русских достигла критической отметки» - так считают авторитетные зарубежные эксперты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения?. Они периодически проводят исследования динамики уровня жизни и так называемой жизнеспособности народов в зависимости от социально-экономической политики правительства и экологической ситуации в той или иной стране. Коэффициент жизнеспособности измеряется по пятибалльной шкале - он характеризует возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации в условиях продолжения социально-экономической политики правительства, осуществляемой на момент обследования конкретной страны. При этом учитывается и реальная экологическая обстановка, как бы «сопровождающая» такую политику.


Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 11 классе МОУ СОШ №77»

Интегрированный урок

экономики, биологии и информатики в 11 классе по теме:

«Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: интегрированный урок.

Продолжительность: 2 учебных часа (90 мин.).

Цель урока: доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубить знания о глобальных экологических проблемах современности;

  • Актуализировать ранее полученные навыки компьютерного анализа к исследованию экологических проблем;

  • Повторить и обобщить знания учащихся по информатике, экономике и биологии.

Развивающие:

  • Вырабатывать умения самостоятельно применять знания, переносить их в условия различных предметов;

  • Способствовать пониманию необратимости некоторых экологических изменений;

  • Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя информационные технологии.

Воспитательные:

  • Повысить восприимчивость учащихся к проблемам окружающего мира;

  • Воспитать чувство ответственности за происходящее на Земле;

  • Формировать активную гражданскую позицию по защите окружающей среды родного края.

Образовательная технология: проектная; информационно-коммуникационная; обучение в сотрудничестве; технология критического мышления.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Методы обучения: проблемное обучение, частично-поисковый, репродуктивный.

Средства обучения: персональные компьютеры, компьютер учителя, мультимедийный проектор, программное обеспечение (Microsoft Office 2003), учебники, дидактические материалы, компьютеры, информационные ресурсы сети Интернет.

Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Прогнозируемый результат: у школьников в ходе урока должна сформироваться убежденность в том, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.

Подготовительный этап:

  1. Распределение учащихся на группы, выбор темы для создания презентации

Темы:

    • Экологические проблемы атмосферы

    • Экологические проблемы гидросферы

    • Опустынивание и состояние почв

    • Потеря биоразнообразия

    • Энергетическая проблема

    • Уничтожение лесов

План работы над презентацией.

  1. Цель работы.

  2. Суть проблемы.

  3. Причины возникновения проблемы.

  4. Экологическая ситуация по данной проблеме в Архангельской области.

  5. Прогноз развития проблемы.

  6. Решение прикладной задачи с использованием табличного процессора Excel (Приложение №1)

  7. Возможные пути решения.

2. Консультации учащихся по подготовке проектов (презентаций).

План урока:

Этап урока

время

  1. Организационный момент.

1 мин.

  1. Постановка учащимися целей и задач урока после просмотра видеосюжета «Хроники планеты Земля»;

6 мин.


  1. Вступительное слово: знакомство с планом урока, критериями оценок, регламентом учитель информатики;

3 мин.


  1. Защита проектов учащимися, обсуждение, ответы на вопросы. (демонстрация презентаций учителя биологии, экономики и информатики)

30-35 мин.



  1. Практическое задание (Приложение №2) учитель информатики и экономики

20 мин.


  1. Подведение итогов урока, обобщение, домашнее задание (Приложение №3) учитель экономики.

15 мин.


  1. Оценивание учащихся учителя биологии, экономики и информатики

5 мин.

  1. Прослушивание и совместное исполнение шуточной песенки из м/ф «Улица Сезам» о необходимости охраны окружающей среды с целью формирования активной экологической позиции учащихся, как будущих родителей.

5 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент (слайд1).

2. Просмотр видеосюжета "Хроники планеты Земля"

3. Учитель: Каковы ваши впечатления? Какие эмоции вызвал у вас этот сюжет? Как вы думаете, почему такая изученная проблема, как охрана окружающей среды, поднимаемая в школьной программе неоднократно и в курсах различных предметов, вынесена на обсуждение ещё раз уже в конце вашего школьного пути?

