СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Красота и счастье Родины в поэзии А.С. Пушкина на уроках математики"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика и литература. Попытка соединить точную науку и стихотворения Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Красота и счастье Родины в поэзии А.С. Пушкина на уроках математики"»

Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №41»







Интегрированный урок

(математика и литература)

6 класс

Красота и счастье Родины в поэзии А.С. Пушкина на уроках математики











Составители:

Гедзерук Н.В. – учитель математики

Приходько Н.А. – учитель литературы

Цель. Повторить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве

А.С.Пушкина;

совершенствовать навыки выразительного чтения , связной речи;

способствовать воспитанию у учащихся патриотизма;

прививать чувство красоты и счастья жить на родной земле;

повторить и закрепить знания по теме «Разложение многочлена на

множители, формулы сокращенного умножения»;

развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.



Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний,

умений и навыков учащихся.



Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Ход урока

Все, что существует в природе, должно быть измеряемо

Н. Лобачевский.



Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

А.С. Пушкин.



Вступительное слово учителей

Учитель математики: От задач совсем примитивных.

Геометрии прикладной,

Математика очень активно

Шла вперед, но не по прямой.



Совместимы ль злодейство, гений,

Сын, отец и святейший дух?

Здесь вопросов много, сомнений…

Размышлений и споров вслух.



В Царскосельском лицее, в парках,

Где с друзьями Пушкин гулял,

Стих возник, что сильно и ярко

Две культуры сопоставлял.



Математику в новом веке

Перемены большие ждут,

Две культуры в одном человеке

Тесно сблизятся, совпадут.



Тема сегодняшнего урока «Красота и счастье родины в поэзии А.С.Пушкина на уроках математики». Урок сегодня необычный. Его цель – повторить, закрепить знания по теме «Разложение многочлена на множители. Формулы сокращенного умножения», развивать логику мышления, ваши творческие способности, но все математические действия вы будете выполнять, познавая красоту и счастье родного края через творчество великого поэта А.С. Пушкина. А поможет нам в этом ваш учитель литературы.

Учитель литературы: Приходит лето каждый год

(Так повторимы книжек главы),

Дожди спускаются к нам с гор,

Невозвратимо сохнут травы.



Вот грозный всадник в степь летит,

Его забвенье не осилит.

И медный звон его копыт

Звучит доселе по России.

У Лукоморья дивный кот,

Русалки хороводы водят,

Приходит лето каждый год,

А Пушкин только раз приходит…

Действительно, такое явление, как Пушкин, невозможно не измерить любовью народа, наших сердец и душ. Наверное, прав великий русский математик Н. Лобачевский, говоря такие слова: «Все, что существует в природе, должно быть измеряемо» (эпиграф урока). Потому что А.С. Пушкин – это сама эпоха, сама жизнь, сама природа. И так, мы начинаем.



Актуализация знаний

Интеллектуальная разминка « Эрудит»:

Уч. мат. 1. При каких целых значениях Х выполняется неравенство:

1798X1838 (1799 – 1837)

-что это за числа?

(Ответ: годы жизни Пушкина)

Уч. лит. 2. Какая баллада была написана на тему украинской сказки?

(баллада «Гусар»)

Уч. мат. 3. Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?

(вынесение общего множителя за скобки; способ группировки; формулы

сокращенного умножения)

Уч. лит. 4.Что вы знаете о прадеде А.С. Пушкина Абраме Петровиче Ганнибале?

(один из образованнейших людей России, математик, фортификатор,

гидротехник. Без математических знаний он не достиг бы таких высот)

Уч. мат. 5. Прочитайте выражение и закончите формулировку:

a2 – b2 =

Уч. лит. 6. Какое стихотворение Пушкина первым появилось в печати, где оно

опубликовано и сколько лет было автору?

(« К другу стихотворцу », Ж-л « Вестник Европы », 1814г.)

Уч. мат. 7. Прочитайте выражение и закончите формулировку:

a3 ± b3=

(a + b)3=

Уч. лит. 8. Какая поэма посвящена украинскому народу, истории Украины?

( «Полтава»)

Подведение итогов разминки

Работа над темой урока

Уч. лит. Поэма повествует об Украине, о ее народе, о красоте ее природы. Почему же так важно знать историю народа и родины?

- Прочитайте отрывок из этой поэмы (выраз. чтение)

– Что вы увидели в этой картине? (устное рисование)

– Какими художественными средствами поэт достигает красоты стихотворения?

- Какие чувства вызывает у вас данный эпизод?

- На доске вы видите иллюстрации к поэме, которые нарисовали ваши одноклассники. Совпадают ли ваши устные картины с данными рисунками?

