СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок физика-химия (конспект)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по теме: "Электрический ток в растворах" (конспект)

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физика-химия (конспект)»


План-конспект интегрированного урока физика-химия по теме: Электрический ток в растворах.

Тип урока: Изучения нового материала.

Цели урока

Личностные (Воспитательная) : создание условий для овладения навыками самоконтроля и умения управлять своей познавательной деятельностью, необходимостью в познании наук химии и физики в целом и отведение им одного из первых мест в практической, технологической и бытовой деятельности.


Метапредметные ( Развивающая).: создать условия для овладения культурой речи, навыков диалога и полилога; создание условий для совершенствования навыков анализа и синтеза, поиска способов решения проблем, осуществления межпредметного переноса.


Предметные(обучающая):создать условия для овладения понятиями: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, анион, катион, познакомить с причинами электрического тока в растворах



Оборудование урока: прибор для электролиза, растворы электролитов, лампа, ключ, выпрямитель, электроды.



1).Организационный


2).Подготовка к работе на основном этапе

Учитель физики: В физике исследуются самые общие закономерности материального мира, и эти закономерности могут применяться в любой науке о природе. Физические законы используют и в химии, и в астрономии, и в биологии, и в геодезии, и в географии и во многих других науках.


Такие науки как физика и химия очень тесно связаны. Про некоторые разделы этих наук даже трудно сказать к чему они относятся к физике или химии. На стыке этих наук находится физическая химия. В этом году на уроках физики вы изучали темы «Электричество. Электрический ток».


Учитель химии.


Но с электрическими явлениями мы будем сталкиваться и на уроках химии.



Учитель физики:

Ребята на прошлых уроках мы с вами говорили об электрическом токе в металлах.

-Почему металлы являются хорошими проводниками?


3).Усвоения новых знаний и умений (основной этап)

Учитель физики:

Вспомните из своей повседневной жизни, какие еще вещества проводят электрический ток? (почему на коробках с нагревательными приборами, а девочки наверное видели надписи на коробках с феном пишут- не пользоваться в воде? наводящий вопрос)


Учитель химии:

А что будет, если мы опустим электроды в раствор хлорида натрия?


Учитель физики. Показать опыт электропроводность раствора хлорида натрия.

Учитель химии:

- Почему загорелась лампочка?


Учитель физики:

Об этом и других подобных явлениях мы сегодня будем говорить на уроке.


-Итак как можно сформулировать тему сегодняшнего урока ?


Электрический ток в растворах.


Работа в группах. Опыты.

Изучение электрических свойств жидкости


Разделить класс на 4 группы и проделать следующие опыты.

1 группа.

Цель работы: убедиться в том, что дистиллированная вода является диэлектриком; убедиться в электропроводности растворов солей, кислот и оснований в воде.

Оборудование: вода дистиллированная; металлические электроды - 2 шт.; провода соединительные; источник тока; низковольтная лампочка на подставке; ключ; соляная кислота HCl.

Ход работы


1. Соберите установку, изображённую на рисунке, налив в кювету дистиллированную воду.

2. Замкните цепь и пронаблюдайте за свечением лампочки.

3. Добавьте в воду соляной кислоты HCl и вновь пронаблюдайте за свечением лампочки.

4. Сделайте вывод.














2 группа.

Цель работы: убедиться в том, что дистиллированная вода является диэлектриком; убедиться в электропроводности растворов солей, кислот и оснований в воде.

Оборудование: вода дистиллированная; металлические электроды - 2 шт.; провода соединительные; источник тока; низковольтная лампочка на подставке; ключ; гидроксид натрия NaOH.

Ход работы


1. Соберите установку, изображённую на рисунке, налив в кювету дистиллированную воду.

2. Замкните цепь и пронаблюдайте за свечением лампочки.

3. Добавьте в воду гидроксид натрия NaOH и вновь пронаблюдайте за свечением лампочки.

4. Сделайте вывод.












3 группа.

Цель работы: убедиться в том, что дистиллированная вода является диэлектриком; убедиться в том, что при растворении глюкозы в воде она все-равно осталось не проводящим веществом.

Оборудование: вода дистиллированная; металлические электроды - 2 шт.; провода соединительные; источник тока; низковольтная лампочка на подставке; ключ; глюкоза C6H12O6.

Ход работы


1. Соберите установку, изображённую на рисунке, налив в кювету дистиллированную воду.

2. Замкните цепь и пронаблюдайте за свечением лампочки.

3. Добавьте в воду глюкозу C6H12O6 и вновь пронаблюдайте за свечением лампочки.

4. Сделайте вывод.












4 группа.