Учащиеся высказывают свое мнение и коллективно формулируют цель и задачи урока:(слайд2)

  • Показать, что экологические проблемы человечества являются следствием его экономической деятельности;

  • Доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.

4. Учитель: (слайд3) Познакомьтесь с планом нашей с вами работы. Первая часть урока, наиболее информативная, будет отведена для защиты ваших проектов. Просьба излагать кратко, содержательно, придерживаясь регламента - до 5 минут на одно выступление. По окончании выступления, представители других групп, а также учителя, могут задать возникшие вопросы, что конечно повлияет на конечную оценку, как выступающих, так и слушателей. Вторая часть урока - практическая работа. Вам будет предложен один из вариантов эколого-экономической задачи, которую нужно будет решить в среде табличного процессора Excel. Заключительная часть урока - подведение итогов в ходе обсуждения возможных альтернатив экономического развития государства. Так как наш урок необычен тем, что объединяет в себе три предмета, то оценка тоже будет необычной, по биологии, по экономике и по информатике будет своя оценка.

5. Защита проектов учащимися, обсуждение, ответы на вопросы. (демонстрация презентаций).

6. Учитель: Надо отметить, что проблемы экологии были рассмотрены достаточно подробно. Но ни одна из групп не рассмотрела проблему радиоактивного загрязнения окружающей среды, хотя она имеет отношение ко всем вышеизложенным проблемам. Итак, что такое радиоактивное загрязнение? Каковы его источники? Приведите примеры. Ярким примером тяжелейших последствий радиоактивного загрязнения окружающей среды является авария на Чернобыльской АЭС. при взрыве атомного реактора было выброшено лишь около 5 % ядерного топлива, но это привело к облучению многих людей. Большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья и проживания людей, это потребовало переселение около 200000 жителей из зараженных районов. Повышение радиации в результате выпадения радиоактивных осадков было отмечено за сотни и тысячи километров от места аварии (слайды5-6).

7. Практическое задание: Оценить экономический эффект от проведения природоохранных мероприятий (слайд7-8).

Учитель: Займите свое рабочее место за компьютером. Пользуясь инструкцией выполните задание своего варианта и сохраните результат в собственной папке.

8. Учитель: Подведем итоги работы. Каждый из вас получил собственный результат и сделал вывод. Но частный случай не является доказательством общей гипотезы. Для этого рассмотрим все полученные результаты одновременно. Перед вами на экране конечные результаты всех вариантов (слайд9), по полученным результатам построены графики экономической и экологической эффективности природоохранных мероприятий ( слайд10). Целесообразно ли проводить природоохранные мероприятия с точки зрения получения экономической выгоды?

Учащиеся: обсуждают вопрос и делают выводы.

Учитель: Итак, вы правы, природоохранные мероприятия нужны, но они рассчитаны на долгосрочную перспективу. Но тогда как быть с начинающими предприятиями, чья деятельность направлена только на получение прибыли, чтобы оправдать вложенные средства за короткий срок?

Учащиеся: обсуждают вопрос и делают выводы ("- необходимость поддержки государства")

Учитель: Вот мы и перешли на "государственный" уровень решения данных проблем. Есть смысл обсудить варианты экономической политики государства. Мы убедились, что экономическая деятельность человека является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Так как прекратить экономическую деятельность человека невозможно, следует искать пути наименьшего отрицательного воздействия на природу. Обратимся к иллюстрации (слайд11). Здесь представлены две альтернативы экономического развития. Как вы думаете, какой вариант соответствует большинству современных государств?

Вы правы, в настоящее время мы живем по варианту А (см. слайд11), который характеризует общество одноразового потребления, направленное на получение быстрого экономического роста в ущерб биосфере. При таком варианте развития человечеству не приходится рассчитывать на долгую и безопасную жизнь. Поэтому сегодня многие государства задумались о формировании такой стратегии развития человеческого общества, которая позволяет гармонично сочетать его потребности с возможностями сохранения нормального функционирования биосферы. Этому соответствует вариант B (см. слайд11). Несложно понять, что следуя этому варианту, государство сознательно замедляет темп экономического роста в настоящем, справедливо рассчитывая в будущем сохранить благоприятную окружающую среду, и обеспечить возможность ускорения экономического роста. К сожалению в настоящее время единого мнения на межгосударственном уровне нет. Подтверждением этому служат "результаты" последних экологических саммитов.