–Какие строки в данном отрывке вы считаете главными и почему? Вывод.

Уч. мат. Следующее задание такое. У каждого на парте лежит таблица «Это интересно знать». Вам нужно заполнить пропуски числами, которые вы найдете, решив следующие упражнения ( 4-ро учащихся решают у доски):

  1. Найти значение выражения, упростив его:

(2а+b)(2a - b) – 2(a + b) +3b(b – a) при a=8, b=1/7

( ответ: 120 )



  1. 1 верста = 1, 06 км. Сколько верст составляет 6042 км?

(ответ: 5700 )



  1. Решить уравнение: 18 – у + 18у2 – у3 = 0

(ответ: 18)

  1. Вычислить: 125х48 – 113х82 + 113х76 – 125х28

( ответ:1822 )



Уч. лит. Вы заполнили свободные места и узнали, как Пушкин собирал материал к поэме «Полтава». Прочитайте. Сделайте вывод.

Уч. мат. А сейчас решите такую задачу (у доски).

А.С. Пушкин пробыл в южной ссылке с 1820 по 1824 годы, за это время из-под его пера вышло много стихотворений. За первый год было опубликовано 5/16 от всего количества, за второй год – 1/8 часть, за третий год 3/16. Известно, что за 3-й и 4-й годы он опубликовал на 2 стихотворения больше, чем за первые два года вместе. Сколько всего стихотворений опубликовано Пушкиным за годы ссылки, сколько стихов было опубликовано за 4-ый год? ( ответ: 16; 6)

Уч. лит. Это была не просто задача. С каким событием в жизни поэта связано число 6?

(Учился в лицее 6 лет:1811 – 1817)

А еще число 6 соответствует количеству букв в названии стихотворения, с которым вы сейчас познакомитесь. «Птичка». Чтение про себя, а затем вслух выразительно.

- Назовите главную мысль ст-ния. Найдите строки, подтверждающие ваш ответ

- С каким ст-ем, ранее изученным, оно перекликается? («Узник»)

- Почему поэта привлекли такие, казалось, незначительные факты, взволновали

его? Как бы вы поступила на месте автора?

- Почему нас волнуют эти строки? ( Природа – это свобода, а человек – часть природы, он тоже должен быть свободен).

Уч. мат. А сейчас мы проведем игру « Кто быстрее». Перед вами таблица из 7-ми клеток. Я предлагаю вам 7 заданий математического диктанта с комментированным решением. Ответ каждого задания соответствует номеру буквы алфавита, который вы найдете в таблице с алфавитом.

  1. Вычислить удобным способом: ( 362 – 172 ) / 53= (19)

  1. На какое число делится выражение: 993 – 743 = (25)

  2. Найти наибольший корень уравнения: х4 –(2- х2)2 = 0 (1)

  3. Решить уравнение: а3 – 60а2 + 1200а - 8000 = 1 (19)

  4. Найти наибольший корень уравнения: (х – 11)2 + 2(х-11)(1+х) + (1+х)2 = 900 (20)

  5. Найти значение выражения: х3+ 8х2 – х – 8, при х =2 (30)

7. Найти корни уравнения: 0,25х2 – 9 = 0 ( ± 6 )

- Какое же слово зашифровано в математическом диктанте?

( счастье)

Уч. лит. Свобода – это счастье. А всегда ли был счастлив поэт?

Уч. мат. А сейчас мы перейдем к творчеству. Вы получили домашнее задание составить задачу, используя материал по жизни и творчеству Пушкина ( несколько

задач проверяются, дети определяют самую удачную задачу)

Рефлексия

Уч. лит.

–Какие же мечты и идеалы были у поэта? Свяжите свой ответ с содержанием второго эпиграфа.

Уч. мат. – Чем интересен для вас был урок? Молодцы! Вы показали не только математические способности, но и литературные знания. Как видим, можно объединить математику и литературу, « физику и лирику». А Подольский Руслан нашел стихотворение, посвященное математике ( к сожалению, не Пушкина)

Ученик читает выразительно стихотворение «Математика»

Ты признана давно главою всех наук.

Нужна нам ты всегда и всюду,

Без математики мы нынче как без рук.

С тобой из сказки диво творят люди.

Освоивши тебя, стремимся мы в полет,

Создали очень умные машины.

Штурмуем космос мы,

Из разных фактов узнаем причины,

С тобою неуклонно мы растем,

С тобою покоряем мы природу.

И достижения свои с успехом отдаем

На благо нашего народа!

(Выставление и комментирование оценок)

Домашнее задание: по домашним задачам составить уравнения и решить их.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!