Цель работы: убедиться в том, что спирт является диэлектриком, даже после того, когда в нем растворили хлорид натрия NaCl.

Оборудование: спирт; металлические электроды - 2 шт.; провода соединительные; источник тока; низковольтная лампочка на подставке; ключ; соль поваренная NaCl.

Ход работы


1. Соберите установку, изображённую на рисунке, налив в кювету спирт.

2. Замкните цепь и пронаблюдайте за свечением лампочки.

3. Добавьте в воду хлорид натрия NaCl и вновь пронаблюдайте за свечением лампочки.

4. Сделайте вывод.














Учащиеся делают опыты. И рассказывают об увиденном.



Вывод из проведенных опытов

Учитель физики.


На практике вы увидели, что растворы одних веществ, проводят электрический ток, а другие растворы не проводят.

В металлах переносчиками электрических зарядов являются свободные электроны (проводниках первого рода). Сегодня мы делали опыты и наблюдали электропроводность водных растворов хлорида натрия, соляной кислоты, гидроксида натрия. В растворах этих веществ переносчиками электрических зарядов являются свободные ионы( проводники второго рода) В проводниках электричества заряженные частицы (электроны, ионы) могут свободно перемещаться .Поэтому их называют свободными зарядами. Под действием электрического поля свободные заряды приходят в направленное движение, т.е. создают электрический ток. В непроводниках электричества заряды или не могут перемещаться по веществу или противоположно заряженные частицы объединяются в нейтральные частицы.


Учитель химии.


-Все ли растворы проводили электрический ток?


-В каком случае сила тока была выше?(в разбавленном или там где больше растворенного вещества?)


-Как вы думаете, откуда появились свободные ионы –переносчики электрических зарядов?


(Образование свободных ионов в растворах произошло под действием молекул воды, молекулы спирта (мы это видели) не расщепляют вещества на ионы .)

-А если бы мы взяли очень концентрированный раствор, то на ваш взгляд что бы вы смогли сказать о силе тока в нем? Почему?



Учитель химии.


Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток, называются электролитами и там переносчиками электрических зарядов являются свободные ионы. Вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток, называются неэлектролитами.


Электролитическая диссоциация – процесс распада электролита на анионы и катионы при растворении его в воде или расплавлении.


Так выглядит с точки зрения химии процесс распада на ионы веществ из наших опытов.

KOH K+ + OH-


NaCl Na+ + Cl-


HCl H+ + Cl-


Параллельно с диссоциацией идет процесс соединения ионов(ассоциация).

Поэтому в уравнениях электролитической диссоциации вместо знака равенства ставится знак обратимости.



Диссоциация оснований:



Ba(OH)2 Ba2++ 2OH-



Основания диссоциируют на положительно заряженные ионы металла и отрицательно заряженные гидроксид-ионы.


Диссоциация солей:

Na3PO4 3Na+ + PO3-4


BaCl2 Ba2+ + 2Cl-

K2CO3 2K+ + CO32-

Соли диссоциируют на положительно заряженные ионы металлов и отрицательно заряженные ионы кислотного остатка


Диссоциация кислот:

Н3РО4 + + РО43 -

H2SO4 2H+ + SO42-

Кислоты диссоциируют на положительно заряженные ионы водорода и отрицательно заряженные ионы кислотного остатка


Учитель физики:


Под действием электрического поля ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные ионы движутся к катоду и называются катионами, отрицательно заряженные ионы движутся к аноду и называются анионами. Так же на опыте мы увидели выделение вещества на катоде- этот процесс называется электролиз. Применение: получение алюминия и меди; очистка металлов от примесей; получение водорода.


4).Первичной проверки понимания изученного


Учитель физики:



-Какие из ионов являются катионами, а какие анионами:

H+ , Li+ , NO3 , S2− , Fe3+ , HCO3, Ba2+ , Cu2+ ,H+ , SO42− , Na+ , CO32− , S2− , Ca2+ , HCO3


-Какие из ионов будут двигаться к АНОДУ:

-Какие из ионов будут двигаться к КАТОДУ:


5).Подведение итогов урока.

Учитель физики: И так ребята, что мы сегодня узнали про ток.

В каких средах он протекает?

Может ли ток существовать только в металлах? А где еще?

Учитель химии:

На сегодняшнем уроке мы лишь в общих чертах коснулись химизма электролитической диссоциации. Подробнее об этом процессе мы будем говорить в 9 классе. А сегодня мы попытались вам показать, как наши 2 науки физика и химия тесно связаны друг с другом.

6).Информация о домашнем задании. В каких средах может еще существовать ток узнайте самостоятельно?





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!