Каждый из нас может внести свой вклад в решение экологических проблем. Начиная от выполнения элементарного требования "Не надо мусорить!" и заканчивая участием в референдуме о возможности строительства атомной электростанции в нашей области, который планируется провести повторно в ближайшее время. Как проголосуете вы? Какими аргументами будете руководствоваться? Предлагаю на эти вопросы ответить дома, обсудить их с родными и близкими. На следующем уроке экономики будет проведена дискуссия в ходе которой на нашем пусть не очень "высоком" уровне мы попытаемся придти к единому мнению. Будьте готовы обосновать позицию "ЗА" и "ПРОТИВ" (слайд12).

9. Оценивание работы учащихся всеми учителями.

10. Учитель: Ну и напоследок, мы предлагаем вам улыбнуться. Весь урок мы с вами обсуждали серьезные экологические проблемы, вышли даже на "государственный" уровень. Но умение бережно относиться к природе пришло к нам не в школе, и даже не в детском саду. Об этом нам впервые говорят родители. А в скором времени вы тоже станете папами и мамами. В каком обществе жить дальше будут решать уже ваши дети воспитанные и наученные вами. Об этом, и не только, поют смешные персонажи мультипликационного фильма "Улица Сезам". Предлагаю послушать и даже спеть!


Методическая литература:


  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. . Общая биология. 10 – 11 классы М.: Просвещение, 2005 -2008.

2. Андреева Н.Д. Биология. 10 – 11 классы М.: Мнемозина, 2008.

3. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10 – 11 классы М.: Дрофа, 2005.

4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 – 11 класс. М.:Дрофа, 1999 -2004.

5. Липсиц И.В.. Экономика. 10 – 11 класс. М.:Вита, 2009.

6. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф.. Уроки экономики в школе. Книга 2. М.:Вита, 2009.

7. М.В. Высоцкая Элективные курсы. Экология. 9 класс, Волгоград: «Учитель», 2007 .

8. Задания на контрольную работу с методическими указаниями по дисциплине «Экология» для студентов всех специальностей заочной формы обучения./Составители: О.А.Трошкина, Ю.А.Лябина, П.М.Володин.- Самара: СамГАПС, 2003.

9. Сборник элективных курсов. Информатика. 9 класс. Решение прикладных (экономических) задач в Excel. Авторы – составители: А.А. Чернов, А.Ф. Чернов.- Волгоград.: «Учитель», 2006 .

10. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

11. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

12. Экологическая ситуация в Архангельской области. Проблемы и перспективы оздоровления. Часть 1. Архангельск.: Автономная некоммерческая организация. Центр экологических инвестиций. 2000 .

13. Экологическая ситуация в Архангельской области. Проблемы и перспективы оздоровления. Часть 2. Архангельск.: Автономная некоммерческая организация. Центр экологических инвестиций. 2001 .


Интернет-ресурсы:

http://www.ecsocman.edu.ru

http://www.eeg.ru

http://www.vesti.ru/doc.html?id=316359

http://earth.yzoz.com/

http://www.dvinaland.ru/

http://www.arkheco.ru/resource/forest/?314


Аннотация: Данный урок является заключительным в теме "Влияние деятельности человека на биосферу" курса биологии, уроком итогового повторения курса макроэкономики и итогового повторения темы "Статистический анализ данных" в курсе информатики. Тип урока - повторительно-обобщающий. Форма проведения - интегрированный. Продолжительность - 90 мин. с одним перерывом в 15 мин. Тема "Глобальные экологические проблемы и пути их решения" в наше время актуальна как никогда. Она позволяет осуществлять межпредметную интеграцию естественнонаучных знаний с точными науками, дисциплинами гуманитарного цикла. Возможно проведение урока в курсе обществознания, экологии, географии, химии и др. Используются методы обучения - проблемное обучение, частично-поисковый, репродуктивный. Урок требует от учащихся достаточного высокого уровня компьютерной грамотности. Занятие состоит из двух частей - информативной и практической, что позволяет учащимся получить информацию, обменяться ею и применить на практике.







Просмотр содержимого документа
«Сценарий интегрированного урока»

Сценарий интегрированного урока

экономики, биологии и информатики в 11 классе по теме:

«Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

1. Организационный момент (слайд 1).

2. Просмотр видеосюжета "Хроники планеты Земля"

3. Учитель: Каковы ваши впечатления? Какие эмоции вызвал у вас этот сюжет? Как вы думаете, почему такая изученная проблема, как охрана окружающей среды, поднимаемая в школьной программе неоднократно и в курсах различных предметов, вынесена на обсуждение ещё раз уже в конце вашего школьного пути?

Учащиеся высказывают свое мнение и коллективно формулируют цель и задачи урока:(слайд 2)

  • Показать, что экологические проблемы человечества являются следствием его экономической деятельности;

  • Доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.

4. Учитель: (слайд 3) Познакомьтесь с планом нашей с вами работы. Первая часть урока, наиболее информативная, будет отведена для защиты ваших проектов. Просьба излагать кратко, содержательно, придерживаясь регламента - до 5 минут на одно выступление. По окончании выступления, представители других групп, а также учителя, могут задать возникшие вопросы, что конечно повлияет на конечную оценку, как выступающих, так и слушателей. Вторая часть урока - практическая работа. Вам будет предложен один из вариантов эколого-экономической задачи, которую нужно будет решить в среде табличного процессора Excel. Заключительная часть урока - подведение итогов в ходе обсуждения возможных альтернатив экономического развития государства. Так как наш урок необычен тем, что объединяет в себе три предмета, то оценка тоже будет необычной, по биологии, по экономике и по информатике будет своя оценка.

5. Защита проектов учащимися, обсуждение, ответы на вопросы. (демонстрация презентаций).

6. Учитель: Надо отметить, что проблемы экологии были рассмотрены достаточно подробно. Но ни одна из групп не рассмотрела проблему радиоактивного загрязнения окружающей среды, хотя она имеет отношение ко всем вышеизложенным проблемам. Итак, что такое радиоактивное загрязнение? Каковы его источники? Приведите примеры. Ярким примером тяжелейших последствий радиоактивного загрязнения окружающей среды является авария на Чернобыльской АЭС. при взрыве атомного реактора было выброшено лишь около 5 % ядерного топлива, но это привело к облучению многих людей. Большие территории были загрязнены настолько, что стали опасными для здоровья и проживания людей, это потребовало переселение около 200 000 жителей из зараженных районов. Повышение радиации в результате выпадения радиоактивных осадков было отмечено за сотни и тысячи километров от места аварии (слайды 5-6).

7. Практическое задание: Оценить экономический эффект от проведения природоохранных мероприятий (слайд 7-8).

Учитель: Займите свое рабочее место за компьютером. Пользуясь инструкцией выполните задание своего варианта и сохраните результат в собственной папке.

8. Учитель: Подведем итоги работы. Каждый из вас получил собственный результат и сделал вывод. Но частный случай не является доказательством общей гипотезы. Для этого рассмотрим все полученные результаты одновременно. Перед вами на экране конечные результаты всех вариантов (слайд 9), по полученным результатам построены графики экономической и экологической эффективности природоохранных мероприятий ( слайд 10). Целесообразно ли проводить природоохранные мероприятия с точки зрения получения экономической выгоды?

Учащиеся: обсуждают вопрос и делают выводы.

Учитель: Итак, вы правы, природоохранные мероприятия нужны, но они рассчитаны на долгосрочную перспективу. Но тогда как быть с начинающими предприятиями, чья деятельность направлена только на получение прибыли, чтобы оправдать вложенные средства за короткий срок?

Учащиеся: обсуждают вопрос и делают выводы ("- необходимость поддержки государства")

Учитель: Вот мы и перешли на "государственный" уровень решения данных проблем. Есть смысл обсудить варианты экономической политики государства. Мы убедились, что экономическая деятельность человека является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Так как прекратить экономическую деятельность человека невозможно, следует искать пути наименьшего отрицательного воздействия на природу. Обратимся к иллюстрации (слайд 11). Здесь представлены две альтернативы экономического развития. Как вы думаете, какой вариант соответствует большинству современных государств?

Вы правы, в настоящее время мы живем по варианту А (см. слайд 11), который характеризует общество одноразового потребления, направленное на получение быстрого экономического роста в ущерб биосфере. При таком варианте развития человечеству не приходится рассчитывать на долгую и безопасную жизнь. Поэтому сегодня многие государства задумались о формировании такой стратегии развития человеческого общества, которая позволяет гармонично сочетать его потребности с возможностями сохранения нормального функционирования биосферы. Этому соответствует вариант B (см. слайд 11). Несложно понять, что следуя этому варианту, государство сознательно замедляет темп экономического роста в настоящем, справедливо рассчитывая в будущем сохранить благоприятную окружающую среду, и обеспечить возможность ускорения экономического роста. К сожалению в настоящее время единого мнения на межгосударственном уровне нет. Подтверждением этому служат "результаты" последних экологических саммитов.

Каждый из нас может внести свой вклад в решение экологических проблем. Начиная от выполнения элементарного требования "Не надо мусорить!" и заканчивая участием в референдуме о возможности строительства атомной электростанции в нашей области, который планируется провести повторно в ближайшее время. Как проголосуете вы? Какими аргументами будете руководствоваться? Предлагаю на эти вопросы ответить дома, обсудить их с родными и близкими. На следующем уроке экономики будет проведена дискуссия в ходе которой на нашем пусть не очень "высоком" уровне мы попытаемся придти к единому мнению. Будьте готовы обосновать позицию "ЗА" и "ПРОТИВ" (слайд 12).

9. Оценивание работы учащихся всеми учителями.

10. Учитель: Ну и напоследок, мы предлагаем вам улыбнуться. Весь урок мы с вами обсуждали серьезные экологические проблемы, вышли даже на "государственный" уровень. Но умение бережно относиться к природе пришло к нам не в школе, и даже не в детском саду. Об этом нам впервые говорят родители. А в скором времени вы тоже станете папами и мамами. В каком обществе жить дальше будут решать уже ваши дети воспитанные и наученные вами. Об этом, и не только, поют смешные персонажи мультипликационного фильма "Улица Сезам". Предлагаю послушать и даже спеть!






Просмотр содержимого документа
«Тест по теме Экологические проблемы»

Тест по теме «Глобальные изменения в биосфере».

1. К глобальным изменениям в биосфере относят

  1. загрязнение почвы в отдельных регионах отходами сель­скохозяйственного производства

  2. загрязнение воздуха отходами производства в зоне распо­ложения химического завода

  1. уничтожение пожарами лесопарковой зоны города

  2. сокращение на планете запасов пресной воды

2. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате

  1. урбанизации ландшафтов

  2. циклических процессов на Солнце

  3. вырубки лесов на планете

  4. парникового эффекта

3. Каковы последствия расширения озоновых дыр?

1) повышение температуры воздуха, частое появление туманов

2) усиление ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

  1. понижение температуры и повышение влажности воздуха

  1. уменьшение прозрачности атмосферы и снижение интен­сивности фотосинтеза


4. К глобальным изменениям в биосфере может привести

  1. увеличение численности отдельных видов

  2. опустынивание территорий

  3. выпадение обильных осадков

  4. смена одного сообщества другим

5. Причиной глобального экологического кризиса в настоя­щую эпоху можно считать

  1. перевыпас скота на пастбищах

  2. вулканическую деятельность

  3. сокращение биоразнообразия планеты

  4. разливы рек при половодье

6. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способ­ствует

  1. разрушению озонового слоя

  2. разрушению структуры пахотного слоя

  3. выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

  4. вымыванию из почвы питательных веществ

7. Почему загрязнение среды радиоактивными изотопами опасно для организмов?

  1. нарушается механизм энергетического обмена

  2. нарушаются биоритмы в природе

  3. возрастает число мутантных особей

  4. возрастает число инфекционных заболеваний

8. Какие факторы привели к сокращению рыбных запасов Мирового океана?

  1. антропогенные

  2. абиотические

  3. биотические

  4. климатические


9. Почему некоторые виды растений и животных стали редкими?

  1. сократилась их численность в связи с возрастом

  2. их уничтожили животные

  3. они погибли от болезней

  4. человек сильно изменил их среду обитания

10. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйст­ва с учетом экологических закономерностей - необходимое условие

  1. устойчивости биосферы

  2. эволюции органического мира по пути ароморфоза

  3. смены биогеоценозов

  4. саморегуляции численности в популяциях


11. Защита природной среды от загрязнения промышлен­ными и сельскохозяйственными отходами - мера охраны среды обитания организмов, способствующая

  1. формированию новых видов

  2. возникновению у организмов приспособлений

  3. сохранению биоразнообразия

  4. проявлению саморегуляции

12. Наиболее эффективный способ охраны всех видов рас­тений и животных - это

  1. запрет на сборы растений и отстрел животных

  2. отказ от использования видов растений и животных человеком

  3. регуляция численности видов и охрана природных сообществ

  4. создание зоопарков и ботанических садов


13. Создание Красной книги направлено на

  1. раскрытие связей организмов со средой

  1. сохранение редких и исчезающих видов растений и жи­вотных

  1. определение места вида в системе органического мира

4) ознакомление с многообразием растений и животных

14. Природные территории, на которых запрещена хозяй­ственная деятельность человека с целью восстановления чис­ленности популяций редких видов растений и эюивотных, охраны флоры и фауны, представляют собой


1) агроценозы

2) заповедники

3) ботанические сады

4) полезащитные лесные полосы








Просмотр содержимого презентации
«Глобальные экологические проблемы современности1»

Показать, что экологические проблемы человечества являются следствием его экономической деятельности; Доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.
  • Показать, что экологические проблемы человечества являются следствием его экономической деятельности;
  • Доказать, что решение глобальных экологических проблем - возможно путем совместного действия всех стран начиная с решения локальных и региональных проблем.
Экологические проблемы атмосферы Загрязнение водных систем Опустынивание и состояние почв Потеря биоразнообразия Энергетическая проблема Уничтожение лесов
  • Экологические проблемы атмосферы
  • Загрязнение водных систем
  • Опустынивание и состояние почв
  • Потеря биоразнообразия
  • Энергетическая проблема
  • Уничтожение лесов

Регламент: до 5 минут

Источники загрязнения:

Источники загрязнения:

  • Халатное отношение к хранению и транспортировке радиоактивных элементов
  • АЭС, ледоколы, подводные лодки с ядерными установками
  • Испытания ядерного оружия
пол в спортзале ДК центр Припяти магазин Колосок

пол в спортзале ДК

центр Припяти

магазин Колосок

ЦЕЛЬ: Оценить экономический эффект от проведения природоохранных мероприятий .

ЦЕЛЬ:

Оценить экономический эффект от проведения природоохранных мероприятий .

вариант эффективность капитальных вложений 1 2 7,9475 экологическая эффективность 3 0,0497 4,11125 6,875 0,04749 4 0,0573477 3,74 5 0,0416667 9,482 0,0417449 вариант эффективность капитальных вложений 6 экологическая эффективность 7 3,08 8 9,515 0,0628931 3,443 9 0,0416017 1,9908333 0,0451595 10 0,0632661 4,4 0,0444444

вариант

эффективность капитальных вложений

1

2

7,9475

экологическая эффективность

3

0,0497

4,11125

6,875

0,04749

4

0,0573477

3,74

5

0,0416667

9,482

0,0417449

вариант

эффективность капитальных вложений

6

экологическая эффективность

7

3,08

8

9,515

0,0628931

3,443

9

0,0416017

1,9908333

0,0451595

10

0,0632661

4,4

0,0444444

Д/з :  Найти информацию и подготовиться к обсуждению вопроса «Экономическая и экологическая целесообразность строительства АЭС в Архангельской области»

Д/з :

Найти информацию и подготовиться к обсуждению вопроса

«Экономическая и экологическая целесообразность строительства АЭС в Архангельской области»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!